Хотите вести свой блог, с включением его в раздел Избранные блоги писателей, - пишите, у Вас есть пять дней!
В наших проектах критики:
заходите, участвуйте!








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Избранные блоги писателей    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Жизнь как рояль...
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Наши новые авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Красноярский край
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Разбор произведений, отобранных Координаторами. Проект критики "Платон мне друг..."
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Сагидаш Зулкарнаева Три стихотворения ПоэзияОтветить
   Сагидаш Зулкарнаева
    •
    Окольцована тревогой, на душе тоска и сталь,
    Закружил пургой дорогу фиолетовый февраль.
    Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь.
    Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть.
   
    Застываю в льдине неба, словно муха в янтаре,
    От шагов слепого снега просыпаюсь на заре.
    Что-то точка долго тает, крепок чёрный лёд реки.
    Растечётся ль запятая на краю шальной строки...
    23 февраля в 03:17
   
    ***
    •
    Когда слова и дни глухи,
    И на душе такая скука,
    В соседнем доме воет сука…
    Совсем не пишутся стихи.
    Хоть треснись об пол, как часы,
    Сбив в кучу стрелки, словно шпаги,
    В одном коротком, долгом шаге
    От края чёрной полосы...
    Хоть пой тоске в противовес,
    Как этот дождь слепой, последний
    Кружится сам с собой по снегу,
    Читая рэп под бит небес.
    Хоть что ты делай! данный бунт
    Напрасен будет – слово в клетке.
    Пока тоска, раскинув ветки,
    Не улетит куда-нибудь.
   
    14 февраля в 15:26
   
    ***
    Я здесь живу - темна, безкожна,
    Где даже в снах болит строка.
    Всё оттого, что заполошно
    Запорошила путь пурга.
    Всё от того, что раз за разом
    Гоню стихи во весь опор!
    Где ночь степная рыбьим глазом
    Меня сканирует в упор.
    Где я теряю в междустрочье,
    И в межсезонье верный след…
    Я – помесь птицы с дикой ночью,
    Я – та, которой вовсе нет...

 1   2 

Волкова Елена Нордовна[07.03.2019 23:35:03]
   Сагидаш, Вам спасибо огромное! Есть претензии к мелочам, из которых состоит жизнь! Не претензии: Ваше видение против моего восприятия. Много холода, горечи, даже отчаянья. Все принимаю сердцем. Главное, искренность. Спасибо!
Николай Бурмистров[06.03.2019 00:41:51]
   Сагидаш,
   даже не думай, в контексте твоих строк "топь - плоть" - ...диссонансно-ассон­ансная­ рифма. Во, новый вид изобрела, т.к. совпадают и ударные гласные, и набор согласных звуков.
   Другое дело, что будешь "плоть" править на "душу" или как-то так.
   
   А в общем, строка терпит и автор так видит. Тебе и решать.
Алла Райц[06.03.2019 10:54:31]
   И вот и хорошо, Сагидаш, обижаться - себе дороже))). Тем более, как ты правильно заметила, и рецензенты-критики, и переживающие читатели настроены на одно - на точное, емкое слово, смысл, ритм и рифму.))
   
   Еще раз к нашей рифме возвращаясь, если пока отстраниться от смысла, почему все же она не оч.воспринимается даже как ассонанс или диссонанс? Может я не права, но если её рассмотреть, как составную
   справа топь - людскую плоть, то получится вдобавок "разностопие", может, кстати потому и спотыкает. (?)
   
   У меня такое предложение, по-другому взгляни на последнюю строку строфы, продолжив, логически закончив тему Времени, и:
    вместо
   
   /Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь.
    Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть./
   
   например, так продолжить
   /Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь,
    Смотрит с неба равнодушно облаков витая сдобь. (?... или свитая сдобь, святая....и т.д.)
   
   поверти примерно в направлении еще и смысла, потому что рифма она и правда может загнать невесть куда, чаще всего - в тупик.))
   
   Хотя, повторюсь я не фанат рифмы, но благозвучность всегда приветствую тем не менее))).
   
   По поводу спорной строки второго произведения.
   Здесь я тоже скорее согласилась бы с Людмилой, чем с Николаем. Объясню почему. Почему я не увидела отсыла к Есенину, а только лишь нарочито карябающее слово, почему оно задевает, ведь слово вполне литературное, да ведь и у Пушкина стихи с матерком воспринимаются, как с ветерком.))
   
   Что здесь-то не так? На мой взгляд дело опять таки в образах и смыслах.
   
   ЛГ рассказывает в предыдущей строке о скуке, вот бы и продолжить, чтобы убедить читателя, ведь что-то ЛГ делает с этой скукой, как-то борется с ней, это всем интересно и еще интересно - а как ощущает скуку ЛГ, то есть недожата строфа по смыслу мне кажется.
   
   К примеру, Сагидаш, можно было бы так продолжить (поставлю рядом вариант перемен:)) надеюсь, не обидишься.
   
   Когда слова и дни глухи,
    И на душе такая скука,
    В соседнем доме воет сука… (которая пришла без стука
    Совсем не пишутся стихи. (и... не дает писать стихи.
    Хоть треснись об пол, как часы, (Когда на век замрут часы
    Сбив в кучу стрелки, словно шпаги,
    В одном коротком, долгом шаге (в одном последнем, долгом шаге)
    От края черной полосы...
   
   Сагидаш, надеюсь ты не обиделась.))
   
   и там в двух последних строка - убрать бы клетку, а с ней и ветки, потому что как на ветках летать - не представляю.
Алла Райц[06.03.2019 13:51:46]
   добавка к продолжению стихов)) примерно, как я увидела переживания твоей ЛГ
   
    Хоть пой тоске в противовес, (Тогда пой песнь в противовес,
    Как этот дождь слепой, последний (а на подпевках - дождь последний
    Кружится сам с собой по снегу, (вскружится сам собой по снегу...
    Читая рэп под бит небес.
    Хоть что ты делай! данный бунт (Но и тогда невинный бунт
    Напрасен будет – слово в клетке. (напрасен будет и бессилен,
    Пока тоска, раскинув ветки, (пока тоска, раскинув крылья,....)?
    Не улетит куда-нибудь.
Алла Райц[06.03.2019 14:06:50]
   еще возвращаясь к первому стихтворению.
   
   Там в первой же строке второй строфы - противоречие: застывшая льдина и горячий янтарь, оплавивший муху, который лишь потом застывает обычно, мне показались не сравнимые понятия льдина и янтарь, которые и потянули за собой штампик "на заре".
   
   Вот посмотри, если вот так примерно :
   
    Застываю в льдине неба, словно муха в янтаре, (словно щепка в ледостав)
    От шагов слепого снега просыпаюсь на заре. (под
    Что-то точка долго тает, крепок чёрный лёд реки.
    Растечётся ль запятая на краю шальной строки...
   
   Застываю в льдине неба, словно щепка в ледостав,
   Под шаги слепого снега и его глухих октав (можно дорабатывать здесь)
   Точка, палочка, кривая...крепок черный лед реки. (точка, точка, запятая...)
   Растечётся ль запятая на краю полынь-строки...
   
   А вообще стихи - великолепные. Совсем чуть нуждаются в правке и все будет просто оки-чпоки)))
   Почему свои стихи намного трудней править, не пойму...:))
   Удачи, Сагидаш!
Николай Бурмистров[06.03.2019 18:39:28]
   Некоторые разборы напоминают попытки перевода стихов Шекспира с английского на казахский, когда переводчик француз.
    Но, наверное, и для автора, и для всех нас полезно увидеть, насколько разнятся мнения читателей и какие неожиданные возникают у них ассоциации.
Алла Райц[08.03.2019 08:22:39]
   Когда-то человечество пыталось перейти на эсперанто в надежде лучше понимать друг друга.:)
   Но это мало помогло. Может ли критика или рецензия быть объективной и совершенной, как сама поэзия? Не есть ли она правда, помноженная на искусство? Вряд ли... Ведь как сказал поэт
   "Вот пример
   зависимости правды от искусства,
   а не искусства — от наличья правды."
   
   И если придумать условную формулу для поэтического произведения, как: (опыт+ фантазия+эмоция+умоз­аключение),­ помноженное на владение словом, то для критика формула может быть гораздо короче с абсолютным исключением некоторых величин.
   
   Поэтому недопонимания возможны, я бы даже их приветствовала, потому что, повторюсь, - чем интересней поэт и его творчество, тем больше "разноговорящих " и разно-воспринимающих­.­
   
   Но автор всегда должен знать только свою истину, искать её, помня о своем пути. Это нелегко, может быть иногда невыносимо и тут выбирать только автору - на что или куда смотреть, шествуя своим путём.
Евгения Валиева[08.03.2019 12:48:51]
   Буквально пара слов, не удержусь. Кратенько о немногом, очень бегло. (Начинала писать рецензию, но потом пришлось отложить, а тут уже столько сказали. Но какие-то пометки остались, чего им пропадать)
   
   Сначала такая ерундовина: а что, в слове «безкожна» никого ничего не смущает? Я про орфографию. А образ хорош.
   
   Фиолетовый февраль очаровал звучанием. Фи-фе, оле-аль, вый-вра – завораживающие звукосочетания, вообще-то, имеющие определенную магию. Что касается необычности цвета – думаю, он вполне передает оттенок тревожности и общей эээ... нестандартности мироощущения в конкретный период жизни ЛГ.
   Еще чуть о фонетике:
   «Застываю в льдине неба» - «вльд» - скорее, нехорошо
   И тут же следует «нене», тоже не очень.
   «Сбив в кучу» - та же история.
   
   «Всё оттого, что заполошно
    Запорошила путь пурга»
- мне нравятся эти созвучия.
   
   
    «На душе тоска и...» Я уж напряглась, но – ура, нет привычных глазу тоски и боли, а есть сталь – и вышел узнаваемый мозгом, но совершенно обновленный эффект.
   
   От шагов слепого снега
   Когда слова и дни глухи
   Как этот дождь слепой

   
   Часто упоминаемые слепота и глухота окружающих явлений говорят о внутреннем одиночестве ЛГ. Но – часто! И снова черная полоса (был черный лед), слепой дождь (был слепой снег)...
   Слепота снега и дождя. Не очень-то говорящий троп, на мой взгляд. О чем он? О равнодушии этих природных явлений. Но затаскано же. Вероятно, поэтому эмоционально – ноль.
   
   
   Можно посмотреть на стихи еще вот под каким углом: эмоциональная динамика, удержание внимания, так сказать, подводные рычаги влияния. Обычно о таких вещах говорят мало, но здесь этот нюанс показался существенным. По первому стихотворению, например:
   
    Окольцована тревогой, на душе тоска и сталь – тревога и тоска
    Закружил пургой дорогу фиолетовый февраль – действие плюс тревожный оттенок февраля (+)
    Снова временем зажата: справа – топка, слева – топь – намек на безысходность (+)
   Синий рот небесный жаден, подавай людскую плоть. – даже и небо готово принять (+)
   
    Застываю в льдине неба, словно муха в янтаре, - ЛГ поймана и обездвижена (+)
   От шагов слепого снега просыпаюсь на заре. – вдруг меняется смысловой вектор, явное снижение градуса (-)
   Что-то точка долго тает, крепок чёрный лёд реки – сомнение и скрытый вопрос (снова +)
    Растечётся ль запятая на краю шальной строки - логичный финальный +
   
    В связи с этим о строке «От шагов слепого снега просыпаюсь на заре».
   Очевидно, сыграло роль вот что: мутновато по смыслу, по логическим связям. Условно понимаю, что всё это звенья одной чувственной цепочки, однако – увы, не цепляет так, как могло бы при более явно угадываемой связи этой строки с предыдущими. Выпадает.
   Но, конечно же, надо учитывать субъективность восприятия. И вообще, не всегда есть смысл в таком подходе. Но тем не менее.
   
    «Растечётся ль запятая на краю шальной строки...» - Очевидно, это квинтэссенция, главный посыл, вопрос, который задаёт ЛГ: во что выльется безысходность? Будут ли еще стихи? Точка – или всё же запятая? В последних строках переплелись отчаяние, готовность уйти окончательно под черный лёд и – всё-таки надежда. Хорошая финальная строка.
   
   И общее краткое резюме:
   Три стихотворения, пронизанные одной идеей, одним настроением, одной болью. Любые стихи, о чём бы они ни рассказывали – это «я» поэта. Он обязательно преломляет через себя всё, что пишет. Не могут (и не должны) стихи не быть эхом мировосприятия автора. Всё равно в строчках - независимо от тематики - прозвучат нотки его души. А иначе это будет упражнением, кривлянием, но не поэзией. Здесь, в этой лирике, личностный момент сильно ощущается. И главное: здесь точно можно говорить о состоявшемся поэтическом нерве стихов. Остальное – дело техники.
Эд Гемадзе[15.03.2019 10:19:45]
   Я не ищу рифму в стихах. Конечно, важно и рифма и ритм, они должна быть, но главное - смысл, где ритм не в состоянии его остановить.
   Поэзия в форме рассказа.
   
   Опять пришла зима и в окнах жёлтый свет,
   В такой же зимний вечер я минувшею зимою,
   Грустил под первый снег, спроси меня кто-либо, что с тобою?
   Так, пустяки, ему сказал бы я в ответ.
   
   Год миновал, к чему так мучили меня сомненья,
   Я грустил под первый снег, о чём?
   Что изменилось, вновь один в углу своём,
   Я с трубкою сижу и греюсь у огня.
   
   По-прежнему со мной дубовый прочный стол,
   Всё здесь, а я был глуп, не суетно ль желанье,
   Вмешаться в ход вещей, где есть предначертанья,
   Известные давно... скорей бы снег пошёл.
   
   ... и так далее
Галина Пиастро[15.03.2019 11:43:53]
   Эд.
   Очень хорошо, что Вы не прошли мимо.
   Но всё же, приведя отрывок из своего стихотворения, Вы хотели показать, чтО есть настоящий смысл в стихах? Или...?
   И в чём особое достоинство этого – "Я не ищу рифму в стихах" –
   если стихи не белые?
Эд Гемадзе[15.03.2019 19:20:44]
   Галина.
   Главное - смысл на протяжении всего стиха. Вот в чём я вижу привилегию достоинства.
   Хотя, такое не всегда должно быть.
   Можно и так… когда кажущаяся простота внутри стихотворения готовит читателя к главной мысли, которая бьёт в самом его конце.
   Например:
   http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=326420&pid=0
   Это и есть главный смысл - всегда и всюду!
Галина Пиастро[15.03.2019 20:15:17]
   Уважаемый Эд.
   Это всё очень хорошо, но Вы разговор о смыслах)) проводите с приведением одного своего стихотворение и ссылкой на другое в теме, где разбирается поэзия Сагидаш Зулкарнаевой.
   
   Если хотите, то поставьте свои размышления, стихи, ссылки в раздел "Платона..."
   "За углом истины" - там все желающие смогут высказаться.
Эд Гемадзе[18.03.2019 17:47:08]
   Галина.
   Аааа, не понял я такого, извините.
Галина Пиастро[19.03.2019 07:15:04]
   Эд. Ничего особо страшного)).
   Ещё раз: у нас, в "Платоне..." есть площадка для любых дискуссий, тем более, если тема литературная: "За углом истины".
   Милости просим!

 1   2 

Тема недели:
Две истории о монахах
Буфет.
Истории за нашим столом
Том 1.Формат PDF.
Чтение и скачивание
Резюме авторов Тома 1
Резюме авторов Тома 2
Избранные
произведения
Справочник писателей Зарубежья
Положение о Литературном
конкурсе "Писатели нового века"
Конкурсные произведения
Произведения для рецензирования
Рекламные буклеты авторов
Энциклопедии
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов