Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Александр КрасныйНоминация: Просто о жизни

Метаморфозы сознания

      Метаморфозы сознания (модель)
   
   Что такое сознание?
   Не претендуя на опровержение многочисленных классиков философии
   и психологии, положим, что это "совокупность чувств и разума человека".
   Сознание человека включает в себя разум и чувства, изменяющиеся во времени. То и другое - необычайно многогранно:
   - к разуму относят способности к наукам, к верным житейским суждениям, к правильным поступкам в сложных ситуациях и т.д. и т.п.;
   - к чувствам относят "нечто ортогональное" - "чувствительность" к окружающему, эмоциональность, глубину переживаний... При этом, все люди, обладающие
   "стандартным набором органов чувств" ощущают одни и те же внешние обстоятельства практически одинаково, отличия здесь двояки: все находятся
   "в разных обстоятельствах" на протяжении своей жизни и их реакции на
   одинаковые ощущения отличаются (последнее можно отнести к области разума).
   
   Я не буду пытаться анализировать эти два столь несхожих понятия - это
   мне не очень интересно и на эти темы есть масса специальной литературы.
   Обратимся к тому, что эти понятия в каждом отдельном человеке
   можно оценивать "интегрально": об одном и том же человеке,
   при всем разбросе частных мнений, разные люди редко говорят
   одновременно, что он "умный" и глупый", "чувствительный" и
   "бесчувственный"... расхождения частных оценок обычно
   касаются только "меры ума и чувствительности".
   Поэтому, примем в качестве аксиом:
   
   "ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ, В ОСНОВНОМ,
   ВНЕШНИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ."
   
   "СУЩЕСТВУЕТ ОБЪЕКТИВНАЯ МЕРА РАЗУМА ЧЕЛОВЕКА"
   
   Кто владеет точной оценкой этой меры?- Оставим вопрос без ответа...
   Оценки этой меры одного человека в отношении другого
   обладают "систематической и случайной погрешностью".
   
   Систематическая погрешность определяется, главным образом -
   "собственной мерой оценивающего".
   Случайная погрешность определяется особенностями "обстоятельств оценки": настроение, влияние других оценок, личное отношение к оцениваемому и т.п.
   Написанное не следует рассматривать как то, что автор данной публикации претендует на высокое положение Оценщика, ему так же, как и всем присущи некоторые значения "систематической и случайной погрешности", о величине которых он даже не догадывается.
   Такой взгляд позволяет понять, в частности, смысл высказывания более умных людей...в частности, Сенеки о том, что не следует доверять оценке толпы (по совокупности погрешностей).
   
   Попробуем понять, что происходит с сознанием человека
   в течение его жизни?
   
   1. Детство.
   
   Человек рождается с разумом, существенно уступающим "среднему уровню
   взрослого человека", хотя его начальная мера - величина наследственная.
   Первоначально, при благоприятных внешних (тепличных) условиях,
   происходит устойчивый рост разума человека, в основном -
   за счет "чувственного познания мира" и обучения родителями.
   По мере приближения его к уровню родителей, рост замедляется: как из-за
   "сокращения разрыва", так и из-за снижения "комфортности внешних условий" (ребенку уделяется меньше внимания, его отдают в детсад, школу и т.п.).
   При низком начальном уровне разума (врожденные отклонения)
   и внешних условий, его рост происходит медленнее.
   
   В итоге: основная часть детей развивается до некоторого среднестатистическог­о­
   уровня, еще заметно уступающего уровню развития среднего взрослого человека.
   Заметные отклонения от этого уровня встречаются редко, хотя величины
   отклонений могут быть весьма велики: от "дебилизма" (далее вопросы
   патологии не рассматриваются), до "вундеркиндства"
   (хорошая наследственность + интенсивное развитие хотя бы в одной области).
   
   2. Юность (Youth)
   
   Здесь уместно вспомнить о происхождении буквы "Y" латинского алфавита...
   Как писал Исидор Севильский в "Этимологиях":
   "Пифагор Самосский первым построил букву Y по примеру человеческой жизни.
   Ее нижняя черточка обозначает ранний возраст, не определившийся и еще не придавшийся ни добродетелям ни попрокам; с отрочества над ним начинается развилка, и правый путь труден, но устремляется к блаженной жизни, левый - легче, но уводит к падению и гибели".
   
   Конкретизирую это в современной терминологии,
   дальнейшее развитие зависит от трех факторов:
   - социальной ориентации (надежда на помощь (родителей и др.) - саморазвитие);
   - этической ориентации (отношение к окружающим);
   - обретения инструментов познания ( чтение, анализ, синтез).
   
   Социальная ориентация зависит от воспитания и обстоятельств. Зачастую, люди,
   в детстве потерявшие родителей, "вынуждены развиваться быстрее", т.к.
   "не на кого надеяться". Наоборот, избалованные дети, при всей благоприятности
   фортуны, развиваются медленнее - нет побуждающих факторов.
   
   Этическая ориентация на ранней стадии зависит от поведения родителей
   и других родственников в отношении окружающих: отсутствие христианского
   воспитания, концепция "избранности членов семьи" - тормозят развитие
   разума.
   
   Чтению, худо-бедно, обучаются все к 4-8 годам, но содержание чтения -
   очень различно и также влияет на скорость развития и овладения другими инструментами познания. Гуманитарное образование способствует,
   в основном, накоплению объема знаний, развитию памяти, вкуса, общей эрудиции.
   Естественное образование - способствует приобретению способностей
   к анализу (для многих они ограничиваются твердыми познаниями на уровне арифметики, в лучшем случае - школьной алгебры...), и, в существенно
   меньшей степени,- к синтезу (способности делать правильные выводы
   по известным посылкам)... Последнее (сужу по себе) трудно освоить самостоятельно, как правило, для этого нужен учитель, сам обладающий такими способностями в полной мере. Счастье - тому, кто сможет встретить в юности такого человека, счастье вдвойне - если это член семьи.
   
   В итоге:
   Большинство развивается до уровня, близкого к среднему уровню развития
   разума окружающих (с учетом общего прогресса общества). При этом "гуманитарии" в среднем опережают своих сверстников по "объему знаний", а "естественники"(особ­енно,­ интересующиеся
   точными науками - в способностях к самообучению).
   Вундеркинды - либо достигают в своей области выдающихся успехов,
   либо, что чаще,- "подтягиваются" в других областях и первоначальный отрыв
   становится менее заметным.
   
   3. Молодость.
   
   Развитие продолжается, но... более низкими темпами.
   Содержательная помощь в развитии со стороны родителей прекращается.
   Наличие социальной ориентации определяет "собственные мотивы" развития,
   объем знаний и инструменты познания - профессиональный рост,
   этическая ориентация - взаимоотношения с окружающими.
   Именно этическая ориентация определяет: в каком направлении "после развилки"
   пытается двигаться человек. Понятно, что в природе нет людей идеально добродетельных, как нет и "совершенно порочных"... Как определить -
   в каком направлении "он движется"?! -
   
   Следуя Сенеке, главный признак - честность.
   Честность в отношении других - не позволяет их обманывать, пытаясь таким способом представить себя лучше, чем есть на самом деле, получить какие-либо незаслуженные блага, уйти от заслуженного наказания.
   Честность в отношении самого себя - позволяет не переоценивать своих достоинств, не разочаровываться в их "недооценке окружающими", не быть надменным с окружающими, видеть свои ошибки и делать соответствующие выводы - "набираться ума"... Видимо, со времен Пифагора, "правый" и "правильный" пути стали синонимами. Думаю, здесь уместно вспомнить о "Союзе Правых Сил", который скорее спекулировал на этом сходстве, демонстрируя на практике в большей степени "политическое лукавство", чем честность. Хотя, конечно, это свойственно
   не только для СПС, но и для всех политических партий.
   
   В обычных условиях человеку нужны все три составляющих как для роста
   разума, так и для профессионального и жизненного успеха.
   Однако, есть и исключения: высокая мотивированность (работоспособность)
   и высокий профессионализм могут обеспечить профессиональный и жизненный
   успех практически "независимо от этической ориентации". Правда, при этом,
   обычно возникают "определенные трения" с окружающими: таким людям
   их успехи кажутся подтверждением своего превосходства над окружающими
   в целом. Однако, окружающие... не спешат подтверждать это превосходство,
   в некоторых случаях "вполне обоснованное", по двум основным причинам:
    1. Любой человек видит "начало мировых координат" в себе самом и попытки
   убедить его в том, что он "хуже кого-либо" встречаются отторжением
   убеждающего.
    2. Как правило, в разуме любого человеке есть нечто, в чем он превосходит
   "доказывающего свое превосходство" по той простой причине, что ни один
   человек не может быть совершенно универсален во всех областях разума.
    3. Человек, обладающий христианской этической ориентацией, сама мысль о
   чьем-либо принципиальном превосходстве над собой в области разума
   (исключая Господа) кажется нелепой.
   
   Уверен, что не работоспособность, удача и профессионализм,
   а, именно "неверная этическая ориентация" людей (их отношение к окружающим,
   стремление получить больше, чем даешь...) является главной причиной
   всех их несчастий...
   
   Можно ли быть счастливым при такой ориентации?-
   Оказывается - можно, и решение несложно: нужно ограничить свой круг
   общения группой лиц, имеющих "аналогичную" ориентацию... с той лишь
   поправкой, что на место "личного превосходства" устанавливается
   "превосходство групповое" и все члены группы "работают на его реальное
   (в первую очередь - финансовое) подтверждение". Такой подход, за счет
   (в определенной степени) отказа от личных амбиций внутри группы, позволяет достичь успеха в "групповой гонке".
   Хотя, полный переход от "личной" к "групповой" жизни - вряд ли возможен:
   - остается действительно личная жизнь, в которой этическая ориентация
   неизбежно проявляется к любому "партнеру" (будь то друг или жена, даже
   принадлежащие к той же группе);
   - полностью исключить контакты вне группы невозможно...
   
   В итоге:
   Люди достигают определенных объемов знаний и способностей, в соответствии с выбранной ими областью деятельности. Уровень этих знаний и способностей
   у разных людей, выросших в сходных условиях не сильно отличается в "интегральной оценке" - новый средний уровень взрослого человека.
   Главные отличия в развитии связаны с этической ориентацией.
   
   4. Совершеннолетие
   
   С точки зрения развития разума - обычно, не самый интересный период жизни.
   Обычно разум сохраняется "на достигнутом уровне", меняются только
   области его применения, в зависимости от внешних обстоятельств.
   Хотя, конечно, возможны исключения: люди, могут заметно меняться и в
   этом возрасте: изредка - прогрессировать (в основном - за счет улучшения этической позиции), чаще - деградировать (левый путь - легче).
   
   Большинство людей в этом возрасте:
   - оценивают свои достижения;
   - совершенствуются (включая смену областей деятельности)
   с учетом этой самооценки, в стремлении ее повысить;
   - рождают и воспитывают детей, также, с учетом этой оценки
   "Дети должны жить лучше нас."
   
   Здесь наиболее важный вопрос: что принимается за "критерий оценки"?
   
   Наиболее распространенный критерий - "годовой доход".
   Здесь возможности "совершенствования" поистине безграничны: доход
   большинства людей настолько далек, скажем, от Билла Гейтса, что
   им в этом направлении - расти и расти...
   
   Есть и альтернативный критерий, менее распространенный -
   "удовлетворенность материальными условиями и возможность
   заниматься интересным делом". Этот критерий не столь
   формален и зависит в большей степени от этической ориентации:
   - то, что удовлетворяет одного, недостаточно другому;
   - интересы также существенно отличаются...
   
   Но, каждый может определить это для себя. Как?-
   Не буду пересказывать еще раз "Нравственные письма" Сенеки...
   Думаю что изложенное в них понимание "критерия оценки"
   и является проявлением в человеке высокого уровня развития разума.

Дата публикации:23.01.2004 14:50