Наши юбиляры
Татьяна Ярцева
Поздравления юбиляру
И это все о ней.
Информация к размышлению








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Читаем и критикуем.
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Конкурсы Клуба Красного Кота
Мой смешной любимец
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Вероника Воронина
Объем: 5858 [ символов ]
Карась, Кастанеда и Понтий Пилат
Так спасибо, Мастер, ворота отныне открыты
Борис Гребенщиков
 
“Свободен! Свободен! Он ждет тебя”. (...)
И он почувствовал, как кто-то отпускает его на свободу, как сам он только что отпустил им созданного героя.
Михаил Булгаков “Мастер и Маргарита”
 
Часть 1. КАРАСЬ
 
Подростковые годы были одним из самых трудных периодов моей жизни. К обычным проблемам этого возраста добавлялась тягостная и нездоровая ситуация в семье. Окружающая реальность со всех сторон давила каменным мешком, из которого не вырваться. А я годами жила с тоской пожизненного заключенного. Но история эта не о проблемах подростка из неблагополучной семьи, а о свободе и освобождении. Внутри и снаружи.
 
Однажды мама купила свежих карасей. Большая часть рыбин уже заснули, но две были еще живы. Первая двигалась довольно бодро, активно вырывалась и не собиралась мириться с уготованной участью. Вторая была ни то ни се: подергивалась и хотела жить, но сил уже не осталось. Карасей купили много, так что этих двоих милостиво пустили поплавать в ванну. Напоследок жизни порадоваться.
 
Я смотрю на рыбин, мама на кухне разделывает и жарит их собратьев. Второй карась так и не очнулся, попав в воду. А первый заметно оживился и энергично нарезает круги, не зная, что скоро дойдет очередь и до него. Возможно, ему кажется, что худшее уже позади и есть шанс на побег. Рыба стучится упрямой головой в края ванны, ища несуществующий выход. Пока я смотрю на нее, мама забирает вялого карася. Выхода нет. Свободы нет.
 
И я беру большой полиэтиленовый пакет, наливаю в него воды, зачерпываю рыбину. Она энергично бьется, пытаясь выскользнуть. Осторожно держа ношу, выхожу на улицу, в тоскливый день позднего октября. В пяти минутах от моего дома узенькая речушка с запрудой и маленькое озерцо. Довольно грязные, с плавающим мусором, консервными банками и пивными бутылками. Кое-где над водой склоняются голые ветви деревьев.
 
Я спускаюсь к пляжу с пакетом, в руках. Выпуская карася в озеро, думаю о своей свободе, которой нет. О его свободе. Вокруг безлюдно и уныло. Серый песок в жухлых листьях и мусоре.
 
Рыба всплеснула плавником на прощание, исчезая в холодной воде среди покачивающихся пакетов и бутылок. Я не знала, выживет ли он. Понятия не имела, живет ли вообще в этой загаженной воде хоть одна рыба. Но отпустив карася, словно сбросила тяжесть с плеч, и легко пошла по песчаному пляжу, глядя на темную воду. Пока не заметила на грязном песке вынесенную волной пятикопеечную монету. Солидную, советского образца, с позеленевшими боками. Она была как благодарность за свободу.
 
Вдруг мне стало хорошо. И я пошла домой, легкая и свободная. Жизнь больше не была бессрочным заключением. Я узнала, что смогу найти выход.
 
Пришлось пережить еще несколько мучительных лет прежде, чем мне удалось по-настоящему сбежать из дома, утонувшего в тоске, из города, утонувшего в октябре. Но это было значительно позже, а в тот момент я чувствовала себя такой свободной.
 
Часть 2. КАСТАНЕДА
 
О чем я думаю, вспоминая того карася? С той давнишней реальной историей у меня "рифмуются" две очень красивые и сильные литературные. Для меня они поют на три голоса одну и ту же песню о важном.
 
Я ведь понятия не имела: какая вода нужна тому карасю - пресная или соленая, выживет он или нет, побежденный наступающей зимой, найдет ли себе еду или его самого съедят. Просто верила.
 
У Карлоса Кастанеды есть история о двух котах. Их везли в ветклинику усыплять. Один кот доверчиво сидел на руках у хозяйки, вверяя ей свою судьбу. А второй до последнего искал выход и потом все-таки сбежал. Домашний, толстый, изнеженный кот по имени Макс пулей скрылся в подворотне, чтобы обрести свободу. Неизвестно, что с ним стало: он мог угодить под машину, умереть от голода, погибнуть в битве с другими котами - дикими, закаленными в уличных боях.
 
Есть только один принцип, пишет Кастанеда, - "должен верить". Тот, кто помог коту сбежать, должен был верить, что с ним все будет в порядке. Что тот выживет, преодолеет опасности, сможет использовать дарованный ему "кубический миллиметр шанса". Он должен был верить, что дар свободы не напрасен. Потому что вместе с тем котом он отпустил самого себя.
 
Что касается карася, то я понимаю: тогда я тоже "должна была верить", что он выжил среди мусора загаженного городского озера, холодной осенней порой. Что у него был шанс, и он этим шансом воспользовался. У моей тогдашней тоски о свободе было "лицо" этого карася.
 
Для освобождения всегда есть время и место. Своего ли, чужого ли. "Должен верить" - молитва того, кто выбирает свободу.
 
Часть 3. ПОНТИЙ ПИЛАТ
 
Вы спросите, причем же здесь заявленный в названии Понтий Пилат? Как он может быть связан с этой историей о карасе и изнеженном коте Кастанеды? А ведь это еще одна история про освобождение, "срифмовавшаяся" для меня с первой и усилившая ее тогда, когда это было так необходимо.
 
В романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” пятый прокуратор Иудеи ждал много тысяч лун прежде, чем услышал от Мастера: "Свободен! Свободен! Он ждет тебя!" и смог покинуть свое почти вечное пристанище. А после этого и сам Мастер "почувствовал, как кто-то отпускает его на свободу, как сам он только что отпустил им созданного героя".
 
Вы можете сказать: а не слишком ли много пафоса? Но иногда это именно то, что нужно, чтобы обрести смысл, когда происходящее вокруг бессмысленно и беспощадно. Чтобы найти точку опоры, встряхнуться и вытащить себя из болота за волосы, как барон Мюнхгаузен. Эта история с карасем для меня как "история силы".
 
Она хранит в себе таинственный отблеск смысла и значимости, наличия выбора и возможности действий, в ситуациях и жизненных периодах, которые выглядят мучительными и совершенно беспросветными. Мне захотелось поделиться этим отблеском.
 
А у вас есть свои "истории силы"? Те, которые дают ресурс и поддерживают, когда этого так не хватает?
Copyright: Вероника Воронина, 2019
Свидетельство о публикации №386563
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13.11.2019 18:59

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Олег Селиванов[ 01.05.2020 ]
   Прочитал, задумался, спасибо, Вероника.
   Пошел в инет искать , что такое СВОБОДА.
    Кое-что нашел для себя.
    Вот цитата:
    "В самом общем смысле свобода воли - это отсутствие давления, ограничения, принуждения. Исходя из этого, свободу можно определить следующим образом: свобода – это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями и представлениями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Это общее определение, построенное на противопоставлении и сущности понятия оно пока не раскрывает".
   
   Также мне нравится стихотворение В.С. Высоцкого
   
   
   "Дайте собакам мяса "
   
   Дайте собакам мяса -
    Может, они подерутся.
    Дайте похмельным кваса -
    Авось они перебьются.
   
    Чтоб не жиреть воронам
    Ставьте побольше пугал.
    Чтобы любить, влюбленным
    Дайте укромный угол.
   
    В землю бросайте зерна -
    Может, появятся всходы.
    Ладно, я буду покорным -
    Дайте же мне свободу!
   
    Псам мясные ошметки
    Дали - а псы не подрались.
    Дали пьяницам водки -
    А они отказались.
   
    Люди ворон пугают -
    Но воронье не боится.
    Пары соединяют -
    А им бы разъединиться.
   
    Лили на землю воду -
    Нету колосьев, - чудо!
    Мне вчера дали свободу -
    Что я с ней делать буду? !
    1965год.
   
   Выводы делать не хочу и не буду. Думайте сами, решайте сами....
Олег Рай[ 01.05.2020 ]
   К слову, о свободе и о тех, кого мы отпускаем.
   
   Ты накануне тут была.
   Со стола
   я снова убираю,
   в стоящий рядом холодильник,
   вина
   бутылку красного,
   что специально на виду
   оставлена.
   
   
   
   И распахнув рассеяно
   окно
   из белого поливинилхлорида,
   на кухне чисто прибранной,
   стужи
   немного запускаю,
   морозом пахнущей,
   снаружи.
   
   
   
   Все тарелки чисто вымыты,
   мяты
   ростки аккуратно политы,
   в горшочке темно-зелёного цвета.
   Сил
   удержать не имея,
   я же тебя навсегда
   отпустил.
Валентина Тимонина[ 01.05.2020 ]
   Вероника, читала Вас и перечитывала с большим интересом. Произведение очень глубокое, философское, поучительное. Тему, не побоюсь сказать, можно назвать наиважнейшей для отдельного человека и общества в целом. Ведь свободен должен быть каждый человек, а это во многом зависит от общественной свободы.
    Но полной свободы не может быть в принципе. Мы все зависим друг от друга и от очень многого. И кто-то хочет быть свободным не только в собственном выборе своих ЛИЧНЫХ целей и пути, но ЖЕЛАЕТ БЫТЬ СВОБОДНЫМ - нередко - в ОТРИЦАТЕЛЬНОМ решении ЧУЖИХ СУДЕБ. Такой свободы быть не должно. Впрочем, тему эту можно развивать бесконечно.
    Мне же понравилось, что Вы написали о необходимости быть свободным НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ, НО И ДЛЯ СВЕРШЕНИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ ВО ИМЯ ДРУГИХ.
    Спасибо Вам, Вероника. Заставили подумать. С уважением и добрыми пожеланиями.
Ян Кауфман[ 01.05.2020 ]
   Вероника!
   Отличное эссе (притча) у Вас получилась. Столько свежих философских сравнений!
   И ничего лишнего. Поздравляю!
Подорова Людмила[ 01.05.2020 ]
   А меня этот рассказ нисколечко не взбодрил и не встревожил. Карася вы
   инсценировали напрасно. Карась - рыба очень и очень живучая, ну, а
   карась и свобода- вещи несовместимые, а вот карась, жизнь и живучесть
   это -да. Карасю быть свободным никто не мешает, он может спокойно
   дышать и спать в любой обстановке, а жить и выживать даже в самой
   гнилой воде. А, то, что вы его выпустили, это напрасно. Могли бы поесть
   жаренного со сметаной. А вообще, если не шутить, то:человек сам должен
   творить свою свободу в своём теле и в своей душе.
Ирина Соловьёва[ 05.05.2020 ]
   У каждого своё понятие свободы. В Вашем произведении рассмотрены три
   грани - свобода, дарованная кем-то, даже вопреки желанию, свобода, как
   заслуженная награда и свобода, буквально вырванная самим героем. Их
   нельзя сопоставить. Ведь и ощущение свободы в каждом случае будет
   отличаться от двух других. Но ведь каждое существо в мире свободно - будь
   оно беспечным закостенелым холостяком или медведем, сидящим в вольере.
   Только рамки свободы у кого-то шире, а у кого-то уже. Заставляет порой
   задуматься сам факт необходимости этой свободы.
   Удачи Вам!
   С уважением)
Константин Евдокимов[ 11.05.2020 ]
   Вопрос о свободе, пожалуй, едвали не самый волнующий из всех
   вопросов человечества. А что вы скажете, уважаемые коллеги на
   определение свободы как осознанной необходимости. Я напрмер был
   согласен и вполне удовлетворён жтим определением. Но недавно у
   меня родилось вот такое стихотворение в эту тему:
   А мне свобода не нужна.
   
   А мне свобода не нужна,
   Свобода выбор полагает.
   И значит знать душа должна
   То, что, увы! она не знает.
   
   А неизвестность, ох! томит,
   И воля льдом весенним тает.
   Уходит ночь, а ум не спит,
   В глубинах бытия витает.
   
   Чувств безысходных динамит
   Подложен в душу близ запала.
   Искра, случайность – всё летит!
   И собираешь, что осталось.
   
   И нет тебя, есть только прах,
   Иль униженья присмыканье.
   Моя свобода – в Небесах,
   На них моё лишь упованье.
   
   Да, я согласен быть рабом,
   Но лишь Твоим, Всемудрый Боже.
   С Тобою всё мне нипочем,
   И я спокойно жизнь свою итожу.
Ян Кауфман[ 11.05.2020 ]
   У каждого под СВОБОДОЙ - своё понятие и ссылки определения свободы в каких либо справочниках весьма субъективны.
Кондратьев Николай[ 22.05.2020 ]
   Текст атмосферный. Хоть первая часть навевает мысль о некоторой натянутости, другие две части её рассеивают.
   Ощущение натянутости возникает, потому что непонятно, почему у героя произведения такое состояние
   безысходности, не хватает деталей(на мой взгляд). Прочитал с удовольствием.

Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
Поговорим о русском языке
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов