Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Текущие статьи и обзоры

Автор: Шухаева ИринаНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

События, мотивы и образы в произведениях-финалистах конкурса "Остановись, мгновенье!" Завершение.

      Продолжаем разговор о произведениях финалистах.
   
   Море. Анна Кссо.
   Событие? Встреча с морем, любовь с морем, даже (страшно писать) измена с морем и оправдания перед любимым человеком, ведь целая ночь проведена с морем – это вам не просто так, да и рану море вылечило, и сказку рассказало.
   Образ – оригинальный, чувственный, очеловеченный образ моря. Море-любовник, и мы видим его действия, его чувства. Мотив – любовь, безграничная, волнительная, волшебная.
   Отображение чувств, ощущений и единение лирической героини с созданным образом.
   
   Чтение в метро перед выходом на станции «Площадь революции». Vita.
   Ключевое событие – создание образа, судьбы, отражение, которое увидел автор в выражении глаз, лица, внешнем облике случайно замеченного в метро человека.
   Протянуло воображение цепкую руку и сняло с полочки события-образы, выложило перед нами мозаику жизни, которую вполне мог прожить Плюш.
   Явленный нам образ – отображение действительности? Конечно. Создание жизни, как будто она это сделала сама? Безусловно.
   
   Далеко, далеко водопады шумят. Balgator.
   Событие – болезнь, погружение в яркие воспоминания. Образ – бабушка, образ – сам лирический герой.
   Мотив – четкий, но не давящий, не навязчивый – смиренное прощание, власть болезни и времени, ценность близкого человека.
   
   Ощущение дождя. Валерий Белолис.
   Событие – встреча. Говоря словами автора «творчество встречи». Беседа. Предполагается беседа образом или событием? Я бы сказала, что автор тяготеет к образу беседы, пока к нему стекаются мотивы – лирические, иронические, тягостные (ведь перед расставанием). Еще мотив хронического влечения героев друг к другу, трепетная бренность отношений. Нам не удалось узнать, какая из громких мелодий жизни поглотила эти мотивы.
   Образы. Он и Она? Неявно проступившие из ощущения дождя на фоне машины, аэропорта, чашечек кофе и очень многих точно и образно подмеченных автором деталей.
   
   Ощущения и обстоятельства. Сергей Дигурко.
   Здесь у нас целая череда событий:
   - потеря ощущений и обстоятельств
   - воспоминание о погребе, в котором заперли
   - воспоминание о длинной трубе, в которую загнали
   - где-то между ощущениями и обстоятельствами
   - явление, образ жизни, высказывания бомжа Гены, что жил в люке коллектора
   - смерть Гены и память о нем
   - дети играют на площадке, девочке купили куклу
   - возвращение ощущений
   Ключевой образ, конечно, Гена. Но как помогает ему засветиться образ лирического героя. Как зажил этот самый образ лирического героя, как забарахтался между ощущениями и обстоятельствами. Как отразили они с Геной некую бренность бытия. И создал все это автор.
   
   Белый крокодил. Наталья Балуева.
   Увидеть в облаке белого крокодила. Событие? Думается, что да. Создать образ, наделенный сказочными чертами – творчество? Да. Прокрутить, как руль, разочарование жизнью, неизбежную смену цветов любви, приспособление и существование, затем постоять над пропастью, затем обнаружить пропажу крокодила и нажать газ. И страх отправить куда нужно.
   Это ли не отражение жизни во всей ее многогранности, с крепким конструктивным началом.
   
   Первые роды. Юрий Иванов.
   Событие – главное и величайшее вообще – рождение ребенка. Вернее – подготовка к выписке. Попытка вспомнить роды, новые ощущения в теле, кормление, мысли-лоскутки.
   Да вот только мотивы приобщения к великой радости материнства потонули в хоре смачных подробностей, весьма достоверных, только исполненных с отвращением, пренебрежением, даже я бы сказала – злобой.
   А это не женская песня. Нет.
   
   Одна на миллион. Леонид Рябков.
   Событие – потеря любимой. Осознание событие, предшествующих этому.
   Образы: Он, страдающий сейчас, Она, уже настрадавшаяся и принявшая решение. Образ мира, взорванного и повергнутого в смятение болью лирического героя.
   Мотив – потеря любви. Сильный, горячий, пульсирующий в каждой строчке.
   
   Сердце зимы. Травин.
   Событие: да просто старый дед Михась вышел за дровами. А увиделось ему…
   Два загадочных образа, созданных по подобию. Так вот появилось у зимы сердце, и сын появился. Живые, жутковатые, влитые в таинство природы, скрытые от обыденных глаз.
   
   Одно утро. Виктория Магини.
   Пройдемся по событиям:
   - женщина проснулась с мыслью, что хочется любить
   - захотела очутиться дома, поцеловать дочурку, сварить кофе.
   - о кофе
   - задумалась, что она делает в чужом городе
   - получила SMS от любимого
   - подумала о любви
   - призналась в любви, вернулась к мысли, что только учится любить
   Образ у нас один – лирическая героиня.
   Мотив – переполнение чувством. Немного приторный. Чуть-чуть.
   
   Путешествие. Лара Галль.
   Каковы здесь события? Старуха вспоминает пережитое.
   - осознание своего Я (девочка смотрит на свое отражение)
   - не заполняемая пропасть непонимания (стерли рисунок на асфальте)
   - не помнит родителей
   - хочется кофе (это сейчас, не в детстве. Любовь к кофе и шоколаду)
   - вход в надмирное пространство с условным названием «любовь» (возлюбленный женат)
   - написание наивных пророческих экзерсисов пифии на треножнике (стихи приводятся)
   - любовник проживал с ней два часа и она рассказывала сказки ему
   - страдание, ожидание чуда, способы творчества и выживания
   - снова кофе. Выпит. Жизнь почти прожита.
   Образы? Должны быть – старухи, девочки, девушки, любовника. Едва очерчены, брошены ради мотива надрыва. Мелодраматического такого со сгущением красок безысходности. Дулся-дулся такой большой мыльный пузырь, надоел автору – и лопнул. Ну, кофе же пора пить. Хотя, многое же взято из реальных мыслей и чувств. Можно создать подобный мир воспоминаний.
   Только из моего опыта пока известно, что в старости люди говорят и особенно вспоминают словами простыми, емкими, от коих веет мудростью пережитого и осмысленного. Оттого и мудра, в основном, старость, а не молодость.
   
   Младший Гор. Gremlin.
   Событие – работа, перерыв, видение, дом.
   Вот образы. Столько и все разные, в определенном темпе появляющиеся и исчезающие в рассказе по мановению умелого автора.
   Клерки, деньги, потоки, вкладчики, человеческие руки, потоки, информация. И, конечно, Орбитальный Город. И Младший Гор.
   Видение жило и дышало, и, может быть, именно голые стены и потолок так отражают реальные события и факты, что создаются удивительные образы. А потом и уснуть можно.
   Мотив стремительного движения.
   
   Плавился асфальт. Сол Кейсер.
   События. Лично для меня очень яркое – жара в Одессе, так образно показано, что аж душно стало.
   Ну, а обычные – кто-то шел с работы, кто-то работал, встретились люди, поговорили. Договорились опять встретиться (с умыслом некоторым). И не было бы в этом ничего особенного, кабы не звучал мотив зарождающейся любви, а ведь она большой творец и созидатель. У кого есть основания не верить?
   
   Летящий на огонь. Ян Лисица.
   Событийно-образное произведение
   - юноша проснулся
   - к нему пришли стихи
   - пошел дождь
   - в сумерках вторая дочь левого министра отдыхала на террасе
   - они сыграли партию в Го
   - юноша сказал все, что хотел
   - юноша испугался
   - однако пошатнулась дворцовая упорядоченность
   - юноша нарушил правила
   Образы – и природа, и дворец, и Он, и Она. Загадочные, интригующие.
   Какое-то уникальное единство, целостность, обволакивающее дыхание текста.
   
   Улыбка. Лачин.
   События: она пришла, им некуда деться, ему нужно помыться, девушка вошла в ванную, дети орали, дед кричал сальности, девушка вонзила нож в спину, сфотографировала последнюю улыбку и ушла, обещав вернуться к старику. Смертью была девушка.
   Образ смерти, образ лирического героя, образы детей, деда, матери, завертелись в темпе бреда последнего мгновения.
   
   Ворона. Джемма.
   Увидеть в апреле гнездо вороны – событие. Почувствовать к ней любовь, вспомнить роман с вороной (встреча, знакомство, угощение, извините – воронье воровство).
   И образы – теплые, трогательные – лирической героини и гордо-воинственной растрепанной вороны.
   Мотив духовной полноценности, позволяющий творить образы и события.
   
   Вспомнить и понять. Донец.
   Обычное событие – визит к специалисту в опытных руках художника может оказаться просто шоковым, вытащить из глубины памяти целую череду событий, пронизанных одним, едва в начале уловимым мотивом, который и обрушился на сознание в конце мощным аккордом. И имя ему – Корысть.
   Четко создан и даже, я бы сказала, типизован, образ лирической героини.
   
   Слишком мало времени. Илана Вайсман.
   Герои рассказа, как живые люди, прошли через множество событий, раскрывая постепенно перед нами характеры созданных автором образов.
   Встретились раз, снова оказались вместе в силу обстоятельств, ощутили зарождение чувства, не решились (ах, это рефрен «слишком мало времени»), потерялись, расстались, чуть было… но остались вместе. В доме с кошкой и оранжевыми шторами.
   Искренняя, лиричная, подробная и понятная история. Пусть допустимый объем превышен в два раза – важен результат. Рассказать о зарождении и сохранении чувства, победе над обстоятельствами.
   
   Лет… Николай Акрин.
   Да уж событие привалило – встреча с не совсем настоящим джинном. И всего-то надо быстренько выбрать возраст вечной жизни. А тут еще весна, птицы.
   И понеслась череда образов разных возрастов. Так бы я определила разбор полета по года, их событиям, характеристикам.
   Вот уж созданное отражение, подражание – ну, просто живая реальность несется, с едой, мебелью, детьми…
   А джинн торопит, потому что не совсем настоящий.
   Да и хрен с ней, с вечной жизнью!
   
   Руки мои. Тамара Ростовская.
   Ключевой образ – руки. Которые разделили трудную судьбу лирической героини.
   Все события проходят через образ рук, которые трудились, болели, взрослели, грубели, снова трудились, ранились, получали увечья и шрамы, стали объектом исследования врачей.
   И мотив – оптимизма, патриотизма (нормального, простого, честного), веры в жизни, в себя, в трудовые руки свои.
   
   Искушение. Эдуард Снежин.
   По событиям:
   - он был влюблен в будущую жену
   - он сделал ей предложение
   - он улетел к себе домой
   - писались письма
   - подвернулась командировка
   - бродил по городу и думал о невесте
   - в гостинице помог девушке разобраться с ключом
   - откровенный разговор
   - вспыхнула искра
   - возник образ невесты
   - вернулся в номер, уснул счастливым сном
   Образы колоритны: и сам лирический герой и обе Тани.
   А вот образ искушения было нарисовался, да и смылся, как наваждение. А мотив остался. Куда его из жизни денешь???

Дата публикации:26.10.2005 11:18