Готовить тело и дух для труда восхождения Кто с нами – тот спасен. Но это значит знать Учение. Знать Учение – значит, прилагать его. Следует в школах предупредить, что до тридцати лет не все центры еще готовы для высших проявлений. Нужно, чтобы молодежь знала, что нужно готовить тело и дух для труда восхождения. Нужно, чтобы преподаватели были водителями в жизни. Нужно, чтобы отвлеченное стало реальным, и укрепляло всю жизнь. Многие чистые духи уже готовы примкнуть к работе сознательной, но ищут, как подойти. Преподаватели должны знать, что путь отрицаний самый губительный. Нужно знать, что затрата внутренней энергии гораздо больше при умственном труде, чем при физическом. Такое понятие должно лечь в основу Культуры. Надо понять, что витамины и многие другие вещества получают силу, соприкасаясь с огненной энергией человека. Это открытие должно показать мощь человеческой огненной энергии. Много событий происходит, но надо учиться распознавать в этой разноголосице единый план подвига Нового Мира. Слишком много людей, кто не желает даже представить себе, что они могут участвовать в мировом построении. Пусть все, кто может, несут камни для Незримого им Храма. Учитель умеет понять сущность характера ученика. Плох Учитель, пожелавший уровнять всех учеников. Так он только себя унизит и совершит непоправимое злодеяние, насилуя карму ученика. Нужно принять в сознание все свойства ученика и понять его настолько, насколько он может вместить новые преимущества. Каждое невмещение преимущества ученика ведет к ужасным уродствам жизни. Мерою будет развитие огненной энергии. Воспылавший сердцем никогда не будет паразитом. Такое понимание спасет весь уклад мышления. Не будет паразитов, не будет и безработных. Не все писания великие. Надо знать, откуда идут эти писания. Немало ложных, хотя и с виду прелестных, сведений пишется на разрушение Мира. Нужна наблюдательность, чтобы видеть, как ползут гады и загрязняют мышление. Гряз не от Света. Высоко нужно мыслить, чтобы оказаться вне пыли. Большая ошибка заключается в том, что люди, начав мыслить о Высшем, часто изменяют внешние условия жизни. Сапожник не мог оставить свое ремесло, тогда он предпочел утвердиться на прежнем ритме, в котором и зародилось высшее мышление. Это не неподвижность, а бережность к уже сложившемуся ценному ритму. Ничто не смутит путника, уже увидавшего свой дом. Ничто не может препятствовать сознанию стремиться в Мир Огненный. Ничто не может препятствовать человеку, поставить перед собой величайшую задачу. От такой меры только просветлиться забота и думы наполнятся торжественностью. Только так можно отобрать ценности и идти к Иерархии беспрепятственно. Не нужно смотреть назад. Пусть движение развивает поступательное притяжение, как поток. Падение развивается с ужасающей скоростью, но движение порождает магнитную силу, которая влечет к намеченному направлению. Если лаять, то не пробежать долго, а мысль огненная поведет поверх всех неожиданностей. Надо уметь замечать рост сознания. Это, конечно, труднее, чем заметить рост волос или травы. Но склады сена могут показать, как трава растет, так и рост сознания может дать ценные следствия. Обычная ошибка, когда люди перестают учиться после школы. Философские школы Греции, Индии, Китая дают примеры постоянного учения. Ограничение обязательными школами образования показывают невежество. Обязательная школа должна быть лишь входом. Если разделить человечество на три категории: на вообще не знающих школы; на ограниченных обязательным школьным образованием; и на продолжающих познавание, то последних, к сожалению, будет очень мало. Это показывает небрежение к будущим существованиям. В упадке духа людям нет дела даже до собственного будущего. Кроме общего образования, нужно еще помогать обучению взрослых. Уже несколько поколений, живущих на земле, одинаково мало устремляются к будущему, которого им не миновать. Эта небрежность поразительна. Учения сделаны пустыми оболочками. Но даже на простой праздник люди стараются приодеться. Радоваться можно не в ханжестве и суеверии, а в просветлении. Нужно радоваться не только детским школам, но и объединению взрослых для постоянного познавания. Есть только один путь, путь с Иерархией. Любой другой путь приведет к растерзанию стихиями. Дух способствует даже развитию мускулов. Это не хатха-йога, где утверждаются, прежде всего, физические упражнения. Духовное развитие сообщает мускулам особую крепость. Если взять двух атлетов, один из которых идет лишь физическим путем, а другой понял мощь духа, то насколько второй преуспеет! Сейчас как никогда нужны герои. Нельзя себя изгонять из эволюции. Следует замечать, где граница посредственности, безверия и самости, там и самоуничтожение. Могут пройти десятки лет, пока процесс самопожирания обнаружится, но он уже нарастает от часа отрицания Иерархии. Невозможно представить себе движения без Иерархии. Нужно твердить это постоянно, ибо люди идут к пропасти. Лучи оплечий мучительно болят от скрежета человечества. Нельзя затруднять собеседника каким-то одним настойчивым названием. Мысль должна быть направлена к сущности понятия вне его принятого выражения. Настает время, когда все условия жизни начинают гнать людей к пониманию единой Иерархии. Наибольшее разделение всегда дает толчок к единению. Сейчас время наибольшего разъединения. Наступает заря сложения единения. В школах следует изощрять принятие чужих мыслей. Люди плохо умеют слушать и понимать читаемое, потому особые часы должны быть уделены на проверку услышанного. Сознательное неслышание и невидение совершенно другое. В обычном состоянии человек должен быть хорошо восприимчивым. Срам той стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения. Нельзя поручать детей человеку удрученному. Горе даст плохое излучение. Подавленный дух не вызовет восторг. Нельзя ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды. Народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Надо устремить мысль к радости будущего. Надо позаботиться, чтобы учитель был самым ценным лицом. Приходит время, когда дух должен быть образован истинным познанием. Нужно смягчить сердце учителей, тогда они пребудут в постоянном познавании. Детское сердце хорошо знает, что горит, а что потухло. Не заданный урок, а совместное с учителем устремление дает мир чудесный. Открыть глаза ученика – значит вместе с ним полюбить великое творение. Для устремления в даль нужно стоять на твердой почве. Надо учиться заботиться обо всем, что утверждает будущее. Плыть в Лотосе против течения издревле считалось знаком Великого Служения. Восторг достижения позволяет не думать – глубока ли бездна и как доплыть? Радость духа освобождает от земных боязней. Так можно не мыслить о камнях подводных, когда дух чует достижение. Всякое поругание Спасителя, Учителя и Героев повергает в одичание и погружает в хаос. Надо понять, что хаос очень близок, а одичание начинается с самого малого. Когда сокровище торжественности потеряно, а жемчуг знания рассыпан, то одичание близко. Нельзя впадать в маразм разложения. У Силы можно заимствовать и от Света можно просветиться, только бы понять, в чем Свет и Сила. Уже хохочет кто-то, но он хохочет во тьме. Что же может быть ужаснее хохота во тьме. Свет будет с теми, кто хочет его. Надо радоваться пути трансмутации сердца. Мысль о преображении сердца пусть будет источником радости. Многие печали и воздыхания от самости. Много ужасов от самости. Много преткновений от самости. Необходимо перестать думать об ограничениях. Когда дано зерно огненное, нужно радоваться, что такая жемчужина носима нами по доверию самой Иерархии. В тонком Мире многое знают о происходящем на земле. Но и многое не могут понять. Надо, как и на Земле, относиться к таким непониманиям сострадательно. Как на Земле, так и на Небе, нужно не затруднять положение раздражением. Нужно идти за Владыкою в полном доверии, как Владыка идет за своим Владыкою. Нужно полюбить этот путь преданности, нужно прикрепиться к нему всем сердцем так, чтобы иное решение стало невозможным. Именно такою преданностью строятся Миры. Можно прочесть самые прекрасные примеры преданности, это будет повесть о Героях. Нужно всем побыть героями. Учение самых тонких физических процессов всюду предусматривает нечто и в процессе народных построений. Нужно изучать народоведение, нужно признать неблагополучие жизни планеты. Миропонимание, обнимающее Мир Невидимый, изменит психологию людей, но до этого еще далеко. Часто следствия опыта не переносятся в жизнь. Люди остаются теми же, как и до опытов. Но ничто не должно препятствовать делиться знанием и способствовать расширению сознания – в этом будет любовь к ближнему. Потеря религии пошатнула поступательное движение. Без Бога нет пути. Можно называть Его, как хотите, но Высший Иерархический Принцип должен быть соблюден, иначе не к чему прикрепиться. Надо понимать, что устремление воли кверху окружает планету как бы защитною сетью. В примитивных верованиях почитание Божества основывалось на страхе. Но страх вызывает ужас и неминуемое негодование. Природа человеческая, в сущности своей, хранит сознание, что Великое Начало Начал не имеет ничего общего с ужасом. Каждый, кто произносит на своем языке слово Бог, может чувствовать к Нему любовь. Только этим вездесущим понятием можно выразить достойное почитание. Ничто на Земле не зажжет огонь сердца, как любовь. Никакая слава не сравнима с любовью. Люди не стыдятся выражать гнев и раздражение в самых постыдных формах, а священное понятие любви порой сопровождают смущением и даже насмешками. Человек, дерзнувший выказать любовную преданность, уже оказывается чем-то недостоверным; в этом смущении основных понятий заключается смута мира. Не может сердце человеческое процветать без Начала Начал, Невыразимому словами, но Ведомому огнем сердца. Надо среди нарушенных Основ Мира засветить огни сердца и любви к Самому Высшему. Пора понять, что даже наука в своей относительности не закрывает путь к Беспредельности. Среди величия Миров нельзя пребывать в злобе, убийстве и предательстве. Только тьма может приютить все позорные преступления. Никакой закон не может оправдать злую волю. Страшна злая воля, ибо она уходит во тьму. Но среди земных средств можно противопоставить тьме огонь любви. В приобретении качеств нельзя придерживаться одной системы и одной последовательности. Кто сердечно чувствует влечение к восполнению терпения, тот пусть и выполняет эту задачу. Кто стремится к развитию мужества, пусть наслаивает этот опыт. Нельзя запретить желающему думать о сострадании или самовыражаться о сотрудничестве. Хуже всего условные, насильственные методы, когда ученика заставляют устремляться к наиболее дальнему качеству, которое сейчас не будет воспринято. При всей дисциплине греческих философских школ запрещалось насиловать волю ученика. Запрещались всякие поносительные слова, ведь мысленно человек может посылать еще горшую брань. Нужно указать начинающим на необходимость восполнения качеств, но в последовательности влечения. Огни сердца зажигают центры по индивидуальности. Нужно ценить эти огненные вехи. Нужно понять, что преображение жизни должно идти естественным путем. Последствия уклонения от существа устремления может дать нарушение всех основ. В школах нужно ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств. Преподаватель должен следить, насколько сознательно принимаются впечатления. Но это не должна быть суровая спартанская школа физической выносливости и находчивости, это должно быть использование сердечной энергии, чтобы принять вещи с достоинством. Так воспитывается самообладание. Не многие сохраняют память о самообладании. Как только они выходят за пределы обихода, они начинают производить ряд страшных движений, произносить ненужные слова и тем показывают ложный вид тела и духа. Такие люди теряют достоинство при переходе. Нужно помнить, что, приближаясь к Свету, свою лампаду следует нести не расплесканной. Такое путеводное совершенство нужно приобрести в телесном состоянии. Потому опытные люди просят испытаний, иначе не на чем утвердит свою силу. Каждое земное действо имеет в виду путь высший. Человек, как микрокосм должен стремиться к объятиям огненным. Через огненные объятия человек приобщается к высшим пониманиям. Он начинает и во всем окружающем искать огненность. Так подбирает около себя он огненные созвучия, в самых различных предметах узнает огненное начало. Узнать предметы, окружающие человека с открытыми центрами, значит увидеть огненную гармонию. Нужно присматриваться к обычаям огненных людей. При всей широте взгляда они чутки на окружающее. Многое, что для другого остается незаметным, они чувствуют до боли. Надо знать, что огню трудно при вихре, именно, вихрь земной утруждает центры. Но это, в существе, не только не вредит, но даже создает полезное напряжение. Огненный человек глубоко чувствует скоротечность земного существования и всем существом знает о пути высшем. Нельзя ничем отвратить огненного человека от его назначения. Он ни днем, ни ночью не забывает о предстоящем пути. Для него уже безразлично, где будет совершаться его восхождение. Степень тела уже не важна для устремленного духа. Не надо это понимать, как особое житие Святых, а надо увидеть в жизни возможности подвига. Много знаков дается человечеству, нужно их увидеть и не забывать о них. Каждый из нас помнит эти вехи, разбросанные в разных годах жизни. Когда явлены Скрижали, тогда их нужно читать и в мужестве следовать к Свету. Лучше недосказать, чем пересказать. Неготовое сознание может исказить наставление. Самое простое указание может переломиться, когда попадет в неготовое сознание. Потому надо заботиться, чтобы по месту и по сознанию было бы даваемое наставление. Люди очень трудно принимают наставление без своих оболочек, чаще люди ограничивают себя. Соявление или настояние нужно развивать как здесь, так и там. Самоусовершенствование является труднейшим подвигом. Люди вносят в самоусовершенствование много несоответствий, потому истинное усовершенствование затемняется. Усовершенствование упрощается в случае признания Иерархии. Усовершенствование сознания будет включать в себя прочие виды улучшения, но нельзя признавать усовершенствованием механическое явление подробностей обихода. Ведь можно выковать самый смертоносный клинок или найти самый губительный яд, но вряд ли эти ухищрения рассудка можно принять за достойные улучшения. Но для познания идей Высших Миров надо понять, что есть самоусовершенствование. Можно приступить к прекрасным подвигам, если мы сами осознаем, для чего они должны совершаться. Если мы не будем иметь представления о желательности улучшения жизни, то не будет даже мысли о подвиге. Не может продвинуть настоящее развитие сознания утверждение лишь материального мира. В истории человечества очень кратки были периоды материализма, и все они постоянно кончались кровавыми судорогами. Мышление возмущалось и, утеряв путь, умножало преступления. Самоусовершенствование может быть лишь в утончении сознания, которое захочет иметь вокруг себя достойные явления. Сознание убережет от малых стыдных мыслей. Сознание приведет к Огненному Миру. Если спросить человека – чем он желает украсить себя, то можно будет определить степень его сознания. Вовсе не неучи, а самые рассудительные люди не прочь украсить себя самыми низкими, грубыми предметами. Можно удивляться проблеску четкости у дикарей, но можно и ужасаться нелепости у так называемых цивилизованных людей. Самое напряженное положение может помогать трансцендентальному восприятию. Посвященный не избавляется от опасности упущения Высших Велений. Нужно быть готовым к всевозможным нагнетениям лишь бы войти в созвучие с Высшим Миром. Много ускользающих Указов возвращаются в хранилище не воспринятого. Кто-то усмехается в невежестве, кто-то порицает в гордости, кто-то обижается в жестокосердии. Надо чаще напоминать об Ускользающих Указах. Надо наблюдать физическое состояние собеседника. Слишком часто говорящий слушает самого себя и не обращает внимание на слушателей. Лишь огненное сознание удержит все внимание по их особенностям. Такое внимание будет великодушием. Напряжение, соединяющее с Иерархией, может быть духовным выводом из обычных условий. Когда-то впадали в телесные изуверства, но при духовном развитии не нужны эти первобытные приемы. Когда-то требовалось угрожать муками ада, чтобы сократить кровавую пищу, а теперь уже вполне естественно входит в жизнь питание растительное. Когда человек осознает, что сердце есть средоточие духа, тогда все телесные изощрения изуверов заменятся жизнью сердца. Так постепенно проникает одухотворение жизни. Не следует давать серьезные знания лишь любопытным, это может порождать кощунство. Кощунство должно быть осознано со всем вниманием. В кощунстве заключается не только отталкивание от Света, но оно несет в себе и настоящую заразу. Кощунствующий после хулы уже не тот самый, он уже растоптал часть своей заградительной сети. Можно ожидать различных заболеваний, ибо заградительная сеть не только охраняет духовно, но и телесно. Произнесение кощунства должно быть запрещено от малых лет. Люди порой становятся, до того безответственны, что забывают значение слов. Утеря слова «гармония» унижает людей. Множество механических открытий значительно уничтожили Культуру. Силы разложения очень подвижны, они приносят разложение, заразу и отупение ко всему прекрасному. Много деяний сил темных; не суеверие, а документы подтверждают их намерения. Можно оградиться от них всеми силами огненными, а для этого нужно признать Агни. Будет правильно, если предоставлять ученикам самим решать. Можно указать полезное направление, но каждое насилие уже противно закону свободной воли. Особенно нельзя насильно зажигать Огни. Мир Огненный может быть добычей лишь собственного сердца. Никто не может быть введен насильно в область Огненную. Люди часто не понимают, где граница насилия. Одни стремятся к насилию, другие ищут насилие, и то и другое противно природе Огня. Каждая весть об Учителе есть что-то нужное, пусть это будет одно слово или даже одна буква, но если она послана, значит нужно. Нужно поощрять духовных людей. Хотя они трудятся не для поощрения, но все же они нуждаются в охранении духовного направления. Каждый Правитель должен знать не только силу порицания, но и благо поощрения. Последнее значительно труднее, но тогда исходит благодать. Каждая весть должна быть не только благой, но и привлекательной. Многие молодые люди не следуют путем отцов и матерей. Кроме кармических причин в этом можно усмотреть и непривлекательность действий старших. То же можно видеть и в положении религий. Религия, как связь с Высшим Миром, должна быть, прежде всего, привлекательной. Страх не может привлекать, насилие отвратительно, а само понимание Высшего Мира должно быть увлекательно. Можно радоваться всему Высшему. Даже малоумный не отклонится от Высшего. Отвратители пытаются затемнить Высшее, проделывая ряд отталкивающих действий. Если они затемняют самое прекрасное, стало быть, они служители тьмы. Дело не в догмах и символах, ведь можно опозорить самый прекрасный знак. Как можно назвать тех, кто отвращает малых от Дома Божьего? Это растлители и тюремщики позорят молитву к Высшему. Не говорят с отцом и матерью лишь их же словами. В молитве к самому высшему не нужно принуждать сердце свое славословить чужими мерами. Кто слагал молитвы, гимны, песнопения, тот пел своим сердцем. Нельзя препятствовать духу возноситься на своих крыльях. Если нужна песня, то она будет песней сердца, при этой песне будет звучать каждое творение, каждый предмет воссоединится в хвале Превышнему. Кто сможет ближе и еще увлекательнее создать хвалу, тот сотворит благо. Никакая догма не может запретить беседовать с Превышним. Нет такого языка, на котором нельзя было бы молиться. Люди жалуются на бесполезность молитвы. Они говорят, что монастыри и молитвы не помогают, коль мир погряз в несчастье. Но никто не подумает, во что бы обратился мир без молитвы. Надо прекратить всякую хулу на деяние духа. Ощущение связи с Высшим придет лишь от молитвы. Уста духа каждого приближают к возможности постижения. Нужно хранить мост к Высшему Миру. Обратиться к будущему вовсе не легко. Звучит это просто – оставим прошлое и обратимся к будущему. Но как же зажечь костры прошлого, и где взять огни, чтобы осветить будущее? Подвиг духа скажет, как найти эти границы и меры. Не просто втиснуть подвиг в жизнь будней. Но по счастью, каждое сердце уже представляет кошель для подвига. Во все времена население делилось на оседлое и кочевое. Кочевое передвигалось мощью искания достижений, не было у них места своего, но для будущего они находили силы достижений. Такое стремление сердца вложено в каждую человеческую жизнь. Нужно среди остатков мощи подвига найти это благородное не успокоение, ведущее в будущее, только так можно не застрять в тенетах прошлого. В Тонком Мире воспоминания как оковы. Уже здесь нужно приучаться устремлению в будущее. Никто не говорит, что не надо знать прошлого, ведь знание благословенно, но не следует вязнуть в пыли чуров. Так, не забывая, но и не ограничивая, нужно идти к Новым Мирам. Свобода сознания рождает героев. Дисциплина духа утверждает мудрецов, лишь невежды могут понять будущее, как новую постель. Лучше представить себе движение и полеты. Различие между Вождем и Правителем огромное. Правитель предполагает настоящее и как бы управление чем-то уже существующим, а Вождь несет будущее. Он не получил уже сложенного, но он ведет и каждое его действие устремляет вперед. Правитель знает уже сложенное и законченное, а Вождь не имеет утвержденного ранее и должен привести народ к Горе Совершенства. Если тягость Правителя велика, то ответственность Вождя еще больше. Силы Превышние утверждают свой Престол там, где есть признаки водительства. Вождь должен различать, где притворство и где искренность. Вождь имеет силу отличать добродетель сердца от насильственной угодливости. Для Великого Общения нужно чистое сердце. Ничто нечистое не получит Общения, потому символ Вождя должен быть знаком чистоты сердца. Не только в действии, но в мыслях Вождя несет благо народам. Он знает, что ему поручено принести чашу полную, он не теряет пути в блуждании. Он не расплескает доверенную чашу – так понятие Вождя есть знак будущего. Полезное чтение должно сопровождаться сиянием. Не может сердце не отвечать на радость духа. Людям нужно понятие Вождя. Они должны иметь Поручителя перед Высшим. Люди понимают, насколько не найти пути без связи, и они знают, что Вождь приходит. Чистое устремление Вождя не может быть пресечено вне срока. Многие вожди чувствуют, что их хранит панцирь огненный. Можно заметить, что не внешность, не голос, не богатство, а нечто другое убеждает народы. Наука не отдаляет от Высшего Мира, она может изменить названия, но сущность все же останется как основа. Именно Вождь может представить себе, где сущность. Может быть, он и не скажет Слово непроизносимое, но он чувствует его в сердце. Это слово поможет Вождю не утерять понимание мировое, только оно легко доставляет чудесный панцирь. Есть люди, кто не признает Вождей, Учителей, Руководителей. Надо знать, что они паразиты, которые питаются смутой и разложением. Ложь и ущемление лежит в природе паразитов. Они тайно собирают богатства и не прочь пожинать роскошь. Так нужно отличать всех, кто строители по природе своей, а кто разрушители. Лучше побыть с теми, кто знает радость труда. Они знают и Руководителей и почитают Учителя, ибо природа их устремлена к кооперации. Обучение в начальной и средней школах должно быть одинаково для обеих полов. Нельзя навязывать ребенку специальность, когда он не может еще найти свои способности. Достаточно высшей школы, чтобы разделить программу по дарованиям. Так можно объединить образование тех, кто не может сразу обнаружить свои задатки. Очень важно, чтобы программа не расчленялась для полов. Это условие сотрет очень вредное отношение к полу. Задача истинной школы направить сознание в будущее. Перенесение сознания в будущее будет образованием ведущего магнита. Будущему нужно уделять не отдельные мысли, а существо сознания настроить в ключе будущего. Принуждать себя в этом нельзя, можно достичь этого, лишь полюбив будущее. Обязанность Вождя устремлять народ в будущее. Искусство мышления нужно развивать в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. И мышление должно быть усилено упражнением. Такое углубление не должно быть тягостным и скучным, поэтому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным. Эволюционно мировые процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах. Родина выливается из мировых процессов и должна занимать вполне обусловленное место и значение. Каждый должен знать истинную ценность своего отечества, и оно не должно быть растущим древом в пустыне, оно должно иметь свои сотрудничества с множеством народов. Верование в Высшую Справедливость придет от знания действительности. Задача каждой школы есть открытие обоснованного воображения. Для роста познавания красоты в школах должно быть учреждено изучение красоты жизни. История Искусств и Знаний должна войти в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших пониманий, но и содержать указания по современным достижениям. Руководитель этого предмета должен быть образованным, чтобы избежать всякого изуверства, которое содержит в себе зерно невежества. Тем, кто не может усвоить идею Вождя, надо сказать, что каждое слово предполагает приоритет чего-то или кого-то. Человек не замечает, что каждое его утверждение опирается на нахождение чего-то, установленного кем-то. Нет человека, который обошелся бы без учительства. Не нужно превозноситься в сердце своем. Понимание Иерархии поможет установить явление Вождя, который по отношению к Высшим является последователем. Надо посредством воспитания утвердить неизбежность Иерархии во всей Вселенной. Каждый, зовущий ближнего к огненному крещению, уже является участником Великого Служения. Каждый, принявший участие в несении Креста Истины, не обессилит. Каждый, понявший нужды Мира, уже сокращает путь восхождения. Каждый, познавший значение сердца, как Обители Агни, уже на верном пути. Пора создать Институт Психической Энергии, он должен собрать многих полезных сотрудников. Институт Астрологии должен стать близким помощником для проверки данных. Психическая энергия должна занять внимание просвещенных людей. Неотложно нужно твердить о Живой Этике. Сейчас Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой. Вождь должен быть постоянно бодрым, чтобы никто от него не получил эманации уныния. Такая бодрость устанавливается лишь при преданности Иерархии, когда Общение вошло в сердце. От такого Источника создается и дружелюбие, которое открывает самые трудные врата. Нужно иметь перед собою Изображение Иерарха, чтобы найти ко всем случаям основание дружелюбия. Нужно знать Огненный Меч Архангела, чтобы найти границу справедливости. Нельзя назначать на ответственные места людей озлобленных. Озлобленность есть ограниченность. Надзор должен быть очень бдительным. Но это не должно быть знаком недоверия. Надзор нужно преобразить в сотрудничество и во взаимоосведомление. Тщательность качества и меры доверия должны быть проводимы сверху донизу. Множество полезных мероприятий было опорочено и уничтожено только от ненависти к надзору. Причиной такой нецелесообразности является невежество. Когда люди прозреют и поймут Мир Тонкий и Огненный, тогда они поймут всю нескончаемость отношений. Только невежды или сознательные лгуны могут затемнять Иерархию, но сами они несут не свободу, а клеймо рабства. Не начальство Иерархия, а твердыня Любви. Только из любви рождаются почитание, которое создает дисциплину. Но сейчас не многие любят того, кто им помогает, так велико невежество. Нужно учить людей о существовании Иерархии Миров, которая беспредельна. Пусть дети получать хотя бы намек на красоту Беспредельности. Сердечное общение с Иерархией избавляет от тантр и магии. Не мудр человек, мечтающий о своей обособленной воле. Кто заботится о своей воле без общения с Высшими Мирами, тот сбился с пути. Когда раздражение, сомнение, прельщения использованы, тогда остаются ужасы низших слоев. А закрепившему свое общение с Иерархией эти отвратительные зрелища уже не трогают сердце. Попытки запугать будут у последней границы. Подвиг духа противопоставляется силам хаоса. Можно радоваться, когда даже признак подвига приближается. Можно радоваться, когда Учитель указывает на возможность подвига. Устрашение днем завтрашним есть отнятие рук и ног. Люди вместо полета в будущее связывают себя страхом и пресекают движение свое. Без Иерархии, действительно, можно впасть в ужас, как утопающим в бурном океане. Только очищенная Иерархией забота не будут земною, хотя и сохранит действенность и полезность. Притом такая освященная полезность освободится от всякой самости. Полезность общего блага приводит к общению с Иерархией. Это не отвлеченная этика, а путь к Огненному Миру. Люди должны и в земном состоянии отбирать каждое зерно, которое возрастит злак для нити общения. Уже здесь мы должны прободать тяжкие оболочки земные нашим сознанием. Стремящихся много, но мало укрепившихся чувствознанием Иерархии. Нужно подумать насколько послушание есть лишь сотрудничество. Не тягость такое сотрудничество, которое продолжено в самые Высшие Обители. Изуверы видят в этом гордость, но их голова тоже касается великой Беспредельности, им можно посоветовать остерегаться суеверия. Потому нужно укрепиться на Иерархии как на самом живом Начале. Во всем требуется возобновление энергий. Самые мощные явления нуждаются в токах высших. Школы имеют задние развить в учениках понимание связи элементов. Раньше думали, что состав воздуха одинаков везде, а сейчас знают, но не принимают никаких мер. Люди пьют воду и говорят просто вода, используют огонь и говорят просто огонь. Но надо исследовать и воду и огонь. Начиная с различных электрических проявлений можно прийти к свечению предметов и животных. Среди некоторых типов рыб можно найти любопытные свечения. Если начать разлагать состав этого свечения, то можно увидеть, кроме обычных процессов, нечто несказуемое, особенно среди сущностей глубоких вод. Среди воздушных разрежений и среди эфирных взрывов сияют подобные дифференциации Фохата. Существа средних слоев не могут вынести давления океанских глубин. Они также не приспособлены к эфирным вибрациям. Замечательны глубины и высоты для исследований. Но надо поставить задачу изучения пространственного Огня, иначе полезные возможности пропадут. Было бы крайне полезно, если бы ученые ставили перед собою задание Огня пространства. Так, хоть и намеками они смогли бы прийти к нагнетанию огненной стихии. Погибать от огненной стихии будут толпы. Надо изучать все, что связано с этим элементом. Как яростно люди возражают против Вождя и, вместе с тем, пламенно его ждут. Это разделение процессов мозгового и сердечного. Мозг следует условному мышлению и повторяет напетые формулы. А сердце, даже слабое и неуравновешенное, хранит крупицы Истины. Там, где мозг находит подкрепление в отрицании, там сердце, хотя и робко, но все же трепещет радостью при приближении решения. Люди, отрицающие созидание не могут ничего предложить взамен. Такие возражатели одни из первых пойдут за Вождем. Они будут шептать о несогласии, но довольно точно исполнять Указ. Они примут Иерархию не только по рабской природе своей, но и по работе сердца. Оно подсказывает, что в минуту опасности нужно сохранить равновесие около сильной власти. Вождь не должен смущаться этими голосами призраков. Нужно полюбить путь Огненного Мира. Никакое стремление не помогает, если оно не защищено любовью. Именно Огонь любви по своему химизму ближе всего Миру Огненному. Даже в трудные дни нужно упражнять провода любви. Надо понять, что любовь есть действенное огненное начало. Не надо упразднять самые целебные качества любви. Именно этими качествами человек легче всего побеждает все явления тьмы. Надо подчеркивать целебность любви. Люди мечтают о целебности, эликсире жизни, но кроме жизни на Земле бедное воображение ничего предложить не может. Вернейший путь есть путь дружелюбия. Множество опасностей можно миновать дружелюбием. Часто мы даже не знаем размеров и границ таких опасностей. Но сердце свидетельствует, что именно дружелюбие помогает в самые трудные минуты. На многих примерах можно понять, насколько мудро распределены Иерархические силы продвижения. Каждый, имеющий представление о духовных силах, скажет, что только сознательное их приложение будет разумно. Нужно познать целесообразность, она нужна на пути восхождения. Почитание Учителя есть лекарство от всех болей. Когда очень больно, обратитесь к Владыке. Не нужно огорчаться, исполняя Указание Иерархии. От огорчения многие плоды становятся горькими. Нужно во многом приближаться к высшему пониманию. Нужно уметь преодолеть чувство расстояния. Для духа оно не существует, и если передвинуть наше сознание в сферу духовную, то и чувство наше соответственно передвинется, иначе говоря, расширится. Общение с Иерархией дает как бы новый музыкальный ключ всем нашим действиям. Следует бережно относиться к разным путям почитания Иерархии. Прежде нужно приложить свои силы, чтобы сберечь каждую частицу энергии высшей. Нужно утверждать все, что стремиться к Свету. Отвергается только отрицание. Само существование человека мыслящего и наполненного разными тончайшими аппаратами есть реальное чудо, которое не может быть без прошлого, а значит и без будущего. Мир Огненный есть сужденное будущее. Нельзя задерживаться в пути, зная великое назначение. Наше краткое здешнее пребывание дано как самое лучшее благо для спешного движения к Огненному Миру. Нужно сочетать спешные стороны жизни с самыми высшими решениями. В действительности жизнь земная уклонилась от спешных осознаний. Люди мечтают о механических продолжениях жизни здесь, вместо радостной готовности приблизиться к цели. Учитель должен приблизить сознание ученика кратчайшим путем к достижению Огненного Мира. Учитель должен утверждать все, что может, хотя бы косвенно, приблизить или соединить полезные сознания, чтобы каждое действие содержало в себе нужное число условий приближения. Следует в школах указывать, чем мы подобны Богу, чтобы понять древние Заветы, из которых люди сделали посмешище. Везде нужно очистить Понятие Высшее. Нужно не бояться приходить на помощь везде, где можно повысить сознание. Природа вещей должна быть преподаваема среди самых первых предметов. Она должна быть прекрасно рассказана во всей реальности; должна быть показана преемственность миров со всеми научными сопоставлениями. Религия не только не будет противоречить такому изложению основ, напротив, религия будут помогать в своих древнейших намеках. Предмет природы вещей должен стать преддверием понимания Живой Этики. Нужно познать, для чего необходима честь, достоинство и все прочие качества человечности. С самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном; должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше детям напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Так Понятие Высшее не останется отвлеченным и сольется со всем Бытием. Нужно, чтобы Вождь и правительство поняли, чем следует повысить познание Высшего Представления. Нужно, чтобы школы приняли всю привлекательность, которая представляет Бытие во всем величии. Вождь знает, что он несет поручение, и опасности сделаются лишь двигателями, потому Вождь и не думает об опасностях. Сама дума об опасности вредна. Думая об опасностях, мы усиливаем их вибрации и можем этим нарушить равновесие. Бережливость к силам не должна быть смешиваема со страхом и смущением. Надо быть бдительными и осторожными для лучшего выполнения поручения. Но опасности не должны отяготить нашего внимания. Учитель должен, прежде всего, настоять на освобождении ученика от признаков опасностей. Ученик должен помнить всегда, что нельзя тратить капли высшей энергии без пользы. При вступлении в монашество обычно указывалось на все трудности такого пути. Одни скажут – все легко; другие предупредят – все трудно. Людям с огненным сердцем все легко, но при обычном сознании – все трудно. Если кто не выдержит и убежит от одного предупреждения о трудностях, то не надо печалиться, он все равно не подошел бы для настойчивого труда. Не следует набирать людей заведомо непригодных. Ничто не отклоняет так людей с пути, как малая правда. Огненный Мир, прежде всего, требует различия между малой и большой правдой. Они выхватывают малые осколки, не думая о предыдущем и последующем. Такие осколки не лучше любой лжи. Но смысл Мира Огненного в величии Истины. К ней нужно готовиться всеми мерами, нельзя полагаться, что понимание величия Истины придет само. Нужно приготовить сознание к вмещению таких размеров. Это вовсе не легко. Можно видеть, как ложно понимаются самые простые слова. Даже трудно себе представить, насколько может быть извращено самое обычное слово. Но нужно пройти через испытание самых различных понятий. Только принятие высших мер вызовет призыв Высший – Радж, Радж, Радж! Троекратное вмещение может повести к Высшим Сферам. Радж не знает мести и осуждения. Радж великодушен, ибо устремлен в будущее. Радж хочет добра, ибо он – любовь творящая. Такая мера упасет от малой правды, которая бывает недалека от злобы сомнения и осуждения. Так, когда захочется закалять дух, можно повторять древний мантрам – Радж, Радж, Радж! Надо проявлять великую правду и действовать великими мерами. Не слова спасут, а их применение. От любого пути зла можно повернуть к добру. Но такие возможности лучше всего заметны на задачах прогрессии. Каждое промедление во зле относит от добра с быстротою прогрессии. Так, где вчера можно было соскочить с колесницы зла, сегодня уже нельзя вернуться к тому же месту. Это нужно напомнить всем, кто думает, что можно в любое время одинаково скинуть груз зла. Вещество зла очень липко и зарастает малыми правдами. Надо смотреть кристалл Учения и при свете солнца, и при свете огней. Слово хор используется, прежде всего, как определение созвучия голосов. Но может быть хор энергий, хор сердец, хор огней. Надо обратить внимание на хоровое начало, которое вовсе не обременяет начало личное. Нужно развивать в себе такую кооперацию. Забота о хоровом начале должна соединиться с созиданием. Надо понять, что хор нуждается в разнообразии участников. Опытные руководители понимают, как порой бывают нужны даже не очень деятельные участники, но способные вносить своеобразие гармонии. В своеобразии рождается новый вид огня. Надо усвоить закон, что Учитель дает направление, но не настаивает на подробностях. Каждый должен искать и найти их в труде. Часто люди требуют уже конечных и непродуманных ими формул. Но велик закон, устремляющий к нахождению. Поучительны испытания, когда по одной начальной букве ученик должен найти все требуемое слово. Поиски усиливают и руководительство. Не на готовое кушанье зовет Учитель, но Он знает места в лесу, где можно собрать спелые ягоды. К этому месту счастливого сбора призывает Руководитель. Он жалеет, если ученик предпочитает купить грязные ягоды на базаре. Заботливая Рука Учителя незаметно направляет к лучшему пути. Надо научиться понимать, когда говорят символами, не требуя пояснений. Если нужен язык символа, значит, в настоящий момент не полезен обычный способ сообщения. Если требуется записать символ и держать его в памяти, значит придет время применения ему. Так же нужно замечать указание стран. Такие вехи помогают на пути. Так может ужасное время наполниться спасительными огнями, а карма не будет обременена. Нужно полюбить спасительные вехи, которые вспыхивают в сердце при приближении событий. Можно говорить и писать о символе, но учитель не должен переменять символ на обычный язык. Не раз философы утверждали, что собрание людей допустимо, когда оно имеет нравственные последствие. Что же мы видим? Сборища людей обычно кончается в извращении самых простых основ. Давно пора на уроках психологии давать советы о массовых воздействиях. Люди желают приобщаться к управлению, а воспитывать свою волю не хотят. Обычно люди не замечают поворотных обстоятельств. Они не хотят понять, что творят сами. Лестница давно сложена, но человек все же бросается в пустоту, ибо думает о бывшей лестнице. Самые простые и прекрасные решения обходятся молчанием и отрицаются только потому, что где-то стояла дедовская лестница. Она уже давно не существует, но умеренное сознание не приемлет такую действительность. Хорошее отношение еще не есть принятие и отличное отношение. Чаще нужно рассказывать сказку, как дед приготовил для внука не тонущую ткань перед отплытием в море. Но внук покрыл тканью крышку, а когда случилось кораблекрушение, он пошел на дно, и дед не смог ему помочь. Люди порой надевают на корову седло, а потом удивляются, что другие их обгоняют на конях. Можно горько улыбаться на затраты бесполезные. Вождь не огорчается кажущимися неудачами, ибо знает, что количество добра может заполнить любую пропасть. Он чувствует каждое уклонение с пути, но это даст ему еще одну возможность посетить новую область. Добро в руках вождя становится настоящим явлением Света. Утешение не в том, что неудача невозможна, а в том, что каждое достижение добра есть явление нового успеха. Не надо считать знаки тьмы, они только заведут во мрак. Свет может быть и мерилом и опорою. Новые утеснения не что иное, как неубедительное поведение Вождя. Часто народ не знает самой причины, но в сердце своем чувствует, что происходит нечто неубедительное. Вождь должен больше всего уберечься от нарастаний неубедительности. Нужно утвердить преисполнение духа. Преисполниться духом – значит поставить себя в непосредственное общение с Иерархией. Сейчас время когда нужно готовиться к непосредственному Общению. Всякие условные меры будут уже посредственны в себе. В дни, когда огненные энергии напряжены, именно, этот Огонь поможет сердцу понять Высшее Веление. Такое Веление выражается среди всей жизни. Тогда нужно сказать – случайте и слушайтесь. Каждая эпоха имеет свои выражения. Не следует держаться старых приемов, где нужно приложить новое понимание. Даже в старых Заветах можно видеть пророков, преисполненных духа. Именно сейчас, при эпидемиях одержания, люди должны искать сердечного Общения. Лишение благословения являлось актом древнейших патриархов. Он далек от позднейших проклятий. Проклятие является продуктом невежества, а древнейший акт предусматривал нарушение связи с Иерархией. Связь Иерархии есть настоящее благословение со всеми последствиями. Следует пояснять уже в школах, насколько ничтожно наше поле зрения. Только так можно убедить человечество, что оно божественно в своей сущности сердца, но в теле подвергается всем ограничениям. Только так дети узнают, о чем нужно заботиться. То, что человек устремляет к Учителю, то растет, как сад лучший. Плоды зреют, но нельзя допустить червей. Тот, кто понял связь с Иерархией, должен также усвоить, что решение Мира зависит от наполнения пространства. Ведь не земной мир решает, а вся триада. Поэтому даже самые, казалось бы, согласованные земные постановления разрушаются, ибо они не были приняты двумя Высшими Мирами. Также темные силы иногда должны быть оповещены, потому что их вопль лишь усиливает шум оповещения. По всем мирам проносится такой зов и пробуждает новые энергии. Бессердечное чтение и даже заучивание мало помогают. Только участие сердца вызывает истинное понимание. Пульс по качеству своему покажет, насколько сердечное участие помогает явлению восприятия. Скучно слушать лишенное сердечности бормотание, особенно, когда число печатных книг достигает ужасающего количества. Редко количество настолько расходилось с качеством. В этом тоже сказывается признак бессердечия. Надо поощрять каждое горение духа. Следует привыкать к погружению в смысл сказанного, для этого полезны и переводы на разные языки. В них высказывается точность понимания. Учитель должен всегда вращать понятие, чтобы оно коснулось сознания ученика во всей своей сфере. Невозможно принять неотложность многих понятий при первом чтении. Нужно возвратиться к ним при всех окрасках утра и вечера. Ночь и та принесет луч понимания. Статья из книги В.И.Симина «Система жизни» |