Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Валентин АлексеевНоминация: Литературно-критические статьи

Aut bene, aut nihil! - практические задания (языковая и речевая грамотность)

      Здесь мы займемся вопросами языковой и речевой грамотности и художественных средств (метафорой, образом, символом). Прочитайте внимательно ниже приведенные строфы и отрывки из стихотворений и попробуйте определить, есть ли в них что-то неправильное, неверное, спорное или сомнительное, и если есть, то что?
   
   А)
   «Ведь со временем больше вопросов,
   И на каждый ответ не сыскать.
   Устаешь, как когда-то Матросов,
   Амбразуру собой закрывать…»
   
   «Касаясь бёдер и ладоней,
   Целую пальцы и уста;
   И тихим отзовётся стоном
   На эти ласки - этот стан.»
   
   Б)
   Прочитайте стихотворение «Легат» очень мною уважаемого автора Виталия Балашова (привожу полностью, если вы с ним незнакомы) и посмотрите под стихотворением те строчки, которые меня интересуют с точки зрения нашего семинара.
   
   «Под перекличку часовых
   Туман взбирается на стены
   И в мягких красках восковых
   Встаёт рассвет за Борисфеном
   
   И открывает дивный вид
   На край, ещё непокорённый,
   Куда продвинуть предстоит
   Стальное тело легиона…
   
   …Следить с высокого седла,
   Седые брови строго хмуря,
   Полёт имперского орла
   И промельк сигнумов центурий,
   
   Следить манипул стройный ряд,
   Идущих в ногу, без огрехов,
   И брызги солнца, что горят
   На посеребренных доспехах, –
   
   И среди тысяч ни одна
   Душа раздумывать не станет,
   Что не добыча, не война
   Есть тайный движитель ристаний;
   
   Никто не ведает, что он
   Не волей царскою и божьей
   Погнал имперский легион
   В тяжёлый путь по бездорожью,
   
   Что он давно сошёл с ума,
   И не триумфы и не лавры
   Его манят, - а миф, туман,
   Единороги и кентавры,
   
   Дриады, игры нимф в лесах
   И флейты Пана переливы,
   И на лазурных небесах
   Сильфидов танец прихотливый…
   
   Он ждёт, букциною ночной
   Разбужен в лагере, спросонок
   Услышать возглас боевой
   В степи летящих амазонок…
   
   А за лесов зелёной кроной
   Ему мерещатся вдали
   Хребет Рифейского дракона
   И все сокровища Земли…
   
   …Ломая чёткий строй колонн
   В гиперборейских буреломах,
   В тумане тает легион,
   Безумным пастырем ведомый…»
   
   Меня интересует ваш анализ следующих строф из этого стихотворения в плане словоупотребления:
   
   «Следить манипул стройный ряд,
   Идущих в ногу, без огрехов,
   И брызги солнца, что горят
   На посеребренных доспехах…»
   
    «Никто не ведает, что он
   Не волей царскою и божьей
   Погнал имперский легион
   В тяжёлый путь по бездорожью...»
   
   «Дриады, игры нимф в лесах
   И флейты Пана переливы,
   И на лазурных небесах
   Сильфидов танец прихотливый…»
   
   В)
   Есть такая поэтесса - Наталья Крада, которая написала вот такое стихотворение. Я понимаю, что не всем будет интересна тема, направленность и стилистика его, но ведь критики и читатели сталкиваются с разными стихами и, думается мне, должны уметь разбираться даже в тех вещах, которые не вызывают отклика в душе. Задание такое – кто больше найдет спорного и сомнительного с точки зрения точности смысла написанных строк. Только ответ нужно обосновать.
   Итак:
   
   «Заклинание крови»
   
   Он стоял неподвижно и пел роковое заклятье,
   На лице его маска тревоги и боли мрачнела,
   Впереди гладь озерная зеркалом тусклым блестела,
   Заключенная в леса безмолвные стены-объятья.
   
   Ни один лепесток не шумел, не трещали коренья,
   Крики птиц тетивой сорвались, словно горестный стон.
   С уст его опадали слова, как железный закон,
   И катились слезами к воде в колдовском наваждении.
   
   Его голос то громче, то тише был, словно в бреду,
   Он взывал к силе той, что таилась за гранью вселенной,
   Из чащобы сбегалися волки на зов вожделенный,
   Обнажая клыки, и глазами сверля темноту.
   
   Вот уж стая свинцовую чашу воды обступила,
   Заклубились тенистые тучи над бором глухим.
   Муть белесая вздрогнула, корчась под ветром лихим,
   А голодные звери с тоской бесконечною взвыли.
   
   Ветви ветер сгибал, будоража разорванный мрак,
   И трепал мага плащ и волос сине-черные струи,
   Знал он: истины бич для него в этот час неминуем,
   Заклинанья шепча над ордою огромных собак.
   
   Вот окрасилось озеро черным с багровым отливом,
   В нем явилось виденье: пещера, где сумрак царит,
   Там на ложе янтарном прекрасная дева лежит,
   Ее кудри златые спадают на камни лениво.
   
   Нет, она не мертва, но души затихающий звон,
   Сквозь пространство и время несется, моля о спасении,
   От безвольного сна о чудесном ее исцелении,
   Что хранит рядом с ней серебристый трехглавый дракон.
   
   Маг смотрел сквозь миры, а в очах его молнии рдели,
   На колени он падал, чело свое низко склоняя,
   И последние силы свечей среди тьмы догорали
   И на сердце надежды промокшие факелы тлели.
   
   Но взмахнул он дрожащей, но твердой и властной рукою
   И вода стала кровью – пурпурно-багровым нектаром,
   Полуночным волкам грешной жертвой и дьявольским даром,
   Что лакали они, заходясь торжествующим воем.
   
   Насыщаясь, в летучих мышей обращались те звери,
   И во тьме исчезали, покрывшись густыми тенями,
   Он же в чаще лесной распахнул ворота меж мирами
   И отправился в путь к той заветной и мрачной пещере…
   
   Может быть, слишком поздно и дева вовек не проснется,
   И в глазах ее синих застынут холодные звезды,
   Он кровавой слезою оплачет божественный образ
   И в страну небытья вместе с ней бледной дымкой вольется.

Дата публикации:13.11.2007 17:54