Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Ведущий конкурса «Лекса навсегда с нами»  
Тема:Последняя любовь Сююмбеки. Авт. Лана Гайсина /ВНЕКОНКУРСНОЕ -- выведено из конкурса за самораскрытие автора//Ответить
   Последняя любовь Сююмбеки
   
   _… но зренье гробя в дымке океана, всё так же принца жаждет пра-Ассоль.
   ____________________­_Падает­ небо. Александр Граков (Лекса)

   
    Осенью 1551 года двинулись по Волге борзоходные струги и двенадцать насадов руженных казной Казанского ханства. На первом струге находилась пленённая Сююмбеки с прислугой. Сидя на корме, обнявши сына, Сююмбеки молча смотрела, как тают и постепенно исчезают очертания родного города. В такт её грустным мыслям
   мерно скрипели уключины вёсел. В Коломне высадились на берег, предстоял утомительный путь на лошадях и в повозках. Сююмбеки с Утямышем усадили в нарядный возок, внутри покрытый коврами, рядом скакал её верный телохранитель Чурай-батыр. Ласково встретила Сююмбеки в Москве царица Анастасия Романовна,
   определила жить во дворце, оказывая почести подобающие царской особе. Желая предотвратить возможную попытку возрождения Казанского ханства, Иван Грозный дал своё согласие на брак бывшей царицы с Касимовским ханом. Так Сююмбеки против своей воли была выдана замуж за хана Шах Али.
   
   И вот Сююмбеки во дворце Шах Али. Хан сидел за столом, перед ним множество блюд, обглодав кость, он бросил её слуге, стоявшему у двери. Тот, с подобострастьем глядя на своего господина, подобрал её и принялся грызть кость дальше. Заплывшие глазки хана хмуро щурились на Сююмбеки, толстый живот упирался в стол. Когда Шах Али вышел из-за стола и, семеня на коротеньких и кривых ножках, подошёл к Сююмбеки приветствовать её, царица содрогнулась:
   никогда досель она не видела человека с такой отвратительной внешностью. На брачном пиру была совершена попытка отравления хана: любимый пёс хозяина погиб на глазах у пирующих, когда ему бросили кусок куропатки. Шах Али подозревая в этом Сююмбеки, сослал её в глухую деревню. И лишь страх перед отцом Сююмбеки ханом Ногайской орды Юсуфом не позволил Касимовскому хану
   расправиться с бывшей царицей более сурово.
   
   В деревне в просторных хоромах, зажила Сююмбеки, окруженная многочисленной прислугой и приближенными, разлучённая с сыном, с тоской и одиночеством в душе. Почести, оказываемые ей, как бывшей царице, лишь раздражали Сююмбеки, и только Чурай-батыр, взявший на себя управление имением, находил с ней общий язык. Он и сообщил об обращении в православие пятилетнего сына Утямыш-Гирея под именем Александр.
   
   Сююмбеки не единожды пыталась вернуть сына, обращаясь с письмом то к своему отцу Юсуфу с просьбой о содействии, то к самому Ивану Грозному, но русский царь был непреклонен, и по-прежнему Утямыш воспитывался при царском дворе.
   Немало слёз пролила Сююмбеки, читая редкие послания от своего сына. В одном из своих писем всю боль разлуки Утямыш передал стихами Фирдоуси из поэмы «Шахнамэ»:
   
   …И мальчика седого пожалели,
   Познав любовь, им чуждую доселе.
   Так время шло, в гнезде ребенок рос,
   И только птиц он видел да утес.
   
   Так и застал однажды Чурай-Батыр Сююмбеки, плачущую над письмом сына.
   Преклонив колено, он взял её за руки и, заглянув в глаза, спросил: «Царица, волен ли я, что-либо изменить в твоей судьбе?» Сююмбеки, вырвав руки, закричала: «Как ты смеешь, как ты можешь… Уходи прочь!» Склонивши голову, Чурай вышел из царских покоев.
   После этого случая Сююмбеки какое-то время избегала своего телохранителя, но хозяйственные дела вновь их сблизили. Однажды Сююмбеки, вызвав к себе Чурая, попросила его приобрести для неё скакуна. Выросшая в южных степях и привыкшая к верховой езде, царица заскучала о родных просторах. Вскоре в конюшне имения появился гнедой конь, назвали его Лал – словно драгоценный
   камень горела на солнце его шерсть. Сююмбеки со своей верной подругой и машатэ Назиме стала совершать ежедневные прогулки вдоль берега реки. В одну из прогулок, почтительно склонившись перед своей госпожой, Назиме передала царице письмо. Вот, что она прочитала:
   
   "Моя госпожа, царица Сююмбеки!
   
   Я благодарен судьбе, позволившей мне видеть и служить каждый день моей обожаемой госпоже. Но ежедневные прогулки пусть даже вместе со служанкой внушают мне сомнение в Вашей безопасности. Могу ли я на почтительном отдалении сопровождать мою царицу вместе с Назиме, дабы защитить от нападения лихих людей.
   
   Ваш верный слуга
   Чурай-батыр"
   
   Сююмбеки сама прекрасно понимала, что может стать легкой добычей разбойных людишек, и согласилась на предложение телохранителя.
   Степь в ту весну алела маками, кружила голову запахами лабазника и емшана. Высоко в синем небе трепетали чёрными точками неутомимые жаворонки, их песни заполняли всю бескрайнюю степь от земли до неба. Боль и тоска уходила прочь, умиротворение и целительный покой наполняли душу. Чурай соскочил с коня и стал быстро набирать маки, выбирая цветки покрупнее. Набрав букет, он с поклоном преподнёс его царице. И как мак Сююмбеки расцвела,
   заполыхали щеки, алый блеск отразился в её синих глазах. Улыбнулась и чуть слышно прошептала: «Благодарю». С тех пор, словно невидимая нить их связала, лишь блуждавшая улыбка на устах выдавала потаённые чувства.
   
   Однажды, затягивая подпругу у коня Сююмбеки, Чурай поцеловал сапожок царицы, и снова маком заалела Сююмбеки, не сказав ничего, лишь пришпорила коня и умчалась прочь. Чурай догнал царицу у ручья, Сююмбеки ледяной водой охлаждала пылающие щеки и шептала про себя: «Почему я - царица, почему не простая крестьянка - могла бы делать, что хочу. Сын мой - пленник у русского царя, заложницей живу у проклятого мужа».
   
   Чурай опустился на колени и обнял Сююмбеки: «Давай убежим к Девлет Гирею в Крым, он приютит нас». И тут же опомнился: «Я забыл про Утямыша. Надо сначала выкрасть сына, потом бежать». Так потянулись дни в мечтах и беседах.
   Однажды Сююмбеки задала вопрос Чураю: « Почему так быстро пала Казань, почему молчали пушки, где были прославленные гвардейцы Сафы Гирея?»
   Чурай рассказал о предательстве Касимовского хана. Поведал о том, как обманом Шах Али увёз из Казани все запасы пороха, а жёрла пушек велел залить свинцом. Мужественно сражались казанцы с врагом; теряя оружие, отчаянно бились, пуская в ход зубы и ногти. Горы тел защитников Казани остались лежать на улицах, среди них оглан Кучак и сеид Кул-Шариф.
   Услышав рассказ, в печали склонила голову Казанская царица…
   
   Все теплее становились отношения между влюблёнными, всё откровеннее их речи.
   Однажды Сююмбеки открыла книгу Низами Гянджеви с любимой поэмой «Лейли и Меджнун». Обращаясь к Чураю, стала вслух читать любимые строки:
   
   И на земле никто не избежал,
   Вкушая мед, пчелиных острых жал.
   
   Чурай:
   Так сладок мёд и так пахуч цветок,
   Готов ползти к ногам твоим, как брошенный щенок.
   
   Сююмбеки:
   С опаской в царский заходи чертог,
   Царь — пламень жаркий, ты — соломы стог.
   
   Чурай:
   Огонь горит в моей груди,
   Стань родником и пламя погаси.
   
   Сююмбеки:
   Когда любовь затмит весь белый свет,
   Бессильны уговоры и совет.
   
   Чурай:
   Внимать советам перестал,
   Я раб любви и верности вассал.
   
   Сююмбеки:
   Напрасно «Доброй ночи» мне желать, —
   Ночь без тебя не может доброй стать.
   
   Чурай, вдохновлённый любовью:
   Я лунный серп с ночных небес сниму,
   Тебя туда, как в чёлн, я посажу,
   Рукою обовью твой тонкий стан,
   Покуда не взойдёт звезда Чулпан,
   По морю звездному плыть будем мы,
   И до рассвета, пока не смолкнут соловьи,
   Мы будем лишь одни, совсем одни.
   
   Долго они стояли, обнявшись под покровом ночи. Целуя влажные от слёз щеки Сююмбеки, Чурай утешал её: «Ничего не бойся, я всегда рядом, моя любовь к тебе умрёт вместе со мной. Сююмбеки спросила его: « Ты знаешь, что настоящее имя Меджнуна - Кейс, а «Меджнун» означает «сумасшедший», а удел каждого сумасшедшего – гибель?» Ничего не ответил Чурай, только крепче обнял любимую.
   
   Однажды на прогулке Чурай преподнёс Сююмбеки хаситэ, предварив подарок словами: «Эту драгоценность передавали из поколения в поколение мои предки, но я готов нарушить эту традицию и подарить моей царице это украшение с сапфирами. Я полагаю, что мой подарок больше подойдёт к твоим синим глазам».
   С благодарностью приняла подарок Сююмбеки и на следующий день отдарила Чурая калканом, в центре которого находился умбон с редким синим алмазом. Свой подарок сопроводила словами: «Пусть этот калкан надёжно защитит тебя от любого вражеского удара».
   
   О, если бы знать к чему приведёт обмен подарками…
   Конечно, среди придворных у Сююмбеки были соглядатаи Шаха Али. Не осталось незамеченным новое хаситэ царицы. Лазутчики хана, переодевшись дервишами, выследили влюблённых на прогулке. Шах Али не мешкая, отправил гонца с письмом в деревню к Сююмбеки. В послании приказано было Чураю немедленно отправиться в Крым и передать письмо Девлет Гирею. Запечатанный пакет тут же был вручён Чурай-батыру. Как обрадовались влюблённые, казалось бы, сама судьба благоволила им! Там в Крыму Чурай, заручившись поддержкой хана Девлет Гирея, поедет в Москву вызволять Утямыша. Похитив его и спрятав в надёжном месте, поскачет в деревню к Сююмбеки, где через верную Назиме передаст весточку о возвращении.
   Прошло три месяца, от Чурая не было вестей. Долгими часами на прогулке вглядывалась Сююмбеки на дорогу, откуда мог появиться Чурай. Однажды в деревню прискакали воины Шах Али. Во дворе один из них, спешившись, осклабился в притворной улыбке Сююмбеки; на солнце сверкнула синим пламенем инкрустация на щите воина, отразив чеканку на умбоне с синим драгоценным
   камнем. Померк тогда день для Сююмбеки, всё поняла несчастная царица: такой синий алмаз – большая редкость, а чеканка на умбоне только подтвердила её догадку. Едва хватило сил царице добраться до покоев и рухнуть на ковёр убитой птицей.
   
   Оглан (улан) – военачальник.
   Насады – большие грузовые суда.
   Хаситэ – перевязь, инкрустированная драгоценными камнями.
   Машатэ – женщина-парикмахер.
   Калкан – щит монгольского воина.
   Умбон – круглая металлическая пластина на щите, украшенная камнями и чеканкой.
   --------------------­--------­
   Стихотворные строки от имени Чурая написаны автором рассказа
.

 1   2 

Алик Затируха[31.07.2021 19:29:55]
   Из правил: «Все произведения должны быть написаны именно для этого конкурса…»
    С этим у автора всё в порядке? Что это за таинственные 17 000 знаков? Автор именно для этого конкурса, зная о верхнем пределе в 10000, всё-таки сначала наворочала 17 000 знаков, чтобы потом в спешке сокращать их?
    Не верю.
   +++
    «Я не знала, что кнопка "ответить" не защищена от раскрытия, полагала, что автоматически моё ФИО будет заменено на ведущего».
    Не верю. Автор на этом сайте с 13-го года, если не раньше.
   +++
    «Я не нервничаю, мне смешно…»
    Не верю.
   +++
    "Спасибо!"
    Не верю.
Лана Гайсина[01.08.2021 08:44:22]
   Алику Затирухе.
   
   Объявление о проведении конкурса я заметила дня за три до окончания конкурса. Конечно, этот рассказ не был написан именно для этого конкурса: нужно было перелопатить немало исторического материала.
   
   А верить или не верить - это Ваше право, а моё право утверждать то, что было на самом деле.
Алик Затируха[01.08.2021 09:23:18]
   "Объявление о проведении конкурса я заметила дня за три до окончания конкурса".
   ***
    Не верю.
    Работа Яна Александровича за такой же грешок была вовсе удалена с конкурса.
Лана Гайсина[01.08.2021 10:27:50]
   " "Объявление о проведении конкурса я заметила дня за три до окончания конкурса".
    ***
    Не верю."
   
   Может быть за четыре или за пять не помню точно.
Ян Кауфман[01.08.2021 13:48:59]
   Алик!
   Удалить можно всё что угодно....
   Но память о Лексе, который меня когда-то встретил на ЧХА заставить удалить никто не может.
   http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=399213&pid=0
Алик Затируха[01.08.2021 14:25:56]
   По-моему, не стоило удалять Ваше, Ян Александрович, замечательное произведение. Как не стоит удалять и работу Ланы Гайсиной. Для них надо придумать какой-то особый статус, который позволит оставаться этим произведениям в поле зрения читателей, кои могли бы отдавать им должное, если они того заслуживают. Что-то такое придумать, что ассоциируется с жирной двойкой за НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ к правилам.
    Наверное, с этой гуманной целью Ведущая могла бы ещё вернуть для просмотра ваше стихотворение. Ну, а начисто удалять работу Ланы - это и вовсе будет беспределом. Вон сколько там комментариев!
Лана Гайсина[01.08.2021 17:07:12]
   Спасибо, Алик, за поддержку.
   Против "жирной двойки" за невнимательность не возражаю.
   Это бывает, когда мечешься между курами, собаками и очередным юбилеем.
   И вообще эта работа была придумана с целью популяризации восточной поэзии, но из-за сокращений результат оказался плачевным.
   Несколько месяцев тому назад, я перечитала поэму Низами, и она зазвучала совсем в другой тональности. Меня поразила образность и главное - трагическая реалистичность, гораздо более сильная, чем в "Ромео и Джульетте".
   Ну, а Яну могу только посочувствовать...
Лана Гайсина[01.08.2021 17:29:56]
   Игорю Колесникову:
   
   "Он не обязан изъясняться примитивно, это ничего общего со стилизацией не имеет, а только снижает художественную планку произведения"
   
   Мне пришлось сокращать не только целые абзацы, но и выдёргивать часть фраз из предложений.
   В том, что пятилетний мальчик мог писать письма, нет ничего удивительного, детей с высоким статусом рано начинали обучать письму и чтению. Но и то, что написано в тексте, не даёт предполагать, что именно в это время Утямышу было только пять лет. Отсыл к этому кроется в словах: "Сююмбеки не единожды писала царю и отцу Юсуфу". Насчет обеденного приёма пищи Шаха Али и свадебного пира тоже мне кажется понятно, не обязательно это должно происходить в одно и тоже время.
Вадим Сазонов[01.08.2021 18:08:48]
   "Мне пришлось сокращать не только целые абзацы, но и выдёргивать часть фраз из предложений."
   
   Зачем же так не уважать свое произведение?
Лана Гайсина[01.08.2021 20:22:47]
   Вадим, конечно, мне было жаль так кромсать свой текст, но вздумалось участвовать в конкурсе, тем более, что он посвящён Лексе.
   Обычно небольшое превышение допускалось, а тут вот 10000 и баста!
Вадим Сазонов[01.08.2021 20:55:18]
   Я и написал, что удивился, что Вы не уважаете свой текст, готовы его кромсать - значит он не дорог, значит Вы его не цените, т.е. не считаете его своим родным, созданным от души, когда важно то, что удалось в него вложить, когда это не что-то единое и неделимое для автора, а не просто набор определенного количества слов, который можно уменьшить (увеличить) под чей-то заказ.
Вадим Сазонов[01.08.2021 20:56:08]
   Не думаю, что имеет смысл высказываться о рассказе, который даже автор не ценит.
Лана Гайсина[01.08.2021 21:01:57]
   Как я уже писала, цель или ценность, как Вы выразились, этого рассказа для меня прежде всего в популяризации восточной поэзии.
Вадим Сазонов[01.08.2021 21:05:03]
   Я не про содержание произведения, я про отношение автора к своему произведению
Лана Гайсина[01.08.2021 21:18:33]
   Моё отношение к этому тексту зависит прежде всего от художественного уровня рассказа и тут, не могу не согласиться с Игорем, оно невысокое, хотя "неграмотным" его не назовёшь.
Вадим Сазонов[01.08.2021 21:44:35]
   Понятно, Вы сочли свое произведение невысоким по уровню, поэтому решили его покромсать , мол, его уже ничем не испортишь))) Ваше отношение к выставленному тексту понял.
   Вы его даже стесняетесь назвать "своим", для Вас выставленное на конкурс произведение всего лишь - "этот текст".
Лана Гайсина[02.08.2021 15:50:41]
   Вадим, я очень часто так свои работы называю пока они не пройдут апробацию временем.
   Повторюсь: покромсать мне пришлось, потому что вздумалось участвовать в этом конкурсе. Я прочла несколько работ, есть гораздо более низкого уровня.
Алик Затируха[02.08.2021 14:08:43]
   Нет, не может не быть такого обсуждения, организованного нашей уважаемой Ведущей в своей команде.
    – Ну что, друзья, будем делать? Станем удалять работу Ланы Гайсиной?
    – Да как же её можно удалять с таким количеством интересных, дельных, полезных для всех других авторов сайта комментариев.
    – Но тогда это будет очень несправедливо по отношению к Яну Александровичу Кауфману, работу которого удалили за такое же нарушение.
    – Итак, друзья, быстренько организуем мозговой штурм – как нам поступить в этой ситуации. Если возвращаем Яна Александровича в конкурс, то как объясним вопиющую невнимательность к его правилам обоих авторов?
    – А давайте воспользуемся подсказкой той же Ланы Гайсиной.
    – Что за подсказка?
    – А она – в её комментариях: «Это бывает, когда мечешься между курами, собаками и очередным юбилеем…»
    – Отлично, друзья! Так и сделаем – обе работы будут помещены в конкурсе в таком статусе – «Эти авторы более внимательны к своим курам, чем к правилам конкурса».
    – Постойте-постойте. А у Яна Александровича есть куры?
    – Если нет, надо будет для отмазки снабдить его хотя бы парочкой курочек и петушком.
    – А если он откажется возвращаться в конкурс с такой вот «куриной нагрузкой»?
    – Отказ игнорировать. Итак, работу Ланы Гайсиной оставляем в конкурсе прозы, а работу Яна Александровича Кауфмана возвращаем в конкурс поэтов в статусе – «Эти авторы более внимательны к своим курам, чем к правилам конкурса». Всё, друзья, спасибо, до свидания».
Лана Гайсина[02.08.2021 15:56:59]
   Алик, хорошая идея снабдить Яна курами и петухом. Наконец-то я избавлюсь от своего петуха-злодея, полчаса он меня держал в загоне в заложницах, пока не пришла соседка с дубиной, тем более, что куры еле живые ходят от его страстей петушиных.

 1   2 

Виктор Иванов
У поэзии в плену
Валентина Пшеничнова
Душа поёт
Ирина Гусева
ЕСЛИ ВЫ БЫВАЛИ В ЗАПОЛЯРЬЕ
Елена Свиридова
Храм! Боль моя…
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта