Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Сделка ________в миру сплошных пустых нравоучений, ________ты истины, уверен, не найдёшь ___________________Александр Граков (Лекса) Боги издревле людьми призывались для всякого дела. Зевс – чтоб траве не засохнуть, чтоб были коровы удойны, Дружно посевы взрастали, и тучно колосья созрели. Тю́хе – с добычей набеги, землёй прирастать будут войны. Всё под надзором богов: и рожденье, и смерть, все деянья. Должен жить благостно, праведно. Коль оступился – знать, грешен. Всех доставали, повсюду – для кары их – божии длани. Каждый поступок людской – строгой мерой оценен и взвешен. …Праздник весёлый спортивный, шутливая битва на копьях. Славно две девы сражаются: бьются Афина с Палладой. Падает оземь вдруг дочка Тритона. В трибунах взрыв воплей – Что там – случайность? За дерзость былую к Афине – расплата? Явно ли, нет, что копьё в сердце брошено метко и с силой. Волны молвы разошлись, разрослись: намеренье ль… оплошность… Горем Афина придавлена? Но ни слезы не скатилось. Впредь ей, богине, навечно тащить слухов тяжкую ношу… Исстари люди вершили олимпы различного вида. Судьбы свои им на суд отдавали: на кару иль милость. Но и обратное: каждый, людьми порождаемый идол, Может – восславлен быть, может – развенчан. И боги смирились. |
| 1. Соответствие эпиграфу – соответствует. Приведен достаточно большой список нравоучений от богов. 2. сюжет – список нравоучений неожиданно сменяется описанием сражения между Афиной и Палладой. Автору как то удалось разделить Афину Палладу на две девы. Вольное толкование родственников Афины можно считать поэтическим приемом. Оригинальный вывод – боги смирились перед людьми с целью обеспечить себе поклонение? 3. балладное изложение и примененные рифмы хороши. 4. эмоциональное впечатление – автор замахнулся на историю богов, что смело. судья Вячеслав Дворников |
| Могу ошибаться, но мне кажется, это гекзаметр. Если это не так, пусть знающие люди меня поправят. В любом случае выбранный размер – редкая птица, особенно в конкурсах, тем более, когда он выдержан и подкреплён отличными рифмами. Интересное стихотворение! Не только размером, но и изящной трактовкой эпиграфа через призму жизни богов. Если я правильно поняла, история шуточного сражения дочери Зевса Афина и дочери Тритона Паллады, закончившегося трагически, подчёркивает, что иногда даже богам (в любом проявлении оных) неподвластно торжество истины. Им стоит помнить в своём «надзоре», что их деяния тоже будут взвешены и оценены строгой мерой. Такая вот обраточка. Если копнуть глубже, то открываются такие мощные ассоциации и параллели с реальностью, что мама не горюй. Имеющий глаза – да увидит! Судья Людмила Царюк |
| 1. Степень соответствия эпиграфу. Надо понимать, что нравоучением здесь является сама речь ритора. Надо думать, что он не считает ее пустой и далекой от истины. Но по факту эпиграф едва слышен. 2. Оригинальность идеи, завершенность Идея в том, что мы живем во времена, когда боги смирились с нашей вольницей. Оригинально, но не истинно. 3. Техника стихосложения Поражает, словно залп тяжелой артиллерии. После фальцетов ямбов и хореев слышим бас солидного дактиля: Дактиль — он первый размер из размеров трёхсложных, Пальцем считать ударения дактиля можно. Первый, четвёртый, седьмой и, конечно, десятый Слоги ударные в строчке взлетают крылатой. (так на Яндексе поют) В дополнение к этому, наш известный стиховед Никита Брагин добавил, что шестистопный дактиль со спондеем и строкой в 17 слогов – это же натуральный гекзаметр! Правда, некоторые утверждают, что гекзаметр рифму отрицает, но не будем об этом. По форме исполнено мастеровито. Четко выстроены шестистопные строки без единого сбоя. По содержанию отдельный разговор. Персонажи заняты в сюжете солидные, с Олимпа, и слог их делам соответствует. Ритм укачивает как морской прибой. Но с первых строк хочется воскликнуть: чудны дела ваши, Олимпийцы. Грозный Зевс представлен каким-то ботаником – покровителем аграриев и животноводов. Рядом с ним оказывается некая Тюхе не по делу агрессивная, а по метрикам мирная богиня случая. Интересно, глагол «втюхать» не от нее ли пошел?! Отмечаю эти «ляпы», как банальную небрежность. Не особо щепетильно выбрана также центровая картина, где сражаются девы Афина и Паллада. Случайный эпизод из детства отнюдь не показатель могущества богини. И прописана картина как-то аляповато. Слабая строчка «люди вершили олимпы различного вида». С выводом в финале, если правильно воспринять иронию, можно согласиться. 4. Эмоциональный резонанс. В первом прочтении вызывает интерес к форме изложения. Судья Николай Бурмистров |
| Ответ автора Судья Николай Бурмистров: «Грозный Зевс представлен каким-то ботаником – покровителем аграриев и животноводов. Рядом с ним оказывается некая Тюхе не по делу агрессивная, а по метрикам мирная богиня случая. .. Отмечаю эти «ляпы», как банальную небрежность». Ответ Зевс (Юпитер) – повелитель дождя, молний, грома. Дождь орошал землю, способствовал хорошему урожаю. Тю́хе (Фортуна) -- богиня удачи, судьбы, случая. Судья: «Случайный эпизод из детства отнюдь не показатель могущества богини». Ответ Случайный эпизод из детства породил слухи о проступке богини. Спасибо судье за подробный отзыв. |
| Уважаемый автор! Согласен, что Зевс-Громовержец в сельхозартель притянут за уши. И Тюха как-то случайно обрядилась в воинские доспехи, хотя ей по штату положено нести рог изобилия и руль от транспортного средства. И рядом с Зевсом почему бы не поставить известных и двухсложных Геру, Гею или Нику -- персонификацию победы. С Палладой греки и сами не разобрались: была ли это девочка или мальчик,то ли это почетный титул, то ли жертва. В мифологии Афине обвинений не выдвигают. В списке её жертв есть персоны куда круче. |
| В "Золотом саркофаге" Ференц Мора писал: "Все от богинь у тебя: чело от Паллады, от Гебы Губы, а стройные ноги, и бедра, и грудь от Киприды. Только глаза, несомненно, твои, и нет их прекрасней! Жаль, что они улыбаются каждому, кто ни посмотрит." по его версии Паллада - была умница и потому Афиной.... Разные толкования, греки до сих пор разбираются, римляне - оставили затею.)))но по-прежнему ищут древние строки. Спасибо автору за необычно-образные стихи, которые приводят к размышлению и к поиску истины. Успехов! |
| Я б отнесла это произведение к жанру так называемой рифмованной прозы, уж да простит меня автор. Не вижу здесь ни тропов, ни поэзии. Должен жить благостно, праведно… всех доставали божии длани - я не припомню, чтобы древнегреческие боги требовали от людей праведности, они и сами праведными не были.) И длань Божия - это явно к христианству относится. Люди вершили олимпы и судьбы свои им на суд отдавали - что-то не вяжется здесь для меня, не состыковывается. Как можно отдать судьбу на суд, да ещё олимпу? Судья Инга Сташевска |
|
|