Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Марк ЛуцкийНоминация: Эпиграммы, пародии, басни

Плач по Галичу (венок сонетов)

      Ах, как нелепо! Музыкой убит! *
    Неправда! Невозможно верить в это!
    Но телеграммой злой эфир вопит
    О жуткой смерти барда и поэта.
   
    И, просочившись сквозь ячейки сит,
    Дошло и до российского рассвета.
    Ах, сколько раз прослышано, пропето,
    Неужто он навеки замолчит?
   
    В чем гибели предательский исток?
    Не верится, что в звуковой нирване.
    Зачем, зачем, открыл электроток
    Ученый по фамилии Гальвани!
   
    Блестят наклеек яркие картинки -
    Лежат осиротевшие пластинки.
   
    --------------------­­--------------­
    * По заключению парижской полиции, Александр Галич погиб от удара электротоком при подключении нового телекомбайна.
   
    2
   
    Лежат осиротевшие пластинки,
    Колки гитары обнимают гриф.
    Стихотворений призраки-обрывки
    Плывут куда-то, небо перекрыв.
   
    И то ли в танце, то ли в поединке
    Вдруг падают, в безмолвии застыв,
    Чужой страны кладбищенский мотив
    Сопровождает скорбные поминки.
   
    «Воробьи попрятались в скворешники,
    Улетели за море скворцы…
    Грешного меня –простите, грешники,
    Подлого – простите, подлецы!» *
   
    А время, задыхаясь, дальше мчит,
    Еще храня богемный колорит.
   
    --------------------­­--------­
    * «Засыпая и просыпаясь» (1966 -1971)
   
    3
   
    Еще храня богемный колорит
    Стихов, друзей, напевов и чудачеств.
    Еще душа мучительно не спит,
    Не зная ни пророчеств, ни предательств.
   
    Но все же вновь в груди его свербит –
    Ведь под завесой всяческих трюкачеств
    Дамоклов меч набором подлых качеств,
    Как прежде, угрожающе висит.
   
    « Я сижу, гитарой тренькаю –
    Хохот, грохот, гогот, звон…
    И сосед-стукач за стенкою
    Прячет в стол магнитофон…» *
   
    И приглушенно, как из-под сурдинки,
    К нему спешат аккорды вечеринки.
   
    --------------------­­--------------­----
    * «Желание славы», 1971
   
    4
   
    К нему спешат аккорды вечеринки,
    Где русский обретается Париж,
    Где связь времен, как нити-паутинки,
    Но собираться здесь не запретишь…
   
    Здесь разделилось все на половинки:
    Глядят химеры с нотрдамских крыш,
    А рядом – переделкинский камыш
    И вдоль дороги грустные осинки.
   
    « Ну ладно, и пусть ни кола, ни двора,
    И это – Париж, не Москва,
    Ты в окна гляди, как глядят в зеркала,
    И слушай шаги, как слова». *
   
    А в окна дождь настойчиво стучит,
    Седой Париж, благочестивый вид
   
    --------------------­­---­
    * «А было недавно, а было давно», 1974
   
    5
   
    Седой Париж, благочестивый вид.
    И выступленье будет в понедельник,
    И желтый луч гитару осветит,
    И ты поешь, и вроде не бездельник.
   
    А память привередливо хранит
    Концерт на даче, подмосковный ельник,
    И тяжесть дум в очередной сочельник,
    Чиновных душ присутственный гранит.
   
    «Дуралеи спешат смеяться,
    Чистоплюи воротят морду…
    Как легко мне было сломаться
    И сорваться, и спиться к черту». *
   
    В сплошную горечь сгрудились горчинки,
    Ах, как жестоко! Падают снежинки.
   
    --------------------­­---­-
    * «Черновик эпитафии», 1971
   
    6
   
    Ах, как жестоко! Падают снежинки
    В пространство. Ни погостов, ни крестов,
    Ни чарки, ни убогой четвертинки
    Средь наголо остриженных голов.
   
    В грязи лежат распухшие ботинки
    И лишь плакаты с ликами Богов
    Торжественно глядят на мужиков,
    Запрещены и письма, и посылки.
   
    « Где теперь крикуны и печальники?
    Отшумели и сгинули смолоду…
    А молчальники вышли в начальники,
    Потому что молчание – золото». *
   
    По руслам Колымы и Индигирки –
    Не снег, скорей – застывшие слезинки.
   
    --------------------­­--------­-----
    * «Старательский вальсок», 1963
   
    7
   
    Не снег, скорей – застывшие слезинки
    И океан невыплаканных слез,
    Этапы, вошебойки, пересылки
    И гул колес, стремительных колес.
   
    Худых бараков тусклые коптилки,
    Метель, что разыгралася всерьез,
    И в душу проникающий мороз –
    Для мертвецов особые носилки.
   
    «Опять над Москвою пожары
    И грязная наледь в крови.
    И это уже не татары,
    Похуже Мамая – свои!» *
   
    … А за снежинкой оттепель следит,
    До гроба ни одна не долетит.
   
    --------------------­
    * «Памяти Живаго», 1972
   
    8
   
    До гроба ни одна не долетит
    И не покроет снежной пеленою…
    Доносов многозначащий петит
    Стоит, как страж, за хрупкою строкою.
   
    Тлетворный дух опасен, ядовит,
    Как злой дракон, всегда готовый к бою,
    И чувствуешь погоню за собою,
    Недреманное ухо чутко бдит.
   
    «Мы с каждым мгновеньем бессильней,
    Хоть наша вина – не вина.
    Над блочно-панельной Россией,
    Как лагерный номер, - луна». *
   
    Сама себя ты обращаешь в прах,
    Россия, утонувшая в снегах.
   
    --------------------­­--------­--
    * «Опыт ностальгии», 1973
   
    9
   
    Россия, утонувшая в снегах,
    Скорбит своей душой заледенелой.
    С печатью несвободы на устах,
    С историей контрастной, черно-белой.
   
    Издревле со свободой не в ладах,
    С опричниной, от пыток очумелой,
    Задавлен дух и кровоточит тело,
    Но ток свободомыслья не зачах.
   
    «Я выбираю Свободу,
    Но не из боя, а в бой.
    Я выбираю свободу
    Быть просто самим собой». *
   
    Твоя страна тебя же бьет с размаху,
    Готовая на подвиг и на плаху.
   
    --------------------­­--------------­---------
    * «Я выбираю Свободу», 1971
   
    10
   
    Готовая на подвиг и на плаху,
    На яркий свет и на гнетущий мрак.
    Кому – Христу, Иегове, Аллаху
    Сподобится подать России знак –
   
    Не угождать губительному страху,
    Поэты – не мишени для атак…
    Как славно, что опальный Пастернак
    Не отдан в руки лагерному праху!
   
    «Ах, осыпались лапы елочьи,
    Отзвенели его метели…
    До чего ж мы гордимся, сволочи,
    Что он умер в своей постели!» *
   
    В своей постели, не в чужих краях…
    Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх.
   
    --------------------­­--------­
    * «Памяти Б.Л.Пастернака», 1966
   
    11
   
    Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх,
    Когда идут погромные кампании.
    Но жив поэт! Жива в его руках
    Машинка, что сработана в Германии.
   
    И груз эпохи снова на плечах,
    И песня, как молитва, как заклание,
    И самиздат, подпольное издание,
    На папиросных тоненьких листах.
   
    «Их имен с эстрад не рассиропили,
    В супер их не втиснули облаточный.
    «Эрика» берет четыре копии,
    Вот и все!.. А этого достаточно!» *
   
    И страх грызет полковничью папаху,
    Ленивой лентой лезет под рубаху
   
    --------------------­­---­--
    * «Мы не хуже Горация», 1964 -1966
   
    12
   
    Ленивой лентой лезет под рубаху,
    Чиновнику охранки не до сна:
    - Прихлопнуть бы заразу сходу, смаху,
    Не подняла чтоб головы она.
   
    И заработать новенькую бляху,
    И выпить с чистой совестью вина.
    Страна тогда устоями сильна,
    Когда в домах бывает много страху.
   
    « Это дом и не дом. Это дым без огня.
    Это пыльный мираж, или фата-моргана.
    Здесь Добро в сапогах рукояткой нагана
    В дверь стучало мою, надзирая меня». *
   
    Теперь издалека на все глядишь,
    И застывает сумрачный Париж.
   
    --------------------­­--------------­------
    * «Заклинание Добра и Зла»,1974
   
    13
   
    И застывает сумрачный Париж.
    Не будет больше у тебя Премьеры.
    Седой консьерж, что коренаст и рыж,
    Задернул на твоем окне портьеры.
   
    Ты новой песней нас не удивишь
    За рюмкой золотящейся мадеры…
    И горечь поэтической карьеры,
    Сам от себя, увы, не убежишь.
   
    «И милых до срока состарил,
    И с песней шагнул за предел,
    И любящих плакать заставил,
    И слышать их плач не хотел». *
   
    Чуть слышная скребет в подъезде мышь,
    Чужой страны кладбищенская тишь.
   
    * «Когда-нибудь дошлый историк…», 1972
   
    14
   
    Чужой страны кладбищенская тишь.
    Не слышно даже тоненькой свирели.
    И кто-то где-то сохранил престиж:
    - Не умер Галич в собственной постели!
   
    В каких далеких высях ты летишь?
    Куда возносят музыки качели?
    «Не умер Галич в собственной постели…»
    Ты вольным духом в небесах паришь.
   
    « И не знают вельможные каты,
    Что не всякая близость близка
    И что в храм ре-минорной токкаты
    Недействительны их пропуска!» *
   
    Токкаты Баха – ненадежный щит.
    Ах, как нелепо! Музыкой убит!
   
    --------------------­­--------­-----
    * «Слушая Баха», 1973
   
    Магистрал
    (акростих)
   
    Ах, как нелепо! Музыкой убит!
    Лежат осиротевшие пластинки.
    Еще храня богемный колорит,
    К нему спешат аккорды вечеринки.
   
    Седой Париж, благочестивый вид.
    Ах, как жестоко! Падают снежинки,
    Не снег, скорей – застывшие слезинки,
    До гроба ни одна не долетит.
   
    Россия, утонувшая в снегах,
    Готовая на подвиг и на плаху.
    Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх,
    Ленивой лентой лезет под рубаху.
   
    И застывает сумрачный Париж –
    Чужой страны кладбищенская тишь.

Дата публикации: