Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Ольга ВаленскаяНоминация: Рассказ

Предчувствие

      Вольский спешил в художественную галерею, куда периодически он
   заглядывал, чтобы развеяться, обогатиться новыми зрительскими
   впечатлениями. И это давало ему отдых, помогало обрести совершенно
   неожиданные находки – сюжеты для его рассказов.
    Он обошел все залы и собирался уже уходить, но вдруг заметил, в
   дальнем углу на стене, небольшую картину незнакомого ему
   художника. Возвратившись, он подошел ближе и прочитал ее название
   – «Да святится имя твое», Алексей Литвинов.
    Вряд ли он сам смог бы объяснить себе самому, что так поразило его
   в этой странной картине.
    С необычайной ясностью, как бы выплывая из рамы, стоял перед ним
   зеленый холм, с силуэтами покосившихся крестов заброшенного
   кладбища, возвышающейся над безбрежной степью, и в вышине над
   горизонтом, виднеется золотая полоса неба в закатный час.
    Вольский ощутил неосознанное волнение. И на мгновение ему
   показалось, что он не только увидел, но даже расслышал глубоко
   внутри себя, что-то свое – неизъяснимое.
    Здесь на картине, казалось, только ветер, убегающий вдаль, мерно
   колышет степные травы, но не о смерти, а о жизни робко шепчутся с
   ветром травы. Не в обитель бесстрастных теней зовет этот вкрадчивый
   шепот, скорее в неоглядную степную даль, которой не видно конца.
   Куда же манила и звала его эта тихая предвечерняя степь? Что таилось
   за вековечной тишиной? Он внутренне ощутил, по крайней мере ему
   так показалось, что в тишине этой сокрыты радости, скорби, надежды,
   и ведется вечный спор между жизнью и смерть, памятью и забвением. И
   там в вышине, как образ любви, все еще светит и светит золотое
   закатное небо.
    С усилием он оторвал взгляд от картины, и унес с собой уверенность,
   что встреча эта для него не пройдет даром.
    Он вышел на улицу. Вечерняя мгла окутала город. В безветренном
   воздухе от насыщенной влагой земли терпко пахло палой осенней
   листвой. Рассеянный тусклый свет опаловых фонарей тонул в тумане,
   создавая вокруг атмосферу какой-то призрачной нереальности.
    Было начало седьмого, у него до отправления поезда оставалось
   почти полтора часа. К его отъезду вещи давно были собраны, вот
   только надо зайти и купить съестного в дорогу: размышлял Сергей
   Вольский, направляясь в ближайший магазин.
    И вот на встречу ему по мокрому тротуару, стуча каблучками, идет
   женщина. Поравнявшись с ним она оступилась. Сергей едва успел
   придержать ее за локоть. И вздрогнул от неожиданности, посмотрев на
   нее.
    - Лидия…
    -2-
    Какое – то мгновение они всматривались, узнавая друг друга. Тонкие
   черты лица у Лидии были прежние, только взгляд из – под
   вздрагивающих ресниц, был не кроткий, как раньше, а глубокий,
   проникновенный.
    У Вольского, что-то в душе дрогнуло, болью отозвалось из
   невозвратного далека. Они не виделись уже несколько лет.
    - Пожалуйста, в следующий раз будьте осторожны , - сказал Сергей,
   чтобы сгладить неловкость, и улыбнулся.
    - Постараюсь, - тихо ответила она. Затем извинилась, что не смогла
   сама поблагодарить его за книгу, присланную ей накануне, призналась,
   что на творческой встрече она была, но не одна… и не смогла подойти
   к нему. Книгу прочитала с большим интересом.
    Сергею хотелось проводить ее, но она отказалась, сказала, что
   сырая погода, она устала, ей не здоровится, и остановила
   проезжающее мимо такси.
   Уезжая, помахав ему рукой, улыбнулась.
    А Вольский все еще стоял и на какое-то время, даже забыв, где он,
   куда ему нужно, идти, и о том, что его через час поезд унесет на юг.
    В вагоне стоило ему закрыть глаза, как он вспоминал Лидию и их
   первое знакомство, и мысленно улыбнулся. Потом взглянул в окно,
   мокрое от дождевых капель, и вот уже замелькали удаляющиеся тускло
   мерцающие огни небольшой станции.
    И этот дождь и неумолкающий стук вагонных колес все располагало
   Сергея к воспоминаниям и раздумьям.
    Сейчас перед собой он видел с такой ясностью – солнечный
   июльский день, белый чеховский дом в Ялте, аллею сада и Лидию,
   сидящую на любимой скамье писателя. Тогда он подошел к ней и
   спросил.
    - Извините, я не помешаю вам, если посижу, здесь, на скамье?
    - Пожалуйста, вы мне не помешаете, - взглянув на него, ответила
   она.
    На коленях у неё лежала книга, но она ее не читала, сидела и о чем-
   то думала. Он посмотрел на название книги «А.П.Чехов. Письма» и
   вспомнил, как сам читал письма Чехова, ему очень не хотелось
   расставаться с писателем и его мыслями, он читал их не спеша,
   несколько страниц в день, дозировано, чтобы продлить общение с этим
   прекрасным и мудрым человеком.
    Где-то, рядом, послышались голоса и показалась на тенистой аллее
   группа людей, идущая на экскурсию в дом- музей Антона Павловича
   Чехова.
    Она медленно поднялась со скамьи и подошла к дому,
   присоединившись к экскурсионной группе.
    Что побудило его пойти вслед за ней, ему сложно это объяснить.
   Что-то всколыхнулось в нем и отозвалось нежностью в душе.
    Когда осматривали рабочий кабинет Чехова, она продолжительное
   время стояла у его письменного стола, затем перевела взгляд на
   картину Исаака Левитана.
    Сергей преодолевая смущение подошел к ней, они встретились
   взглядами, волнуясь он обратился со словами.
    -3-
    - Я все время смотрел на вас и мне показалось, что выражение
   «Рукопожатие на расстоянии» очень подходит к вам.
   - Почему вы так решили? – удивленно ответила она.
   - Думаю, что личность Чехова близка вам по духу. И вот подтверждение
   моим словам. Он указал на книгу писем Чехова, которую она держала в
   руке.
    Прищурившись, она бросила на него пристальный взгляд.
   - А вы, случайно не Штирлиц? – с ноткой лукавства спросила она. И они
   дружно рассмеялись.
    Почему-то, она ему запомнилась именно такой: молодой, смеющейся,
   сероглазой с рассыпанным по плечам шелком белокурых волос.
    Вспомнился и последний ялтинский вечер, проведенный вместе
   перед ее отъездом в Москву.
    Он не забыл, как тогда, она задумчиво смотрела в морскую даль, с
   грустью сказала: «Вслушайтесь, в этот вечный шум моря… Море шумит
   сейчас для нас так же, как, очевидно, шумело оно и для Чехова, и так
   же будет шуметь и после нас с вами, но уже для других…»
   - Откуда такая печаль? Вы только посмотрите вокруг. Какая ночь,
   какая лунность! Безбрежность моря серебрит луна…
   - Да вы, поэт! – Воскликнула она смеясь.
    На следующий день он уезжал в Симферополь вместе с Лидией и ее
   сестрой, чтобы проводить их к поезду. Когда проводник попросил всех
   провожающих выйти из вагона, он ей сказал: «Я надеюсь, что жизнь
   подарит нам еще встречу. Говорят, что гора с горой не сходятся, а
   человек с человеком сходятся».
    «Очевидно так бывает, - раздумывал Сергей Вольский, - я жил в
   ожидании счастья, верил, что когда-нибудь найду родственную мне
   душу – женщину чистую, искреннею и нежную…. И неожиданно
   встретил Лидию, полюбил ее, казалось, вот оно – счастье…. Но не
   суждено было счастье разделить вдвоем…. У нее есть семья. Я не имею
   права говорить ей о своей любви, и никогда она не узнает о моем
   чувстве к ней».
    И эта его печаль, не знающая исхода, жгла болью неутолимого
   счастья. Он ясно осознавал, что бывают в судьбе такие встречи о
   которых помнишь всю жизнь.
    Он долго сидел, наедине со своими мыслями, глядя в одну точку,
   зажав между пальцами незажженную сигарету.
    Скорый поезд стремительно уносил его все дальше и дальше,
   рассекая пелену ночного дождя.
   
    Осень в Крыму встретила его ясными, тихими днями. Сюда, в
   Коктебель, он приехал на три недели с намерением дописать повесть,
   вдали от шума городской суеты, чтобы ничего не отвлекало его от
   работы, и немного отдохнуть.
   
    -4-
    Сергей снял небольшую чистую и светлую комнату в доме, который
   находился недалеко от моря. Здесь все располагало к творчеству: и
   горький, едва уловимый запах полыни, долетающий с предгорий, и
   белокрылый росчерк чаек над коктебельским заливом, и высокое небо
   со свитком молочно-серых облаков, нависающих над Кара-Дагом.
    Он любил эти спокойные размеренные дни работы, когда утром в
   распахнутое окно влетает ветер и видна, серебрящаяся на солнце,
   синяя гладь моря.
    Так в эту крымскую осень, постепенно и незримо вторгался замысел
   новеллы., но значение и смысл которой Вольский понял не сразу.
   Картина «Да святится имя твое» снова напомнила о себе, всплывая в
   памяти, и сейчас ее появление сопровождалось одной и той же
   сюжетной линией, не оставляющей его воображение. И мысль этой
   картины обрела иной смысл в новелле у Вольского, не литвиновское
   звучание: кроткой и умиротворяющей печали об умерших, не тихой
   песни о «вечном покое», но наперекор этой скорби, взывала к
   радостному восприятию памяти любимых нами людей, которые в жизни
   нас одарили своим теплом, добротой, любовью, радостью и светом.
   «Разве смерти, ее жестокой власти тьмы, - размышлял он, - дано
   погасить пламя человеческого сердца, унять музыку его души, отнять
   свет зари и блеск далеких звезд в ночном небе?
    Нет, никогда! Они возвращаются и приходят к нам: теплыми
   весенними дождями, рассветами, поющим ветром в поле, плывущими
   облаками в небе, вечерними закатами, шумом морского прибоя и
   нежным запахом соцветий сирени…»
    Мысль о новелле полностью поглотила его, отодвигая на второй
   план написание повести.
    Так быстро и незаметно промчались эти дни, которые заполнены
   были работой, одинокими пешими прогулками к могиле поэта
   Волошина, раздумья у моря, где дышалось той свежестью, которая
   присуща только черноморской воде.
    «К сожалению, все хорошее быстро проходит, - подумал Сергей, - и
   опять надо возвращаться домой к обычным делам и заботам».
    Возвратившись в Москву, о сразу же втянулся в привычный ритм
   жизни – телефонных звонков, всяческих дел, заседаний и встреч.
    Однажды Вольский выходил из редакции газеты, где он работал,
   увидел на улице женщину, очень похожую на сестру Лидии. Какое-то
   мгновение он еще сомневался: она ли это? Сергей окликнул ее по
   имени, женщина оглянулась, он ускорив шаги, подошел к ней.
    - Как давно мы с вами не виделись, Любовь Дмитриевна?
    - Да, действительно, давно, - вздохнув, грустно ответила она.
    - Как вы, поживаете, как Лидия? – поинтересовался Вольский.
    - Извините, мне трудно об этом говорить… - она отвела взгляд в
   сторону и совсем тихо произнесла, - Лидочки нет больше с нами… месяц
   назад она умерла.
    -5-
    - Как? Почему?! – одним только взглядом спросил он.
    - У нее с детства было больное сердце.
    И простившись, Любовь Дмитриевна ушла.
    На мгновение у Сергея спазм сжал горло. Все расплылось в тумане:
   тротуар и лица прохожих.
    Но он совладал с собой.
    «Так вот оно что!.. – подумал он, как бы самому себе отвечая на
   вопрос, на который долго не находил ответа. И вдруг явственно
   услышал чистый и нежный, навсегда ушедший голос: «Ведь я жива! Я
   никогда не умру!».
   
    О. Валенская
    17.03.14г. – 24.03.14г.

Дата публикации:05.07.2014 17:00