Гостиная № 1 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала! | В этот добрый и светлый сочельник великого праздника всех православных я рад видеть здесь участников и гостей Клуба! Кажется, не все ещё пробудились от новогодней спячки. Ну что ж вы... Пора, пора вливаться в работу! Давайте так договоримся: я публикую, что есть, а вы потом ещё что нибудь допишете. А? Сегодня мы обсуждаем рассказ Ольги Гаинут "Хозяин" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=377533&pid=0 Прежде чем прочитать рецензии, ознакомьтесь, пожалуйста, с расписанием работы Гостиной на ближайшее время. По причине временной приостановки работы Гостиной №2 будем заседать каждую неделю. 25 января - переносимся в Гостиную Крупной Прозы и обсуждаем повесть Александра Сороковика "Возвращение "Большого Арбуза" http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=379969 Приглашаются все желающие, но рассчитывайте, что произведение объёмное и требует более тщательного анализа. Рецензии шлите мне. 1 февраля - рассказ Вадима Сазонова "Миха" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=358825&pid=0 8 февраля - рассказ Михаила Федорова "Герань" http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=378274&pid=0 15 февраля - рассказ Ольги Гаинут "Встреча" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=372444&pid=0 Я по-прежнему принимаю рассказы на рецензирование. А теперь начинаю выкладывать рецензии. Если кто не успел написать - можете разместить свой отзыв самостоятельно. |
| Рецензия Вадима Сазонова: Мнение о рассказе Ольги Гаинут «Хозяин»: Я бы взял эпиграфом слова Жванецкого: «Раб начинает так: «Они виноваты в том, что я...» Свободный: «Я виноват в том, что я...» Притча о том, что никогда не поздно изменить свою жизнь, пересмотреть свое отношение к людям. Но на мой вкус, все уж очень прямолинейно и неожиданно. Неужели, таких людей, как женщина на велосипеде, герой видел впервые? Я думаю, он постоянно с ними сталкивался. Неужели, он никогда раньше не вспоминал жену и дочь? Думаю, вспоминал и ни раз. Несколько упрощенно все преподнесено читателю. Мелкие замечания: 1.«…всеми любимого Морфея» - на мой взгляд, стоит избегать таких обобщений, они сразу же настроят против автора тех, кто, например, считает сон – потерянным временем, или просто не испытывают перед таковым состоянием почтения. 2.«…животиной мне будет веселее коротать дни. Он - единственный, с кем я общаюсь» - он – это песик или знакомый героя? 3.«шестьдесят лет вот стукнуло, словно молотком по макушке» и «Только вчера вроде нёсся по жизни, аж ветер свистел в ушах» - нынче шестьдесят – это не возраст (даже не пенсионный), вряд ли человек, который несся по жизни в одночасье без причины превращается в ленивое существо – он либо деятельный, либо ленивый. Не верю в такие чудеса, когда по мановению палочки человек превращается в собственную противоположность. 4.«…решительным шагом на совещание с подчинёнными, среднего роста» - я понимаю, что стоит запятая, но все же при чтении вижу, что все подчиненные среднего роста. 5.«…ветер не желает пускать её вперёд, настойчиво прижимается» - ветер прижимается? Может прижимает платье или что-то еще, но сам? Не представить 6.«…губы алые, не хуже ядрёной моркови» - алая морковь? С уважением Вадим |
| Вадим, спасибо за внимание. С пунктами 2 , 3, 5 - не согласна. 2. Нельзя перепутать, о ком идёт речь. Там всё логично. 3. Не в одночасье. Герою кажется, что совсем недавно он был молодой и сильный. Всем нам, уверена, кажется так же. И все восклицают: "Блин, ведь только вчера нам было 25, ан нет - уже 60!" Согласитесь, что сто раз слышали да и сами говорили. 5. Ветер прижимается к женщине - мне эта метафора страсть как нравится. Да ещё и настойчиво прижимается, как любящий и дорогой мужчина. Ах, здорово. Морковь - да, не алая. Алая, смешанная с оранжевым. Мой любимый цвет, цвет морковки. На губах - загляденье. А на моих пухленьких - особенно. Ой, унесло меня в сторону. Извиняюсь. Остальное поправлю. Спасибо вам, Вадим, за помощь. Мне каждая деталь важна. P.S. Имя Вадим для меня родное. От этого особенно приятно. |
| 2. Вы автор, вам ли путаться, но я, как читатель, могу и запутаться. 3. В том смысле, о котором Вы говорите, в одночасье может перестать хватать сил на что-то, можно перестать успевать и т.д. Но Вы нам пишите, что герой в одночасье стал совершенно противоположенным себе, и здесь дело не в силах, которые с возрастом убывают, здесь мы видим человека совершенно с иным характером, подходом к жизни и т.д. А это не меняется резко, когда стукнуло 60. А у Вас не написано, что характер героя менялся постепенно, не объяснено, в силу чего такая метаморфоза произошла с ним. Вы отделались простой констатацией: вчера он был таким, а сегодня стал противоположным. 5. Вам нравится, а мне нет, потому что это бред - ветер не может прижаться, т.е. остановиться, иначе он перестанет быть ветром. |
| Про ветер. Прижаться можно мимоходом. Прижался и понёсся дальше. От этого ветер не перестанет быть ветром. Вот метафора у Булгакова: "Шарил ручищами ветер". Шарить - действие довольно статическое, однако связано с ветром. |
| Ольга, "шарить" - это динамика, "прижаться" - это статика. (про то, что ветер прижался на мгновение и понесся дальше у Вас не написано, у Вас только "прижимался"). |
| Например, "я в безумном темпе метался из угла в угол, шаря в темноте руками" - движение продолжается. Например, "я бежал, мчался к ней, обхватил ее плечи, обнял, прижался" - движение закончено. |
| Убедили. Поправлю. Спасибо. В споре рождается истина. |
| По второму пункту - в предыдущем предложении только одно существительное мужского рода. Поэтому "он" идентифицируется однозначно. Не может быть вариантов. "Ветер прижимался" - интересный образ, необычный. Мне понравилось. Вполне представимо. |
| Игорь, "песик" тоже мужского рода. А слово "животина" используется в отношении домашних животных, как мужского, так и женского рода, насколько я знаю. |
| Наш город, Вадим, полностью оборудован велосипедными дорожками. Я гоняю на велосипеде каждый день и по городу, и далеко за его пределами: по полям, плантациям - апельсиновым, гранатовым, мандариновым. И при этом я ни разу не встречала женщину 65 лет на велосипеде. Даже на электрическом самокате. Мужчин пожилых полно ездят и группами, и одни. Девушек - тоже, есть женщины молодые с детьми и мужем. Если я не встречала, то что говорить про моего героя, который и выходит - то на улицу минут на десять: до ближайшего магазина и обратно. Поэтому, эта часть совершенно правдоподобна. Жену и дочь он вполне мог забыть. Аргументы: их уход не изменил его жизни - работа та же, квартира - тоже, здоровье не подводило, возможно, женщины были. А вот предлагаю перечитать всего две первые странички "Вешние воды" Тургенева. Что его герой в 52 года изнылся от суеты, ненужности, пошлой фальши всего человеческого - это от безделья, как и у моего героя за пять лет жизни на пенсии. Дальше: описание жизненного моря - гениальное, годное на все века и тысячелетия. Но я хочу сказать вот про что: "Несколько мгновений с НЕДОУМЕНИЕМ рассматривал он этот крестик - и ВДРУГ слабо вскрикнул". Вот на это можно сто раз сказать "НЕ ВЕРЮ". Аргументы: всего 30 лет назад с ним случилось то, что полностью перевернуло жизнь, вляпало его в самую грязную грязь, размазало по ней, тыкнуло его в его же безволие, подлость, никчемность, разрушило светлую любовь, после чего он остался навсегда одиноким. При чём, это было первое яркое взаимное чувство, такое вообще не забывается. К тому же, он до 52 лет не болел, жил обеспеченно и спокойно. Он не мог забыть такое по определению!!! Однако - забыл, абсолютно!!! Поэтому, и второй момент в моём рассказе совершенно правдоподобен. |
| Ольга, у меня рядом с домом есть огромный старинный парк "Сосновка", там я довольно часто встречаю женщин за 60 на велосипедах. Наверное, Вам надо было уточнить в рассказе, что действия его происходят в городе или стране, где немолодые женщины не ездят на велосипедах. Что касается всего остального, то Вы несколько месяцев готовили свой ответ, я уже, честно говоря, забыл о чем речь? |
| Мне хотелось не столько про моего героя, сколько про героя Тургенева. Согласен ли ты, что он мог забыть "приключение" молодости? |
| Ольга, про героя Тургенева ничего сказать не могу. Не читал. Из Вашего пересказа следует, что он забыл только то, что крестик был связан с тем, что произошло с ним 30 лет назад, а не то, что он забыл, что с ним произошло. Склероз у всех по разному развивается, бывает в относительно молодом возрасте, наверное. Что касается меня, то я помню все свои "приключения", даже одноразовые, и не только последних лет. |
| Рецензия Виктора Федорова: Очень хорошо написано. Жестко, тяжело и даже жестоко местами, но именно так, ИМХО, как нужно для подобного сюжета. Рассказ не заканчивается чем-то конкретным. Читатель сам должен сделать свой финал этой печальной истории. Через свой опыт, через свое понимание жизни как таковой. Мне не сложно сделать это вывод, потому что слишком хорошо понимаю - у жизни нет заднего хода. Все, что мы имеем, создаем себе сами. И хорошее, и плохое. Жил без любви – не будет ее и тогда, когда горизонт жизни впереди вдруг окажется слишком близко для того, чтобы поверить в это. И никакие анализы, никакие поиски виновных, никакие стоны и упреки не помогут найти хоть чуточку любви. Не будет ее. Неоткуда взяться, если не создавал ее вокруг себя... Вот, какую бурю мыслей разбудил во мне рассказ. Жестокие они, но верные, на мое понимание. Не верю я, что у ГГ может что-то путное получиться с отвергнутым им ребенком, ведь он не посеял ни одного зернышка любви в ней, дочери своей. Да и сама встреча задумана им не для ребенка, а для себя, любимого, чтобы снять урожай, которого не сеял, и не взращивал. Опять все то же, все по-прежнему – любовь к себе, только в иной форме и при иных обстоятельствах… Попытка получить то, чего почему-то стало не хватать в жизни. И ведь он попытается, попробовав еще раз повторить то, что делал всю жизнь – сломать и выстроить по своим понятиям, не понимая того, что может этим сломать и то, что сумело выбиться из-под его тяжелой руки. Написано грамотно, текст ровный, пронзительный и точный, ничего лишнего, все как отлитое, слово к слову. При раздумьях понимаю, что название рассказа становится не менее пронзительным, чем сам рассказ. Браво, Ольга! С уважением, Виктор |
| Виктор, как мне понравилось "снять урожай, которого не сеял"! Возьму на заметку, отложу в уголочек памяти. Наверно, все знают, что человек способен меняться только в случае явной угрозы со стороны здоровья. Вот тогда и курить бросают, и про водку забывают, и к Богу поворачиваются лицом. Это и с моим героем случилось. Разочарую вас, но я решила дать ему шанс понять смысл жизни и прожить достойно. В ответе Ирине я вставлю эту концовку. Благодарю вас за хвалебные слова. Я, конечно, понимаю, что ещё работать и работать. Вам всех благ. |
| Рецензия Анатолия Ферафонтова: В начале повествования от рассказа "Хозяин" Ольги Гаинут повеяло скукой, но ровно до того места, пока не произошло "переформатирование" внутреннего состояния главного героя после случайной встречи с незнакомкой на велосипеде. Автору удалось затем новыми красками отобразить обновление внутреннего мира персонажа, высветить и сравнить жизнь во время брака с любимой женщиной и после расставания с ней. Появление желанного ребёнка, казалось, должно было упрочить узы семейной жизни, но врождённое физическое уродство дочери обнажило слабость и неспособность отца мириться с инвалидностью малышки. Что касается матери, то она оказалась женщиной мудрой и сильной, она достойно несла свой крест по жизни, хотя пришлось расстаться с мужем. Это хорошо, что на излёте своих лет ГГ понял ошибочность своего поступка, но сумеют ли простить его два близких человека за прошлое малодушие, неприязнь и предательство? Хочется верить, что да. Рассказ не удивляет художественными авторскими находками, не балует языковыми изысками, но вызывает симпатию искренностью и доверительностью изложения. С признательностью к автору, Анатолий. |
| Анатолий, я, знаете, гоняю на велосипеде. И вот во время одной из поездок произошло то, что я описала в рассказе. Ситуация нарисовалась, и мысли понеслись... Обрадую вас, что концовка именно такая, какую вы хотели бы видеть: дочь примет отца, а отцу откроются важные истины. Я так старалась отыскать именно художественные авторские находки и языковые изыски, в которых вы мне отказали. Скажите, это не то: - Кабинет напрягал мышцы и подтягивал живот. - Ветер настойчиво прижимается к женщине, заглядывает то с одной стороны, то с другой. - Тёплые недра мягкой ткани зазватят меня в желанный плен, утопят в реке уютной лени, отберут остатки воли. - Миловидная японочка, прикрываясь веером, хитровато подмигнёт. - Тяжёлое от обжорства тело утонет во вмятине матраца. - Память беспощадной властной рукой встряхнула его за воротник пиджака. - Кто-то растолкал чёрную нерадостную часть его существа и отбросил так далеко, что никакой бинокль не поможет найти. - Тяжёлая пелена лени и равнодушия упала, словно сжимавшие много лет тиски. - Душа вышла из комы и открыла глаза. Может, я неправильно понимаю? Я искренно хочу узнать ваше мнение. Спасибо за отзыв. |
| Рецензия Ирины Гендельман: Рассказ читается с интересом, так как темы, поставленные и раскрытые в нём, знакомы многим. Одиночество, опустошённость, непонимание цели жизни, попытки и невозможность вырваться из замкнутого круга, неверие в себя, стремление найти «виноватых» в своих проблемах, совершённые ошибки, которые, к сожалению, уже нельзя исправить, – всё это вызывает противоречивые чувства. С одной стороны – сочувствие и сопереживание, с другой – неприятие этого слабохарактерного никчёмного героя. Хотя, слабохарактерным его, наверное, нельзя назвать, ведь он в своё время легко справился с потерей семьи, а вот теперь, можно сказать, перед лицом смерти, снова нуждается в ней и строит планы. Только с трудом верится в то, что он найдёт в себе силы и желание их осуществить. Автор сравнил Ивана Петровича с Плюшкиным, мне же он, в какой-то степени, напомнил Обломова с его ленью, постоянным сонным состоянием, из которого на короткое время вырывается, но не может, а , вернее, не хочет изменить свою жизнь. Но у Обломова все предпосылки для такого образа жизни и для такого характера были, а у нашего героя откуда такая апатия? Автор представляет нам как бы два разных характера – энергичный, активный, упрямый главный инженер и одряхлевший, ко всему равнодушный пенсионер. Мне кажется, автору не удалось провести параллель между этими «личностями», слишком резкий переход к «старению». Теоретически понятно, что мужчина, теряя работу, статус, может впасть в депрессию и превратиться в старика, но автору надо было это как-то «обыграть». Мне кажется удачным название рассказа. В самом начале даётся пояснение, что герой не хозяин собачки, которая временно живёт у него, а дальнейшее повествование говорит о том, что он перестал быть «хозяином» и своей жизни. Повествование ведётся от лица автора и самого героя. И здесь главная роль принадлежит Ивану Петровичу, что даёт возможность лучше понять его переживания и проблемы. Речь автора вторична и берёт на себя как бы направляющие функции. Такое построение рассказа интересно и оправданно, но надо обратить внимание на оформление прямой речи и диалога ( имею ввиду знаки препинания, например, самое начало – это не диалог, а прямая речь). Еще несколько замечаний. БезделЬе – литературная форма. «Борьба с собственным телом, которое хуже врага» -- здорово. Многие, наверное, с этим «врагом» вытаются бороться. «Любил Надевать красивую обувь и носить строгие костюмы. Может, просто «любил красивую обувь и строгие костюмы»? НАДЕВАТЬ. «Сам воздух кабинета будто напрягал мышцы и подтягивал живот» - необычно, но мне нравится. «пары мгновений...» - может «мгновенья» хватит? Там где женщина «несётся на велосипеде» - при таком ветре едва ли это возможно. «Губы алые не хуже ядрёной моркови» - ядрёный – насыщенный, сочный; алый – самый яркий красный цвет. Здесь получилось несоответствие значений, если сравнение по цвету. «Мысли несутся внутри головы, как люди, угоревшие на пожаре» - а где ещё могут нестись мысли? Не нужно уточнять. Мысли несутся как угоревшие... может что-то такое. Чтобы было понятно переносное значение слова « угоревший», потому что люди, которые действительно угорели на пожаре, находятся без сознания и мыслей у них, скорее всего, нет совсем. «Дочка родилась с врождённым дефектом» – у дочки был врождённый дефект -- что -то, примерно, так, а то получилось « масло масляное». «В трудную минуту физически почувствовал, как легко дышится.» - Слово «физически» - лишнее. Несмотря на некоторые недостатки, рассказ интересен и актуален. Мне кажется, что судьба героя многих из нас заставит задуматься о своей жизни, о её смысле. Жизнь заканчивается с последний вдохом, но не раньше. Надо всегда помнить об этом. Автору спасибо. Интересно было бы продолжение судьбы героя узнать. |
| Ирина, огромное спасибо. Все замечания дельные, полезные. Непременно исправлю. Столько нужных поправок! Рада безмерно. Я покажу, чем закончилась история моего героя. Только дочку его зовут Валентинка. Валентинка, с её добротой и отзывчивостью, приняла отца, простила, поняла. Иначе и быть не могло. Они долго беседовали. Отец раскрыл перед ней без утайки всё, что накопилось на сердце. Однако дочь не взглянула на него с отвращением, не отпрянула, наполненная презрением. Он безмерно удивился её высоким душевным качествам. «Девочка моя, я ведь был рад вычеркнуть тебя из своей памяти и жизни, - не сдерживал рыдания. - Прости меня, дурака». Мама не стала вмешиваться, по-прежнему живя вместе с младшей дочерью Олесей в Казахстане. Она хранила в памяти второго мужа - открытого, весёлого, любящего. Считала его единственным, любимым, родным. Частенько про себя разговаривала с ним. Время не лечило, горечь потери не зарастала, словно неизлечимая рана: кровоточила понемногу, дёргала болью на плохую погоду, мешала радоваться. Внуки отвлекали от печали, но иногда она словно проваливалась в недосягаемую ни для кого, кроме неё, даль прошлой любви. - Мама грустит, - понимала Олеся, - не мешайте ей. - Да, пусть побудет одна, - поддерживал Олег, - иногда это нужно. «Вот и наполнилась моя жизнь смыслом, - со слезами радости беседовал с собой Иван Петрович, последним ложась спать после проверки замков, ворот, отпуская овчарку на ночную охрану. – Живу в двухкомнатной пристройке к большому частному дому дочери и зятя. Вожу на танцы внучек. А зять-то называет меня батей. И вижу, что от души рад мне. Я же и по дому мастер на все руки, и в саду люблю работать. Хороший парень достался Валентинке. Кто бы мог подумать, что, пусть поздно, но узнаю, в чём смысл жизни. По молодости всё изводил себя этими вопросами. Читал классиков. Не понимал ценности бытия, зачем мы рождаемся, страдаем, хлопочем. Всё ждал чего-то невероятного. Повседневное не принимал за истину. Себя возносил на самый верх самой высокой лестницы, а других ставил на нижние ступени, мол, на них не стОит и внимания обращать. Терзался такими же думами и позже. Считал, что всё зря, что всё бессмысленно. Только к старости пришлось узнать себя, понять, что не те, кто на высоких постах, а самые простые люди и есть основа основ бытия. То, что думал о себе самом раньше, оказалось неправдой. Ах, наверняка есть люди, до конца жизни не понявшие себя. Проклинающие себя, как я до прозрения. Сейчас любому могу ответить: рождаемся, чтобы достойно прожить, быть нужным, познать себя и Бога. В этом высшая ценность и радость человека. Как же мне хорошо теперь. Словно заново народился. Будто был слепым и чудом прозрел. Вот она, жизнь-то, какая штука: не ожидал подарка, а получил». Мужчина зашторивал окна и низко кланялся, благодаря того, кто всё переиграл в его жизни, одарив на склоне лет семьёй, вниманием, заботой и прервав цепочку его личной ненужности и никчемности. Прожить и не узнать, зачем она была, эта жизнь, - горько. Уйти из временного неведения в вечное неведение - бессмысленно и даже страшно. Люди же не равнодушные роботы, чтобы бездумно проживать день за днём и покидать этот мир, ничего не поняв. А в каком возрасте приоткроется завеса и осветится хотя бы маленький кусочек прозрения - не столь важно. Главное - изо всех сил стремиться откинуть душевную слепоту. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |