Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Круглый стол
К темам проекта
Автор:Илья Майзельс  
Тема:Зачем мы пишем или размышления по поводу публикаций о закате литературы.Ответить
   Наверное, многие не раз читали статьи о закате литературы, о бессмысленности литературных писаний в современном, перенасыщенном информацией мире, и т.п. И действительно, тут есть над чем задуматься. Литература всегда относила себя к искусствам, но в значительной степени литература содержала информативный компонент: как, что, где происходило, кто в этом участвовал и т.д. И часто, для привлечения читателей, писатели старались их удивить. Придумывали мудрено-головоломные­ или сверхострые сюжеты, которые держали читателей в напряжении. Часто это приводило к тому, что ради деталей закрученных сюжетов читатели пропускали те страницы, в которых автор как-то пытался размышлять, показать красоту природы или человеческих чувств – то есть те моменты, которые в большей степени и давали право литературе относить себя к искусству.
    Затем появилось радио, кино, телевидение, развлекательные газеты и журналы, карманного или обычного формата книги с обложками под дешевую бижутерию - с низкосортным бульварным чтивом. Порой эти книги и авторства не имеют: подписанные вымышленными именами, они раскручивались как брэнды – подобно маркам пива! Наконец, на читателей упала эта комета, метеорит, астероид или даже целая комета: Интернет. И что началось…
   Читатели тире зрители тире пользователи Интернет ежеминутно получают огромное множество разных невероятных историй, придуманных или нет, завязанных на любовном, криминальном, политическом, военном, историческом и просто житейском сюжетах. Что значат только различные ток-шоу, которые смотрят миллионы людей, - только на нескольких телеканалах одновременно рассказываются сотни различных историй…
   Раньше над сочинением этих историй тысячи писателей творили бы свои произведения, стараясь чем-то удивить или просто занять читателей… Но сейчас все это мало кому нужно: ведь можно, не утруждаясь, лениво получать все эти истории с дивана или мягкого кресла. И зная, что после работы на те два-три часа свободного времени человеку на выбор предлагается двадцать пять часов кино-теле развлечений, писателям остается только развести руками: для хорошей книги времени у лежащего на диване уже не останется, да и желания открыть ее скорее всего не будет.
   И рискну сделать предположение: все писатели за всю историю человечества, начиная от старозаветных времен, не написали стольких историй, сколько можно узнать за неделю странствия по Интернет.
   .Естественно возникает вопрос: а что же тогда остается литературе? Чем удивлять читателей, как заставить их так же, как раньше, думать, мучиться мыслью и совестью над прочитанным? И можно ли заставить мучиться мыслью и совестью над тем чтивом или теле-кино продукцией, где «занимаются любовью»? Кстати, о последнем словосочетании в кавычках, пришедшей в русскую культуру вместе с другими «ценностями» западной или американской культуры (я не теоретик, за точность не ручаюсь). Очень сомневаюсь, что когда-нибудь это словосочетание использовалось в литературе до последней трети 20 века. Если кто знает об этом – напишите!
    Вот на таких вопросах - что остается литературе – и возникают мысли, пишутся статьи и говорятся речи о конце литературы, об отсутствии мотивации для литературной работы, о бессмысленности и неблагодарности писательского труда.
   И в то же время десятки тысяч авторов продолжают писать, страдать вместе со своими героями или плакать над их горькой судьбой… Зачем??? Почему??? Когда я был ведущим портала, то не раз получал письма от авторов с большими сомнениями: стоит ли им вообще писать, и рядом с этими вопросами чувствовались слезы... Что это: графомания, болезненная потребность? Или авторы пишут, потому что в душе уверены – не пропадет их скромный труд?
    А может, писатель просто верен искусству, основному началу литературы, о котором я сказал вначале? И что именно любовь к литературе как искусству заставляет его сидеть по ночам и писать, писать, писать? Хотя он заранее знает, что читателей у него будет совсем не много, скорее всего, это будут такие же, как он, писатели… Сами пишем, сами читаем, – увы, эта фраза стала распространенной. И опять предательски возникает вопрос: а зачем нам это нужно? Зачем насиловать себя? Ведь многие творцы замечали, что сама природа человека противиться творческому началу. Сколько историй про великих, которые заставляли запирать себя в комнате, привязывать к стулу и т.д. Значит, это противно самой человеческой природе? Помнится, Толстой писал, что все созданное им до 50 лет не имеет большой цены, потому что писалось из тщеславия и денег. Интересно, а сейчас, будучи так же обеспеченным, но не имея никаких стимулов для творчества, стал бы он великим писателем? Стал бы писать вообще?
    Зачем же мы пишем? И что нам делать, если все равно не можем бросить это занятие? Да и надо ли бросать его? Может, это занятие – как любовь – относиться к тем, что даются свыше (неважно, как еще назвать это, смысл все равно понятен)? И мы просто не имеем права отказываться от него?
   Много вопросов. Кто-то бросает писательство, жгет рукописи и начинает просто проживать или прожигать свою жизнь. Хорошо, если он прочтет где-то, что, к примеру, от любви как об божественного дара, отказываться нельзя: расплата неизбежна, в последующем это скажется так или иначе. И подумает: любовь к творчеству, к искусству – это тоже божественный дар, и тогда снова возьмется «марать» бумагу или сядет за компьютер…
   Вспомнилось выражение: за любовь надо бороться, любовь надо заслужить. Может, и за любовь к творчеству, к искусству тоже надо бороться? Не все могут заступиться, отстоять свою любовь. Не все могут отказаться ради нее от много другого – выгодной или даже интересной работы, от денег, может быть, даже от семьи. И тем более не все могут активно защищать, отстаивать любовь к литературе как таковой.
   Но кто-то ведь должен отстаивать любовь в творчеству, тем более что это вполне возможно. Ведь по сути, Интернет, по мнению многих убийцу литературы, можно считать и могучим средством для ее возрождения. Ведь именно в Сети обосновались сотни и сотни литературных проектов, в которых авторы, томимые божественным даром, могут размещать свои произведения, обсуждать их и получать на них отклики и рецензии, и даже с помощью Интернета сочетать публикации в Сети с публикациями в традиционной бумажной форме. Когда еще автор из Тьмутараканска мог спорить или делиться мнениями с писателями из Гондураса, Израиля или США, и тем более печататься с ними в одних изданиях?
    Это – реалии сегодняшнего дня. Это – состояние современной литературы, и таков ее созидатель, современный писатель. Писателя, который позиционирует себя в Интернете, называют сетевым автором. Но не правы те, кто считают его каким-то второстепенным автором. Прежде всего – это современный писатель, которому давно уже пора начать активно отстаивать свои права и интересы, поднимать свой статус и добиваться признания. В том числе и организационно, создав Союз современных писателей. Вот для всего этого и создается сейчас журнал «Новый Современник», который уже выступил в качестве официального органа такого Союза. Подождите еще немного, и на портале будет размещен раздел журнала, обозначится его рубрикация, и т.д.
    Я был бы рад, если бы авторы дополнили своими мыслями и рассуждениями эти заметки по поводу заявлений о конце литературе, бессмысленности литературный писаний в нашу эпоху и наоборот, о необходимости поднятия статуса сетевых писателей. Возможно, это пригодится для публикации в «Новом Современнике».
   И кроме того, я разместил эти заметки здесь, в Круглом столе, чтобы переломить намеченную тенденцию делать его местом для выяснения отношений и разных склок. Напоминаю: для споров и т.п. есть Перчатка вызова, для вопросов и претензий к ведущим портала есть их Приемные, есть, наконец, и электронные адреса. Если надо, предлагайте, организуем еще что-то, только хватит склок и взаимных претензий. Сделайте одолжение, друзья, если вы честны и действительно доброжелательны к порталу и его авторам, давайте забудем обиды или простим друг друга, если были неосторожны в высказываниях. Давайте переключимся на вопросы творчества, будем говорить о том, как лучше писать и добиваться признания, на тысячу других тем, которые имеют отношение к творчеству и литературе.
   Возвращаясь к теме этих заметок, прошу поспешить авторов, имеющих что сказать по их теме, и возможно, желающих перенести этот разговор на страницы журнала Новый Современник.
Эдуард Караш[04.11.2004 20:38:36]
   "Запоминается последнее" - подумал Штирлиц.
   К слову, куда запропастилось Положение о "Н/С" со своим реактивным хвостом ? Помогите, пожалуйста, найти до начала предлагаемого обсуждения, "если вы честны и действительно доброжелательны к порталу и его авторам".
   Илья, приглашение не начинают с "доброжелательного" обращения: "Дорогие гости, приходите ещё, если вы не крали наших серебряных ложек..."
   Спасибо, Король сарказма.
Александр Светлов[04.11.2004 21:42:56]
   Вспомнилось фраза из фильма "Москва слезам не верит": "Через двадцать лет не будет ни кино, ни театра, одно телевединие" (конечно, цитата не точна). Нужна литература и будет всегда. возможно выскажусь подробнее, но потом.
   P.S. "Не Тьмутарканское", а Тмутараканское, было такое княжество в древности на Руси. Жаль, что теперь его название используют не так.
Илья Майзельс[04.11.2004 21:54:36]
   Эдуард, с Положением о Новом Современнике обязательно помогу, надеюсь, уже завтра. Насчет серебряных ложек: понимаю, что Вы просто по должности не могли обойтись без этого вопроса. Подумал: если взвесить все потраченное на создание Нового Современника время, а затем отлить из полученного эти самые ложки, то получится не один набор.
    В том, что в ходе разработки концепции журнала пришлось менять подходы и решения, нет ничего удивительного, нормальный процесс. А теперь, в свою очередь, я хочу удивить Вас. Помимо звания Короля сарказма, я присвоил бы Вам и звание Короля провидцев, но при одном условии. Сначала пояснение. Иногда мне говорят, что очевидные для других истины до меня доходят через два года: пока сам в чем-то либо не смогу убедиться, буду упорствовать как упрямый баран. С месяц назад директор изд-ва Макарова сказала мне: вот видишь, даже Караш пишет о тебе то, о чем я говорила тебе столько раз… Прошли считанные недели, и мне пришлось убедиться и в ее, и в Вашей правоте, а следствием этого послужили перемены с журналом. Вопрос знатоку и будущему Королю провидцев: в чем были правы тогда и Макарова, и Вы. Ответив на это вопрос, Вам не надо будет задавать и другие вопросы.
Эдуард Караш[06.11.2004 19:43:02]
   Обычно количество реплик при обсуждении увеличивается, здесь же, к сожалению, стала правилом строгая цензура и отсеивание неугодных после публикации.
   Илья, неужели непонятно, что, в результате, стол из круглого превращается в остроугольный?
Илья Майзельс[07.11.2004 00:08:35]
   Эдуард, ранее я удалял - по просьбе авторов - только их перебранку, и моя вина состояла лишь в том, что пару раз я вместо выборки этих реплик, что отнимает довольно много времени, удалил ветки. После этого я удалял только реплики, имеющие цель, часто вместо с критикой нашего проекта, что не возбраняется и даже приветствуется, рекламу собственных издательских проектов. Я не раз давал разъяснения по этому поводу и надеюсь, что этот вопрос решится сам собой, и поводов для таких действий больше не будет.
    При этом прошу обратить внимание, что все наши действия, а с начавшей реальной работой по журналу "Новый Современник" тем более, направлены на реальное и продуктивное сотрудничество со всеми фигурантами сетевой литературы! Только что, в информации здесь, на Круглом столе, и в форуме "Нового Современника", я разместил приглашение размещать информацию о деятельности любых литературных сетевых проектов, в том числе и издательских, в журнале "Новый Современник".
    Мы все совершаем ошибки, а при разработке новых проектов это неизбежно. Надо только уметь признавать их и исправлять. Я знаю за собой много ошибок, иногда это следствие недостатков характера… Тем не менее мои милые Валентины, особенно Макарова, давно работают со мной (начиная с 1997 года) и ничего, наше сотрудничество развивается по нарастающей, по многим вопросам они просто лишили меня право голоса, за что я им благодарен. Помимо издательства, теперь они ведут текущую работу портал, и я признаю, что у них это получается лучше, и это тем более надежнее и для издательства, и для портала, потому что каждый день я начинаю с мыслью, как же все это мешает мой личной работе... Я был бы рад предоставить им право самим администрировать портал, но у Валентин пока нет для этого необходимых знаний и навыков, и нет возможности столько времени жить в Сети, как это приходится делать мне.
    Так что и Вы не судите меня слишком строго: не ошибается лишь тот, кто не работает.
Богданова Т.В.[31.01.2005 15:03:57]
   РОССИЯ, НАС НЕ ЗАБЫВАЙ! (ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Илье Майзельсу)
   
   …………..Россия, нас не забывай!
   …………..Мы родились не за границей.
   …………..Берёза мне в окно стучится,
   …………..И снова май.
   
   …………..Россия, помни всех детей,
   …………..Которых по миру пустила.
   …………..Верни утраченные силы
   …………..И обогрей.
   
   …………..Россия, родина моя,
   …………..Я без тебя сейчас страдаю.
   …………..Люблю тебя и умоляю:
   …………..Прости меня.
   
   …………..…………..Т.В. Богданова
   
   
   Уважаемый Илья!
   
   Прочитав Ваши размышления о современном состоянии литературы и культуры в целом, а также о месте Интернета в жизни поэтов (да и вообще всех творческих людей), хочется высказать некоторые свои мысли. Я давно хотела Вам написать об этом, но теперь появилась реальная «зацепка» за Вашу статью.
   
   Конечно, во все времена находились люди, говорящие об упадке культуры именно в ту эпоху. Посмотрите даже у античных авторов, Вы найдете множество сетований о том, что утрачен былой дух, традиции и т.д. Во времена Пушкина некоторые сожалели о том, что прошёл век Державина и Ломоносова. Во времена Есенина и Маяковского сожалели о временах Пушкина. И т.д.
   
   О чём же сожалеть теперь? О том, что нет среди нас ни Державина, ни Пушкина, ни Есенина? Может быть, просто слишком требователен нынешний читатель? Ведь когда-то современники не понимали даже Фета, хотя уже через несколько десятилетий после его смерти русская поэзия вошла в свой «серебряный век» именно благодаря наследию Фета. Видимо, теперь русская культура переживает аналогичное «безвременье», которое образовалось вследствие развала единой великой державы. И именно Интернету, объединяющему творческие силы авторов, рассеянных по всей планете, принадлежит роль объединяющей силы, созидающей новую культурную общность. Как назвать эту общность – «сетевая литература» или как-то иначе… это не имеет значения. Главное, что десятки тысяч «русскоязычных» авторов (уже более 60 000 авторов на Стихи.ру!) из разных стран, с разных континентов, невзирая на неудачи, стремятся в эту общность. Поистине новый мир!
   
   И Ваш Литературный портал, уважаемый Илья, несет высокую миссию возрождения истинной духовности в современной русской литературе. Ваши чудные альманахи «Венок Есенину» - неповторимое явление в русской литературе! Ведь авторы в них объединяются у чистых и глубоких есенинских истоков!
   
   Эти альманахи и вся Ваша деятельность на портале имеют непреходящее значение для русской литературы. Полное отсутствие пошлости, грубости, истинная интеллигентность, уважительность по отношению к авторам и читателям, бережное отношение к авторскому слову, умение находить свою «изюминку» в каждом авторе, в каждом произведении, направленном в «Венок», настолько отличаются от того, что я встречала на других порталах и форумах Интернета, что, кажется, Ваш Литературный портал вовсе не из «нашего» времени.
   
   Ваш пример показывает, что с помощью электронных средств Интернета можно наладить истинно духовные связи между людьми, которые покинули родину, но тянутся по-прежнему к ней. Мы все, русские, тянемся к России всей душой. И Ваш Литературный портал, уважаемый Илья, стал именно той отдушиной, где отогревается душа!
   
   И возвращает утраченные силы, о которых я написала в эпиграфе.
   Спасибо Вам!
   
   С уважением,
   Татьяна Богданова
Лавров Дмитрий[19.07.2005 21:56:28]
   Т. Богдановой:
   
   Почти полностью с Вами согласен, кроме: " Полное отсутствие пошлости, грубости, истинная интеллигентность, уважительность по отношению к авторам и читателям..." - ой, не факт! почитал тут некоторые дискуссии достопочтенных литераторов... и не могу не восхититься истинно интеллигенТСКой манерой облить собрата уж и не скажу чем, но не благожелательностью - точно!
   
   А относительно упадка литературы - она переживёт и не такие потрясения, как наше неспокойное время. Даже Сорокина с его "Голубым салом" переварит и изрыгнёт, несварения не получит.
   
   С уважением,
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта