Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..." | Из века в век… _________И снова небо падает на землю… _________Никто не видел плачущей Минервы, _________и я не зрел распятого Христа» ______________авт. Александр Граков (Лекса) Из века в век не всяких мучит совесть. В мешках житейских ворох острых шил. И можно долго жить, не беспокоясь За то, чем в этой жизни согрешил. Для них, мой друг, не жди сей час расплаты, И даже «на потом» не уповай! Земля родит святых и супостатов. Всевышний им готовит ад и рай. Кому – куда, измерить экой мерой, И чью программу выполнить спешим? Всё мифы – от Минервы до Венеры. Вся правда – в покаянии души. И пусть судьбы секундой не поправить, И прошлого минут не возродить, Мне верится в Христа, а не в Варавву, Я Саломее предпочту Юдифь… Есть тайна тайн в мирах о выси звёздной, Как центр, где средоточие и глушь, Но, если призадуматься серьёзно, Она и есть пристанище для душ… И снова небо падает на землю. Не боги люди – слабое звено. Мир горний бессердечных не приемлет, А все Атланты умерли давно. |
| 1. соответствие эпиграфу – только упоминанием персонажей. 2. сюжет – плач Ярославны о сложности организации жизни на Земле. Суть – много бессовестных людей, но далее противоречие – известно, что шило в мешке не утаить, но как тогда жить не беспокоясь? Выражение – чем в этой жизни согрешил – неоднозначный смысл (например, рукой или языком?). Далее успокаивающее – расплата не скоро, не стоит волноваться. Измерить экой мерой, м.б. какой измерить мерой? Неожиданно возникает теория о программировании человечества. Почему мифы только от Минервы до Венеры, зачем такое ограничение – для рифмы? Что значит в мирах о выси звёздной? Мир о выси? Средоточие и глушь не вяжутся со звездными мирами. И снова небо падает – почему? Никаких предпосылок к этому из текста не следовало. Неожиданно появление информации о гибели Атлантоа – видимо в связи с тем, что некому поддержать падающее небо. 3. рифмы приемлемы, но из-за слишком сложного смыслового содержания, текст воспринимается с трудом. 4. эмоциональное впечатление – глубже изучить мифы. Судья Вячеслав Дворников |
| Удивительно. Столько предположений и фактов, столько действующих лиц, столько антуража, а впечатления многослойности и глубины не возникло. Ибо подано всё довольно прямолинейно, под эгидой небезызвестного «мы в рай попадём, а они просто сдохнут». Затянувшаяся констатация прописных истин никак не затрагивает эмоции читателя. Для этого нужна какая-то изюминка, хотя бы толика свежего угла зрения, которые явились бы пищей для размышлений. Здесь взгляд зацепился только за «Есть тайна тайн в мирах о выси звёздной, Как центр, где средоточие и глушь» Зацепился, чтобы озадачиться поисками смысла в этой витиеватой фразе. С этим возникли проблемы. «Слабое звено» плохо стыкуется с «горним миром». Неплох ворох шил в житейских мешках. Хороша идея об Атлантах, держащих небо; жаль, не получила развития. Связи с эпиграфом в тексте я не увидела. Судья Людмила Царюк |
| 1. Степень соответствия эпиграфу. Обе фразы эпиграфа очень слабо нашли своё развитие в тексте стихотворения. Первая: если считать, что падение неба на Землю это кара для всех, то почему Всевышний готовит разным людям то, что заслужил каждый в отдельности. Во второй совсем ни к чему упоминание Минервы, плакавшей или нет – кто её знает. 2. Оригинальность идеи, завершенность Много тем затронуто: бессовестные грешники, суд Всевышнего, появление лирического героя -- его отношение к христианской вере и некоторым мифам, космогония, сомнительная попытка сравнить людей с богами. С какими богами – с языческими? То есть смесь всего понемногу. Есть и намёк на дьявольские замыслы: И чью программу выполнить спешим? Здесь уверенность, что зло наказано не будет: Для них, мой друг, не жди сей час расплаты, И даже «на потом» не уповай! И сразу ниже, что Всевышний им готовит ад. Неудачная, инверсная симметрия: Святых и супостатов – ад и рай. 2. Техника стихосложения Если не очень вдумываться в смысл, то читается легко, много хорошо построенных фраз, но весь текст на них и распадается. Рифмы удачные – это ставлю в заслугу автору. 3. Эмоциональный отклик Нечёткость вложенного смысла оставляет привкус досады.. Судья Николай Бурмистров |
| Перечитала несколько раз, но смысл продолжает ускользать…Не беспокоясь за то, чем согрешил. А чем грешат? Может, не беспокоясь о том, как согрешил? Для них не жди? Для кого? Сей час расплаты? Какой - сей? Мне верится в Христа - мне не звучит, каюсь. А в Варраву ЛГ может не верить, его дело. В каждом катрене прописные истины, абсолютно в каждом, а финал - все атланты умерли давно - оставляет меня как читателя в полном недоумении… Судья Инга Сташевска |
| Ответ автора судьям Мне искренне жаль, что это стихотворение не было понято моими коллегами. Все их мысли и предпосылки разбили текст на какие-то сектора, фразы и вызвали только недоумение … Может быть и я чего-то не досказал (а)? Моё послание – диалог с авторским ЛГ, который нарисовал мрачную, пессимистическую картину мира, в котором всё повторяется из века в век. Кстати, сама фраза оригинала: « и снова небо падает на землю», которая идёт рефреном, на мой взгляд весьма органично вплетается и в мой текст. В стихотворении я веду беседу, соглашаясь с тем, что на земле много зла, и оно не исчезает из поколения в поколение, а философия жизни такова, что расплаты за содеянное зло при жизни может и не свершиться, как на то уповают многие. Моё «сей час» - это именно сейчас, а «потом» - это в течение человеческой жизни. Вполне понятно, что расплата может быть и после смерти. Но есть выход в конце туннеля - это признание своих грехов, ошибок и, если не исправление, то покаяние, чтобы попасть в мир горний, Вера в источник и Библию, вера в Бога. И я не говорю за всех, за весь мир, обвиняя (кого?) о том, что «мы продаём совесть друг дружке оптом», «словами вечной клятвы говорим», а предлагаю покаяние души каждым ещё при жизни, пусть в самом конце…. Не ново? Нет. Но лишено огульного обвинения всех и вся и…есть свет в конце тоннеля! Минерва с Христом поставлены автором в одной связке. Почему? Хотелось бы понять. То есть, это выдумки? Я лишь хотел(а) подчеркнуть, что именно мифы для меня - это сказки, а Старый и Новый Заветы – источники, достойные доверия и веры. Именно поэтому звучат имена Юдифи и Христа в противопоставление Вараввы и Саломеи , как образы моральной честности, человеколюбия, преданности и высоты духа. Может быть, стоит очень хорошо подумать, чтоб в конце жизни не впадать в горький скептицизм и разочарование. Небо будет продолжать падать на землю, а держать его некому и надеяться надо только на себя и уповать на Господа Бога… Самое главное. Мне нравится стихотворение Саши Гракова. Это его взгляд на жизнь. Просто захотелось рассказать о своём взгляде, не перепевая авторского замысла. С Уважением ко всем! |
|
|