Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 9040 [ символов ]
Рецензия на рассказ Марии Гринберг "Маша Хари"
После первого прочтения у меня возникло странное ощущение — эта женщина, Мария, искала смерти... И не просто смерти, а — страшной, мученической... Словно заранее отдала себя на заклание и лишь выбирала жертвенник, да такой, чтобы на нем сошлось все: любовь к мужчине, к жизни и ненависть... А любовь к стране — повод для людей, не более. Война лишь приблизила развязку, и ничего другого. Словно Мария не видела смысла в самом факте жизни, не ощущала счастья, хотя посвятила себя прекрасному искусству — балету. Искусству чувственному, раскрывающему красоту женского тела во всей гамме эстетических возможностей. Но - не родись красивой...
Это мое интуитивное восприятие текста. В связи с этим я бы отнесла рассказ к прозе ...не знаю, как правильно назвать, попробую очертить эту прозу. Мир, преломленный на грани предельных испытаний, в них не живут, туда пришли, чтобы назад уже не вернуться. И героини Марии Гринберг упорно возносятся, отметая всякую возможность выйти из игры, где, знают заведомо, будет последний выход - «ваш выход», на агору. Эти женщины примеряют на себя героические одежды, вовсе не панарошку. Словно им не надо ничего, кроме как выйти за предел. Забраться на край, хоть сколько-то, но подышать его воздухом, насладиться властью... Последнее словосочетание звучит, понимаю, странно, но «Видел я, как шарфюрер иголки ей забивал под ногти. Как-то странно он её называл, смеялся…
 
…«Маша Хари»…»
 
В тексте вскользь даны убеждения Маши. О пространной философии можно лишь догадываться. Но она, безусловно, была, пусть и на уровне чувств, таинственных для нее самой желаний, мощной стихии - сильнее жизни. Для свободы она родилась, а не для «надо» - так ей казалось, а свободы — не нашла... Ни внутри, ни, тем более, снаружи. Да и в чем свобода, пусть не снаружи - внутри? Она в возможности понять и двигаться в стезе своих желаний. Снаружи Мария слышала только «надо». А что внутри? Желания наши абсолютны и всегда исполняются полно... Загадочный, чарующий рассказ — однозначно, содержание не забывается.
И есть у меня предположение, что Маша все предвидела: что любовник вернется и предаст. Она сама — режиссер-постановщик личной драмы. Какая-то нечеловеческая сила духа. Назвать ее «неженской» рука не поднимается: скользнуть кошкой по судьбе, танцевать на пуантах, умереть в газовой тунике... Это — Женщина. Не нашлось ей равного Мужчины... (Впрочем, к этому пункту я еще вернусь). Быть может, она из-за этого кинула свою жизнь в грязь — не нужна ей ТАКАЯ жизнь... Отдаленно, очень отдаленно, но есть у меня аналогия с Марией Баширцевой — та умерла молодой от туберкулеза — болезнь узников... Жизнь не дала возможности Марии Башкирцевой реализовать свои амбиции, а были они у нее ЗАкоролевские... Вот чувствовала — в луже плавает, ну, так ей казалось... Задыхалась ее душа... Гордыня это называется в православии. Не находит человек в мире себе места. Все не по нем, он бы и рад, да внутри — не может... Не смиряется с жизнью убогости. Не от мира сего такие люди. Приходят и ищут запредельщины. Не могут иначе... Подвиги им нужны, их способ жизни — подвиги, и умирать они должны молодыми... Глубоко им сочувствую. Помочь, скорее всего, в их случае невозможно, разве что чудо может помочь — нечеловеческими мерками живут эти люди. И литература во все времена обращает на них взор. Лично меня такие личности безусловно завораживают.
Насколько рассказ можно отнести к исторической прозе... Мне кажется, война здесь — случайная обертка. Времена не выбирают... У Маши — вот, война подвернулась...
Быть может, она ненавидела свое тело, наполненное звериной витальностью, не находящей иного выхода, как в физической страсти. Страшно, когда привлекает только тело, душа безразлична, когда ценится лишь оболочка, женщина чувствует себя забавой, желанной игрушкой, пусть и дорогой, не более... Встретить родную душу, казалось бы, в огромном мире — великое счастье. Сверхчеловек таковым вовсе не оказался — Мария демонстрирует ему свою волю, не может простить любовь лишь в физическом плане — мстит и себе, и ему за скотство... Ты вообще мало говорил со мной. Кем была я для тебя? Безотказное покорное тело, низшее существо, рабыня у ног сверхчеловека. Душа Марии даже родной матерью не спрошена... Та и вникнуть не пыталась — чем жива ее дочь, что ею движет... Подозреваю, и умерла «жабой» не от горя за дочь, а от стыда — что люди подумают... Но, с другой стороны — и не могли они понять друг друга, слишком разные уродились. Изначально чужие они были друг другу люди. Страшные все это вещи, и проявляются обнаженно лишь в искусстве, наверное...
«надругалась ты над искусством, осквернила дар Божий…» Есть у меня подозрение, что Мария не манной считала свое искусство, а насмешкой... Над ней, над Марией...
Хотя женщину в себе Мария любила... Просто вспомни когда-нибудь — не подлую предательницу, нет, только твоего ласкового рыжего котёнка… Другое дело, что женщины в себе ей было мало, только женщины, только Евы... А мир в ней лишь женщину признавал... Для нее — пустое, путь и не безразличное состояние.
Вот такое первое впечатление от прочтения. Яркое, довольно смелое — не знаю, насколько совпадает с авторской задачей, даже не догадываюсь. Но я ТАК прочитала. Перечитала — убедилась, что — ТАК.
Цитаты.
С немецкого: Nur der verdient sicli Freiheit wie das Leben, / Der taglich sie erobern muB! “Лишь тот достоин жизни и свободы, / Кто каждый день идет за них на бой”
Гете. Фауст
А какая она, свобода, так и не узнала. Всегда было — «надо».
И теперь надо — не дрожать. Ваш выход, прима.
Как больно…
 
В тексте цитаты изменено последнее слов на «muss!». «Бой» на дословно «бесплатно» - убой, по-русски. Полагаю, в этом — авторская задумка, отражающая беспросветность существования для данной конкретной личности. Но цитируется измененная фраза уже не Марией, а сверхчеловеком. Он тоже не простак (цитата как доказательство), понимает свою никчемность в этом мире, но он ее принимает, топя витальность, а она у таких личностей высока необыкновенно, в знакомый яростный ветер битвы.
И в этом месте своего рассуждения мне вновь хотелось бы обратиться к любви Марии. Конечно, благодаря войне, она нашла себе равного, но лишь в звериной страсти. Их души не проснулись друг к другу - слишком глубоко упрятаны. Можно кивнуть на то и это, даже на несправедливость социального устройства, что глупо, конечно... А мне бы хотелось процитировать Джона Маверика: Во всем виноват хаос, царящий в нем, во мне, всюду. Человек, победивший хаос, становится богом. Сумевший отделить свет от тьмы становится богом («Сотвори себе кумира»). Свет — это любовь. Та, которая — всей душой, вместе с телом. И надо сильно верить, чтобы ее встретить. Именно верить, а не презирать, тем более, ненавидеть. Это сложно. Малореализуемо. На грани фантастики. Потому что что - непредставимо глубоко. Но оно, на мой взгляд, стоит игры. Большой игры. Стоит кинуть свою кость на звездное сукно...
Рассказ Марии Гринберг о тех, кто верит, но — не верит, потому что их искра — глубоко на дне, очень глубоко, там, где она может только тлеть — нет кислорода для горения. Сильные люди, кто бы спорил. Потому что их неверие — та же вера, но с отрицательным знаком. Они разрушают. Волею случая могут стать героями. Как повезет. Апостолу Павлу повезло - чудо случилось. Герою Маверика повезло — он встретил родную душу, встретил любовь, у него есть шанс вернуться в жизнь и созидать в том, что дано — творить, одухотворять бездушный мир. Маша пыталась - танцем. И попыткой она в моей душе вызывает сочувствие. Человек не отказался от судьбы. Это — героизм. Перед собой она права, а оно дорогого стоит. Примой ушла на тот свет. Но душа так и не нашла ответа.
Аллюзия имени, профессии, сцены последнего жеста отсылает ГГ к легендарной «шпионке»-танцовщице Мата Хари и указывает, скорее, на мистически и авантюрно настроенную натуру, нежели патриотку. Быт немецких военных передан для читателя, как минимум, неискушенного, довольно правдоподобно.
Но для меня рассказ, прежде всего, о мятущейся душе, так и не нашедшей выхода к свету. Вечная тема Демона, в данном случае — в обличье женщины. Что не умаляет величия духа — такова судьба, а ее не выбирают. Можно лишь отказаться. Маша выбрала. К тому же, финал открытый. Кто знает, как обернется судьба сверхчеловека — ведь он не зря остался жить. А пока человек жив, у него есть шанс выйти к свету. Только неверием платится за веру. Неисповедимы пути.
Мастерски написанный рассказ — высший пилотаж. О жизни, как она есть, без прикрас, во всей ее непрекрытой ипостаси. Препарировано мощно. Можно спорить о «перегруженности» натуралистических описаний, но таков стиль автора. Сколочено крепко.
Парадокс, но для меня, как читателя, рассказ жизнеутверждающий. Когда встречаю описания нечеловеческой силы духа и воли, вера в человека во мне укрепляется. Действительно, царь природы, еще бы к свету в себе выйти. Но ...неблизок, видать, сей путь... За попытку - спасибо! Рассказ «Маша Хари» - та самая попытка. Прежде всего, для читателя.
Дата публикации: 16.05.2015 08:42
Предыдущее: Размыто... и слов не вижуСледующее: Рецензия на стихотворение Наринэ Карапетян «Ночная рыбалка»

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Николай Бурмистров[ 28.07.2015 ]
   Рассказ не выдерживает критики, если вспомнить слова Э. Хемингуэя. Их недавно привела Ульяна Харченко:
   
    «Все хорошие книги похожи тем, что они правдоподобнее действительности, и когда ты заканчиваешь читать, остается ощущение, будто все описанное произошло с тобой..."
   
   "Историческая проза" М. Гринберг надумана и тенденциозна. Намеки на прототипы карикатурны, обращаться к историческим эпизодам автор боится.
   Для критика важно уловить квинтэссенцию материала не ошибиться в оценках. В этом ответственность рецензента перед госпожой Литературой.
   ------
   Отмечаю хороший язык, умение подметить детали и сделать подробный разбор произведения.
   Успехов Вам, Ольга!
 
Ольга Немежикова[ 28.07.2015 ]
   Спасибо, Николай! Как чувствую, так и пишу - у меня такое мнение. Не все в этой жизни совпадает. И слова Хемингуэя более чем верны...

Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта