Михаилу Сорину - 75!
Поздравления юбиляру на странице Калининградского РО МСП
"Новый Современник"











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Домашнее чтение по выбору ведущего портала
Ирина Артюхина
Изночница

Буфет. Истории
за нашим столом
Наступила осень.
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Ирина Гендельман
Объем: 7103 [ символов ]
Бабушка
Длинный мрачный коридор. Множество обшарпанных дверей, похожих
друг на друга. Одинокая лампочка то оживала, разбрасывая яркий свет, то
затухала, словно пытаясь скрыть сгорбленную фигуру, медленно, почти
наощупь пробиравшуюся к выходу. На лестнице мы столкнулись. В робком
пятне света проявилось незнакомое лицо с громадным плоским носом, но
я чувствовала, что это бабушка, и потянулась к ней. Однако старуха, зло
отмахиваясь, пробормотала, что не знает меня. Я заплакала. Громко. С
надрывом. Как в детстве.
 
Я вскочила с постели и включила свет. Часы показывали пять. Знакомые
вещи успокаивали и возвращали в привычный мир. Но сон не отпускал,
напоминая о себе слезами, которые продолжали скапливаться внутри,
стыдясь вырваться наружу. Тихо, чтобы не разбудить мужа и детей,
спустилась в гостиную, вынула из шкафа старые альбомы и стала
судорожно перелистывать их в надежде найти единственный снимок
бабушки.
К счастью, он сохранился. Гладкие волосы, слегка впалые щеки, тонкие
губы и пристальный колючий взгляд – я смотрела на это изображение и
постепенно превращалась в маленькую беззащитную девочку.
 
- Ешь быстрее и иди домой, - слышала я, давясь супом.
- Я боюсь оставаться одна ночью.
- Большая уже, нечего притворяться. У меня негде спать.
- Но папа сказал...
Меня никто не слушал. Быстро набив рот ненавистным мясом, я
выскочила в коридор и выплюнула его в ведро, стоявшее перед дверью.
Бабушка и её сестра, моя крёстная, которую я должна была называть
«кока», что мне очень не нравилось, жили в двухэтажном бараке,
похожем на муравьиную кучу. Часть муравейника работала с утра до
вечера, потом выползала во двор полузгать семечки, поиграть в домино и
посплетничать; другая часть, дети, была предоставлена себе и
радовалась свободе. Родители тоже много работали, поэтому мне
приходилось быть самостоятельной, хотя некоторое время за мной
смотрела тётя Саша, худощавая старушка неопределённого возраста,
похожая на бабу Ягу. Я её немного побаивалась. Этого, конечно, никто не
замечал, потому что с перепугу я всегда перечила и пыталась
отстаивать свои права. От опеки удалось быстро избавиться, после чего
отношения с соседкой наладились.
В тот вечер я постучала в её дверь и попросилась переночевать –
одной мне было не по себе, а отец и мать работали в ночную смену.
Флигель, в котором жила наша семья, приютился в глубине большого
двора за бараком, с жильцами которого сложились непростые отношения.
Женщины ворчали по поводу того, что у нас просторные отдельные
квартиры, а им приходилось жить почти на виду у двадцати семей. Я,
наоборот, завидовала своим друзьям, которые могли носиться по
нескончаемому коридору и скатываться по перилам крутой лестницы.
Распри взрослых, которые иногда доходили до драк, никак на нас не
отражались: и зимой, и летом мы находили столько интересных занятий,
что ссориться и злиться друг на друга не было времени. Родные иногда
пытались нас растащить в разные стороны, но им это не удавалось.
Я лежала на высокой кровати со взбитыми пуховыми подушками и
думала, вернее, пыталась понять, почему бабушка меня не любит. То что
это так, я не сомневалась, но моё детское сердце не могло смириться с
нелюбовью. Я ворочалась, представляя, как она проходит мимо меня,
будто чужая, как поджимает губы, когда я прошу заплести косы. Нет,
она не отказывается, но расчёсывает длинные густые волосы так
безжалостно, что я начинаю всхлипывать, чем раздражаю её ещё больше.
А самое обидное – она никогда не угощает меня конфетами. Закрываю
глаза и представляю тёмно-синюю вазу на длинной ножке, до краёв
наполненную карамелью в ярко- зелёных обёртках. Эта ваза – главное
украшение – стоит на буфете и сразу бросается в глаза, как только
входишь в комнату. Сколько раз моя рука опускалась на эту чудную горку,
но я не решалась взять хоть одну штуку, словно боясь, что бабушка
пересчитает конфеты и заметит пропажу.
Думать мне мешало лёгкое похрапывание тёти Саши. Ничего не
придумав, я разбудила свою спасительницу и спросила, не знает ли она, за
что баба Катя меня не любит.
- Так она никого не любит, - послышался сонный голос, - вот Пашутку
совсем со света сживает. Все соки из неё выжала, злыдня!
Снова стало тихо.
Заснуть не удалось. Не сразу поняла, что Пашутка – это моя крёстная,
которая не вставала с постели уже много лет. Она была незаметна,
молчалива, пожалуй, я никогда не слышала от неё ни слова. Да и видела
редко, невольно обходя стороной её каморку. Но сейчас я вдруг
представила себе закуток, отгороженный тонкой стенкой от комнаты, где
бабушка царствовала среди своих ковров и резной мебели, и с ужасом
увидела, как наяву, что крестная лежала не на кровати, а на сундуке и
накрыта была тонким лоскутным одеялом. В эту ночь я поняла, что такое
настоящая нелюбовь.
Мне было восемь лет. Что я могла изменить? Ничего! Но я поклялась -
вырасту и заберу Пашутку к себе. А сейчас решила устроить ей праздник
- день знакомства с моими подругами, да и со мной тоже. Бабушка Катя
каждое лето на несколько дней уезжала к подруге в деревню, поручая
маме хлопоты по дому, поэтому времени было достаточно. Конечно, я
рассказала крёстной о своих планах и впервые увидела её улыбку. Она
радовалась не столько гостям, сколько тому, что я заговорила с ней.
Комнату украсили полевыми цветами и воздушными шарами. Коку, как я
теперь стала её называть, перенесли, с помощью тёти Саши, на диван,
стоявший напротив окна, в которое так и рвалось любопытное солнце. Мы
устроили настоящее представление с фокусами, музыкой и, конечно,
пирогом. А в конце праздника – фейерверк: подбрасывали в воздух
шарики и лопали их иголкой. Треск стоял такой, что соседи сбежались и
наблюдали за нашим весельем, стоя перед открытой дверью. А моя
маленькая крёстная заливисто смеялась, показывая всем крошечного
зайца, который оказался в куске пирога и чуть не сломал ей зуб:
«Зайцева получила зайца!»
К приезду бабушки мы убрались, расставили всё по своим местам.
Конфеты по-прежнему занимали почётное место, но теперь, войдя в
комнату, я смотрела не на них, а на крёстную и радовалась тому, что
смогла сделать для неё то немногое, что могла.
Через несколько месяцев я уговорила родителей забрать её к себе.
Баба Катя вздохнула с облегчением и совсем перестала меня замечать.
Впрочем, не только меня.
 
Гладкие волосы, слегка впалые щёки, тонкие губы и пристальный
колючий взгляд... Он так и не смягчился. Бабушка снова оттолкнула
меня, теперь уже во сне. Маленькая девочка во мне плакала и пыталась
заглушить обиду, о которой я, казалось, давно забыла. Может когда-
нибудь, в новом сне, она обнимет меня и сунет в карман карамель в
зелёной обёртке? Буду ждать...
Copyright: Ирина Гендельман, 2020
Свидетельство о публикации №391707
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 23.08.2020 14:44

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Вадим Сазонов[ 09.08.2020 ]
   Отличный рассказ, Ирина!
   
   Прекрасно передан дух барачного-обреченно-­необустроенного-­
   нищенского существования, порожденного советской властью, но
   пережившего ее. Такое можно и сегодня, в двадцать первом веке, легко
   встретить в России, отъехав от столиц.
   
   Такая тяжелая, беспросветная жизнь многих озлобляет, делает жестокими,
   черствыми, бездушными, что и произошло, по всей видимости, с бабушкой
   героини.
   
   Но, как совершенно точно отмечает автор, есть и другой вариант – человек
   лишенный тепла и внимания, остро это начинает чувствовать и в
   отношении других, как бы восстает, против такого положения вещей,
   начинает свою борьбу с серостью существования, пытаясь в меру своих
   сил подарить окружающим маленькие радости, заботу, сочувствие.
   Прекрасный антипод бабушки – ее внучка.
   
   Никогда невозможно восполнить человеку недополученные в раннем
   возрасте любовь, тепло, нежность, внимание, ласку. Я считаю, что каждый
   уголок человеческой души формируется в отведенном для этого возрасте.
   То, что не заполнено в душе в детстве уже никогда не будет возможности
   заполнить, нет уже той наивно-искренней, не пуганной веры и открытости.
   Но человеку свойственно надеяться наперекор всему, веря, что в любом
   человеке есть где-то в глубине человеческое. Что и делает героиня,
   говоря: «Буду ждать...».
   
   Как всегда, превосходно выписаны характеры – без прямого
   многословного описательства, герои емки и живо-естественны. И в
   отличии от рассказов иных авторов мастерской, психологическая
   подоплека сюжета не вызывает ни капли сомнения.
   
   Мелкие замечания:
   
   1. Первый абзац, как я понял, это сон. Его лучше выделить, например,
   кавычками или еще как-то.
   
   2. «муравейную» - лучше муравьиную.
   
   
   3. «То что это так» - по-моему, не хватает запятой.
   
   P.S.
   Мою крестную тоже назвали «кокой», «кокочкой». Пока я был маленьким,
   искренне считал, что это ее имя, когда подрос, узнал, что это не так. Моя
   кока была подругой моей бабушки. У бабушки было несметное число
   подруг, друзей, знакомых. Это были очень интересные люди, среди них
   проходило мое детство, среди этих людей встречались и очень известные:
   полярники, писатели и т.д. Оглядываясь назад, понимаю, что львиную
   долю в формировании меня принадлежит моей бабушке. Низкий ей поклон
   за это! Когда я вырос, она стала моим другом, у меня не было другого
   такого верного и надежного друга.
   Не люблю украшательство стен, но в моем кабинете над столом неизменно
   висит портрет моей бабушки. (Кстати написан он кокой бабушки –
   Остоумовой-Лебедевой­.)­
   Вот какое светлые воспоминания вызвал, Ирина, ваш невеселый рассказ.
   Спасибо!
   С уважением
   Вадим.
 
Ирина Гендельман[ 09.08.2020 ]
   Вадим, спасибо за такой теплый отзыв! Рада, что рассказ вызвал светлые воспоминания.
   Я всегда думала, что только я должна была свою крестную называть кокой. Как-то мне это слово не
   нравилось, потому старалась обращаться, избегая его. Сейчас жалею.
Ольга Гаинут[ 11.08.2020 ]
   Написала большой текст с категорическим несогласием
   разглагольствований Вадима об уголках души, но он,
   текст, пропал. Только на этом сайте такое происходит
   постоянно. Недоработка группы программистов.
Виктор Федоров[ 23.08.2020 ]
   Огромное спасибо, Ирина, за те чувства, которые пробудил рассказ! Тронул
   рассказ до слез. Особенно финал. Я ожидал чего-нибудь
   оптимистического, радостного Happy End'а, но рассказ закончился так, как
   закончился. Весь рассказ пронизан искренне и мастерски переданными
   личными чувствами и переживаниями, это очень дорогого стоит! Девочка
   сопротивляется нелюбви, пытается что-то с этим сделать и делает! Однако
   главная работа над этим происходит внутри нее, в душе. Не сомневаюсь,
   что тот первый бой, данный нелюбви, она выиграла и очень хочу
   надеяться, что и все другие бои того же направления будут или были
   выиграны такими же средствами!
   Воспитанная в нелюбви девочка обычно сама потом множит эту нелюбовь.
   Однако в Вашем случае, Ирина, это не может быть так, поскольку любовь
   девочки поборола нелюбовь!
   P.S.Прошу прощения за возможно излишнюю эмоциональность, но я
   слишком хорошо знаю, какой вырастает недолюбленная в детстве девочка.
 
Ирина Гендельман[ 23.08.2020 ]
   Виктор, большое спасибо Вам за отзыв и, главное, за то, что Вы восприняли мой рассказ именно так,
   как это было задумано мной. Это очень радует.
Елена Горовая[ 14.10.2020 ]
   Ирина, моё знакомство с Вами началось с этого рассказа. Вы словом
   смогли передать всё оттенки тогдашнего быта, это мастерство восхищает.
   И, отдельно, благодарю за окончание рассказа. Оно правдиво. И потому не
   отпускает, даже после прочтения. С удовольствием продолжу знакомиться
   с Вашим творчеством
 
Ирина Гендельман[ 14.10.2020 ]
   Елена, большое спасибо за отзыв. Хочу Вас пригласить в Английский Клуб, который скоро
   начнёт вновь свою работу. Если Вы не боитесь справедливой критики - добро пожаловать.
   Уже сейчас там выставлены работы для обсуждения не членов Клуба.С уважением Ирина.
Елена Горовая[ 14.10.2020 ]
   Ирина, приму приглашение с признательностью. Предупреждение по поводу критику повеселило) Ведь
   каждый считает, что критикует справедливо, наверное? Для меня здесь вопрос цели критикующего
   -помочь автору или решить какие-то свои проблемы
Ирина Гендельман[ 14.10.2020 ]
   Елена, у нас гостиная-мастерская,­ так что цель - помогать друг другу.
Елена Горовая[ 14.10.2020 ]
   Очень благородная цель! Присоединюсь с радостью)
Ольга Баракаева[ 18.06.2021 ]
   В ваших произведениях - добро, Ира! И оно тоже ждет. Читателей (пусть их
   будет как можно больше!) и карамельку. ))

Мнение...Критические суждения об одном произведении
Кръстева Анжелика
Боже как нежен...
Читаем и обсуждаем.
МСП "Новый Современник" представляет
Игорь Крапивин
Художник
Владимир Папкевич
О чём поют не те поэты
Презентация книги Михаила Поленок
"Не ради славы…"
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Конкурсы 2022 года
Дипломы Номинатов конкурсов МСП 2022 года
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"