Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературно-критические статьи

Автор: Валерий БелолисНоминация: Литературно-критические статьи

Обзор ВКР-3. Этап 1. Стихотворения в прозе.

      Перенесем «Эротическую составляющую» на понедельник. Все-таки, Пасха, все-таки, смысл настроения важен, а не только механическая оценка и соответствие Положению.
   Поэтому, «Стихотворения в прозе». Прочитав все произведения, выставленные на этот этап конкурса, могу сделать вывод, что он слабее верлибра. Может, оттого что здесь всего 25 текстов, а может, по другим причинам. Опять есть непопадание в формат, есть просто проза, но есть и полноправные лидеры. Как и думал, попадается хороший верлибр, но… это конкурс. Изменить ничего уже не получится.
   Еще раз скажу, стихотворение в прозе не распределяется на строки, это не нужно делать.
   Дальше принцип такой же – выделяю работы, на которые обращается внимание, которые хочется перечитывать, стремясь понять и прочувствовать. Составляется своеобразный шорт-лист, из которого будут выбраны лидеры, победители.
   
   
   1. Автор: Ольга Королева Название: 7 января 2004. Почти документальная хроника
   
   По каким чертам отличают прозу от поэзии? Иногда на границе так сложно распознать суть… примитивную суть разделения на части одного целого. Наверное, важно определить что это для кого угодно, но не для самого автора. Если автор, конечно, написал то, что уже не хочется переделывать, подстраиваясь под каноны, правила или, еще хуже, моду.
   Так и этот текст. Автор решил «откалибровать» его под «стих в прозе», решив, что стих непременно должен быть построчным и размашисто непокорным.
   Но… что угодно можно говорить, но это проза. Убрать «калибраж» и все встанет на свои места. Поэзия в прозе. Доказательства? Пожалуйста.
   
   В центре, на Фонтанке, Уже начинался ясный день. Перила на мосту и знаменитые кони Покрылись инеем. Перспектива реки Насквозь поседела, Но короткие лучи солнца Окрасили голубовато-серую дымку мороза В розовый цвет.
   Прекрасная иллюзия!

   
   А вот еще.
   
   Выйдя на другую сторону набережной, Заметила Солнце, Покрытое легким кружевом облачков. Залюбовалась невольно. Но что-то, Идущее нескончаемым товарным составом, Давило и прижимало неотступно.
   
   А путь, поиск и обретение Бога, когда вдруг перестаешь Его ощущать рядом, известен. Автор красиво его показал. Красиво. Но интуитивно. И, скорее всего, это так и есть.
   
   2. Автор: Марьям Название: МОЛИТВА ЗА РЕБЁНКА
   
   Что есть молитва? Я склонен думать, что это… проза. Потому что, размышление. Чувствами. И желание отдать, что можно будет, чтобы все вышло по-другому, а не так, как с опасением ждешь в реальности.
   Что есть молитва? Это еще и поэзия. Потому что, как еще выразить чувства, как не через слова на вдохновении и сострадании.
   Только жили бы все…
   
   3. Автор: Виктор Быков Название: Хромая дворняга судьбы…
   
   Выплеск. Не жизнь, а «скотство». Когда тоска. Так есть. Иногда. Но завтра утро…
   
   4. Автор: Владимир Борисов (Vladimir) Название: Старый тополь
   
   Одно из лучших стихотворений в прозе. Интересно, где поселилась ворона? Она мудрая, думаю, что нашла место – дерево, которое не будет мешать людям. Она это может, она это чувствует. Может, потому, что живет долго? Или… потому что привыкла принимать жизнь, как неотвратимость и не жаловаться на судьбу.
   А тополь был все-таки старым…
   
   5. Автор: Эрнест Стефанович Название: Житейское правило
   
   Спасибо Ивану Сергеевичу Тургеневу.
   У автора получилась почти притча. Они - «осевые смазки» - такие. Без движения засыхают или сбегают. Куда угодно. Лишь бы не густеть.
   Показалось, что произведение потенциально могло быть много шире.
   По жанру попадание стопроцентное.
   
   6. Автор: Корвин Название: Осень
   
   Долго думал над этим текстом. Возможно, он не был размещен в номинацию верлибр только из-за того, что большой объем? Вадим схитрил? Шучу.
   Все вопросы спали, когда убрал это ненужное для прозы «на-строко-дробление­».­ Получилось. И читается, кстати, не хуже.
   Несомненно, написанное - удача автора. Хороший стиль, выверенные акценты, лаконичность, свойственная поэтической прозе, взята в квадрат и выпестована, выгравирована, как надпись на подарке со смыслом.
   Такие строки можно дарить.
   
   Кто-то верит глупым птицам.
   Я верю их пустым гнездам.
   Их красивые сказки – щебет.
   Пусть кто-то падает ради слов.
   Я верю пустым гнездам.
   В них больше надежды, чем в пустых словах.
   
   Я вижу, как ветер листает книгу.
   И слово за словом смывает дождь.
   Такие красивые слова.
   Такие теплые для меня.
   И вот, я падаю вниз.
   Дождь – мой друг.
   Но он не сможет понять моих чувств.
   И я упаду на бумагу.
   Закрою собою слова.
   Их пожалеет вода.
   А значит, упал я не зря.
   И мне будет тепло и радостно.
   
   Я еще ничего не успел.
   Поздно – самое страшное слово.
   Но что останется за мною?
   Голая ветка.
   Я же еще ничего не успел.
   Я же пытался, хотел…
   Но все было очень быстро.
   И все было поздно.

   
   Падающие листья. Падающие… Пада… ю… Улетел.
   Грустный переводной календарь переменчивой природы. Время. Жизнь. История.
   
   7. Автор: Людмила Ливнева Название: Книги мёртвых
   
   Кажется, что где-то это слышал. Шепотом ли, мысленно ли, эхом ли. Словно птица-пересмешник наговорила мне смысл на диктофон мобильного телефона… Аналогии с Аннушкиной предопределенностью не пускают в свободный полет. Все чего-то ждешь и не дожидаешься. Чистота сна под сомнением. Как и отношение к жанру «стихотворения в прозе». Но… что-то не дает отмахнуться. Библиотека Ноева Ковчега. Заманчиво. Для движения дальше.
   Маленькое замечание.
   «…деревянными лотками с книгами» - все-таки, лотки – это что-то другое, не для книг.
   
   8. Автор: simfonic Название: Пустыня всегда имела что сказать
   
   Имеет смысл быть. Хотя… натянутость образной подачи, отсутствие живого языка не на пользу тексту. Пустыня – хранилище. Хранилище – библиотека. Библиотека – мудрость. Закостенелая?
   «День и ночь пустыня перелистывала свои истории, как бы, стараясь, навести порядок в своей песочнице» - Это ирония? Это месть пустыне? Шучу. Сравнить ее хозяйство с песочницей…)
   И зачем ветру запоминать место каждой песчинки? Он же не наводит порядок, а наоборот, разбрасывает, раскидывает.
   
   9. Автор: Кристинэ Керн Название: * Изумрудные россыпи звёзд…
   
   Несомненно, стихотворение в прозе. Соединение признания в любви с прозой обычного жизненного повествования. Память – не ожидание слов. Память – это только подстилка, чтобы было куда упасть, если…
   Если он не стоит у окна.
   
   10. Автор: Игорь Б.Бурдонов Название: ТОТЕМЫ (поэмы в прозе)
   
   Ну что сказать? Можно только читать и наслаждаться: поэзией, образностью, подмеченным, неповторимостью, яркостью и смыслом. Нечетко прочерченные смысловые оси есть, но по наитию идешь правильно, а там тебя снова подхватывают заботливые буквы автора. Если услышали автора вначале, то остальное не составит труда.
   
   Маленький вопрос:
   «Корова, идущая в ночь, вполне может встретить берёзу, стоящую спать» - именно так? Стоящую спать?
   
   11. Автор: Сударушка Название: Путь Млечный лизнуть…
   
   Все-таки, стремление зарифмовать прозу пошло не на пользу всему тексту. Почувствуйте. Хотя, это стремление всех поэтов.
   «Путь Млечный лизнуть» - хороший образ.
   
   И вопрос:
   «А может, он просто не ведает точки опоры?» - вчитайтесь. Так ли передан смысл, как задумывалось?
   
   
   И даже не задумывался о победителях. Они определились сразу.
   
   1 место - Автор: Корвин Название: Осень
   2 место - Автор: Игорь Б.Бурдонов Название: ТОТЕМЫ (поэмы в прозе)
   3 место - Автор: Ольга Королева Название: 7 января 2004. Почти документальная хроника и Автор: Владимир Борисов (Vladimir) Название: Старый тополь
   
   Удачи всем!

Дата публикации:23.04.2006 20:19