В жизни нам часто приходится сталкиваться с болью и горем. Когда с нами случается беда, то очень часто это кажется несправедливым, и мы в сердцах восклицаем: "Господи, за что?!" Мы нередко видим, как страдают дети, как несчастья обрушиваются на добропорядочных, хороших людей, и тогда мы думаем: почему в мире так много зла, и отчего милосердный и всемогущий Господь допускает это? Он не любит нас? Или причина в самих людях? Можно ли избавиться от зла? Теологи и философы с давних пор размышляют на эту тему. Многие считают, что все дело в свободе воли человека. Сторонники такой точки зрения доказывают, что мир, населенный свободными существами, способными выбирать между добром и злом, богаче, разнообразнее и лучше мира, населенного существами, абсолютно послушными законам Создателя, то есть фактически добрыми автоматами. Возможно, отчасти это так, но все же количество мучений, боли и несчастий в мире очень велико, оно явно больше, чем необходимо для обеспечения свободы воли. К тому же, как тогда объяснить природные катаклизмы - наводнения, ураганы, землетрясения и т. п., они же не являются результатом человеческого выбора? Все религии, признающие единого Бога, такие как христианство, иудаизм, ислам провозглашают, что бесконечно милостивый и могущественный Господь любит всех Своих детей. Тогда почему на свете нет ни одного человека, которому никогда не доводилось страдать? Известный философ Дэвид Юм в своих "Диалогах о естественной религии" заявляет, что если зло согласуется с замыслом Всевышнего, то Он не благоволит роду человеческому, если же зло противоречит Его планам, значит, Он не всемогущ. Однако интуиция людей верующих подсказывает, что раз Создатель сотворил "из ничего" весь этот мир, то, конечно, его могущество не ограничено. Также несомненно, что Бог желает нам только добра, потому что как же может Он не любить тех, кого создал по своему образу и подобию? Что ж, тогда, может быть, милосердие Творца, Его любовь к нам и Его всемогущество каким-то немыслимым образом совместимы с существованием зла, просто эта совместимость - великая тайна, превосходящая человеческое разумение? Опираться на такой вывод совсем не хочется, поскольку он вообще не предполагает каких-либо реальных возможностей хоть что-то понять. Как же подступиться к решению вопроса? "Какого вопроса? - возмутятся атеисты, - проблема абсолютно надумана! Здесь нечего решать, и так все совершенно ясно: есть Вселенная, и в ней присутствует зло, так уж получилось. Эволюция живых организмов определяется борьбой за существование, эта борьба подразумевает, что выживает сильнейший, победив тех, кто слабее его. При этом он, естественно, причиняет им зло, а иначе как же одержать верх? Так устроена природа, и человек, ее дитя, не исключение, больше тут сказать нечего". Однако, если все так просто, то почему, причиняя кому-то боль, даже закоренелый атеист, как правило, испытывает муки совести? Не потому ли, что в глубине души любого человека все равно горит вложенная Всевышним искра, не важно, верит он в нее или нет? И как обычная искра по своей сути идентична костру, так и Божественная искра есть часть Творца, а значит, несет в себе, прежде всего, любовь и добро. Наверное, поэтому каждый из нас, вне зависимости от своих убеждений, способен на альтруизм, бескорыстные поступки и искреннее желание оказать помощь попавшему в беду. Кроме того, если мы внимательно приглядимся к дикой природе, то увидим, что там вовсе не всегда торжествует принцип выживания сильнейшего в борьбе за место под солнцем. Сотрудничество и взаимная поддержка не редкость в животном царстве. Всем известны случаи спасения людей дельфинами, а помощь своим больным или раненым собратьям среди дельфинов и китов - повсеместное и обычное явление. Сообща или в одиночку они выталкивают пострадавших на поверхность воды, чтобы те могли дышать. Императорские пингвины в лютый антарктический мороз и снежные бури сбиваются в плотную кучу и много дней греют друг друга, причем те, кто в середине, обязательно периодически меняются местами с теми, кто оказался снаружи, чтобы никто не замерз. И таких примеров множество! Также очевидно, что в отношениях животных присутствуют не только дружба и взаимопомощь, но и любовь. Многие виды создают пары на всю жизнь. О лебединой верности сложены песни, да и гусь - примерный семьянин. Если его гусыня погибает, он очень надолго, часто навсегда, остается один. Подобное поведение выглядит по меньшей мере странным с точки зрения теории выживания видов в эволюционной борьбе за существование. Да и вообще, для чего нужна вся эта кутерьма с двуполым размножением? Однополое - более надежное, быстрое и менее рискованное средство получения потомства. И все же у подавляющего большинства видов земных обитателей два пола, и, как всем хорошо известно, для продолжения рода они непременно должны заниматься сексом. И мало того, что сам этот процесс требует значительных затрат энергии, для его осуществления нужно, чтобы партнеры не только встретились, но еще и понравились друг другу. И здесь ухищрениям природы нет числа. Яркие краски, диковинные атрибуты, необычные песни, все идет в ход. И что в итоге? Огромная грива льва, нужная исключительно для привлечения внимания львицы, мешает царю зверей охотиться; блестящий вычурный и необычайно длинный хвост павлина не позволяет своему хозяину нормально летать, и он часто становится жертвой хищников. Какая же тут борьба за выживание? Зачем все эти украшения, если они уменьшают приспособленность к жизни? И все же они необходимы, ведь красота, как часто говорят вслед за Ф. М. Достоевским, спасет мир. Но каким же образом? Красота спасет мир через любовь, как отправная точка духовной эволюции. Прекрасное пробуждает особые, ни с чем не сравнимые чувства, оно нравится, его хочется любить, и потому красота способствует возникновению любви. И пусть в данном случае это личностная, эгоистическая любовь к существу противоположного пола, которой далеко до бескорыстной духовной любви, как до звезды, все же она позволяет осознать, что есть чувство, заставляющее забыть о собственном "я" в пользу кого-то другого. И это первая ступенька эволюции любви, конечным результатом которой станет обретение любви, объединяющей человека с Богом, ибо "Бог есть любовь". По словам выдающегося мыслителя средних веков Аврелия Августина развитие человечества разворачивается в двух царствах, созданных двумя родами любви: "граде Земном, возведенном любовью к "я", презирающей Бога, и граде Божьем, возведенном любовью к Богу, презирающей "я". Воспользовавшись такой терминологией, можно сказать, что эволюция любви позволит всему человечеству "переместиться" в град Божий - мир добра, где "по любви служат взаимно друг другу". В процессе этого "перемещения" одним из этапов станет любовь к ближнему, что, безусловно, спасет нас от того зла, которое проистекает от выбора человека. Возлюбя ближнего своего, как себя самого, люди смогут жить по формуле Августина: "Люби и делай все, что хочешь", то есть, не утратив свободы воли, человек, строя свои отношения с другими, будет всегда выбирать добро, ибо как же можно причинить горе, боль или страдания тем, кого искренне любишь? Эволюция любви станет лекарством не только от зла, причиняемого человеку человеком, но и от так называемого естественного зла (болезни, землетрясения, наводнения и т. п.). Человек не является совершенно отделенной от всего единицей бытия, он органически связан с Богом, Природой и другими людьми. Всегда болезнь одного органа, вызванная его неправильным функционированием, заставляет страдать весь организм. Поэтому, если отдельная личность любит только себя и действует, основываясь исключительно на потребностях своего индивидуального "я", не желая нести за это никакой ответственности (грубо говоря, по формуле: "я хочу делать только то, что мне, черт возьми, нравится! Я хочу хорошо проводить время"), она неизбежно вносит дисгармонию в окружающую социальную и природную среду. В результате возникают войны, беспорядки, страдают невинные и праведные, а дисбаланс в Природе проявляется в стихийных бедствиях, голоде и эпидемиях. Зло - дисгармония, вызванная обострением обособленности человека, его нежеланием признать, что он является единым целым со всем мирозданием. Восстановить гармонию сможет только любовь, которая уничтожит эту обособленность. Конечно, такой духовный прогресс не может начаться и идти сам собой, как не может вдруг ни с того, ни с сего у эгоиста вспыхнуть любовь к ближнему своему. Потому что любовь к ближнему, как и любовь к Богу является не эмоцией, а особой формой высшего знания, духовной интуицией. А такая любовь-знание нуждается в усилиях воли человека, направленной на отказ от чувства собственной важности, от жалости к себе, от желаний, которые заставляют вступать в войну с другими, платить им злом за зло, варварски относиться к природе ради бесконечного удовлетворения личных материальных потребностей. Только достигнув мира между собой, и мира внутри себя, а также отрешенности от собственного эгоистического "я", люди станут способными на высшую форму любви, единящую нас с Богом. Один из даосистских философов Хуан Цзун заметил: "Когда источник высыхает, рыбы, поддерживая одна другую, собираются на мели и стараются дать друг другу влагу дыханием и слюной. Но лучше бы им забыть друг о друге в просторах рек и озер". Можно продолжать пользоваться одной только самой простой и низшей формой любви, оставаясь подобными рыбам на мели, но разве может такое существование сравниться с божественными водами? Разве не стоит попытаться найти путь в родной океан и обрести в нем радость и покой? |