Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..." | После чуда ___…но зренье гробя в дымке океана, всё также принца жаждет пра-Ассоль _______… мы ухитряемся на это смотреть сквозь стёкла розовых очков… _________________________________Александр Граков (Лекса) Сумерки, как бесформенное марево, опустились на море. Время суток, которое больше всего не любила Ассоль, ”но зренье гробя в дымке океана”, всё так же высматривала шхуну. Это был уже не тот алый «Секрет», навстречу которому бежала она, ещё не веря своему счастью, захлёбываясь переполнявшим её чувством. Да и не «Секрет» вовсе. Это была красивая бригантина под белыми парусами, что курсировала пока в каботажном плавании вдоль берегов Гринландии*. Маленькая Фрейзи спала в кроватке, уютно причмокивая во сне. Ужин, заботливо приготовленный, остывал. Как же ей хотелось угодить Грею! Но когда он возвращался домой из плавания, едва касался губами щеки жены, скидывал одежду и шёл в спальню, часто даже не притронувшись к еде. Удел жён моряков – ждать, ждать и ждать. И Ассоль ждала. Выходила на балкон красивого дома, слушала шум моря и вспоминала сладкий миг, когда увидела алые паруса. Она надеялась в тот необыкновенный день, что это начало огромной любви, а оказалось началом конца. Тогда в Каперне, прорываясь через гудящую толпу к морю, где на ветру развевалась её алая мечта, она знала – счастливее просто невозможно быть. В принципе, да – этот день и был пиком счастья. А дальше … Что было после чуда? Жить романтикой не получалось, потому что алые паруса возможны лишь раз, ныне шёлковая материя пылилась в подвале. Иногда Ассоль думала, что не мешало бы приобрести очки с розовыми стёклами, и тогда белые паруса бригантины будут казаться алыми – и снова придёт счастье. Но то самое чудо, предсказанное ей когда-то, которого она так ждала, уже свершилось. Чудо не может быть вечным. Сначала Ассоль была в эйфории и ничего не замечала. Хотя, наверное, трудно было не увидеть, как потухли глаза Грея, как рвался он из уютного мирка нового красивого дома. Куда, в какие дали? Он любил маленькую Фрейзи. Иногда подкидывал её к потолку и улыбался, услышав задорный смех пухленькой розовощёкой дочки. Он шептал ей на ухо какие-то слова, и они с пониманием смотрели друг на друга, не посвящая Ассоль в свои тайны. Возможно, он обещал дочери призрачное счастье на алых парусах… Шло время, и Ассоль с ужасом осознавала, как с каждой минутой Грей отдалялся, и трудно было разглядеть его в туманной дымке былого счастья. Ему были не интересны домашние заботы. Тесно. Не хватало океанских просторов, новых впечатлений и загадочных миров. И прекрасный дом без него казался Ассоль хуже той лачуги, в которой она выросла в любви и заботе. Однажды до неё дошли слухи, что в Лиссе видели шхуну с алыми парусами. Она спустилась в подвал и с удивлением обнаружила: шёлковой материи её счастья нет на месте. Когда Грей, как всегда усталый, не сказав ни слова, подошёл к лестнице, ведущей в спальню, Ассоль лишь проводила его печальным взглядом, но утром не выдержала: – Грей, скажи, где находится то, что я считала своим счастьем? Куда делись алые паруса? – А ты ничего не понимаешь, Ассоль? Представь, сколько ещё девушек на свете ждут чуда, высматривая его из глубин океана. И сейчас, и потом, и через много-много лет. Надо дать им это чудо. Ты же знаешь, новая душа будет у каждой и новая у меня. Я не могу запереть себя в маленьком мирке нашего дома. Я должен своими руками творить чудеса. – Но как же я? – Ассоль слушала слова своего принца и никак не могла принять их. – У тебя есть дом, деньги, дочь. Я у тебя есть. Но не будь же столь эгоистична. Грей надел свежую белую рубашку, заботливо выглаженную женой, и ушёл творить чудеса. * Гринландия — вымышленная страна, в которой происходит действие большинства произведений Александра Грина, расположенная на полуострове, почти все города которого являются морскими. |
| Маленькая история ловеласа и одной из его жен. Что же, бывает и так. Грей – человек богатый, может себе позволить содержать несколько женщин, выбирая каждый вечер, у какой из них поужинать, с какой из них придаться любви. Идея с алыми парусами (как с дорогой машиной) позволяет ему «снимать» новых дурочек, верящих в прекрасных принцев и валящееся с неба счастье. Наверное, Ассоль уже не вернется в свою лачугу, думаю, при разводе сумеет отсудить себя часть состояния Грея на содержание себя и дочери. Эпиграфу миниатюра соответствует. За что зацепился взгляд при чтении текста: 1.«Маленькая Фрейзи спала в кроватке, уютно причмокивая во сне. Ужин, заботливо приготовленный, остывал. Как же ей хотелось угодить Грею!» - маленькая Фрейзи уже умела готовить? 2.«Она надеялась в тот необыкновенный день, что это начало огромной любви, а оказалось началом конца» - конца чего в тексте не указано, поэтому не понятно, что имелось в виду. Видимо, конца бедной жизни и торговли деревянными игрушками, потому что в тот необыкновенный день еще ничто другое не могло начать кончаться, ничего другого еще не было. Разве это плохо? 3.«призрачное счастье на алых парусах» - это как? Я представить не смог. С уважением судья Вадим Сазонов |
| История «Алых парусов» продолжается, ведь всегда так хочется узнать, а что же было дальше, после того, как «корабль был уже далеко от Каперны». Представленное на конкурс произведение «После чуда» - первый фанфик в нашем конкурсе. Написанный по мотивам, а точнее – в виде одного из вариантов развития событий, альтернативный вариант назван символично - «После чуда», эпиграф также символичен – строки из произведения Александра Гракова, которые непринужденно вплетены в повествование. Требования конкурса в принципе соблюдены, есть стилистические недостатки – для короткого текста слишком много личных местоимений, прилагательных-повторов в описании дома, чувств и переживаний героини. По развитию сюжета фанфика размышления не веселые. Да…, напрасно бродячий музыкант Циммер играл на скрипке и думал о счастье: Ассоль ждали серые будни на пару с розовощекой дочкой, исчезнувшие из кладовки алые паруса и разочарованный муж…. Не хочу оспаривать право автора по-своему видеть "закадровую" судьбу героев повести, но, если пишется фанфик, все же надо соблюдать главные жанровые особенности оригинала. «Алые паруса» - повесть-феерия, романтический мир грез, ставший реальностью. В этом принципиальная задача оригинала – смотреть в будущее с надеждой и мечтой, которая обязательно сбудется. Эта идея сделала повесть бессмертной. Поэтому, как мне кажется, развивая историю, заглядывая в будущее, вернее идти в фарватере, а не «топить» лейтмотив истории. Скучное развитие семейной жизни от «эйфории» - к разочарованию вряд ли кого удивит и порадует, стоит ли перья ломать. Вспомним, как долго и в каких страшных условиях Грин писал эту поэтическую повесть и написал буквально музыку на тему мечты. А мы – сегодняшние – такие все из себя страдающие и разочарованные, что «Алые паруса» скепсисом уничтожаем, так? Конечно, может случится с героями подобное представленному в произведении «После чуда». Но это скорее тема из песни Вероники Долиной: «а чуда так и нет покуда, а чуда не произошло». Уж если такое разочарование сулит сбывшаяся мечта, хотя бы романтику надо было оставить из уважения к оригиналу: к примеру, их корабль затонул, а герои превратились в дельфинов, вечно ищущих алые паруса, так и гоняются до сих пор за кораблями… Или вот еще вариант: на галиот напали пираты, Грэй чудом спасается, Ассоль захвачена в плен, черные паруса – вместо алых… Так куда же мы все-таки приплыли? Судья Алла Райц |
| Ему хочется непременно новых впечатлений, ей – непременно продолжения прежних. Поэтому один вечно гонится за будущим (мол, «новая душа будет у меня»), другая застревает в прошлом ("Куда делись алые паруса?"), а настоящее у них провисает. Сколько таких историй! И в каждой свои «алые паруса» и свои «берега Гринландии». Сумеют ли герои отыскать в жизни гармонию – неизвестно, ведь финал открытый. А у читателя есть возможность разглядеть тот финал, который ему ближе. Два варианта мы уже увидели, можно сказать. )) Эпиграф раскрыт в тексте сполна: жаждет всё так же, действительно, и какое-то время даже пребывает в «розовых очках», а потом даже думает, что лучше бы надевать буквальные очки, чтобы не расстраиваться. По тексту. В какой-то момент появилось ощущение затянувшейся рефлексии из-за пережёвывания одних и тех же эмоций, что для такой миниатюрной истории особенно неудачно. Дело в абзаце, посвященном разочарованию: «оказалось началом конца», «Жить романтикой не получалось, потому что алые паруса возможны лишь раз», «чудо… уже свершилось. Чудо не может быть вечным». Повторяется примерно одно и то же на разные лады. Споткнулась о дикий для этого текста канцеляризм «В принципе, да». «захлёбываясь переполнявшим её чувством» – совершенно неудачная фраза, по-моему. «И прекрасный дом без него казался Ассоль хуже той лачуги, в которой она выросла в любви и заботе». Фраза алогична. «Хуже той лачуги» – обычно такие фразы подразумевают, что, мол, в отцовской лачуге было плохо, а тут еще хуже. Но дальше следует «в которой она выросла в любви и заботе», то есть там было хорошо. Логика страдает. Если бы, например, было «И прекрасный дом без него казался Ассоль хуже той лачуги, в которой она выросла без любви и заботы», тогда логично. Хотя на самом деле Ассоль была вполне счастлива в лачуге отца, а если говорить о семантическом ряде «прекрасный дом/нищая лачуга», то мы же знаем, насколько мало волновал Ассоль достаток. Поэтому вся эта фраза выглядит просто не очень продуманной. Понравилось: «Грей отдалялся, и трудно было разглядеть его в туманной дымке былого счастья». И очень понравился вопрос, который может задать и наверняка задаёт хоть раз в жизни любая романтичная натура во все времена и в любой точке планеты: «…Где находится то, что я считала своим счастьем? Куда делись алые паруса?» Этот вопрос – кульминация и суть этой истории, на мой взгляд. Ответ Грея, пожалуй, даже не имеет значения, потому что Греи бывают разными,)) а Ассоль – она всегда Ассоль, она символ, она всегда будет верить в мечту и ждать свои алые паруса. Судья Евгения Валиева |
| Да, очень часто не хочется расставаться с любимыми героями. Хочется узнать, что стало после того как опустился занавес. А интерес публики рождает предложение, вот и появляются всякие сиквелы, приквелы, вбоквелы и фанфики. Но реально история заканчивается тогда и только тогда, когда этого хочет автор. Потому что он точно знает, на какой ноте закончить, ведь эта нота будет долго (А может быть и всегда) звучать в сердцах читателей. Эта нота, эти эмоции, будут вдохновлять и воодушевлять, умилять и удивлять. Давать те чувства, которые хотел подарить нам автор. Однако в последнее время модно стало плясать на костях классиков. В этом отношении автор миниатюры не изобрёл велосипед. Причём, если сиквелы как правило поддерживают и развивают атмосферу оригинала, то для фанфиков это вовсе не обязательно. Скорее наоборот, с особым цинизмом поиздеваться над читателем - это особый шик. Однако так ли уж это плохи истории из серии "У Лукоморья дуб спилили"? Я считаю, что нет. Ведь разочарование, уныние, злость - это тоже эмоции. А эмоции всякие важны. Поэтому, если фанфик написан хорошо, то он имеет право на существание. Этот текст написан хорошо. Умело и со знанием дела. Целенаправленно. Поэтому мне история зашла. Единственно, что оттолкнуло - вторичность метода. Это уже не впечатляет, когда текст переворачивает всё с ног на голову. Это даже несколько надоело. Однако здесь автор, используя шаблонный приём, в самом тексте умудрился обойтись практически без шаблонов. Я высоко оцениваю текст с литературной точки зрения. И ещё один несомненный плюс для меня - притчевость истории. Это не Ассоль и Грэй - это каждый из нас. Время алых парусов недолговечно. Когда-то они сменяются на кухонные полотенца. Все об этом знают, но никто к этому не готов. Автор фанфика лишний раз заставляет нас трезво взглянуть на правду жизни. Увидеть себя со стороны. И сделать выводы. Судья Игорь Колесников |
| ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ: не туда поставила Ответ автора "Пра-Ассоль" Переставлю! Мой прокол.((( |
| Ответ автора переставлен под произведение "Пра-Ассоль". Каюсь... |
|
|