Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Элла ОльхаНоминация: Проза для детей

СКАЗКА О ТОМ, КАК ТЕКСТ ПОЯВИЛСЯ ( учебное пособие для детей)

      Элла Ольха.
    СКАЗКА О ТОМ, КАК ТЕКСТ ПОЯВИЛСЯ.
   
   Жили-были буквы. Буквы, не какие ни будь, а ГЛАСНЫЕ: а, о, у, и, е, ё, ы, э, ю, я. Целыми днями буквы песни распевали и гласили, что было силы: то по одной, то по две вместе, то все сразу:
   А-А, У-У,О-О, Ю-Ю…
   УА-УА,ИО-ОИ, ЭА-ЭА, ЁИ-ЁИ…
   АОУИЕ-АОУИЕ, ЯЮИЭОЁ-ЯЮИОЁ…
   Через некоторое время буква А пригорюнилась и сказала своим подружкам, что как-то надоело только гласить и петь, хочется ещё каким-то делом заняться. Тогда Буква Я пропела:
   Говорят, что есть такая волшебница – АЗБУКА и знакома она не только с нами ГЛАСНЫМИ, но и с другими буквами, только, что это за буквы я не знаю.
   Только Я это сказала, как явилась АЗБУКА и сказала:
   Вижу, мои дорогие ГЛАСНЫЕ, надоело вам только петь и веселиться. И верно буква Я сказала, что есть на свете и другие буквы – СОГЛАСНЫЕ.
   Сказала это АЗБУКА, и тут же появились СОГЛАСНЫЕ буквы: Б,В, Г, Д, Ж, З, К,Л, М,Н, П,Р,С,Т,Ф,К,Ф,Х, Ц,Ч,Ш, Щ. Они стали низко кланяться ГЛАСНЫМ буквам и во всём с ними СОГЛАШАТЬСЯ.
   Очень обрадовались ГЛАСНЫЕ, что у них сколько друзей появилось, да ещё таких добрых и покладистых, со всем согласных.
    И стали буквы опять поживать, да горя не знать. Жить им стало намного веселее и интереснее. Потому, как стали буквы ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ парочками дружить, да ходить , и из этой дружбы СЛОГИ получились:
   -МА-ПА-КИ-КО-РА-СИ-Л­Ё-ЖИ-СУ-ВЫ-БО-ЯС-ЮР-­ИП-АЗ-ИЖ-ОД-ЦА….­
   Буквам очень нравилось составлять СЛОГИ и занимались они этим занятием с утра до вечера, потом буква А предложила:
   А давайте проверим, что получится, если мы слоги соединим?
   Это предложение всех заинтересовало, и начали буквы слоги соединять и получились – СЛОВА. У букв аж, дух захватило, какие слова выходят необыкновенные: и большие, и маленькие. Можно составлять их великое множество и всё разные получаются:
   МАК-РАК- СОК-СОВОК- МАМА-ПАПА-МАРМЕЛАД-Ш­ОКОЛАД-ВОДОПАД-СНЕГО­ПАД….­
   Но вот как-то, пришла к ним в гости АЗБУКА, посмотрела, чем буквы занимаются и сказала:
   Вижу вас надо с ПРЕДЛОЖЕНИЕМ познакомить.
   Обрадовались буквы, все разом загалдели, заговорили:
   Ой, ПРЕДЛОЖЕНИЕ!?
   А как оно выглядит?
   Ах, как интересно, ну просто чудесно!
   АЗБУКА утихомирила возбуждённых букв и сказала:
   Ваше расположение, образует ПРЕДЛОЖЕНИЕ!
   Как это ин-те-рес-но-о-о, - пропели ГЛАСНЫЕ букавы..
   МЫ согласны, согласны, - закивали СОГЛАСНЫЕ буквы.
   ПРЕДЛОЖЕНИЕ появится, если вы соедините несколько слов вместе, но есть одно очень важное условие: СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ, иначе предложение не получится, и дружить с вами не будет.
   Значит, мы должны соединить слова! – Догадалась буква А.
   Давайте скорее соединять. Просто ужасно не терпится посмотреть, что из этого получится. – Воскликнула Б.
   БУКВЫ быстро закружились и начали составлять предложение:
   сначала буквы образовали СЛОГИ,
   из СЛОГОВ образовались СЛОВА,
   а из СЛОВ – ПРЕДЛОЖЕНИЕ: СОЛНЦЕ, НЕБЕ, СВЕТИТ, В, ЯРКОЕ.
   АЗБУКА прочитала то, что составили БУКВЫ, и сказала строго:
   Уважаемые ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ будьте внимательны! Прочтите то, что написали и скажите – самим-то вам понятно составленное вами ПРЕДЛОЖЕНИЕ? И вообще, есть ли здесь ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
   Начали БУКВЫ читать внимательно и дочитались до того, что СЛОВА в этом ПРЕДЛОЖЕНИИ не связаны по смыслу, а значит, и ПРЕДЛОЖЕНИЕ не получилось.
   Но не растерялись дружные БУКВЫ, посовещались, переставили СЛОВА и получилось - складненькое-ладнень­кое­ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
   СВЕТИТ В НЕБЕ ЯРКОЕ СОЛНЦЕ.
   -Вот это другое дело, - сказала АЗБУКА. – Запомните, БУКВЫ, дорогие: ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, ВЫРАЖАЮЩИЕ ЗАКОНЧЕННУЮ МЫСЛЬ.
   Сказала это АЗБУКА и пошла по своим азбучным делам.
   Очень обрадовались буквы такому открытию и начали разные, разные ПРЕДЛОЖЕНИЯ составлять:
   На лугу коза скакала.
   Пошла мама в магазин и купила апельсин.
   Солнце вышло из-за туч и послало детям луч.
   БУКВЫ трудились упорно и старательно и вскоре у них стали получаться замечательные предложения: большие и маленькие, весёлые и грустные, разные, разные.
    Позвали снова БУКВЫ АЗБУКУ в гости и давай для неё предложения составлять:
   Азбука, азбука,
    - Мы с тобою дружим!
   Азбука, азбука,
   Все мы тебя любим!
   Приглашаем в гости
   Чаще к нам ходить!
   Будем мы тебя
   Всегда благодарить!
   Ты связала буквы вместе
   И теперь мы все на месте,
   Быть нам вместе интересно,
   И чудесно и прелестно,
   Занимательно, увлекательно!
   По-зна-ва-тель-но!
   Ах! Ах! Удивительно! – Воскликнула АЗБУКА. – Получилось! Вы сами додумались и составили – ТЕКСТ!
   ТЕКСТ? – переспросили буквы. – А кто это такой важный – ТЕКСТ?
   Очень просто, раз Вы сами до этого додумались: ТЕКСТ – ЭТО СВЯЗАННЫЕ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
   Вот вы стишок-приветствие для меня составили, а здесь несколько предложений и все они связаны по смыслу, даже ТЕМА ТЕКСТА есть: этот ТЕКСТ про меня, то есть про АЗБУКУ.
   ТЕМА ТЕКСТА – ЭТО О КОМ ИЛИ О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
   Ох! Как интересно! О! Да это чудесно! Ой! Замечательно! – Закричали хором БУКВЫ.
   Теперь, друзья мои, я познакомлю вас со ЗНАКАМИ ПРЕПИНАНИЯ, которые непременно должны участвовать в составлении ТЕКСТА:
   Познакомьтесь – это ТОЧКА, она ставиться в конце каждого предложения, когда заканчивается мысль ПРЕДЛОЖЕНИЯ. И называются такие предложения ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМИ, так как повествуют: о ком или о чём говорится в этом же ПРЕДЛОЖЕНИИ.
   Поэтому следующее предложение надо начинать обязательно с ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Например:
   В будке жил огромный пёс.
   Звали все его Барбос.
   Ах, как замечательно! – Воскликнула буква Д.
   Вот, вот, буква Д сейчас составила ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Познакомьтесь, дорогие БУКВЫ, с ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ, он ставится в конце ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:
   Караул! Караул! Мишка чуть не утонул!
   Удивительно! Изумительно! Восхитительно! – Начали восклицать буквы по очереди.
   А что вы нам ещё интересненького расскажете, дорога АЗБУКА?
   Замечательный вопрос! – Вот мы с вами и добрались до ВОПРОСИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
   ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГОВОРИТ: О КОМ ИЛИ О ЧЁМ, СПРАШИВАЕТСЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. В КОНЦЕ ТАКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАВИТСЯ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. Например:
   Чижик-чижик где ты был?
   А где моя большая ложка?
   Кто стучится в дом ко мне,
   С толстой сумкой на ремне?
   А мы и не знали,
   Что такое бывает,
   Чудесные знаки
   Мир чувств открывают!
   Вот-вот, какие чудеса появляются, если дружить со мной – АЗБУКОЙ. А вам, БУКВЫ, я даю задание: составьте ТЕКСТ-СКАЗКУ. Для этого вам потребуется много ПРЕДЛОЖЕНИЙ, связанных между собой по смыслу.
   Хорошо! Отлично!
   Сделаем всё прилично!
   Сделаем обязательно!
   Быстро и очень старательно! – Ответили хором буквы.
   Когда АЗБУКА ушла по своим делам, БУКВЫ подумали, подумали и решили составить текст-сказку про себя, то есть про БУКВЫ и про то, как они научились ТЕКСТ составлять.

Дата публикации:02.02.2008 23:18