Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс "Вся королевская рать". Этап 3

Автор: Станислав АфонскийНоминация: Публицистика и мемуары

На фиг фене до лампочки

      Когда-нибудь, через энное количество веков, какой-нибудь дотошный буквоед, может быть, заинтересуется: а что такое в седой древности означали слова «до лампочки»., «до Фени», «на фиг», «по фигу»?.. Возможно, он уже не будет считать, что лампочка – это изобретение Великого Ильича, но не исключено, что всё-таки будет…Тогда смысл этих слов для него может приобрести некое революционное значение… Или, если нет, то электро-техническое…­ А Феня?.. Кто такая: что значит «до»?.. Массажистка? Хозяйка пивной?.. Депутат Госдумы?.. Или это что-то из криминала: ведь кто-то там «ботал по Фене»?.. Ботал - это топал?.. И опять по Фене? Что за судьба у женщины?.. То до неё, похоже на то, никому дела не было, то по ней «ботали – топали»? А что такое «фиг», позвольте узнать, и в каком смысле «на»?.. Фиг – это фрукт, кукиш или листик?.. Если фрукт, то где тут собака зарыта (кстати, и это тоже надо выяснить: чья и почему её все так искали…)? Но фиги в России не растут… Если кукиш, то так бы и сказали: «на кукиш»… Если листик, фиговый разумеется, то тут кое-что понять можно, но тогда точнее бы сказать не «на», а «под»… Или и так понятно: на то, что под листиком… Море исследовательской работы: не одну диссертацию можно будет защитить, не одну вожделенную степень получить…
    Но мы, в наше настоящее время, обходимся, многие, без диссертаций – нам и так всё понятно – из современного. Во всяком случае, понимаем, что куда и кто к чему. А когда читаем о прошлом?.. Начнём с пустячка: «мы – не рабы, рабы – не мы»… Солёная соль, масляное масло, холодный мороз. Но ведь на самом-то деле изначально звучало иначе: «Мы – не рабы: рабы нЕмы ». Совсем иной смысл получается. Глубокий и кому-то сильно не понравившийся – потому и изменили текст. Или вот ещё, расхожее: «В здравом теле – здравый дух». Другими словами: если тело здоровое, то и дух в нём здоров…Под «духом», подразумевается, надо полагать, не запах изо рта, а душа, нравственность, моральное здоровье. Но посмотрите: здоровяки, накачанные, и хулиганят, и избивают, и пьют до умопомрачения… Как-то не стыкуется. А вот подлинное звучание: «В здравом теле ДА БУДЕТ здравый дух»… То есть, кроме тела необходимо ещё и душу воспитывать. Это уже ближе к истине и – к совершенству. Бездушная гора мышц способна и к злодейству: где же тут «здравый дух» в одном, если его из другого вышибают?
    Популярнейший лозУнг: «Делу время, а потехе – час»: работай, мол, хоть круглосуточно, а отдыхай только один час - во имя роста производительности труда. Может быть, оно и верно, но эдак и надорваться можно раньше времени. Народная же мудрость говорила иначе: «Делу время И потехе час». Под «часом» подразумевалось тоже время: соблюдай разумное чередование труда и отдыха, чтобы силы восстановить. Всему своё время: труду и развлечениям.
   
    Теперь давайте перейдём к так хорошо знакомой нам классике… Всегда ли так уж понятной, как ни странно может прозвучать этот вопрос. Что там может быть непонятного: со школьных лет всё изучено… Преподавательница русского языка и литературы на одном из уроков, говоря о гениальности Пушкина, сказала нам: словами «Здравствуй, племя младое, не знакомое!..» великий поэт прозорливо предвосхитил появление в светлом будущем…ленинского комсомола. Очень чётко запомнилось. Эти слова поэта упоминаются довольно часто, если уж не в качестве гениального провидения ВЛКСМ, но как его радостное приветствие будущему. На самом же деле поэт испытал при виде молодой поросли совсем иные чувства. Вот тому свидетельство – его письмо жене: «В Михайловском я всё по старому, кроме того, что нет уже в нём няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась…молодая сосновая семья, на которую ДОСАДНО МНЕ СМОТРЕТЬ, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу»… Конечно, смотреть на танцующих комсомольцев ему было бы гораздо приятнее. Жаль - не довелось.
    Пушкина толкуют кто во что горазд. Но самая поразительная «гораздость» произошла на торжественном заседании, посвящённом двухсотлетнему юбилею поэта в одном из городов Нижегородской области. Произнесённые там речи оказались настолько восхитительны, что я записывал их с наслаждением… Начались они с выступления ветерана труда, бывшего преподавателя литературы. Он метал с трибуны искренние молнии и громы, аки Зевс разгневанный, на… демократов: не дано им понимать Пушкина от природы своей порочной – они его и не понимают. Заключение сие сделано было по поводу транслируемого по ТВ выступления с чтением пушкинских стихов самодеятельными чтецами: рабочими, студентами, служащими. По его мнению читать Пушкина должны только заслуженные профессионалы – чтецы, а не кто попало. Гения должен читать только гений. Убеждение поэта, что к нему не зарастёт именно народная, то есть – демократическая, тропа, как-то позабылось… Продолжил другой ветеран. Из его выступления потрясённые слушатели узнали, что Пушкин совместно с… Карлом Марксом способствовал развитию рабочего класса – могильщика капитала, и что он был не только гениальным поэтом всех времён и народов, но и великим гением – экономистом, тоже как Карл Маркс… Сии сентенции часть зала встретила бурными овациями, некоторые встали… Оба ветерана – заядлые члены «Клуба Пушкинистов»… Стало грустновато.
    Чтобы подчеркнуть революционность Пушкина, в школе особый акцент делали на словах «…и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут»: меч – для беспощадной борьбы, стало быть, с проклятым самодержавием… Ой ли: настолько ли уж был кровожадно революционен Пушкин?.. Как известно, перед ссылкой декабристов лишали дворянского звания. Символом этого был ритуал, когда над головой осуждённого ломали шпагу, как символ меча. При освобождении дворянство восстанавливали, в честь чего возвращали - отдавали, шпагу – меч… Слово братья можно толковать двояко: братьями называли друг друга дворяне, считавшие себя авангардом дворянства, и масоны, каковыми были многие из декабристов…
    Вот ещё интересный пример. Знаменитое:
   
    «Мой дядя, самых честных правил,
    Когда не вшутку занемог,
    То уважать себя заставил
    И лучше выдумать не мог».
   
    Что значит: «уважать себя заставил», да ещё «когда не в шутку занемог»? В те годы на светском сленге «уважать себя заставил» говорили о тех, кто умер… Но тогда фраза «лучше выдумать не мог» звучит довольно странно – издевательски звучит, можно сказать, если только здесь опять не зарыта какая-нибудь загадочная «собачка»… Самое, выходит, лучшее для собственного дяди, человека самых честных правил, было умереть… «Прекрасное» отношение к родственнику…Но – тоже своего рода юмор…
    А не до лампочки ли нам все эти дяди с их правилами и уважениями, а не на фиг ли сдались всякие там рабы с их немотой, и не до фени ли нам все мечи с потехами, и то, что будет интересовать буквоедов через сотни лет – своих, что ли, заморочек не хватает?.. Я не склонен к глубокомысленному изложению своих замечаний, претендующих на абсолютное многомудрие – его просто не существует в природе, за исключением божественного. Но мне также претит и искажение смысла слов других, происходящее от не знания этого смысла и от стремления к собственному их толкованию под видом открытия. Поэтому: да здравствуют знания!.. Впрочем, это – тоже не открытие.

Дата публикации:19.01.2004 20:00