Наши юбиляры
Татьяна Ярцева








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Критические суждения об одном произведении.
Читаем и критикуем.
Презентации книг
наших авторов
Анна Гранатова
Фокстрот втроем не танцуют.
Приключения русских артистов в Англии
Конкурсы Клуба Красного Кота
Мой смешной любимец
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ян Кауфман
Объем: 7320 [ символов ]
Мысли о Великой Победе в российской литературе
(В назидание недорослям от литературы, ещё даже и не появившимся на свет в те военные годы ВОВ, но позволяющие себе указывать другим, что и как следует писать о Победе, или целенаправленно публикующие на страницах интернета гадкие шаблонные миниатюры о войне, порочащие как саму Победу, так и людей прошедших через неё…)
*****
Дальнейшее из интернета, поскольку я, бывший во время войны московским мальчишкой, не могу писать о том времени.
(Жирный шрифт выделен мной. Я.К.)
 
ПРЕАМБУЛА К РАССКАЗУ НИКОЛАЯ НИКУЛИНА «ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ»
Рукопись этой книги более 30 лет пролежала в столе автора, который не предполагал ее публиковать. Попав прямо со школьной скамьи на самые кровавые участки Ленинградского и Волховского фронтов и дойдя вплоть до Берлина, он чудом остался жив. «Воспоминания о войне» — попытка освободиться от гнетущих воспоминаний. Читатель не найдет здесь ни бодрых, ура-патриотических описаний боев, ни легкого чтива. Рассказ выдержан в духе жесткой окопной правды.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей страны.
 
ОБ АВТОРЕ. «ХРАНИТЕЛЬ И ВОЙНА
Эта книга выходит в серии «Хранитель». Ее автор и герой —знаменитый ученый, историк искусств от Бога, яркий представитель научных традиций Эрмитажа и Петербургской Академии художеств. Он — глубокий знаток искусства старых европейских мастеров, тонкий ценитель живописного мастерства. У него золотой язык, прекрасные книги, замечательные лекции. Он воспитал несколько поколений прекрасных искусствоведов, в том числе и сотрудников Эрмитажа. Он пишет прекрасные рассказы-воспоминания.
Но сегодня Николай Николаевич Никулин, тихий и утонченный профессор, выступает как жесткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о Войне. Книгу суровую и страшную. Читать ее больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда.
Истина о войне складывается из различных правд. Она у каждого своя. У кого — радостная, у кого — трагическая, у кого — полная божественного смысла, у кого — банально пустая. НО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕСТИ ЛЮДЯМ СВОЮ ЛИЧНУЮ ПРАВДУ, НАДО ИМЕТЬ НА ЭТО ПРАВО.
Николай Николаевич — герой войны, его имя есть в военных энциклопедиях. Кровью и мужеством он заслужил право рассказать свою правду. Это право он имеет еще и потому, что имя его есть и в книгах по истории русского искусствоведения. Хранитель прекрасного и знаток высоких ценностей, он особо остро и точно воспринимает ужасы и глупости войны. И рассказывает о них с точки зрения мировой культуры, а не просто как ошалевший боец. Это тот самый случай, когда точный анализ и достоверные описания рождаются из приемов, больше присущих искусству, чем техническим наукам.
И рождается самое главное ощущение, а из него — знание. Войны, такие, какими их сделал XX век, должны быть начисто исключены из нашей земной жизни, какими бы справедливыми они ни были.
Иначе нам всем — конец!»
Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мои записки не предназначались для публикации. Это лишь попытка освободиться от прошлого: подобно тому, как в западных странах люди идут к психоаналитику, выкладывают ему свои беспокойства, свои заботы, свои тайны в надежде исцелиться и обрести покой, я обратился к бумаге, чтобы выскрести из закоулков памяти глубоко засевшую там мерзость, муть и свинство, чтобы освободиться от угнетавших меня воспоминаний. Попытка наверняка безуспешная, безнадежная... Эти записки глубоко личные, написанные для себя, а не для постороннего глаза, и от этого крайне субъективные. Они не могут быть объективными потому, что война была пережита мною почти в детском возрасте, при полном отсутствии жизненного опыта, знания людей, при полном отсутствии защитных реакций или иммунитета от ударов судьбы. В них нет последовательного, точного изложения событий. Это не мемуары, которые пишут известные военачальники и которые заполняют полки наших библиотек. Описания боев и подвигов здесь по возможности сведены к минимуму. Подвиги и героизм, проявленные на войне, всем известны, много раз воспеты. Но в официальных мемуарах отсутствует подлинная атмосфера войны. Мемуаристов почти не интересует, что переживает солдат на самом деле. Обычно войны затевали те, кому они меньше всего угрожали: феодалы, короли, министры, политики, финансисты и генералы. В тиши кабинетов они строили планы, а потом, когда все заканчивалось, писали воспоминания, прославляя свои доблести и оправдывая неудачи. Большинство военных мемуаров восхваляют саму идею войны и тем самым создают предпосылки для новых военных замыслов. Тот же, кто расплачивается за все, гибнет под пулями, реализуя замыслы генералов, тот, кому война абсолютно не нужна, обычно мемуаров не пишет.
Здесь я пытался рассказать, о чем я думал, что больше всего меня поражало и чем я жил четыре долгие военные года. Повторяю, рассказ этот совсем не объективный. Мой взгляд на события тех лет направлен не сверху, не с генеральской колокольни, откуда все видно, а снизу, с точки зрения солдата, ползущего на брюхе по фронтовой грязи, а иногда и уткнувшего нос в эту грязь. Естественно, я видел немногое и видел специфически.
В такой позиции есть свой интерес, так как она раскрывает факты совершенно незаметные, неожиданные и, как кажется, не такие уж маловажные. Цель этих записок состоит отчасти в том, чтобы зафиксировать некоторые почти забытые штрихи быта военного времени. Но главное — это попытка ответить самому себе на вопросы, которые неотвязно мучают меня и не дают покоя, хотя война давно уже кончилась, да по сути дела, кончается и моя жизнь, у истоков которой была эта война.
Поскольку данная рукопись не была предназначена для постороннего читателя, я могу избежать извинений за рискованные выражения и сцены, без которых невозможно передать подлинный аромат солдатского быта — атмосферу казармы.
Если все же у рукописи найдется читатель, пусть он воспринимает ее не как литературное произведение или исторический труд, а как документ, как свидетельство очевидца.
Н. Н. Никулин, Ленинград, 1975
 
ПОСЛЕСЛОВИЕ
…. Почти три десятилетия я никому не показывал эту рукопись, считая ее своим личным делом. Недавно неосторожно дал прочесть ее знакомому, и это была роковая ошибка: рукопись стала жить своей жизнью — пошла по рукам. Мне ничего не оставалось делать, как разрешить ее публикацию. И все же я считаю, что этого не следовало делать: слишком много грязи оказалось на ее страницах.
Война — самое грязное и отвратительное явление человеческой деятельности, поднимающее все низменное из глубины нашего подсознания. На войне за убийство человека мы получаем награду, а не наказание. Мы можем и должны безнаказанно разрушать ценности, создаваемые человечеством столетиями, жечь, резать, взрывать. Война превращает человека в злобное животное и убивает, убивает...
 
Самое страшное, что люди не могут жить без войны. Закончив одну, они тотчас же принимаются готовить следующую. Веками человечество сидело на пороховой бочке, а теперь пересело на атомную бомбу. Страшно подумать, что из этого получится. Одно ясно, писать мемуары будет некому...
Между тем, моя рукопись превращается в книгу.
Не судите меня слишком строго...
СПб., 2007
Copyright: Ян Кауфман, 2015
Свидетельство о публикации №344610
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 27.06.2015 10:08

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Марина Друзь[ 27.06.2015 ]
   Совершенно с вами согласна - "ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕСТИ ЛЮДЯМ СВОЮ
   ЛИЧНУЮ ПРАВДУ, НАДО ИМЕТЬ НА ЭТО ПРАВО".
 
Ян Кауфман[ 27.06.2015 ]
   Марина, дорогая!
   Это сказал не я, а Михаил Пиотровский.
   Я лишь подчеркнул это, выделив шрифтом, т.к. полностью с ним согласен.
   Спасибо за понимание!
Марина Друзь[ 27.06.2015 ]
   Знаете, в детстве в школе часто проводили " уроки мужества". Приглашали ветеранов и те
   делились своими воспоминаниями. Я не скажу, что все мы сидели открыв рты и ловя каждое
   слово. Да и рассказы за частую были раскрашенные, как праздничная открытка: какая
   вкусная каша из полевой кухни, как на фронт приезжали наши артисты, как мы били
   проклятых немецко-фашистских захватчиков... Запомнилась только одна встреча... Я не
   знаю почему этот человек пришел в школу. Он сидел и мял в руках свою фуражку. То
   пристраивал ее на коленке, то надевал на голову, словно собираясь встать и уйти, то снова
   снимал и брал в руки. Когда ему дали слово. Он прокашлялся и сказал: " А что
   рассказывать? Война - это пот, грязь и страх. Постоянная боль, убивающая человеческую
   душу. Запомните, мальцы, воевать нужно только в одном случае, если вам нужно защитить
   свой дом". Встал, неловко кивнул нам и ушел. В классе повисла тишина. И классная
   руководительница, смутившись, заглянула в бумажку, назвала нам его имя и стала
   перечислять его награды. Запомнилось - Герой Советского Союза, кавалер ордена Славы...
   Этот, тогда еще не старый мужчина мог рассказать о войне без прикрас. Не стал. Как и не
   стали говорить мои дядьки. "Птичка, война слишком грязная тема для тебя". Они всегда,
   когда собиралась вся семья пили "за мир во всем мире" и для них это были не просто слова.
   Наверное, поэтому я не могу читать около-военные фантазии к дню победы и 23 февраля.
   Поэтому и приняла сразу фразу Пиотровского, как свою, да и как вашу. Спасибо вам за
   публикацию. Людей надо заставлять думать о войне. Особенно сейчас.
Ян Кауфман[ 27.06.2015 ]
   Дай Бог, чтобы это не повторилось.
Кондратьев Николай[ 21.05.2020 ]
   Никулин очень правильно написал. Сейчас многие воспринимают его
    книгу, как истину в последней инстанции. А он именно показал войну со
    своей колокольни. Писать надо о том, что знаешь. Не согласен со словами
    Пиотровского, что, чтобы нести свою личную правду, надо заслужить это
    право. По сути, это право уже есть у каждого человека, личная правда у
    каждого своя. Просто о Великой отечественной войне писать надо очень
    аккуратно, не фантазируя в основополагающих вещах. Не согласен с
    комментарием Воронцова, что только у воевавших есть право "донести эту
    правду". вспомните стихи Высоцкого на военную тему, он же этого сам не
    пережил.
 
Ян Кауфман[ 21.05.2020 ]
   Николай, уважаемый!
   Я ожидал, что непременно будут ссылки на Высоцкого...
   Но много ли у нас таких как Высоцкий?
Кондратьев Николай[ 21.05.2020 ]
   Согласен, немного. Но как раз его пример говорит о том, что для того, чтобы писать о чем-то,
   необязательно это лично пережить. Писать просто надо, изучив предмет, а не фантазируя на тему.
   Причем касается это не только темы войны.
Ян Кауфман[ 22.05.2020 ]
   Да, Вы правы. Но при всем этом, Высоцкий у нас один. и Толстой один.
   И написать о природе душевно, не пожив в деревне лет двадцать, весьма проблематично.
   Это всё гениальные исключения.
   И всё же - пережитое лично - не требует изучения чьих-то переживаний о войне.
Кондратьев Николай[ 22.05.2020 ]
   я, конечно, понимаю, что здесь на сайте фантастику не очень жалуют. но сколько миров очень ярко
   описано в фантастических романах. а ведь там никто не жил.
Ян Кауфман[ 22.05.2020 ]
   "Мысли", которые я озвучил не о фантастике, а о войне.
Кондратьев Николай[ 22.05.2020 ]
   а я о литературе в целом. чем отличается сюжет о Великой отечественной от любого другого? разве что
   плохое произведение о войне может задеть больше народу.
Ян Кауфман[ 22.05.2020 ]
   Николай! Кого что задевает меня не шибко волнует.
   Я всё же говорил о литературе, касающейся истории и фактов прошедшей войны.
   В фантастических опусах возможна публикация любых авторских выдумок, не противоречащих закону.
Константин Евдокимов[ 23.05.2020 ]
   Спасибо, Ян! Ваше раздумье злободневное и верное.Постараюсь эту
   книгу найти и прочитать. Думаю, что она внесёт свой верный мазок в
   обьщую картину о войне. Во мне оставила большой след книгв Виктора
   Астафьева "Прокляты и убиты". Там тоже много окопной и не только
   правды. Но что такое правда? Одна ли она или их много?А если много,
   то какая нам нужна? Вопросы, вопосы.Ноговорить и думать об этомнам,
   взявшимся за перо, особенно нужно, на мой взгляд. Спасибо ещё раз
   Яну Кауфману.

Конкурсы на премии
МСП "Новый Современник"
   
Буфет. Истории
за нашим столом
Поговорим о русском языке
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Патриоты портала
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов