Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Владислав ЭстрайхНоминация: Разное

Рецензия на рассказ Корвина (Вадима Гололобова) - "Сказки отрубленных голов"

      Вадим Корвин "Сказки отрубленных голов"
   http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45&tid=52170&pid=76
   Конкурс "Мистика и реальность"
   Тематика конкурса: мистика, загадочные явления природы, парапсихология и другие иррациональные явления в нашей жизни.
   
   Рецензия
   
   («Ты просыпаешься в международном аэропорту Скай Харбор…»
   Чак Паланик «Бойцовский клуб»)
   
   Ты никому не нужен, и кукловод приговаривает тебя к казни. Ему не требуются судьи и присяжные – когда ты никому не нужен, вынести тебе приговор может любой. И в первую очередь ты сам. Сын кукловода возводит тебя на эшафот, дочь зачитывает приговор. Кукла-палач опускает топор. Да что там, все они куклы… В чьих руках? Как ни парадоксально, в твоих собственных. Ведь оставшись наедине с самим собой, ты, как никогда полно, определяешь свою судьбу. Ты сам можешь казнить себя чужими руками или заставить жить дальше – может быть, начав сначала, а может быть, продолжив начатое. Смотря какая переоценка ценностей произойдёт, когда ты познаешь жизнь с другой стороны – со стороны одиночества.
   
   («Все, кого ты любил, или бросят тебя или умрут.
   Всё, что ты создал, будет забыто.
   Всё, чем ты гордился, будет со временем выброшено на помойку.»

   Чак Паланик «Бойцовский клуб»)
   
   Тебе хотят отрубить голову, а отрубают тело, потому что, когда ты никому не нужен, остаётся только думать. На кого ты привык надеяться? Чьей головой принимать решения? Чьими руками действовать? Забудь. Все отвернутся от тебя, а с ними уйдёт всё то, на что ты опирался. И тогда придётся заново, уже исключительно своими усилиями, получать то, что позволит тебе жить полноценной жизнью – то есть, тело, в интерпретации Вадима Гололобова. А по-настоящему полноценной она станет лишь после того, как ты увидишь её обратную сторону... Герой рассказа начал обретение своего тела с ног, доставшихся ему ценой жизни их бывшего хозяина-паука. Смерть паука повлекла за собой вторую смерть. Да, за право на жизнь иногда приходится приносить жертвы...
   
   («Я хотел положить всему конец.
   Я чувствовал себя попавшим в ловушку.
   Я был слишком завершённым.
   Слишком правильным.»

   Чак Паланик «Бойцовский клуб»)
   
   Цитаты из «Бойцовского клуба» Чака Паланика – не случайность. На мой взгляд, роман Паланика и рассказ Корвина описывают два пути достижения одной и той же цели – обретения себя и смысла к существованию. У этих путей различные отправные точки и, соответственно, различные средства достижения цели. Герой «Бойцовского клуба» пытается уйти от бессмысленности всего, что его окружает, через саморазрушение. Герой «Сказок...» – напротив, через постепенное созидание того, что было утеряно. Оба этих пути объединяет абсолютное изменение взгляда на привычные вещи. Ведь по сути дела, в данном рассказе показана жизнь такой, какой она не может быть в принципе, она отрицает все законы логики и напоминает сон – один из тех, который врезается в память отдельными, доведёнными до абсурда и от того особенно яркими деталями, складывающимися в общую картину. В отдельных моментах такой приём оказывается буквально на поверхности: «Ее плавные черты, голубые глаза, светлые волосы делали ее лицо действительно страшным», «Цветок уже высох, с него облетели лепестки, и теперь он выглядел намного красивее, чем раньше». Это – изнанка, обратная сторона жизни. У неё свои законы, и, когда привычная реальность отвергает тебя, им приходится подчиняться.
   
   («У нас в сознании существует представление о совершенстве, но ничто в мире, в природе нельзя познать в совершенстве. Каждый ответ определён тем, кто отвечает.»
   Питер Страуб «Золушка» / «Магия кошмара»)
   
   Несмотря на такое разделение «сторон» жизни, в рассказе отчётливо видна идея зависимости нашей реальности от нашего же её восприятия. Один из наиболее ярких примеров – разговоры с мёртвой стрекозой:
   «- Если ты любишь свободу, почему ты взял меня, а не банку?
   - Действительно… Постой, ты же мертвая!
   Стрекоза не отвечала. Она была мертва.»
   Стрекоза становится действительно мёртвой лишь тогда, когда таковой начинает воспринимать её герой, от которого в данный момент зависит её судьба. Да и стрекозой она становится лишь по причине собственных “игр разума”. Так о чём же хотел поведать нам автор? О предопределённости, или же о том, что судьба человека в его руках? Мне кажется, что прежде всего о борьбе. Не с обстоятельствами, не с окружающим миром – нет, всё это второстепенно. Важнее всего борьба с самим собой. Разрешение внутреннего конфликта, способного привести человека на моральный и психологический эшафот... Конфликта, вызванного невозможностью влиться в приемлемый для данного человека образ жизни; необходимостью загонять себя в какие-то рамки и идти по противоестественному­ для него пути лишь потому, что ТАК ПРИНЯТО. Или потому, что другого ВЫБОРА у него НЕТ.
   
   («И каждый получает такого дьявола, какого заслуживает.»
   Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма или Тень Ришелье»)
   
   На мой взгляд, непосредственно Сказки отрубленных голов являются метафорами относительно мира, описанного в рассказе. Сам рассказ также целиком построен на метафорах – уже относительно нашей, привычной реальности. И если ключи к разгадке основных метафорических «линий» произведения можно найти в своём сознании, то Сказки уносят далеко в область подсознания, доступного только его обладателю, из-за чего восприятие рассказа становится крайне субъективным и глубоко личным. За каждым образом кроется мощный философский подтекст, и таких образов здесь невероятно много: Человек, Прокладывающий Путь; Повелитель Стрекоз; жёлтые шарики в виде человеческих голов... Вдумайтесь – что означают для Вас эти образы? Автор создаёт нечто вроде гибкой канвы, зеркала, в котором каждый может увидеть то, что ему близко. Только свои личные ассоциации... чувства... мысли... жизнь. И совершенно загадочным на этом фоне выглядит окончание произведения. Вполне реалистичный эпилог, тем не менее, названный Сказкой... Что это – обретение себя и возвращение в привычную реальность? Или переход на следующий, ещё более глубокий уровень подсознательного?.. Пусть на этот вопрос читатель ответит для себя сам.
   
   Вадим Гололобов стал победителем конкурса «Мистика и реальность». Его произведение не просто соответствует тематике, он олицетворяет её. С одной стороны, рассказ настолько близок к реальности, насколько реальны для каждого из нас наше личное пространство и внутренний мир. И, в то же время, в нём столько мистики, сколько может породить потерявший себя, заблудившийся в переулках собственного подсознания человеческий разум. Хотя... Возможно, это лишь ещё одна Сказка?..

Дата публикации: