Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс "Вся королевская рать". Этап 4

Автор: Лара Федорова (Чайка)Номинация: Литературно-критические статьи

Завершилось представление произведений на конкурс «Лучшее произведение» и захотелось поделиться своим впечатлением…

      Завершилось представление произведений на конкурс «Лучшее произведение». Мне удалось прочитать все произведения представленные в раздел Поэзия. Составилось какое-то мнение, с которым хотелось бы поделиться со всеми. Сразу оговорюсь, что я не претендую ни на роль критика, ни на роль литературного обозревателя, это чисто субъективное мнение читателя и автора.
   Первое, что хотелось бы отметить, зарегистрированных авторов на Портале 1651 человек (не знаю сколько из зарегистрированных являются авторами по настоящему, сколько пишут прозу, сколько только поэтические произведения), произведений представленных в раздел «Поэзия» оказалось 64, как минимум одно было снято автором в процессе еще представления произведений ( «Им снятся» - произведение хорошее, заслуживающее внимания, но ранее представленное на конкурс). Далеко не все авторы нашли при том условии, что произведения должны были быть относительно анонимны, произведения достойные для представления, так как лучшие произведения были выставлены на основной конкурс, или не сочли нужным представлять произведения на этот конкурс вообще.
   Хотелось бы сказать, что возможно по этой причине и выставленных произведений было немного и выставленными в основной массе оказались, видимо, не самые лучшие.
   Теперь конкретно о представленных произведениях. На большинство произведений я попыталась написать комментарий своего мнения.
   На мой взгляд, 10 произведений оказались или слабыми или неинтересными для меня.
   Среди них я бы назвала «Три минуты спустя», «Воронежское», «Ночные фантазии», «Ты и я», «Глюк или жизнь до смерти» «*** (Я путана)», «Паутина в углу», «Ты будешь плакать на моих похоронах», «Здесь и сейчас». Разбирать здесь их не буду и говорить почему тоже, все есть на страничках.
   Произведений, которые имеют ошибки, с которыми автору стоит поработать еще, чтобы оно могло претендовать на лучшее или те, которые не понравились совсем, хотя и написаны практически правильно, оказалось 22.
   Произведений, которые мне все же были интересны, но имеют какие то замечания – 13.
   Стихотворение Елены Шуваевой-Петросян «Возмолила, возлюбила» и цикл Александра Асмолова «Почтальон» я не оценивала, потому что знала, наверняка, авторов и что они были представлены на основном конкурсе, хотя и то и то заслуживали бы внимания при соблюдении условий конкурса.
   Произведений, на мой взгляд, достойных участвовать в числе претендентов на звание «Лучшее произведение» оказалось 16. Все они чем-то интересны, написаны хорошо или очень хорошо, и если имеют, то незначительные замечания.
   Хотелось бы выделить произведения:
   
   «Расстояния»
   
   Ты помнишь? Земля под копыта коня
   И сполохи света в ночной тишине…
   И тысячи верст от тебя до меня,
   Мы меряли их наяву и во сне.
   Ты помнишь? Звучание мыслей моих,
   Сплетение тел в полупризрачной мгле,
   Где даже дыханье одно на двоих
   И нет ближе нас никого на земле.
   Ты помнишь? Рождение нового дня
   И ветер ворвавшихся к нам перемен,
   Когда не осталось тебя и меня,
   Мы стали одним, навсегда, насовсем.
   А смерть рассмеётся, победу трубя,
   Мне в мире живых не осталось пути.
   Полшага всего от меня до тебя,
   А мне не пройти их, уже не пройти.
   
   Это стихотворение считаю лучшим из представленных. Произведение относящееся к любовной лирике..
   
   Превосходно написанными считаю:
   
   «Буксиры сгрудились в затоне»
   
   Буксиры сгрудились в затоне,
   надежно скованные льдами.
   Пора кормить синиц с ладони
   и обжигаться холодами,
   
   пора читать Марселя Пруста,
   придвинув кресло к батарее
   в пространстве, сдавленном до хруста,
   как рыхлый дактиль до хорея,
   
   пока снега без проволочки
   заносят город вдохновенно,
   и мир сжимается до точки,
   в которой – центр твоей Вселенной.
   
    и «Мишкин дом»
   
   Разыгрались Витя с Лёшей
    Делом заняты хорошим:
    Строят в кухне под столом
    Для медведя новый дом.
    Чтоб жилось уютней Мишке
    В ход идут журналы, книжки,
    Папин кожаный портфель,
    Бусы, бритва «Агидель»,
    Пять коробок, две корзины,
    Три велосипедных шины,
    Огурцов пятнадцать штук,
    Электрический утюг,
    Чашки, блюдца, поварёшки,
    Кеды, мамины сапожки,
    Старенький магнитофон
    И мобильный телефон.
    Вместо крыши – стол дубовый,
    Просто чудо домик новый!
    Дети Мишке в пять минут
    Обеспечили уют.
   
    Закричали Лёша с Витей:
    «Мама, папа, посмотрите!
    До чего хороший дом,
    Мишка счастлив будет в нём!
    Дом отличный, дом отменный,
    Домик необыкновенный,
    Только жалко, что пока
    Он чуть ниже потолка.
    Мама, папа, посмотрите!» -
    Закричали Лёша с Витей.
   
    Папа бороду поскрёб:
    «Вот так чудо-небоскрёб!
    Но, хотя ваш домик – чудо,
    Чем теперь я бриться буду?» -
    Поскорей схватил портфель,
    Кеды, бритву «Агидель»
    И мгновенно с кухни скрылся.
    Домик Мишкин развалился…
   
    На полу рыдает Лёша:
    «До чего был дом хороший!»
    Витя тоже не молчит –
    Будто резаный кричит.
    Прибежала в кухню мама, -
    Началась другая драма:
    «Дети, прекратите визг!..
    Боже… свадебный сервиз…
    Боже… новые сапожки,
    Изумрудные серёжки…
    Ожерелье, нитка бус…» -
    Мама вмиг лишилась чувств.
   
    Наказали Витю жутко –
    Без мороженого сутки,
    Лёша тоже не у дел –
    Целый день конфет не ел…
    Ну а на другое утро
    Папа им купил… «Конструктор»!
    Дети крикнули: «Отец!
    Ну какой ты молодец!..»
   
    Разыгрались Витя с Лёшей,
    Делом заняты хорошим:
    Строят в кухне под столом
    Для зайчонка новый дом.
    Чтоб жилось уютней Зайке,
    Лёша с Витей крутят гайки,
    От усердия сопят,
    А глаза так и блестят…
    Перед зеркалом серёжки
    Мама мерит, у окошка
    Папа пишет свой доклад, -
    Все довольны, всякий рад.,
   
   произведения совершенно разные, одно скорее относящееся к пейзажной лирике, к лирике души, четко передающее настроение героя согласно природным изменениям, а второе просто великолепно написанное стихотворение для детей.
   
   Если бы конкурс на «Лучшее произведение» хоть как-то номинировался, наверно было бы легче выбрать лучшее. По крайней мере, по-моему, все три произведения достойны стать лауреатами, вернее назваными лучшими произведениями.
   
   Среди произведений способных конкурировать на звание «Лучшее произведение» так же можно было бы назвать:
   
   «Подай мне ночь свою ладонь»
   
   Подай мне, ночь, ладонь свою!
   И улыбнись улыбкой пряной,
   Как улыбается в раю
   Господь на лестнице багряной,
   
   В стихотворении написанном очень хорошо, подобраны великолепные образы и сравнения. Стихотворение получилось очень красивое.
   
   «Три сестры»
   
   Я клянусь - не буду вновь
   Буйствовать, как прежде:
   Восклоняюсь* Вам - Любовь,
   Вера и Надежда.
   
   Наверно практически каждый пишет о Вере, Надежде, Любви… но не всем это удается, здесь автору удалось написать очень хорошее стихотворение.
   
   «Детство»
   
   Промчалось детство брошены Горят, дымят мосты...
   Я памятью встревоженный Ищу его следы...
   Ну где же вы, бумажные Кораблики в ручье,
   Солдатики отважные С винтовкой на плече?
   А где каток завьюженный И клюшек перестук?
   Откликнись мишка плюшевый, Мой бессловесный друг.
   А где наивность детская? А где открытый шквал?
   Где девочка соседская, С которой я играл?
   А где труба походная, Палатка у костра?
   Ну где ж ты беззаботная Веселая пора?
   Промчалась... Где ни гляните Ее не видно. Нет!
   И только вьется в памяти Едва заметный след.
   
   Очень светлое стихотворение. Написанное правильно.
   
   «Зимушка-зима»
   
   Декабрь открыл врата царице
   И тройка пепельных коней,
   Промчалась мимо снежной птицей
   Блеснув полозьями саней.
   
   Сказочное представление о зиме, вполне отвечающее названию, написано правильно, хотя у меня есть небольшие замечания к автору.
   
   «Мне так страшно, что я еще жив»
   
   Мне так страшно, что я еще жив, -
   Будто червь, передробленный вдвое, -
   Мою душу кромсают ножи,
   Ну а тело - бездушно живое...
   
   Я кусками свиваюсь в дугу,
   Пантомимою выразив стон:
   Я зарыться - сбежать! - не могу:
   Подо мною - железобетон.
   
   Полувытекший, вырванный с пашни,
   Еще жив я... Как страшно!
   Как страшно!
   
   Автору удалось передать состояние, настроение, смятение так, что ощущаешь это как будто бы на себе…
   
   «Цветение сакуры»
   
    Туманом припудрен задумчивый парк,
    Проснулась одетой японская вишня,
    В цветах её зреет медовый нектар -
    Природы весенней восторженный дар
    И пчёл целомудренных райская пища.
   
    Шарфом бело-розовым станет гореть
    Аллея влюблённых...
    Причуда творенья
    Уже незаметно опала на треть,
    Недолго ещё декорациям тлеть,
    Оставив интимную тему цветенья.
   
    Лишь крокусы - спутники грустных стволов ,
    Живые свидетели бывшего чуда,
    Следят за агонией тех лепестков,
    Что выткали нежно- белёсый покров
    На скрытом в тумане ковре изумруда.
   
   Очень понравилось стихотворение, написанное нестандартно, очень красиво.
   
   «Сонет»
   
   Кого, не знаю, за твое рожденье
   Мне, смертному, теперь благодарить.
   Но ангела-хранителя решенье –
   Тебя на Землю для меня спустить.
   
   Очень хороший английский сонет.
   
   «Кобальт-перехватчик­»­
   
   Ты ушёл, похоже. Ну и пусть!
   Тает в сердце горечи осадок,
   Ацетоном испарилась грусть
   И соляркой вытекла досада.
   
    Из двух представленных пародий, на мой взгляд, лучшая…
   
   «Калейдоскоп с оптическим прицелом»
   
    1
    Ночами обнажается душа
    в порыве полоумного стриптиза.
    Упала маскировочная риза,
    послышалось шуршанье барыша.
    Вот взглядом плотоядным и хмельным
    настырно призывает к откровенью.
    И метроном болваном заводным
    "лабает" онемевшему мгновенью.
    Когда в солёно – раненую грудь
    клюв месяца залётного вонзится,
    душа моя, ты только не забудь,
    куда несёт пархатый твой возница.
    Она пронзает звёздные бураны
    и бережно зализывает раны.
   
   Просто великолепный венок сонетов. 15 отлично написанных сонетов, каждый из которых самостоятельно отдельное прекрасное стихотворение.
   
   «Эмигранты»
   
   Не случилось еще! Время движет свой ход…
   Мы покорно внимаем тоске Берлиоза,
   Но уж чудится:
   Пристань…
   Объятия…
   Слезы…
   Ветер…
   Море…
   Россия!
   Гудок…
   Пароход…
   
   Запоминающееся стихотворение.
   
   
   «Заранее грустно»
   
   И увяну я, гость непрошеный,
   В тихом доме, что был моим.
   И не буду терзать вопросами:
   Кто он, что он?... Да, дьявол с ним!
   
   Печальное стихотворение из раздела «Любовная лирика», правда имеются небольшие сбои.
   
   «Во всей природе разлита любовь (стансы к человеку)»
   
   9.
   
   Всё совершенно – роза и паук,
   Он – ползает, она – благоухает.
   А Человек, мечтающий о рае, –
   Как тот глухой, кто не постигнет звук, –
   И голосу Природы не внимает,
   И шороха своих не слышит рук.
   
   Просто мастерски написаны, читаются легко.
   
   «Я видела, как погибает день»
   
   Я видела, как погибает день,
   Дух отдавая Средиземноморью,
   Как опустилась гильотины тень,
   И чаша неба обагрилась кровью.
   
   Очень красивое эмоциональное стихотворение
   
   Можно было бы назвать и еще стихотворения, которые понравились и привести отрывки из них, но это наверно уже ни к чему, потому что и с оценками и с комментариями можно познакомится на страничках, а некоторые произведения представила, потому что, возможно, прочитавшему мое мнение захочется зайти и познакомится с произведением или возразить мне.
   А вот о проведении подобных конкурсов в будущем хотелось бы сказать.
   Видимо стоит сделать конкурс на лучшее произведение не отдельным, а в теле основного конкурса и по номинациям, но с обязательным сохранением анонимности. То есть проводить его одновременно с основным. Обязательным условием оставить, что представляется только одно произведение в номинации. То есть пока идет очередной этап основного конкурса, автор имеет возможность представить анонимно по одному произведению в любую номинацию на конкурс «лучших», помимо того, что представляет произведения и в номинации с указанием авторства, и в раздел «Новые». Основной конкурс внутри номинаций при этом стоит ограничить количественно, к примеру, до трех произведений, а то при той массе, которая возникает, просто осилить ее только чтобы ознакомится, не хватает ни сил, ни времени.
   А вот рецензирование новых произведений, конкурса на лучшее и основного конкурса выводить в одну страницу, а то получается, что рецензии видны только на страницах авторов или произведений, а не представляются в разделе рецензий, а ведь большинство читателей читают произведения в основном не с авторских страниц или с главной страницы, а ориентируясь на раздел рецензии, по крайней мере, это делается чаще.
   А что до того, что кто-то из авторов будет узнаваем, так ведь не на столько, чтобы это являлось расшифровкой имени для всех читателей.
   Еще раз оговорюсь, это мое мнение о прочитанном, кто-то будет согласен со мной, кто-то нет. Но ведь каждый читатель ищет что-то свое и находит тоже только что-то свое, созвучное с его мироощущением и его душой.
   Всем авторам представившим свои произведения хотелось бы сказать большое спасибо, было интересно знакомится с ними, было о чем подумать, чем искренне восхищаться, чему-то искренне негодовать. И если и говорят, что первый блин комом, то данный Конкурс мне не показался таковым.
   
   PS. И еще хотелось бы заметить, что оказались заметны и пресловутые накрутки. Наверно они будут замечены не только мною. Но честное слово, обидно за в принципе и читаемых и интересных авторов, кто таким образов пытается поднять свой рейтинг.

Дата публикации:05.06.2004 21:38