Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Валентина БондаренкоНоминация: Литературно-критические статьи

СТИХИ, КОТОРЫЕ – САМА ЖИЗНЬ…

      (Предисловие к книге Эдуарда Караша
   "Жизнь длится долго - целое мгновенье...")
   
   
   Бывают стихи, которые пленяют не мерной выверенностью технических построений или подчеркнутой остротой языковых изысков, а живой душой, сквозящей в них, ярко проявленной в поэтических строках личностью автора со сложной и неординарной судьбой. Кстати, это не означает, что техника стихосложения неизвестна автору таких «безыскусных» строк: скорее наоборот, техника растворена в стихах, отработана до того естественного, пушкинского «легкого дыхания», за которым только профессионал может увидеть большой и тяжелый труд по переработке «словесной руды», ответственный поиск именно той формы, в которой наилучшим образом сможет проявить себя содержание, и, конечно же, безупречное языковое и поэтическое чутье поэта.
   
   Все это в полной мере относится к стихам Эдуарда Караша – «непрофессионального­»­ поэта, зато профессионального нефтяника, ответственного человека, подходящего с повышенными требованиями как к себе, так и к другим; человека, не понаслышке знакомого с опасностями и необходимостью принятия четких, жестких и правильных решений; человека, беззаветно преданного идеалам семьи, любви, дружбы, красоты… Это ли – не качества, которыми должен обладать ИСТИННЫЙ поэт?..
   
    «Жизнь длится долго – целое мгновенье…» Так называется сборник стихов Эдуарда Караша, наполненный жизненной философией и искристым юмором, щемящей лиричностью и острым политическим сарказмом. Иногда – в самых необыкновенных сочетаниях. И первое, что обращает на себя внимание читателя – автобиографические стихи (хотя все стихи Э. Караша искренни и в той или иной мере автобиографичны), связанные с юностью, молодостью и зрелостью, отданные морю и нефтяному промыслу:
   
   Море звало, манило – не пляжем,
   Не прохладой в июле и негой,
   А суровостью, риском, и даже
   Просто – в штормы поверхностью пегой.
   
   И, конечно, зазвало, прельстило –
   Четверть века его я дырявил,
   А оно чёрным златом платило –
   То, что было мечтой, стало явью…

   («Мой город»)
   
   В этих стихах – не только судьба одного человека, но судьба людей, а часто – даже судьба целого поколения, эпохи, показанные в борьбе со стихией. И одновременно – родство с этой стихией, противоборство в братском сплетении с ней. И становится многое понятно: как, у кого учился Эдуард Караш и его «боевые друзья» силе духа, мужеству, непреклонности…
   
   …Фонтан хорош, когда в трубе несется,
   Тогда он – кровь машин, тепло и свет,
   Когда ж в открытую, как смерч, взметнется,
   От рёва и огня спасенья нет…
   
   А впрочем, есть – и мужики крутые,
   Команда друга в боевой игре,
   Собьют огонь и укротят стихию
   Наперекор и мощи, и жаре…

   («Памяти друга»)
   
   Здесь же, в борьбе двух равных, уважающих друг друга соперников, – Человека и Стихии, – на мой взгляд, кроются и истоки понимания автором ценности жизни во всех ее проявлениях, и ощущение прекрасного даже в непонятном и пугающем, а значит, способность наслаждаться этим миром в тиши и в опасности, в движении, рывке и в созерцании.
   
   Полнота чувств, широта жизненных интересов – вот что отличает поэзию Эдуарда Караша. Немало места в его стихах уделено дружбе – и крепкой, просоленой морскими ветрами мужской, и нежной женской. Пишет поэт и о любви.
   
   …Она «на дежурстве», Он – «на совещаньи»…
   Но тикает время – все-го-до-се-ми…
   Как много под Богом подобных свиданий,
   С коротким звонком… За чужими дверьми…

   («Свидание»)
   
   В стихотворениях «Свидание», «Техасский ливень» пронзительной нотой звучит оправдание Любви, какие бы лики она ни примеряла, какие бы человеческие условности ни нарушала. Любовь, даже горькая, незаконная, – всегда счастье, и она выше установленных обществом законов, потому что подарена нам свыше. Это – слово Караша-лирика. А Караш-человек поет гимн другой любви – тихой семейной заводи с любимой и единственной, данной Богом однажды и на всю жизнь…
   
   Годы бегут скоро
   В счастье, любви, спорах,
   В детях, друзьях, муках,
   Встречах и снова разлуках…
   
   Много ль пятнадцать? Малость,
   В радость когда усталость,
   Если желанна встреча,
   Если скрывать нечего…

   («Пятнадцать лет тому…»)
   
   Ему ли, вынесшему столько штормов, не ценить спокойной пристани?.. И книга, словно жизнь, наполнена строками, посвященными жене – другу, хозяйке, матери любимых сыновей… Той, которая много-много лет давала силы для житейской борьбы, ради которой можно и нужно было рваться в бой, преодолевая себя, снова и снова доказывая свое право называться Мужчиной, достойным прекрасной Женщины.
   
   Но не только лирическим настроем полнится эта книга. Не могу не отметить и тонкий юмор Эдуарда Караша, проявляющий себя в широчайшем диапазоне – от тонкой стилистической и языковой игры («Письмо в Россию», «Жизнь пунктиром», «К тёще на блины» и другие стихи), пародий на стихи «собратьев по поэтическому цеху» до острого, ножевого сарказма, бьющего точно в цель («Эмигрант», «Кимрская рапсодия», «“Ода” зависти» и другие). Сарказм часто носит политический оттенок, и в таких стихотворениях автор яростно бичует все, что, сверенное по его камертону совести, выходит за рамки Справедливости, Чести, Красоты… Здесь проявляются твердые взгляды автора, его внутренний стержень, закаленный суровыми испытаниями, и талант полемиста – и эмоционального, и доказательного, в правоту которого невозможно не поверить.
   
   Отдельная тема творчества Караша – это тема Родины в преломлении судьбы эмигранта. Обращает на себя внимание широкая география стихов, даже по месту их написания: Кимры, Нью-Йорк, Хьюстон, Вашингтон… и, конечно же, Баку, Нефтяные Камни… В стихах даже «американского периода» вы не найдете откровенной слезливой тоски по березкам и других примет того, что в русской литературе принято называть «ностальгией». Однако с теплом, а иногда и с горечью он вспоминает родной Баку («Мой город»), грустит о покинутой Родине с ее печальными реалиями:
   
   От «тюрьмы и сумы» улетаем,
   Вот последний российский кордон…
   Почему же мы слезы глотаем,
   Убедившись, что это не сон?..

   («Шереметьево-2»)
   
   Но Родина для него – все-таки в первую очередь не географическое понятие, а мир искренних человеческих чувств, мир исполненной идеалов и стремлений молодости, мир честной трудовой зрелости, – всего того, что формировало характер Караша и навсегда остается с ним, в его душе и в его памяти. «Саксаулы Кара-Кумов», «избушки с русскими печами» или «жара над Хьюстоном» – всего лишь рама, декорации для величественной пьесы под названием «Жизнь».
   
   …Ну вот, я вспомнил о далеком,
   А кто-то скажет – ностальгия…
   Нет, память все хранит без срока,
   Пока мы помним – мы живые…
   
   И нет о прошлом сожаленья,
   Лишь светлые воспоминанья…

   («Жара»)
   
   Может быть, от сожалений поэта спасает его уверенность в правильном выборе? Или умение зорким взглядом, чутким сердцем поймать каждое счастливое мгновение и сложить его в копилку своих сокровищ, чтобы после перебирать их с сознанием того, что ничего не упущено, что он сделал все, что было написано на роду, и не делал того, чему противилась его совесть?.. Как бы то ни было, стихи Эдуарда Караша свидетельствуют о том, что он – счастливый, полностью реализовавший себя в работе, любви, друзьях, детях и внуках человек, и ему не нужно маскировать человеческую несостоятельность под слезы и стенания ностальгии. Он может, имеет право быть выше расхожего понимания о патриотизме, потому что не на словах, а на деле доказал преданность своей стране и принес ей реальную пользу, обретая в любимом деле еще и себя как личность. А Эдуард Караш устроен так, что если он МОЖЕТ – то он ЕСТЬ… И ему нечего стыдиться, есть чем ответить патриотам-«доброжела­телям»…­
   
   Так много слов… И все они умещаются в коротенькой «Формуле счастья»:
   
   Не ищи его в безоблачном небе:
   Улыбнулся миг – и в прошлое канул.
   Оглянулся – то ли был, то ли не был,
   Как в забытую любовь глянул…
   
   А рецепты с виду очень простые:
   Коль любовь твоя – не сказки, не бредни,
   Просыпайся по утрам, как впервые,
   Проживай свой каждый день, как последний…
   
   Не завидуй, а стремись к достиженью –
   Иногда сам путь достойнее цели.
   Друг в обиде – то твоё униженье,
   Будь надёжен в потехе и в деле…
   
   Всё сказать успей, желанья – осмыслить,
   Оглянись в пути – дорогу увидеть,
   Научись людей любить без корысти
   И умей своих врагов ненавидеть…

   
    Поэтому – слово самому Эдуарду Карашу, бесконечно уважаемому мной Писателю, Нефтянику и Человеку с нерастраченной молодостью души. Слово его поэзии, которая есть сама Жизнь – долгая, мудрая, искренняя и бесконечно прекрасная…
   
   Валентина Бондаренко,
   член Союза писателей России

Дата публикации:09.08.2005 16:05