Бдительность и остороженность Боязнь и мнительность нужно относить к невежеству. В то же время нужно развивать бдительность и остороженность, эти качества принадлежат озарению. Для неразумных не легко найти границу между разными чувствами. Кто-то называет мнительность осторожностью, а бдительность боязнью, так лучшие качества сводятся к позорным свойствам. Но разумные поймут, где необходима осторожность, основанная на прозрении. Когда мир содрогается в смятении, неосторожный будет глупцом. Разумный взвесит все причины и рассмотрит зарождение вреда. Поступит так он не из-за боязни, а из мужественной решимости. При таком напряжении всякая бдительность должна быть приветствована, а всякая боязнь должна быть осуждена. По счастью, качества неисчерпаемы. В час высшего напряжения нужна высшая бдительность. К такому утверждению понуждает не страх, а желание послужить в лучшей мере. Герои рождаются из такого желания. Герой может быть в любом месте жизни. Спокойствие есть понятие относительное. Нужно указывать на необходимость хранить спокойствие, но, в то же время, нужно и понимать, что даже при добром желании оно может быть достигнуто лишь до известной степени. Тем не менее, если человек будет себе твердить о спокойствии, он хотя бы немного достигнет его. Люди иногда понимают под спокойствием полное бездействие и бездумье, а покой должен быть понимаем, как гармония мысли. Отшельники поясняют, что мысль о целесообразности мироздания будет лучшим проводом к спокойствию. Люди знают, что прошлые заботы оказываются ничтожными по прошествии нескольких лет. Многие пышные события теряют свое значение, а малые повороты могут приобретать значение. Может быть или вечное спокойствие, или вечное беспокойство. Невозможно продвигаться при постоянном беспокойстве, и вдохновение не может нисходить на обуянного беспокойством. Правильное развитие воображения спасет от страха. Для развития воображения нужен длительный опыт среди смены различных состояний. Правильнее жить не законами рассудка, а законами разума. Жестокость, грубость, лицемерие и ложь препятствуют продвижению человечества. Наука, гордая своими преуспеяниями и достижениями, не помогает найти человечность. Искусство не повышает сознания – значит, в мире не все благополучно. Нигде не восхваляются названные пороки, самые крайние учения не превозносят ложь. Но ни наука, ни искусство, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы человеку. Можно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям. Даже философические общества, рассуждая о высших предметах, предаются самым позорным порокам. Нужно смотреть в корень общественной болезни. Только оздоровление внутренней жизни поможет повысить и общественные проявления. Поэтому кроме научного познавания. Кроме кратчайших восторгов, приносимых искусством, нужно мужество, чтобы улучшить внутреннюю жизнь. Мужество развивает и терпение. Человек, терпеливый по природе будет мужественен и вынослив. Нужно противопоставить хаосу лучшее проявленное, которое живет в нас. Только такой самодеятельностью можно восходить беспрестанно. Люди сторонятся слова «нравственность», но рассуждают о нравах. Но нрав не изменится без воздействия всей внутренней жизни. В человеческих отношениях возникают симпатии и антипатии. Часто люди не могут даже найти причину таких чувств. Кроме кармических и физических причин причиною является психическая энергия. Можно заметить, что люди обездоленные психической энергией начинают ненавидеть тех, кто ей обладает в высокой степени. Зависть также имеет основу на завидовании о психической энергии. Каждый завистник, клеветник, ненавистник, прежде всего – нищ. Он лишил себя высшего накопления. Одержатели особенно не выносят большего запаса психической энергии. Не только малодушные, но и все предающиеся сомнению легко становятся добычею одержателей. При таком заболевании человек не знает сам, что он делает, а посторонние изумляются скорой перемене лица. Много исторических событий произошло под одержанием – нельзя этого забывать. Можно видеть, что иногда некоторые деятели живут ретроградно. Значит, они не деятели, а временные вредители. Как в любом обиходе, так и в распространении высшей Истины требуется личный пример. Мы может произнести понятие терпения или мужества, или милосердия, если мы сами имели отвагу проявить такие качества. Великолепные свидетельства таких качеств можно находить и в повседневной жизни. Каждый день можно бороть внутренний хаос и приручать дикого зверя. Нужно ценить каждый отличный поступок. Не только всенародный подвиг, но и достижение, внешне незаметное, может служить овладением лучшею ступенью. Качество снисходительности толкуется превратно. Его понимают или как высокомерие, или как попустительство. Но оба понятия позорны, поэтому и само слово снисходительность не употребляется в хорошем значении. Но его нужно употреблять, как одно из качеств человечности. В общежитии оно оказывается обоюдным. Вся земная жизнь состоит из чередования снисходительности и сострадания. Люди иногда оказывают эти благие качества сознательно, но чаще всего они оказывают снисходительность по доброте, не придавая значения таким улыбкам. В обиходе всегда кто-то знает больше других, но по человечности он не будет чваниться, и укорять других в неведении. Наоборот, он приложит все старание, чтобы внести знание по человечности. Беседовать нужно по сознанию, такие беседы можно назвать человечными. В обиходе люди трудно преуспевают в терпении. Наполненность пространства не способствует приобретению терпения. Не мало токов препятствует людям, которые о них даже понятия не имеют. Земная жизнь трудна. Кто считает жизнь легкой по неведению, тот заблуждается. Но мудро установлено переходное состояние, истинная закалка клинка духа. Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком. Не легка эта пряжа! Зная это, можно посадить семена человечности. Не следует их садить преднамеренно, для высшей красоты возводится этот сад. Если в ком есть желание и твердость приложить их, пусть будет так. Чем напряженнее час, тем большая заслуга совершенного действия. Не нужно скрывать сложность основ жизни, в этом доверии обоюдно укрепляется человечность. Много препятствий на пути человека. Каждая Йога требует глубокую дисциплину. Внутренняя дисциплина всех Йог одинакова. При мощном напряжении всеначальной энергии образуется иммунитет, который так нужен при открытии центров. Главным фактором для иммунитета является добрая мысль. Не может стать Йогом не признающий силу добрых мыслей. Много людей воображают себя Йогами, а сами полны злобы. Добровольная каждодневная дисциплина мысли даст лучшие следствия. Малейшее представление о насилии уничтожит все достижения. Не только Учитель не заставляет, но и сам человек себя не насилует. Дисциплина добра есть саморождающая радость. Радость же есть особая мудрость. Кто научился радости, тот вступил на путь мудрости. Любовь к человечеству не исключает любви к родне. Не без причины человек рождается в определенной стране и принадлежит определенному народу. Кармические условия устремляют человека к определенному месту. Перед воплощением человек узнает причины его назначения и соглашается с ними. Каждое воплощение происходит добровольно. Может быть нежелание возвращаться на землю, но в конце концов, оно становится неизбежным и в последнее мгновение добровольным. Прикасание к определенным народам создает особую близость или отчужденность, но веские причины направляют пришельца к определенному народу. Зная все это можно легко понять притяжение человека к родине. При служении человечеству, несомненно, большая часть его будет принадлежать родине. Нельзя думать, что особая любовь к родине будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на родине, но, тем не менее, устремление к ней не уменьшится. Карма приводит человека не только к определенному месту, но и к определенному заданию послужить некоему народу. Люди нередко отвергают родину вследствие разных привходящих обстоятельств. Они не знают сущности вещей и не исполняют своего кармического задания. Они цинично говорят: «Где хорошо, там и родина». Большое заблуждение в таком цинизме. Только тот может лучше служить человечеству, кто делает это от родины. В смутах теряется достоинство человеческое. Под миражем всеобщего понимания люди теряют всякое понимание. Следовательно, нужно обратиться к основам, действительно научным основам. Познание законов Кармы научит различать назначения человека. Но крылья человека могут нести по всему миру. Он будет любить все человечество, но он будет знать, что служит родине. В Учении Жизни ясно сказано о назначении человека. На пути множество препятствий и смущений, пусть человек получит напоминание, где должны быть приложены его лучшие силы. Нужно служить родине и помнить, что каждый пришел сюда выполнять великий долг. Неразвитое воображение весьма вредит усовершенствованию. Правильно развитое воображение служит расширению сознания. Оно способствует вместимости и подвижности мышления. Обычно люди, слыша какое-то сообщение, подставляют свое эгоистическое понимание. Они не столько разбираются в смысле, сколько занимаются иллюзорными своими толкованиями. Но при несовершенстве воображения и толкования будут ограничены. Некоторые думают, что воображение есть некое состояние, уводящее от действительности. Между тем, развитое воображение позволяет шире рассмотреть действительность. Нельзя забывать, что воображение есть накопление опытов из прошлых жизней. Не может быть миража при опытном изучении. Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением, для него уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного. Одаренных воображением людей называют мечтателями. Мечта ума просвещенного будет реальным провидением. Нужно ясно понять значение воображения. Нужно пересмотреть условное значение многих понятий, иначе люди будут блуждать среди призраков. Нужно быть смелым при переустройстве быта. Известна радость любования совершенством качества. Можно любоваться величием Природы; можно любоваться самоотверженным подвигом; можно любоваться высоким качеством произведений; можно любоваться стройностью машин; можно любоваться всюду, где выявлено высшее качество. Такое восхищение не будет эгоистическим чувством. Людям дан прекрасный дар не только творить, но и восхищаться качеством. И богач, и бедняк, и владыка, и нищий одинаково могут восхищаться, и такая радость образует как бы целительный купол над многострадальной Землею. Люди справедливо ужасаются количеством мерзости, отравляющей Землю. Язвы человечества можно покрыть радостью. Она есть лучшее противоядие, как физическое, так и психическое. По счастью, никто не лишен радости. Светла радость о высоком качестве. Общее Благо рождается в мгновение зарождения радости. Мы живем этой радостью. Природа и творчество дают неисчерпаемые радости, иначе ужасная Битва покрыла бы все мраком. Надо помнить, что даже последний раб не лишен радости Мироздания. Так называемое раскаяние толкуется превратно. Оно понимается, как сокрушение о прошлом, но таким образом человек лишает себя продвижения. Значительно лучше несовершенство заменить чем-то более совершенным. Порой приходится уговаривать людей думать о будущем. Пусть корабль стремится к назначенной гавани и не блуждает по океану в поисках упавшего груза. Он уже глубоко на дне, а корабль не может терять время в бесплодных поисках. Лучше кораблю потерять часть груза, чем не поспеть к гавани, где он получит новое назначение. Можно из жизни приводить много примеров, когда устремление к будущему приносило лучшие плоды. Оно послужит как на Земле, так и в Мире Тонком. Нужно понимать различие между подвигом и благоразумием. Подвиг может быть прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие. Подвиг безрассуден, ибо твориться не по рассуждению, а по чувствованию. Для многих людей подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на благоразумии. Ради него они способны не помочь ближнему, способны вредить родине, способны предать человечество и при всех преступлениях готовы твердить мертвое слово – благоразумие. Слово благоразумие состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо, и мудрое разумение полезно. Но житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово подвиг, настолько оно противно их психологии. Человек не должен утруждать свою память о тех исканиях, которые были добром. Нужно предупредить об осторожности и осмотрительности, но чем глубже будет деяние по своему значению, тем лучше. Нужно отмечать каждый подвиг, он создает звено эволюции. Чуткость должна быть воспитываема. Чуткость - врожденное качество, но оно зависит от чистоты сознания. Прежде всего, нужно захотеть вызывать чуткость. Нужно приобрести психическую настороженность. Это не легко, каждый найдет в себе индивидуальные препятствия – кому помешает лень, кому недоверие, кому-то сутолока жизни. Каждому что-то препятствует, но сила воли преоборет все. Нужно честно углублять психический слух и отмечать правдиво ощущения. Землетрясения и прочие космические пертурбации могут дать отличное воспитание чуткости. Нет предела скептицизму. Он касается одной стороной невежества, а с другой является ложью. Не пройдет скептик над пропастью. Нужно терпеливо допускать частицу правды, к ней может присоединиться и остальное. Начетчики же требуют или все по своему разумению, или ничего. Каждое допущение нужно принять, особенно в сфере тонких энергий. Печально видеть проповедников, которые больше отвращают, чем привлекают. Нужно напрячь всю наблюдательность, что бы распознать, в какой степени восприимчивости находится собеседник. Не нужно и забывать, что особо ярый отрицатель может мгновенно обратиться в последователя. Невозможно насиловать сознание человеческое, кто не вмещает, тот пусть подрастет. Потенциальный предатель особенно негодует, когда при нем говорят о предательстве. Созревший преступник очень сердится, когда говорят о пресечении преступления. Нужно преклониться перед добром и великим и малым. Нужно радоваться, когда встречаем добро и доброжелательство. Особенно оно нужно в дни напряжения. Нарушение дисциплины губит превосходные начинания. Такой червь не легко улавливается, часто даже лучшие сотрудники впадают в такое беспорядочное состояние. Не возможно говорить о дисциплине, во многих случаях люди оскорбляются при малейшем намеке на их губительное поведение. Легче говорить о беспорядке, ибо люди не придают этому истинного значения. Но ведь нарушение дисциплины есть а-гармония, иначе говоря, самый вредный беспорядок. Люди могут читать полезные книги, но какое-то внешнее обстоятельство может внести самую а-гармоническую какофонию. Сообщества людей находятся под опасностью разрушиться от необдуманного проявления беспорядка. Редко люди соглашаются, что они повинны в таком вредительстве. Им кажется, что они действуют во благо, но, на самом деле, они препятствуют лучшим глубоким заданиям. Постоянно люди полагают, что дисциплина, есть их собственное желание, но какая же будет дисциплина, если они будут разрушать полезное строительство? Гармония устанавливается не мгновенно, нужно оберегать все усилия, направленные к сложению гармонии. Но она может оказаться птицей пугливой, и трудно снова привлечь ее. Надо подумать и над тем, как вредит дисгармония Руководителям. Не нужно наносить вреда мыслью и действием, легко разбить ценный сосуд. Нужно чаще твердить об истинной гармонии. Только опытом прежних существований накапливается то качество, которое называется культурностью. Истинное понимание сотрудничества, пламенность мышления, возвышенность деятельности, утонченность восприятий, любовь к красоте, каждое из этих качеств может сложиться лишь упорным устремлением. Мгновенное озарение может немедленно создать возвышенную природу человека. Озарение может открыть сокровищницу, но если она пуста, то и последствия не будет. Люди согласны, когда нет ответственной работы, а когда приближаются указанные сроки, то находятся и поводы для раздоров. Они читают полезные книги, а при возможности приложить прочитанное, погружаются во тьму, точно ничто прочитанное их не касается. Достаточно люди слышали об Армагеддоне, а когда он наступил, они посчитали его случайным несчастьем, которое можно было бы избежать. Так судят невежды, но и разумные люди легко впадают в смущение. Они не отдают себе отчета, сколько вреда приносят себе и окружающим. Среди сладкого благополучия человек являет одну личину, а в опасности он надевает личину мерзкую. Но пора понять, что человек живет в постоянной опасности и сверху, и снизу, каждый час его благополучие может разрушиться. Равнодушные люди являются врагами эволюции. Равнодушие равняется бездушию. Сознание равнодушных столь низко, что оно не может служить эволюции. К сожалению, число равнодушных велико. Они не только содействуют гибели планеты, но и являются самым тяжким грузом Тонкого Мира. Они переходят туда без одухотворенных желаний и не знают, как приобщиться к условиям Тонкого Мира. Они требуют особого попечения, и лучшее руководство преломляется о тупое безмыслие. У них нет устремления, и они не имеют понятия о значении силы мысли. Прозябание земное приносится ими в прекрасные обители. Они не умеют пользоваться своими мощными заданиями. Они даже нее могут позаботиться об одеяниях. На Земле они представляют главную беду. Как разлагающие трупы кишат червями, так эти люди несут в себе зачатки мировых бедствий. Известно глубокое значение молчания. Некоторые великие полководцы, правители и вожди после важного приказа погружались в молчание. Люди приписывали это молчание усталости или угнетению, но, в сущности, происходил важный психологический факт. Правитель сопровождал свой приказ мысленным его проведением. Нужно понять, что приказ мысленный может быть усилен сосредоточением воли, также самый разумный приказ может быть умален пресечением энергии. Мудрое молчание издревле оценено разными народами. Самые важные действия совершались в молчании, а не при обузданных криках толп. Известно, как трудно достижима гармония, она теряет свою мощь от беспорядочных токов, порожденных не дисциплинированною волею. Сейчас мир болеет этой эпидемией, она страшнее, чем война. Люди этого не признают, ибо не замечают пучины лицемерия и лжи. Они не желают знать психических явлений. Они ополчатся на все истинные мирные идеи. Можно вспомнить великие обеты молчания. Деятели должны почувствовать, когда их мысль добра может дать плоды. Только расширенное сознание может подсказать час истинного срока. Невидимые Друзья нередко пытаются послать мысль полезную, но при воплях толпы это становится недосягаемым. Злорадство есть дурное свойство. Можно печалиться или негодовать, но злорадствовать будет ниже человеческого достоинства. Злорадство приносит и возлагает часть кармы того, над кем злорадствуют, - это нужно помнить. Между злорадством и клеветою граница мала. Каждый, кто злорадствует, когда-то получит такое же отношение. Люди могут заблуждаться, они могут поступать преступно, и они могут заслужить осуждение, но не злорадство. Анализ качеств и свойств входит в Йогу. Размышления о добрых качествах и дурных свойствах будет приближением к входу, к продвижению. Не следует думать, что на известном духовном развитии можно уже не думать о развитии качеств. Каждая ступень требует приспособление всех качеств. Нужно проверять себя неустанно. Нужно найти любовь к самоиспытаниям. Проверить доспех будет знаком готовности к битве. Среди битвы произносятся слова мудрости. Соединение мудрости с мужеством будет крепким залогом удачи. Борьба и устремления проходят, как поток жизни. Каждое человеческое общение порождает следствия для всех участников. Это касается каждого действия, независимо от его размера. Нужно помнить, что домашний обиход может иметь глубокое значение. Люди говорят о несчастных, безвинно страдающих, но если посмотреть в корень быта, то можно найти множество причин, порождающих несчастье. Могут быть прямые и косвенные причины. Человек может страдать по вине другого, но какая-то связь следствий обязательно будет. Простой семейных быть порождает так же множество следствий. Семья забыта и часто служит злейшим рассадником вражды. Такие порождения не могут проходить бесследно. К тому же они обычно прикреплены к одному месту, и тем усиливается размножение этих губительных бактерий. Такие людские рассадники являются опасными врагами счастья человеческого. Можно видеть и различные учреждения, где гнездится человеконенавистничество. Люди должны помнить свой долг и не заражать пространство. Правители зовут решать дела мира, но основа раздоров вовсе не в неудачном приказе, а в каждодневном быте народа. Каждое Учение имело своих отступников. Поразительно наблюдать, из каких низменных побуждений образовывались ярые отступничества. Отступники оказываются своего рода резонаторами и своей энергией придают движению особую напряженность. Удивительно, что имеются не только отрицатели, но и отступники. Самое лучшее, что может сделать отступник – это ускорить свой поступок. Остальные же не должны терять время на переубеждения, ибо нарыв должен окончиться кризисом, поэтому нужно на такие явления смотреть спокойно. Соучастники в познавании Надземного Мира твердо понимают реальность этого мира. Они знают, что должны непрерывно учиться, что каждое человеческое действие вызывает созвучных жителей Надземного Мира. Нужно понять, как глубоко должны внедряться эти качества в природу человека. Часто люди не признают научных аналогий, им ничего не говорит утверждение, что пространство полно всякими микроорганизмами. Они не делают выводов из того, что наука каждый день приносит какое-то открытие. Люди, не признающие действительности, лишают себя самой возвышенной радости. Нужна постоянная забота о каждой самоотверженности. Качество самоотверженности полезно и для Тонкого Мира, а развивается оно в земной жизни. В таком подвиге земные деятели учатся не привязываться к своим творениям. Привязанность к своим творениям отягощает в Тонком Мире. Существо, погруженное в свои творения в разных веках, теряет новую сосредоточенность, которая так нужна для тонких познаний. В экстазе самоотверженности люди легче всего отрываются от уз плоти. Нужно отмечать и борцов против несправедливости, в надземном Мире они полны новых возможностей. Лицемеры утверждают, что несправедливость есть понятие относительное, но в каждом конкретном случае несправедливость есть явление явное. Человек с чутким сердцем отлично ощущает границу несправедливости. Борьба против несправедливости есть явление чистое, лишенное самости, нужно помогать борцам против несправедливости. Каждое сгармонизированное действие уже есть рождение мощи. Забота о самоотверженных деятелях и помощь борцам против несправедливости должно быть постоянным занятием. Эти два вида деятельности подвергаются особым нападениям тьмы. Многие не выдерживают такую борьбу, ибо имеют привычки, их ослабляющие. Нужна высокая степень доверия, которая порождает спасительное спокойствие. Боец должен быть спокоен, ибо знает о безупречности своей цели. Он знает о злоумышлении темных, знает, что битва неизбежна. Он также должен знать, что у него есть сильные Друзья. Он должен знать это в полной непоколебимости, надо помнить, что каждое его колебание наносит Другу боль. Трудно воспринимают люди внутреннее мужество. Внешнее мужество может быть обманчиво. Человек может показаться мужественным, а внутри он может трепетать. Можно привести много примеров, когда отсутствие именно внутреннего мужества причиняло гибель. Не нужно смешивать мужество со спокойствием, ибо мужество есть лишь один аспект спокойствия. Также и равновесие есть лишь сосед мужества. Внутреннее мужество надо вместить, как постоянную готовность к смелому мышлению и действию. Человек ощущает радость, когда ничто не препятствует ему совершить прекрасный поступок. Обычно много соображений мешает даже помыслить о подвиге. Человек должен мысленно совершать героические подвиги, из таких подвигов слагается светлая аура. Когда же упрочится этот свет, человек сможет привести в действие и свои мечты. Не зря сказано, что каждая мечта когда-то претворится в действительность. Нужно иметь большой запас таких дерзаний. Внутреннее мужество может дерзать, и этому нужно учиться. Нужно понять, что все полезное для Надземного Мира полезно и для Земли. Так нужно в спокойствии мыслить о самых героических подвигах. Так можно вспомнить и что-то из прошлых жизней. Каждый или совершал подвиг, или мечтал о нем. Подвиг можно совершать во всех земных состояниях. Радость живет в самоотверженности и служении человечеству. Человек достигает превосходных пределов такими взлетами мысли, которым порой он и не придает значения. Обычно он забывает ценные достижения и тонет в шуме базара. Некоторые не возвращаются к пышным воплощениям, а любят представить себе самое скромное и трудное свое земное бытие. Самые сильные стремления выражаются в трудах – так происходит переоценка земных пребываний. Нужно быть справедливым. Но люди ухитряются сотворить много «справедливостей», они выделяют справедливость личную, семейную, родовую, пленную, расовую. Они прикрываются справедливостью служебною, школьною, профессиональною. Не перечислить всех людских справедливостей. Но забывается справедливость человеческая. Люди судят с многих точек зрения, но главная – мировая справедливость – нигде не принимается. Несправедливые судьи являются позором человечества, но не только они погрязли во лжи. Каждый человек каждый день произносит приговоры. Он берет на себя ответственность бросить в пространство стрелу лжи, ибо обычно он судит условно и часто невежественно. Некоторые при этом преисполнены пристрастия и даже испытывают злорадство, посылая отраву. Много физических ядов, но еще больше психических. Дети бывают отравлены с самых малых лет. Они чувствуют злонамеренность взрослых, и организм их бывает уже открыт для самых ужасных болезней. Нужно не только изобретать машины и роботов, но и изобрести всечеловеческую справедливость. Нужно приучаться к человеческой справедливости. Нужно проверять себя – не закралось ли суждение пристрастное? На обиходе нужно проверять себя. Не нужно думать, что справедливость относится к каким-то государственным учреждениям, - каждый есть судья. Нужно учиться справедливости. Прекрасны излучения чувства доверия. Из скал доверия слагается гора верности, которая пребудет украшением Вселенной. В понятии верности сочетаются лучшие основы жизни, там и любовь, и красота, и преданность, и мужество, и мудрость. Верность есть следствие многих разумных существований. Антиподом верности будет вероломство и предательство, иначе говоря, самый позор человечества. Надо понимать, что если такой антипод у верности, то она, поистине есть вершина горы. По антиподу можно представить себе того, кого преследуют. Верность оценивается, как великое сокровище. Космическая Справедливость воздает щедро за верность. Воздаяние приходит в срок. Лишь не многие могут понять это срочное воздаяние. Чтобы понять срок, нужно проявить высокую степень доверия. Обоюдная признательность есть ключ к гармонии. Дико должно быть сердце, не знающее доверия и признательности. Базарные дельцы усмехаются, сколько раз они обманули чье-то доверие. Они наполнили свой кошелек и возложили на себя тяжкий горб. Пусть лучше человек будет обманут, лишь бы не быть обманщиком. Качество доверия сложит многие преуспеяния. Но это благословенное качество не должно ждать каких-то необычных случаев для своего проявления. Каждодневная жизнь дает лучшие возможности явить это отличное качество. В одно мгновение можно озариться пурпуром излучения доверия. Получается мощная заградительная сеть. Нужно иметь верных друзей. Если друзья легкомысленные и неосторожные, то это от недостатка верности. Когда мы что-то ценим, то и бережем. Скала доверия и гора верности должны стоять прочно. Возвышенная, утонченная простота есть хороший путь к Надземному. Простота есть познание и преуспеяние. Роскошь есть тление и разложение. История в разные эпохи дает тому много примеров. Неутомимые созидатели просты в обиходе. Каждый деятель невольно распространяет излучения своих устремлений, но нужно научиться найти мудрый уровень своих потребностей. Всякое изуверство будет не правильным решением. Не нужно насильственно убеждать в нужности простоты в жизни. Она должна появиться с чувством гармонии. Нужно просто понять, что бахвальство тоже не полезно. Простота должна сделаться естественной. Естественность достижений дает спокойствие вне зависимости, вне подражания нелепым обычаям. Роскошь это вовсе не призвание некоторых народов, это скорее клеймо. Не может долго длиться жизнь полная тления. Не однажды лишь одно поколение могло дышать отравленным воздухом. Если одежда рваная и грязная – это не простота, если слова грубы и ругательны – это не простота, если мысль таит зло и лукавство – это не может быть простотой. Часто люди не умеют сочетать родственные понятия. Человек должен пребывать в подвижности, в готовности к подвигу, но он должен и опираться на посох незыблемости. Только в таком сочетании путник преуспеет. Не нужно смешивать шатание с поиском, который имеет в себе поступательное движение. Такая подвижность является благородной, а незыблемость осознания основ будет благодатной. Известно, что самое ярое отрицание живет рядом с восторженным признанием. Поэтому нужно особенно опасаться безразличия, как прародителя отрицания. Ненависть порождает худшие безумия. У ненависти вырастают силы и появляются лукавые, невидимые союзники. Такое безумие может стать весьма опасным, но карма ненависти ужасна. Такая карма может быть названа адскою. Мужество Руководителя притупляется о злобу безумцев. Не может ненавистник оставаться в эволюции, а путь изверженного из эволюции будет ужасным. Люди должны понять, что ненависть плохой проводник. Ненависть непримирима. По этому свойству ее можно отличать от различных проявлений. Люди говорят о ярых действиях великих преобразователей. Но такие действия всегда были суровы и очень далеки от ненависти. Не стоит судить о причинах суровости. Можно себе представить бездну невежества и вражды, которая встречала каждого преобразователя. Можно лишь удивляться, как такой деятель не впадал в ненависть, но это не свойственно великим. По мерилу ненависти можно распознавать уровень деятеля. Только негожий человек, самомнительный и презирающий все ему известное, делается жертвою пучины ненависти. Не мгновенно становится он ненавистником. Он ликует о каждой своей жестокости. Эволюция предполагает, что ненависть будет сочтена позором человечества, тогда сотрутся многие преграды, воздвигнутые невежеством. Ненависть есть особый вид невежества. Просвещенный человек знает, что ненависть преградит ему продвижение. Не обязательно ненависть будет гигантом зла, бывают и мелкие ненавистники. Многие ненавистники не знают, что они хотят уявить. Уже достаточно сказано, что спокойствие не бездействие. Указание о спокойствии имеет в виду спокойствие внутреннее. К сожалению, оно достижимо трудно. Человек иногда полагает, что он спокоен, но внутри его действует настоящий вулкан. Такое состояние нервной системы может дать крайнее утомление. Нужно говорить о зоркости, о дозоре и настаивать на спокойствии, это не будет противоречием. Дозор будет успешен, когда он соединен со спокойствием. Человек должен знать, что большинство обстоятельств, которые вызывают его беспокойство, уже отошло в прошлое. А надо стремиться в будущее, при таком устремлении человек будет вибрировать тонкими созвучиями и не должен беспокоиться. Существуют целые теории, что нужно жить настоящим. Но пора понять, что настоящее не существует. Искреннее благодеяние не противоречит закону кармы. Изуверство утверждает, что не следует помогать ближнему, чтобы не вторгаться в его карму. Это вредное заблуждение. Надо понимать, что каждый помогающий тоже действует по карме. Человек должен нести всякую помощь, не задумываясь о карме. В помощи заключены ценные эманации, но, конечно, благодеяние должно быть искренним, в этом каждый себе судья. Своекорыстие уничтожает все добрые следствия. Своевременное ободрение тоже будет помощью. Ободряющий передает часть своей энергии, и такая раздача лучшего достояния ценна. Совет может поднять бедствующего, и каждый может поделиться своим знанием. В таком благом напряжении помогающий приобретает новую силу и находчивость. Будет благословенна сердечная помощь. Размышления о Надземном освобождают от злейших ехидн – уныния и обид. Безобразен сад обид, мрачен подвал уныния. Самое целебное противоядие этому возвышенные размышления о Надземном. Нельзя ни на час погасить в себе пламя возвышенного мышления. Пусть эта мысль сопутствует человеку даже в час самой напряженной деятельности. Глубокая мысль о Надземном будет живым мостом к будущему достижению. Прекрасно, если кто может всегда хранить в себе высокую мысль. Много недоумений возникает около понятия воображения. Нужно различать многие виды воображения. Не легко бороться с воображением злым, ибо оно бывает очень ярым. Помочь можно лишь направлением такого лица к прекрасному. Только таким образом можно победить злое воображение. Злое воображение возникает в силу атавизма. Лечение таких больных подобно лечению алкоголиков. Трудно к ним применить внушение, но все же приближение к Прекрасному разлагает лед зла. Надо помнить, что Прекрасное есть щит от зла. Наблюдательность образуется при постоянном устремлении, при зоркости, при готовности. Наблюдательность должна быть самым обычным качеством. Самое простое строительство нуждается в высокой наблюдательности. Надо понимать, что если человек рассеян, то он допускает к себе самые разрушительные влияния. Поражение ждет рассеянного вождя. Нужно учиться наблюдательности. Никакое знание не приобрести без наблюдательности. Героизм многообразен. Говорят, что обстоятельства делают героя, но лучше сказать, что обстоятельства побуждают героя. Одни люди вообще не понимают этого явления, другие же знают и несут им сужденное задание с малых лет. Некоторые чувствуют, что должны нечто выполнить, но сознание не доносит ясного указания. Современные люди мало говорят о героях и подвигах. Каждая эпоха дает место героизму от семейного быта до мировых явлений. Нужно уметь отойти от обихода и взглянуть на дела Общего Блага. Люди не должны стыдиться слова подвиг. Отсутствие соизмеримости называется психической слепотою. Люди мало развивают свои основные свойства и стараются вообще не думать о психической стороне жизни. Многие полагают, что уже достигли научных понятий, но не научились включать в науку духовные познавания. Молчание есть знак напряжения. Давно известно, что тишина громче грозы. Но люди понимают молчание, как нежелание сказать что-то важное. Надо помнить, что в мире могут быть великие напряжения, когда каждый разумный наблюдатель должен склониться в торжественном молчании. Пусть мыслящие люди сопоставят Надземное с их личными нуждами и поймут, что великое поможет и малому. Нужно уметь проникнуться значением молчания. О спокойствии нужно сказать то же самое, как о Нирване. Для ничтожеств спокойствие есть бездумье и безразличие, а для сильных оно будет высшим напряжением, в нем скажутся расширение сознания, мудрость и мужество. Таким образом, спокойствие есть выявление великого потенциала. К нему нужно сознательно готовиться. Спокойствие есть одеяние мудрости. Не злая воля, а обычно распущенность мешает вспомнить полезный совет. Вреден человек, который много читал, но ничего не усвоил. Лучше иметь дело с незнающими, но доброжелательными людьми. Надземное требует четкого устремления, а распущенность не дает полета. Люди полагают, что человечность есть лишь милосердие и сострадание, но человечность есть выявление всех качеств достойного микрокосма. Люди неправильно понимают великое понятие справедливости. Нередко люди признают справедливость как условное судейское изречение, но человек призван к познанию достоверному и должен обратить свое сердце к Истине. Мир Надземный может расширить сознание. Как жезл может указать подземные воды и металлы. Так скипетр духа может показать Истину. Многие качества должны быть усвоены не условными ограничениями, а по существу. Лицемеры и лукавцы размножаются, ибо не имеют представления о Надземном. Они не понимают, что во лжи они обманывают, прежде всего, самих себя. Нужно обратиться к физиологии, чтобы так называемая добродетель основалась на устоях научных. Бывает готовность пламенная и готовность прохладная. Прохладные люди обманывают не только окружающих, но и самих себя. Такой лукавец и хвастун закрывает себе путь продвижения. Нужно напоминать о качестве готовности, только оно даст мужество преодоления. Одной из главных причин не готовности будет непонимание смысла жизни. Многие не задумываются о Надземной Беспредельности, они прикованы к миражу земному. Как конь в загородке теряет спешность бега, так и узник Земли утрачивает способность истинного продвижения. Готовность подразумевает и продвижение. Нужно быть готовым к подвигу. Нужно научиться мыслить о подвиге предварительно земному подвигу. Нужно уже совершить его мысленно, притом осмыслить подвиг с такой непоколебимостью, чтобы претворение его жизни было уже неизбежно. Только так создастся то живое сотрудничество, о котором произнесено столько слов. Торжественность вспыхивает из представления о Надземном. И для мышления о Надземном нужна торжественность. При огненном устремлении многое обнаруживается почти одновременно, превышая даже быстроту света. Вдохновение, восторг, так называемый энтузиазм должен поддерживаться сознательно. Терпение, вмещение, как и великая терпимость, создаются сознательно. Ошибочно думать, что дары совершенствования придут извне, пламенный очаг живет в глубине сознания. Человек должен увидеть его, любовно оберечь, и может призвать эти силы, тогда и внешняя помощь может быть приложима. Даже простой механик понимает основы приложения энергии, тем более мыслитель должен усвоить применение своих качеств. В беседах о совершенствовании жизни нужно применять самые обыденные сравнения. Народ может быть лучшим слушателем, если ему сказать в простых словах. Простое слово есть великий дар. Нужно найти самое простое о Великом, только через простые врата входит любовь. Известно благодатное постоянство. Биение сердца постоянно. Каждый перебой будет уже не естественным, болезненным явлением. Так и перерыв в устремлении к Надземному есть неестественное состояние. Можно сказать, что состояние психическое у большинства людей неестественно. Следует также различать спокойствие живое и мертвое. Не редко так называемое устремление превращается в мертвую привычку. Такое постоянство не будет благодатным. Каждое разумное построение нуждается в целесообразности. Только в таком живом восприятии можно утвердиться и продвигаться. Люди должны усвоить постоянство благодатное. Благодать есть принятие энергии Надземной. Она будет уделом каждого, кто пожелает к ней обратиться. При этом возрастет и соизмеримость, которая позволяет различать, где самое нужное и неотложное. Нужно уметь принять приказ сердца, но прежде нужно помнить, где сердце находится и чем оно живет. Нетерпимость есть сестра невежества. Широкая терпимость порождает допущение, из него происходит дерзание. Самая яркая устремленность требует, кроме чувствознания, и разумное опущение. Чувствознание может шептать сердцу, а мозг должен принять возможность Надземного Мира. Уже не раз было сказано, что человек есть сотрудник создания. Каждый человек в любом состоянии неминуемо является сотрудником Надземного Мира. Но такое несознательное сотрудничество можно назвать животным. Нужно же сознательное человеческое сотрудничество. Такое сотрудничество зарождается естественно при осознании Надземного Мира. Такое осознание происходит постепенно, когда мысль участвует в размышлении, о чем-то существующем вне нас, - так начинает пылать огонь познания. Одно из самых ценных качеств человеческих есть наблюдательность. Можно назвать ее зоркостью, ибо каждый зрячий должен обладать ею. Но люди затуманивают себя суевериями и предрассудками, получается какая-то сверхмайя. Наблюдательность должна быть воспитана. Нужно истинное воспитание, ибо некоторые стороны жизни забыты мятущимся человечеством. Невежество царит во всем, по-прежнему голоса просвещения одиноки и гонимы. Эти гонения хоть и отличаются от темных веков, но они существуют во всей бесчеловечности. Даже культура порой принимает уродливые формы. Какая же культура может преуспевать, если само искусство мышления не воспитывается у молодежи! Не помогут и прочитанные книги, когда содержание их не продумано. Поэтому так необходимо заострить зоркость, чтобы мировые события получили особый смысл. Люди понимают спокойствие, как мертвенное бездействие. Но именно спокойствие есть напряженная психическая деятельность, подобно целебному водоему, на дне которого ключи несут влагу на пользу человечества. Спокойствие нужно понимать, как работу, углубленную и возвышенную. Мощь чувств является возбудителем психической энергии. Особенно сильна любовь, сильна также и ненависть. Но в ненависти жить не выгодно. Ненависть развивает империл и сокращает жизнь в болезнях. Но главное ужасное значение ненависти в Тонком Мире. Известно, что в Тонком Мире все чувства удесятеряются, удесятеряются и последствия. Можно представить себе, как трудно ненавидящему оторваться от пагубной страсти. Он не только попадает в окружение зла, но и все существо его наполняется ядом зла. Он страдает, ибо сам вызвал это мучение. Выгодно жить в добре и любви, такое состояние возрастает в Тонком Мире и будет источником счастья. Многое доступно человеку, понявшему добро. Он может ощущать вибрации Высших Миров, он может слышать музыку сфер, он поднимается по ступеням гармонии красоты. Красота есть добро и добро прекрасно. Воля есть претворенная, заостренная психическая энергия. Символом воли в древности была стрела. Она должна быть развиваема ярой деятельностью. Если встречаются люди со слабой волей, то можно быть уверенным, что они, прежде всего, лентяи. Таких людей много, они не скоро поймут, что творчески труд заостряет их стрелу достижения. Безволие всегда сопровождается страхом, унынием, неблагодарностью и другими ужасами невежества. Только жизнь трудовая может научить ценить качество производства, и так можно облечься в доспех воли. Внимательность есть одно из первых условий для удачных психических наблюдений. Люди часто говорят об устремлении, о зоркости, о настороженности, а самая простейшая внимательность не усвоена. Расширенное сознание приносит и внимательность. Но таких сознаний не много. Внимательность может быть воспитана, но для этого и в семье и в школе должно быть установлено развитие внимательности. Статья из книги В.И.Симина «Система жизни» |