Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Ольга Гаинут "Марта" ПрозаОтветить
   Марта
   
   Как же здорово после трудового дня удобно умоститься с
   мужем на
   ступеньках своего дома, вдыхать свежесть политого огорода, смотреть на
   подметённый двор, ощущая, как усталость покидает натруженную спину, и
   обсуждать в тишине летней ночи насущные дела. Непременно наши
   посиделки завершались вопросом о смысле жизни. В тот раз из маленького
   переносного магнитофона слушали песни группы «Любэ».
   «Эх, война, война идёт, а пацана девчонка ждёт».
   - Слушай, вот ведь и смысл: девчонка ждёт.
   - Пожалуй, ты права. Для чего ждёт? Любит.
   - Потом детки появятся. Значит, жизнь не прервётся. Это и есть самое
   главное.
   
   Пять лет моё свадебное платье хранится, как реликвия. За это время с
   помощью родителей мужа выстроили красивый дом, посадили яблоневый и
   вишнёвый сад, завели две пары поросяток, а вот детский смех в нашем
   доме всё не раздавался. Не получалось.
   
   Марта появилась у нас, когда ей только исполнилось два года. Неожиданно
   овдовевший, мужчина как-то растерялся один среди шестерых детей мал
   мала меньше. Он любил детей и ни за что бы не расстался ни с кем из них,
   но понимал, что не сможет дать им столько тепла, заботы и ухода, сколько
   дарила жена.
   И мы удочерили его младшенькую.
   
   Ни через год, ни через два девочка не испытывала к нам привязанности.
   Мы были для неё такими же, как все остальные люди. Если бы за ней
   ухаживала, к примеру, наша соседка, ей было бы всё равно.
   
   Чтобы порадовать девочку и увидеть улыбку на её личике, я старалась
   придумывать ласковые имена, изменяя строгое Марта на другие звонкие и
   мелодичные. А заодно включала всё тот же магнитофон, и могучей рекой
   лилась из него чудесная музыка. Я млела в живительных водах, и тонуть в
   них было для меня сладостно.
   Но Марту любые мелодии оставляли равнодушной, и музыкального слуха у
   неё было не больше, чем у яблони в нашем саду или у созревшего качана
   капусты.
   
   Мы читали ей вслух книги, те, от которых сами замирали в детстве от
   восторга: стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова. Позже – «Овод», «Два
   капитана». Некоторое время Марта хлопала прямыми, закрывающими глаза
   ресницами, отворачивалась и, ничего не говоря, уходила.
   
   На наши с мужем мягкие попытки прививать хотя бы нормы поведения за
   столом она просто не реагировала, по инерции стараясь утолить голод, не
   заботясь при этом ни о ком и ни о чём. Наши укоряющие взгляды не
   проникали в её душу. Так же она вела себя и при гостях. Эстетические
   чувства других людей волновали её меньше всего.
   
   Свою комнату Марта любила, но что такое порядок – было выше её
   понимания. Могла принести тарелку супа, вылить её на ковёр и сесть
   сверху, выбирая пальцами и даже ртом разлетевшуюся вермишель. Я не
   раз наблюдала подобные сцены и, прости меня, Господи, думала:
   «Настоящая корова».
   
   Тогда уходила на кухню и, успокаивая себя, смотрела в окно.
   «Вот наши свиньи. Даже они соблюдают чёткий порядок в свинарнике, в
   своём доме, хоть люди и считают их самыми грязными животными. А зря!
   Ты посмотри, фекалии у них строго в одном углу, пищу ждут молча,
   деликатно терпят голод: без криков, без драки. И жажду могут выносить
   долго, хоть и страдают. Да с них бы пример брать многим людям», - я сама,
   до замужества жившая на двенадцатом этаже элитной высотки, понятия не
   имела о привычках и поведении свиней.
   
   А когда Марта без причины ударила соседского мальчика, я услышала то
   же слово: «Корова», - размазывал кулаками слёзы обиженный ребёнок.
   Марта, и правда, росла крупной и сильной. Лёгкой, девичьей походкой не
   могла похвастать ни в детстве, ни в юности. Шаг чеканила тяжёлый, слегка
   переваливаясь всем телом с ноги на ногу. Назвать её подвижным
   козлёнком язык не поворачивался, а вот кличка «Корова», к нашему
   сожалению, прижилась. Все дети сразу понимали, о ком идёт речь.
   
   Зато в школе никто не получал оценок лучше нашей девочки, и это
   заставляло нас думать, что не внешность красит человека, а дело. Что по
   внешности только встречают, а провожают всё-таки по хорошим качествам.
   Хотя нас настораживало безразличие к учёбе - уроки она готовила
   подобно роботу. Будто говорила: «Вы хотели этого, я сделала, и отстаньте
   от меня».
   
   Как-то Марта умышленно, с радостью в глазах, разбила две трёхлитровые
   банки, вывешенные для просушки на заборчик во дворе. Я не выдержала и
   шлёпнула проказницу. Она, видимо, обиделась и прошмыгнула в сад.
   «Надо бы приласкать её, объяснить, что не сдержалась и что в другой раз
   не сделаю подобного», - чувствуя себя виноватой, раскаивалась я, идя
   следом. Однако наткнулась на откровенно-равнодушн­ый­ взгляд: девчонка
   плевать хотела на мои извинения, на банки и на меня в придачу.
   
   Наша Марта обожала много есть, правда, предпочитала растительную
   пищу, долго спать и дурачиться. Примчавшись с улицы с ярким румянцем
   на щеках, принималась жадно пить. Мне казалось, что она способна выпить
   и одно ведро, и два, и даже – три. Если ей не давали пить столько,
   раздавался пронзительный и долгий крик. Она монотонно с небольшим
   перерывом громко кричала до тех пор, пока мы не сдавались. В этих
   случаях нас волновала уже не Марта, а соседи.
   - Что подумают соседи?
   - А что мы издеваемся над ребёнком. Да-да, не сомневайся.
   И снова непроизвольно сравнивала Марту с нашими хавроньями. Чего уж
   скрывать - сравнение было не в пользу Марты.
   
   Распознать внутренний мир Марты нам не удавалось. Неизменное
   равнодушие к ласке, музыке, чтению и даже к шлепкам приводило нас в
   недоумение. Не помогали ни наши учёные степени, ни жизненный опыт.
   Мы бились как рыбы об лёд. Особенно, когда явно увидели, что Марте,
   оформившейся в высокую и сильную девушку, необходимо мужское
   общество и вполне однозначные отношения. Иначе она, и без того
   своенравная, превращалась в неуправляемое существо.
   
   Мы, было, хотели побеседовать с ней. Однако, услышав наши недовольные
   замечания, фурия сорвалась с места, словно укушенная бешеной собакой,
   и понеслась по двору, захватив при этом с верёвки для сушки белья мой
   ситцевый халат. Так и выскочила на улицу, отрывая в истерике рукава и
   выдирая с мясом пуговицы. Соседские дети – врассыпную: «Корова
   взбесилась!» Мы с мужем насилу успокоили её, догнав и вернув домой. У
   нас тряслись от волнения и погони руки и ноги, сердце скакало подобно
   прыткому мячику. И стыдно было, и горько. Не только меня, но и мужа
   Марта могла толкнуь крепким боком, и мало бы не показалось.
   
   И тогда поняли: всё – сил больше нет. Я кричала, а муж покорно слушал:
   - Не могу больше! За что мы должны страдать от её несносного характера.
   Мы объездим все сёла, пусть даже очень далекие, но найдём спокойную
   корову.
   - А Марту продадим. И не важно, что у неё самое жирное молоко в округе.
   Покупатели переживут. Наше здоровье дороже.
   
   Всхлипывая, я кивала, благодарная поддержке мужа, и вспоминала.
   
   Каждое утро я шла на встречу с Мартой, как на каторгу. Тяжёлые,
   нерадостные мысли предстоящего мучения терзали задолго до рассвета.
   Иногда муж, жалея меня, заменял.
   На утренней дойке, перемыв грязнуле бока и вымя, я садилась на
   маленькую табуретку, зажимала ногами десятилитровое ведро и, буквально
   замирая - или, правильнее, умирая - от страха, принималась доить.
   Каждую секунду, совершенно без причины, сильное и своевольное
   создание могло резко ударить ногой. Ситуация накалялась до предела,
   когда молоко плескалось у краёв. От волнения я не чувствовали тяжести
   ведра. Мозг работал на одной волне: остаться живой. Я всегда успевала
   вскочить и спасти себя и молоко.
   А вот муж как-то пришёл с пустым, перемазанным сиротливыми белыми
   каплями ведром.
   - Представь, так шибанула меня Марта, что не понял, как в одном конце
   коровника очутился я, а в другом - перевёрнутое ведро, - виновато
   оправдывался мой любимый сто двадцати килограммовый мужчина. И даже
   проскочила пара-тройка нецензурных слов. Я сделала вид, что не
   расслышала. - Поднимаясь, поскользнулся и весь растянулся в тёплой
   белой луже. А эта злостная Марта, расправившись со мной, преспокойно
   продолжила поедать сено.
   "Словно в райском озере купался", - именно в это время подсмеивалась над
   ним песня Владимира Кузьмина. Видя сконфуженное лицо мужа, я уж не
   решилась продолжить тему вопросом, как оно ему показалось, райское-то
   озеро.
   
   Приняв решение о продаже, мы обнялись и засмеялись. Будто камень упал
   с души. Желающих купить корову с молоком подобно сливкам нашлось
   немало.
   Однако это существо само распорядилось своей судьбой. Мы не были
   виноваты в её смерти.
   
   В один день она выбила дверь удобного и просторного коровника и
   выскочила на волю. Если бы она умела предчувствовать плохое... Так
   сильно бродила кровь, что животное не могло спокойно лежать и
   радоваться жизни. Рядом в открытой пристройке стоял большой ящик, куда
   ссыпали сухой комбикорм. Это лакомство для животных, но только в том
   случае, когда хозяева распарят его кипятком до густой каши и добавят
   несколько жменей в ведро с водой. И молока прибавит коровка да и
   жирность повысится.
   Наша же мучительница не знала таких подробностей, а потому припала в
   ящику и, жадная в еде, объелась до неприличия. Комбикорм внутри
   желудка разбух, пузо вздулось огромным пузырём. Не одна корова
   наступала на подобные грабли и неизменно расплачивалась плачевным
   финалом жизни. Эта участь постигла и нашу Марту, такую отличную от
   своих «подруг» во всех проявлениях. Для чего бурлила эта горячая плоть?
   Такого ли конца ожидала? Хоть она сама избавила нас от себя, мы
   всплакнули: и мучителей жалко в их последний час. Мы всё-таки привыкли
   к ней, в глубине души любили, отдали ей много сил и заботы.
   
   Но жизнь – штука полосатая. Пришло и к нам счастье: тихая, спокойная
   коровка, маленького роста, без диких прыжков, выплясываний и желания
   бить ногой при дойке. Покупатели по-прежнему с радостью несут к нам
   свои бидоны и банки. Молоко Мартины не хуже.
   
   Теперь мы знаем, что тяжёлое и нерадостное не может длиться бесконечно
   и добро сильнее зла.

 1   2 

Александр Граков (Лекса)[14.01.2019 14:02:44]
   Светлана Илларионова
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на рассказ «Марта». Автор: Ольга Гаинут http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=380075&pid=0
   
    А девочка оказалась не девочкой,
   Или о том, кто кого измучил

   
   Рецензент получил письмо-приглашение от "Платона" и прошёл по указанной в послании ссылке.
   "Марта", – прочёл он название рассказа. Ага, значит главная героиня рассказа именно Марта и никто другой.
   Название должно рождать образ. Рецензент мысленно пробежался по полочкам своей памяти. Есть! Марта Скавронская, сиротка Марта, сама себя рано сведшая в могилу, будучи Екатериной I. Ещё несколько Март (Марф): тут и дочь царя Алексея Михайловича, и статс-дама Екатерины I, и внебрачная дочь императора Павла I, и мать царя Михаила Федоровича, и третья жена Ивана Грозного, и Марфа-посадница...
   А может, история тут ни при чём, и героиня просто родилась в марте?
   ***Исторические личности, и правда, оказались ни при чём.
   
    Экспозиция (изображение времени, пространства и действующих лиц)
   Семейная пара размышляет летней ночью на крыльце о смысле жизни после трудового дня. Судя по тому, что свадебное платье только пять лет хранится, да что мужнины родители помогали дом ставить, хозяйство поднимать, пара молода. Самое время жить да радоваться, мечты воплощать, планы строить. Ан, нет. Цели не ставятся, задачи не выполняются. Но о смысле жизни рассуждается... Смотрим, что за цель. Ага: дети, как продолжение жизни.
   Ну, что же, мысль не новая, но достойная. Посмотрим, как с ней справится автор. Ведь в финале она должна найти максимальное выражение.
   ***И рецензент приступил к дальнейшему чтению, справедливо ожидая через героев лучше понять самого себя, сопоставить собственные размышления о смысле жизни, а возможно, что-то почерпнуть на будущее.
   
   Завязка (начало конфликта, нарушение равновесия в отношениях между героями)
   Итак, молодая бездетная пара. В силу житейских соседских бед удочерила их младшего ребёнка: двухлетнюю девочку по имени Марта. Не потому, что она им понравилась чем-то (ни слова о внешности крохи, ни о том, умеет она уже говорить или нет – ни о чём); не потому, что это была именно девочка, а не мальчик; не потому, что потеряли надежду на собственных детей (хотя, семья молодая). Вот просто удочерили и всё. И даже не обсуждали, судя по отсутствию и этого момента в рассказе.
   Ни через год (т.е. в три года), ни через два (т.е. в четыре года) девочка не испытывала привязанности к приёмным родителям.
   
   Основное действие (нарастание конфликта, усиление противостояния героев)
   
   Приёмная мать:
   - Придумывает ласковые имена, изменяя их на более звонкие и мелодичные;
   - Марта не улыбается
   ***чаду два года, она только привыкла к своему имени, знает, что её звать Марта, а её называют другими именами – не до улыбок, знаете ли, понять бы, к кому обращаются.
   
   Приёмная мать:
   - «Включала всё тот же магнитофон, и могучей рекой
   лилась из него чудесная музыка. Млела в живительных водах, и тонуть в них было для меня сладостно».
   - Марта: оставалась равнодушной.
   ***колыбельные или песенки из мультфильмов были бы лучше для ребёнка, чем могучая река, в которой приёмная мама тонула, да ещё и сладостно. И наличие музыкального слуха здесь ни при чём, вкусы не совпадали. А то сразу – капуста, яблоня!
   
   Приёмная мать:
   - «читала вслух книги: стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова. Позже – «Овод», «Два капитана».
   
   Марта:
   - «хлопала глазами, отворачивалась и уходила».
   ***это, смотря как читать. Хотя в четыре года рецензент тоже бы не стал слушать "Овода". А позже, научившись читать, сам бы прочёл и его, и "Двух капитанов".
   Родители пытались привить девочке хорошие манеры за столом. Не получилось.
   
   «Она по инерции старалась утолить голод».
   ***вовремя ребёнка кормить надо.
   
   «Могла принести тарелку супа, вылить её на ковёр и сесть
   сверху, выбирая пальцами и даже ртом разлетевшуюся вермишель. Я не раз наблюдала подобные сцены и, прости меня, Господи, думала: «Настоящая корова».
   ***в два года это нормально, но если такое продолжалось и дальше, рецензент насторожился бы и сводил ребёнка к врачу, а не сравнивал дитё со свиньями и не обзывал её коровой. Тем более, что коровы не едят в комнатах с коврами и пальцами ничего не выбирают.
   
   Разбила банки...
   ***ну, нечаянно, ну игра такая была
   А вот учится хорошо...
   ”Да, странный случай”, – подумал рецензент. Интрига, однако. Но тогда ребёнка тем более жалко. Значит, все Мартины выкрутасы назло приёмным родителям. Да что ж у них там в семье творится!
   С абзаца о том, что Марта любила много есть растительной пищи, и, если ей не давали достаточно утолить жажду, поднимала рёв, у рецензента закралось подозрение, что девочка из первой части была не девочка вовсе.
   Во-первых, канцеляризм.
   Во-вторых, ребёнок и сам мог налить себе попить. Речь шла о самой настоящей корове.
   ***”Да уж”, – подумал рецензент...
   Первую часть рассказа было по крайней мере не скучно читать, хотя вопросов к этим родителям возникло предостаточно. Надо же, корова! Хм...
   
    Продолжение размышлений
   Начав было читать дальше, рецензент понял, что ничего нового он уже для себя не откроет: конфликт будет продолжаться, корову, скорее всего, продадут или пустят под нож, ибо противостояние уже достигало предела, и сюжет приближался к кульминации и развязке.
   Корова, кстати сказать, сама себя избавила от дальнейших мучений. Никак, природа подсказала.
   Объелась комбикорма, а хозяева и пальцем не пошевелили, чтобы как-то попытаться помочь бедной Марте.
   Так-то вот.
   
    О финале
   И именно в этом видится рецензенту парадоксальность и непредсказуемость финала. А не в том, что герои купили новую корову и зажили тихой спокойной жизнью, считая себя отмщёнными: «Теперь мы знаем, что тяжёлое и нерадостное не может длиться бесконечно, и добро сильнее зла».
   ***А первоначально звучало о детях, как смысле жизни... “Неувязочка, однако”, – сказал рецензент... Чему доброму, светлому, неведанному я мог бы поучиться у этого текста?
   Ничему.
   Поможет ли этот текст понять смысл моей жизни?
   Пожалуй, что да. Никогда не мучить животных в угоду наживы.
   Этого ли добивался Автор, не знаю.
   
    Из подсмотреннного
   «Этот рассказ родился после прочтения рассказа Виктора Пелевина "Ника". Я никоим образом не пытаюсь приблизиться к его реальному таланту, оставаясь вечно с открытым от преклонения и уважения ртом перед колоссом. Но и я имею право писать, используя свои познания и большущий жизненный опыт». (О.Г., автор).
   
    Заметки на полях для Автора
   ***Двухлетняя корова – это не тёлочка, тем более, что давала молоко.
   Посему ваша идея о подмене коровы на ребёнка – провальна изначально.
   Ошибкой рецензент считает ещё и то, что автор не очень ловко пытается ввести нас в заблуждение, приписывая ребёнку те черты, которых нет у животного, слишком рано раскрывает карты, шаблонно морализаторствует в финале.
   Картины мироустройства, подобного пелевинскому, не получилось: ну, не о том животном вы речь завели, не о том.:)
   У "Марты" – плоскость, у Пелевина – сфера, осознание самого себя "от противного". Увы.
   
    Светлана Илларионова,
   /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Ольга Гаинут[14.01.2019 22:13:28]
   Что-то здесь не отлажено. Два раза написала огромные ответы, но при отправлении они исчезают. На сегодня отложу. Завтра попытаюсь повторить.
Ольга Гаинут[14.01.2019 22:15:38]
   А, поняла: каждый раз нужно по новой заходить на свою страницу.
   Одному ответил, зайди. Другому ответил, заходи. Я не ожидала.
Олег Францен (Fenix XXI)[14.01.2019 22:40:47]
   Ольга, если Вы пишете огромные ответы на сайте, программа может вырубить авторизацию. Лучше писать у себя и копипаст.
Ольга Гаинут[15.01.2019 22:36:35]
   Спасибо за совет. Так и буду делать.
Игорь Колесников[15.01.2019 02:31:08]
   Ольга, авторизация периодически слетает, но набранный текст сохраняется на этой же странице и доступен после повторения авторизации.
Ольга Гаинут[15.01.2019 22:45:54]
   Ну надо же! Не додумалась искать таким образом убежавший текст. Попробую поймать, если ещё раз убежит.
Ольга Гаинут[15.01.2019 23:22:34]
   Игорь, как искать? Снова исчез ответ, на этот раз Пастуху. И зашла на страницу нормально. Ну, это не дело.
Игорь Колесников[16.01.2019 02:38:51]
   Обычно, если у меня слетает авторизация - при отправке ответа сайт требует авторизоваться - я тут же ввожу логин и пароль и снова попадаю на страницу неотправленного ответа. Текст при этом сохраняется. Если же я ушёл с этой страницы, то вернуться не всегда получается. Поэтому я взял за правило копировать объёмный текст перед отправкой. На всякий случай.
Ольга Гаинут[16.01.2019 12:58:16]
   Копировать - самый верный способ.
Ольга Гаинут[16.01.2019 14:09:02]
   Светлана, я благодарна вам за большой труд.
   
   Двухлеткой Марта была в начале рассказа, а молоко давала позже. Хотя и правда, тот момент, когда выросшей девушке нужны были отношения с противоположным полом, не вяжется с фактом наличия молока. Если только, по аналогии с миром людей, называть женщину любого возраста девушкой.
   
   Я не описала всего, что у вас в разделе «Завязка», боясь перегнуть палку. Я же знала, что это не девочка, поэтому «родители» и не водили её по врачам. И хозяйка молча наблюдала разливание пищи и усаживание в неё, что страть как любят делать коровы.
   
   Вас не насторожила фраза: «Если бы за ней УХАЖИВАЛА соседка...»? Ребёнка воспитывают, а тут именно ухаживала, как ухаживают за животными.
   
   Имя своё дети в два года прекрасно знают, а также реагируют на ласковые производные от него. Если ребёнок, конечно, здоров.
   
   Учёные определили положительное влияние музыки на коров, поэтому хозяева включали музыку и читали стихи.
   Подробно описано, что хозяева все силы отдавали этому существу, заботились, даже слегка хлопнуть считали своей виной, а вы где-то углядели моменты издевательства.
   
   Если корова очень много съест комбикорма, спасти нельзя. Именно от количества зависит вопрос жизни и смерти.
   
   Про канцелярскую фразу согласна. Исправлю. Про сферу, которая не сложилась, а вышла всего лишь плоскостью, тоже согласна. Я ещё не волшебник, как говорится, а только учусь. Хотя понимаю, что волшебником не стану, но писать более-менее прилично стремлюсь.
   В первоначальном варианте рассказ заканчивался словами «А Марту продадим». На этом и остановиться? Дальнейшее я добавила для лучшего понимания. Все, в том числе и вы, думали, что рассказ про ребёнка и, возможно, больного ребёнка.
   
   Что поняли мы о смысле жизни в «Нике»? Вы говорите – осознание себя. Согласна, что смысл жизни – узнать себя и Бога. Что понял о себе герой в «Нике»? Что кошек не надо держать в квартире? Вот там как раз герой не понял естественных потребностей своей кошки и запустил в неё тяжестью с целью сделать больно. И оставил на две недели на улице. Это не издевательство? Даже её смерть не всколыхнула его. Мои хозяева хоть всплакнули. Как-никак несколько лет отдавали ей часть себя, заботились, мыли, тысячи вёдер еды и воды перетаскали, рвали траву денно и нощно. Держать корову – это не кошку поглаживать и подсыпать ей сухой корм. Открою секрет: хозяйка, то есть я, ибо рассказываю про нашу корову, по молодости думавшая, что море по колено, и таскавшая без устали тяжести для коровы, потеряла своего собственного ребёнка на сроке десяти недель. И узнала, что такое выкидыш.
   
   Спасибо, Светлана, за подаренные мне замечания. По крупиночам набираюсь знаний. За год и три месяца уже кое-что открыла для себя. Теперь в чужих текстах вижу массу неправильного. А свои бывшие вообще не могу читать: и смех, и стыд.
Светлана Илларионова[16.01.2019 15:50:37]
   Ольга, когда поводом для написания становится нелюбовь к человеку, это я могу понять. Но кому нужны ваши страдания от животного, кроме вас самой и ваших знакомых, я не понимаю. Извините.
Александр Граков (Лекса)[14.01.2019 14:07:07]
   Пастух
   
   РЕЦЕНЗИЯ-ПАРОДИЯ
   
   на рассказ «Марта». Автор: Ольга Гаинут http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=380075&pid=0
   
   Коровьи страдания
   
   Как-то ветром занесло меня на испанский курортный берег. Там полежал денек-другой на тёплом песочке, отдохнул от портальской суеты. Все было очень даже здорово, но смертельно скучно без сочных тёлок или мясистых коров.
   
   Я метнулся вправо-влево по морскому теплому берегу.
   – Где же вы мои не крошки, – кричал игриво по ветру им.
   Никого и ни гу-гу.
   Только шла навстречу мне Ежиха, «вся в иголках, как портниха», а за ней под стать дочурка, и она мне весело кричит:
   – С мамкой поиграй в пятнашки! А со мной же в чехарду.
   – Не-е, я телок здесь дождусь!
   Километры намотал без толку. Только настырная усталость запрыгнула на натруженную спину. Она не развеселит, но и не уйдёт без интимной посиделки, но я не извращенец. Дальше иду себе, никого не трогаю, потому что не встречаю того, кого можно полапать хотя бы за крытые бока. Вот уже в голову полезли разные мысли о жизни.
   
   И тут слышу песню «Любэ»:
   «А ну давай, давай наяривай, а ну давай, давай наяривай, А ну давай, давай наяривай».
   Присмотрелся. Вижу причал, у причала корова кому-то мычала и мотала хвостом, как мочалом. Сразу догадался, что Марта, потому что на филейную часть не меньше двадцати кружек пива поставить можно запросто. Мой размер, замечу.
   «Лучше хорошая корова с причала, – думаю, – чем красивая тёлка в заоблачных мечтах. Я пригласил Марту, как говорится, пройтиться, где мельница вертиться и фонтаны шпиндиляют.
   
   Она и поведала мне эту историю. Не сразу, конечно, но когда подустали от непечали.
   В её рассказе прозвучал на удивление злой и бессмысленный поступок бездушного человека. Само произведение поведано канцелярским и
   плоским языком, наполненным штампами, но понять кое-что можно среди набора предложений ни о чём.
   Я же слышал подобные истории такой же хозяйки коровника.
   На наши «мягкие попытки» прививать хотя бы «нормы поведения» она, похоже, просто не реагировала, «по инерции стараясь утолить голод» писательства, не заботясь при этом ни о ком и ни о чём. Наши укоряющие взгляды не проникали в её холодную душу. Так же она вела себя и сейчас. «Эстетические чувства» других людей волновали её меньше всего.
   «Какие там «поросятки», – подумал я. – Это целое Рыло получилось. Боже упаси такое повстречать во тьме! Хотя она говорит, что её свинки соблюдают чёткий порядок в хлеве. Люди считают их самыми грязными животными, мол, зря! Ведь фекалии у них строго в одном углу, пищу ждут молча, деликатно терпят голод без криков, без драки. И жажду могут выносить долго, хоть и страдают. Да с них бы пример брать многим людям».
   
   Хозяйка такого свинарника, сама до замужества жившая на двенадцатом этаже элитной высотки, похоже, многому научилась там.
   – Представь, Марта, так шибанул меня рассказ, что не понял, для кого и чего написан он, – сказал я своей корове с лошадиным хвостом. И даже добавил пару-тройку нецензурных слов для убедительности.
   А Марта, выслушав меня, утвердительно покачала красивой головой.
   Приняв решение о порицании хозяйки, мы обнялись, засмеялись и забыли навеки её. Будто камень упал с души, когда избавились от подобных нечистот.
   
   Наша же мучительница не знала таких подробностей пока. И того, что мы всё-таки привыкли к ней, в глубине души любили, кажется, отдали ей много душевных сил и бескорыстной заботы, а она объедалась нашим доверием до неприличия.
   Жизнь – штука полосатая. Пришло и к Марте счастье. Она не отпихивала ногой своего нового хозяина.
   Тяжёлое и нерадостное не может длиться бесконечно и его не хочется исправлять, а только переписывать заново. Но получится ли это с таким разбитым сердцем и закостенелой душой. Это не яблоневый сад посадить, не двор подмести, а вести деликатный разговор на интересующую читателя тему добра и любви.
   
   И в этот финальный раз из маленького переносного магнитофона послышалась песня группы «Любэ»:
   – Чего сидеть, да горевать, ведь ночь такая лунная. А ну, налей-лей, не жалей, похмелье штука тонкая.
   – Слушай, вот ведь и смысл: вино ждёт.
   – Пожалуй, ты права. Для чего ждёт? Потому что мы любим под это.
   – Потом детки появятся. Это и есть самое главное, а не пьянка.
   «Для чего бурлила эта горячая плоть?»
   
    Пастух,
   
   /Рецензент-инкогнито­ проекта «Платон мне друг…»/
Ольга Гаинут[15.01.2019 23:36:11]
   Я просила помощи. Если бы я сама всё знала и умела, я бы не обращалась к вам. А вы мне – шутки-прибаутки, наполненные, к слову, открытыми оскорблениями.
   Эх, не такого ответа я ждала. Я ведь понимаю, что вы умеете писать и разбираетесь в писательском деле. Так зачем передо мной огород городить?
   Хотела услышать советы опытного начинающему. Чтобы открыто, без юродства, подсказали: вот эта часть не годится, потому что... а тут лучше бы по другому, потому что... И вам такой ответ дался бы легче, и мне была бы польза.
   Тем не менее, труд вы проделали. Я уважаю и ценю тех, кто трудится. Лежать на песочке под солнцем – вредно. И вообще, лежать – последнее дело. Создателем мы запрограммированы на движение.
   Всех вам благ, Пастух.
Александр Граков (Лекса)[14.01.2019 14:13:28]
   Макс-Резус Фактор
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на рассказ «Марта». Автор: Ольга Гаинут http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=380075&pid=0
   
   А) Известно немало произведений, которые формально можно охарактеризовать общей идеей: превращение человека в животное в прямом смысле этого понятия.
   Основное их различие в том, что именно хотели показать авторы как идею, квинтэссенцию, суть, даже, возможно, итоговую мораль – если хотели этого. Но подобное далеко не всегда ставит автор своей задачей. В большинстве случаев это просто полёт фантазии, зачастую эпатаж, иногда гротеск на современное ему, автору, общество, даже следование определённой литературной моде.
   Впечатления критиков и читателей от таких произведений часто диаметральны: от полного восторга до полного неприятия.
   Так же неоднозначны и мнения о таких авторах: от признания их гениями до намёков на шизофренические наклонности пишущих подобное, хотя некоторая доза шизофрении присутствует у любого гения. Надеюсь на понимание читающими эти мои размышления об известных корифеях, что речь не идёт о крайних формах патологии.
   В связи со сказанным я прежде всего вспоминаю Ф. Кафку, его рассказ «Превращение».
   Спешу заметить во избежание… что рассказ «Марта» я отношу только к одному из модных направлений в литературе: это и «Жизнь насекомых. Русский лес» В. Пелевина, и «Из последней щели» В. Шендеровича, и упомянутая самой О. Гаинут «Ника» В. Пелевина.
   
   Б) Меня порадовала откровением «расшифровка» самой О. Гаинут «Ники» как своеобразного прототипа своей «Марты» – это даёт повод для сравнения.
   Сравнивать буду только в отношении интриги – вернее, насколько долго авторы оттягивают её развязку.
   В «Нике» ничто в стиле описания не выдаёт, что речь идёт о кошке – ну, разве что очень внимательный и дотошный читатель начинает об этом догадываться где-то в начале или середине. Более того, автор нас не провоцирует, приписывая животному поведение, явно указывающее на женщину.
   В своём пояснении к толкованию «Марты» О. Гаинут приводит такие сведения:
   «Я специально приписывала девочке все повадки коровы, чтобы
   читатель не заблуждался относительно девочки».
   А я вот заблуждался, потому что читал в рассказе про отца:
   «Он любил детей и ни за что бы не расстался ни с кем из них….
   И мы удочерили его младшенькую».
   Я ни в чём не упрекаю Автора, но не могу согласиться с его трактовкой написанного пером,..
   Вот ещё:
   «Могла принести тарелку супа, вылить её на ковёр и сесть
   сверху, выбирая пальцами…»
   Ну, знаете ли…
   И это пояснение меня не никак убеждает:
   «Оценки в школе подразумевают молоко с высоким процентом»,
   если чёрным по белому в тексте:
   «уроки она готовила…»
   Я не утверждаю, что имеют место быть противоречия – но это воспринято мной как намеренное запутывание читателя, в чём я не хочу упрекать Автора: воля его.
   Но если Автор настаивает на своих пояснениях, то – как я это увидел – ему не удалось удержаться на тонком лезвии игры слов.
   
   В) Некоторые общие впечатления.
   Не слишком давно я рецензировал другой рассказ Ольги Гаинут – «Артист». Так вот по сравнению с ним стиль текста в «Марте» мне понравился больше: исчезла слащавость, красивость, нет вычурных эпитетов, частные образы стали строже.
   
   Г) Насчёт точности сведений о поведении коровы особых претензий у меня нет (в пояснении к рассказу приводятся сведения о количестве вёдер, которые может выпить корова и проч.) Разве что это:
   «…правда, предпочитала растительную пищу». Глагол «предпочитала» предполагает, что мясную она ела всё же, но неохотно. Предложу хотя бы «выбирала» или что-то подобное.
   
   Д) Координаторы проекта сначала ознакомили меня с первой редакцией рассказа, в которой Марта осталась жива. Потом появилась вторая редакция (я не понял, почему такое допускается в процессе рецензирования – больше подобное не приму для работы).
   Итак. Теперь корова погибает. Неужели уважаемому Автору захотелось совсем уж приблизиться к прототипу, к пелевинской «Нике»… И зачем это… Ладно хоть, что корова не стала кошкой.
   
   Е) И уж совсем я не понял назначение сентенции, даже явной морали, выданной в конце рассказа:
   «Теперь мы знаем, что тяжёлое и нерадостное не может длиться бесконечно и добро сильнее зла».
   Что-то я не уловил в рассказе тему добра и зла. Если только добро это про высокую жирность молока, а зло это про разорванный в клочья халат… Иронизирую, конечно. Но и недоумеваю, конечно.
   У меня сложилось впечатление, что в «Марте» смешаны котлеты и мухи. Примерно на середине рассказа появляется открытым текстом:
   «Мы объездим все сёла, пусть даже очень далекие, но найдём спокойную корову».
   После этого идёт уже без выкрутасов (без мух).
   Я вовсе не возражаю вообще против сюрреалистических сюжетов, превращений, реинкарнаций, раздвоений личности (типа появления доктора Джекила и мистера Хайда) и проч.
   Но в рассказе «Марта» стоило ли затевать то, что я назвал мухами-выкрутасами, если идею человекоподобного поведения не удалось словесно выдержать до конца, если, похоже, Автора устроила вторая вполне реалистичная половина рассказа, если сделанный вывод-посыл по смыслу выражен почти соломоновым изречением, что всё пройдёт и это тоже.
   
    Макс-Резус Фактор,
   /Рецензент-инкогнито­ проекта «Платон мне друг…»/
Ольга Гаинут[14.01.2019 21:29:41]
   Ответ Макс-Резус Фактору.
Ольга Гаинут[16.01.2019 01:22:34]
   Б) «Автор в ”Нике” нас не провоцирует, приписывая животному поведение, явно указывающее на женщину». Вы хотели сказать: « Автор нас не провоцирует, приписывая женщине поведение, явно указывающее на животное»? Не знаю, провокация ли это, но автор каждым словом именно приписывал женщине все, абсолютно все, оттенки поведения животного – кошки.
   Я, начав читать «Нику», естественно, понятия не имела о финале, но с первых характеристик девушки сказала себе: «Не может быть таких девушек. Если они и существуют, то на другой планете». Меня даже бесило, как может герой быть рядом с такой девушкой. Зачем ему нужно это ленивое, равнодушное и никчемное создание?
   Про отца, любящего детей. Всё логично. Семья держала небольшое стадо коров. После смерти жены муж растерялся и не смог один тянуть эту лямку, потому продал телушку – двухлетку.
   Про суп. Цель -показать неряшливость коров, которым почему-то нравится сразу улечься в разлитую ими тёплую пищу.
   Учёба Марты – давать молоко. Равнодушно, без эмоций, роботоподобно. Всё естественно и логично.
   А вот про намеренное запутывание читателя хотелось бы поподробнее. Разве в «Нике» нет этого?
   В) Спасибо, что сравнили. И чуток похвалили.
   Г) Да, корова ест не только растительную пищу. Вылей в кормушку кастрюлю супа с мясом и картошкой, съесть за милую душу.
   Д) Показала гибель, потому что это произошло с нашей коровой. И весь рассказ – про нашу собственную корову.
   Вы читали первую версию, где слово «корова» появилось в последнем предложении. Не нужна вторая часть? Без неё лучше? Тогда и сентенции не будет.
   Е) «Тяжёлое и нерадостное не может длиться бесконечно». Разве не достаточно описано, сколько хозяева натерпелись с этим животным? Такое положение должно было как-то разрешиться. У меня в жизни много раз получалочь, что те, кто делали мне плохо, плохо и заканчивали. Это при том, что я сама искренно желаю всем добра. Значит, решила я, кто-то добровольно взял на себя миссию заступаться за меня. И тяжелейшая ситуация с коровой, превратившей нашу жизнь в мУку и страх, неожиданным образом решилась, хотя ТАКОГО конца мы не хотели.
   «Что-то я не уловил тему добра и зла». НУ, как же. Люди несколько лет всё для неё. Траву коси каждый день, кашу вари, воду таскай, мой с ног до головы два раза в день, и это после тяжёлого рабочего дня в академии наук, а она – злом: стукнуть, лягнуть, разливать вёдра, выбивать доски в коровнике, нестись по улице не в стадо, а в другую сторону. Не все коровы такие. Нам досталась фурия. Вы же читали про вторую, от которой была одна радость: и ей, и нам. Вот это и подразумевала та сентенция.
   Мне ваш разбор понравился: по делу и деликатный. Хотелось бы, правда, побольше конкретики. Общих красивых слов я начиталась в интернете во многих статьях. И хоть бы какой конкретный пример!
   Благодарю вас за желание помочь. Спасибо за потерянное на меня время.
Ольга Гаинут[16.01.2019 01:25:33]
   Ну, вот: то ни разу, а тут на один клик сразу два раза отправилось.
Александр Граков (Лекса)[19.01.2019 22:15:17]
   От рецензента Макс-Резус Фактор.
   --------------------­--------------------­-----­
   
   Ольга.
   Большая занятость не позволяла мне ответить вам раньше.
   
   Б) Вы мне пишете:
   «Автор в ”Нике” нас не провоцирует, приписывая животному поведение, явно указывающее на женщину». Вы хотели сказать: « Автор нас не провоцирует, приписывая женщине поведение, явно указывающее на животное»?
   Я написал.
   Я написал то, что написал, но вы не поняли. У Пелевина идёт рассказ о кошке, но он нигде не пишет того, что явно указывает на человеческое поведение: ни про то, что она что-то брала руками, как у вас это про корову, ни про то, как училась в университете – а у вас там про школу, что почему-то приравнивается к хорошим удоям-надоям.
   А вы мне возражаете: «Учёба Марты – давать молоко».
   Ну, это работа хотя бы.
   И про отца у вас: «Он любил детей». Дети это человеческие детёныши. А у коровы они называются телятами.
   Ведь можно написать, что корова рассказала смешной анекдот, а потом пояснить рецензенту, что это она промычала однажды немного необычно.
   Вот один пример из пелевинской «Ники», взятый почти наугад:
   «У нее была привычка подолгу просиживать у окна, глядя вниз, однажды я остановился за ее спиной, положил ладонь ей на затылок – она чуть вздрогнула, но не отстранилась – и попытался угадать, на что она смотрит, и чем для нее является то, что она видит».
   Как говорят, почувствуйте разницу.
   Одновременно можно отнести и к женщине, и к кошке.
   Вот подобное я и посчитал отсутствием явного провоцирования.
   В) -
   Г) Если, как вы здесь пишете про суп с мясом, что корова его может «съесть за милую душу», то это не очень хорошее пояснение, не есть аргумент к «предпочитала растительную пищу».
   Д) – Е) Трагическая кончина вашей личной коровы меня очень огорчила.
   Но я, которому выпала честь читать обе версии рассказа, не понял, чем была вызвана необходимость изменить его конец. При чём тут сентенция – ведь и смерть животного, и его продажа одинаково избавили хозяев от мучений..
   
   Насчёт похвалы моему разбору: спасибо.
   Но то, что вы начитались в каких-то статьях красивых слов, ко мне не имеет никакого отношения. И какой конкретный пример и пример чего мне следовало привести – пусть навсегда останется для меня загадкой.
   
   Всего вам доброго.

 1   2 

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта