Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературно-критические статьи

Автор: Елена ПышенкинаНоминация: Литературно-критические статьи

ТАЙНЫ «CORONA ASTRALIS» МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА . Часть 2

      Основой поиска своего места в жизни, его главной движущей силой и залогом реализации желаемого является Любовь. «В мирах любви неверные кометы»... Этими словами начинается и, разумеется, кончается цикл. Вся цепочка развития духа: сотворение мира и грехопадение (сонет1,2), многократное погружение Духа в материю с осознанием (сонет 3) и познанием окружающего мира (сонет 4) и возможное восхождение, которому неминуемо предшествует смерть ( сонет 5) – обусловлена главным божественным постулатом – Любовью к Богу. Здесь автор делится тем непознанным, находящимся за пределами материального мира, но что он чувствует и понимает. На мой взгляд, наиболее живым, одухотворенным в этой последовательности является сонет 3:
   Явь наших снов земля не истребит!
   В парче лучей истают тихо зори,
   Журчанье утр сольется в дневном хоре,
   Ущербный серп истлеет и сгорит.
   
   Седая зыбь в алмазы раздробит
   Снопы лучей, рассыпанные в море,
   Но тех ночей – разверстых на Фаворе,
   Блеск близких солнц в душе не победит.
   
   Нас не слепят полдневные экстазы
   Земных пустынь, ни жидкие топазы.
   Ни токи смол, ни золото лучей,
   
   Мы шелком душ, как ризами одеты,
   Нам ведом день немеркнущих ночей, –
   Полночных солнц к себе нас манят светы.
   От головокружительной метафоричности (атрибута поэзии символизма) аж дух захватывает: «в парче лучей», «снопы лучей», «золото лучей», «истают тихо зори», «журчанье утр», «шелком душ», «полночных солнц». Повсеместное вкрапление в стихи оксюморонов (стилистических оборотов, в которых семантически-контрас­тные­ слова образуют неожиданное смысловое единство) – также находка символизма (такой прием впервые начал широко использовать родоначальник русского символизма В. Брюсов): «день немеркнущих ночей», «полночных Солнц». Это и «закатов незакатных» (сонет 1), и «слепые бродят светы» (сонет 5), и « землей убелена» (сонет 12).
    Затронув мимоходом стилистику стихов, хотелось бы отметить богатое использование в тексте мифологических и евангельских сюжетов, главным образом, в виде аллегорий. В стихах лишь раз упоминается слово «смерть», но не с чувством ужаса или осознанием непоправимого: «Кто, встретив смерть, в смущенье клонит взоры» (сонет 11). Смерть воспринимается как граница между разными по физической природе временными отрезками длительного процесса. Сбрасывание физической оболочки подается в виде аллегорий : «в водах Леты», «Орковых ключей» (ключи мертвой воды, бьющие в загробном мире бога Оркуса), «теней Персефонеи» (жена Аида, владычица царства усопших), «Изиды пелена» (другими словами, смерть).
   Продолжая раскрытие фабулы цикла, переходим к сонету 6. Здесь говорится о бессмертии Духа: «В нем время спит, как в недрах пирамид». И весь опыт и знания, накопленные им в своих предыдущих воплощениях, хранит наше подсознание: «И память нас томит», « В нас тлеет боль внежизненных обид»,
   «Гробницы Солнц! Миров погибших Урна!
   И труп Луны и мертвый лик Сатурна –
   Запомнит мозг и сердце сохранит»
   В сонете 7, где в последний раз прямо упоминается Дух, (и это понятно, так как заканчивается исследование его инволюции-эволюции),­ говорится о том, что он лишен половых различий:
   …Но пусть огонь и жалит и язвит
   Певучий дух, задушенный телами, –
   Лаокоон, опутанными узлами
   Горючих змей, напрягся и молчит…
   На наслаждения плоти намекает аллегория (опять же с мифологическим контекстом): Лаокоон символизирует мужское начало, горючие змеи – женское.
   Для характеристики Духа привлекается многокрасочная палитра эпитетов: «дерзкий» (сонет 1), «темный» (сонет 4), «звездный» (сонет 5), «горький» (сонет 6), «певучий» (сонет 7).
   В сонете 8 все внимание автора обращено уже только на человека, причем Волошинского склада:
   Изгнанники, скитальцы и поэты, –
   Кто жаждал быть, но стать ничем не смог…
   У птиц – гнездо, у зверя – темный лог.
   А посох – нам и нищенства заветы.
   
   Долг не свершен, не сдержаны обеты,
   Не пройден путь, и жребий нас обрек
   Мечтам всех троп, скитаньям всех дорог…
   Расплескан мед и песни не допеты.
   
   О, в срывах воль найти, познать себя,
   И, горький стыд смиренно возлюбя,
   Припасть к земле, искать в пустыне воду.
   
   К чужим шатрам идти просить свой хлеб,
   Подобным стать бродячему рапсоду –
   Тому, кто зряч, но светом дня ослеп.
   В противоположность сонету 6, где речь идет о бессмертии, здесь все сводится к неминуемому концу, к невозможности реализовать весь творческий потенциал из-за быстротечности жизни: «Кто жаждал быть, но стать ничем не смог», «Долг не свершен, не сдержаны обеты», «Не пройден путь», «Расплескан мед и песни не допеты». Эти строки во многом пророческие: поэту было отведено лишь 55 лет для претворения своих поистине безграничных творческих желаний. Проведя немало лет во Франции, он овладел в совершенстве французским и профессионально переводил Клоделя, Гонкуров, Сен-Виктора, Верхарна и др., занимался литературоведением, искусствоведением, отдавая предпочтение передвижникам. Хорошо известна его монография о Сурикове. Чтобы лучше ориентироваться в живописи, начинает рисовать сам, достигнув мастерства в технике акварели. Проще перечислить тех представителей Серебряного века, кто не побывал в его знаменитом Доме поэта, чем делать обратное. Знаниями он овладевал, что называется, из первого источника, а поэтому жизнь (до 1917 г.) проходила в основном на колесах. При знакомстве с работой В.П. Купченко (директор дома-музея М.А. Волошина) «Хронологическая канва жизни и творчества М.А. Волошина» просто рябит в глазах от бесчисленных названий мест, где поэт побывал, и фамилий знаменитых людей, с которыми он был знаком.
   Для критики в этом сонете есть редкая находка: «Подобным стать бродячему рапсоду». В строке не допустим плеоназм «бродячий рапсод». Ведь рапсод (из Ожеговского словаря) и есть СТРАНСТВУЮЩИЙ певец. Но, с другой стороны, может быть, во времена Волошина в это слово вкладывался несколько иной смысл. Именно из-за того, что поэт постоянно шлифовал, оттачивал, полировал свои стихи, критики находят его поэзию несколько «холодной», с «головным» характером.
   Рассмотрение эволюции Духа было бы неполным, если бы автор не сослался на ее пик, когда Дух достигает такого уровня организации, что не нуждается в дальнейших инволюциях, а после своего очередного восхождения навсегда покидает землю, чтобы занять место одесную Отца как его Сын. Этому, а точнее, Христу посвящаются сонеты 9-13: «Тому, кто жив и брошен в темный склеп» (сонет 9), «Кому земля – священный край изгнанья» (сонет 10), «Он тот, кому погибель не дана» (сонет 11), «Кто в чашу нег не выжал виноград» (сонет 12),
   «Своей тоски – навеки одинокой,
   Как зыбь морей, пустынной и широкой, –
   Он не отдаст. Кто оцет жаждал – тот
   
   И в самый миг последнего страданья
   Не мирный путь блаженства изберет,
   А темные восторги расставанья» (сонет 13).

Дата публикации:14.10.2006 16:59