Детская поэзия | (для среднего и старшего возраста) Опять намело и не видно дороги. Снег блещет на улице, словно от счастья. Как хвою в снежинках приятно мне трогать ... И быть к новогоднему чуду причастным. Так радуюсь я, Что на окнах узоры, В домах суета, Зажигаются свечи. Что серость двора убежала с позором. И яркий салют скрасит сказочный вечер. Что будет сосна (как лесная принцесса) И блеск мишуры, И звезда на макушке. Что будет глядеть на нее с интересом Малышка сестра... И развесит игрушки. Что сказка придет — Скрипнут весело двери... И я - Дед Мороз улыбнусь вдруг в прихожей! — Сестренка посмотрит И тут же поверит... Ведь я на него так хочу быть похожим!!! |
| Стихотворение написано амфибрахием, поэтому читается монотонно. Легче и праздничней оно бы звучало, будучи исполнено двусложным размером. Ничего не даёт в этом плане и разбив четверостиший на короткие строки. Классическая форма в катренах смотрелась бы лучше. Слово «так» – лишнее, да и «как» – тоже, так как они использованы лишь для сохранения ритма. Сомнительно, что «малышка сестра» сможет на сосну развесить игрушки. Рифмы хороши, за исключением двух заезженных: «свечи – вечер», «двери – поверит». Судья Юрий Юркий. |
| Первая строка заинтриговала, настроила на что-то интересное, глубокое. Всё оказалось проще, но тоже нескучно, впрочем. В целом-то и неплохо довольно. Трогательная способность мальчика ощущать некие детали, «быть к новогоднему чуду причастным», да ещё желание порадовать сестрёнку – всё это очень располагает. «Что серость двора убежала с позором» - забавная строка. Показалось, она немного из другого стиля по сравнению с общей очень лиричной тональностью стихотворения. Чуть подвела фоника второй строки из-за неудачного скопления согласных (гбл) в соседних ударных слогах. То же и здесь: «улыбнусь вдруг в прихожей». Мелочи, убивающие звучание. Всегда хочется, чтобы стихи лились без таких «сучков». Автор злоупотребляет многоточием. На мой взгляд, из четырёх случаев употребления здесь оно более-менее уместно только после «двери», да и то с натяжкой. Желая сделать строки выразительнее, мы иногда достигаем обратного эффекта, и здесь я вижу именно такой случай. То же касается и скобок – ни к чему они тут, гораздо убедительнее строка смотрелась бы с запятой. Рифмы макушке-игрушки, свечи-вечер уж такие приевшиеся. С праздниками, автор, всего самого доброго! Судья Евгения Валиева |
| Юрий написал, что стихотворение написанное амфибрахием звучит не столь празднично - а как же тогда стихотворение Ахмадулиной, написанное амфибрахием и выставленное в качестве образцового примера в Положении к данному конкурсу? Слова ТАК и КАК имеют отношение к элятивам. Элятивы показывают интенсивность проявления признака. Например "КАК" - это усилительная частица, она придает эмоциональность, экспрессию в разговоре (пример хит Утесова "Сердце"). А многоточия ( и, возможно, скобки) в данном контексте относятся к нерегламентированной пунктуации. Я про нее статью написал несколько лет назад, чтобы за нее (в основном за многоточия) оценки не снижали. Если интересно: http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=478031&project=6 Соглашусь с Юрием в том, что автор преувеличил возможности девочки - нарядить елочку она сможет только с помощью взрослых, хотя, не исключено, что это сознательный художественный прием, называемый гиперболой (преувеличение). Соглашусь с Евгенией и Юрием и по поводу рифм - автор не смог полностью избежать часто используемых. |
| Павел, спасибо за интересную статью. Всё так, в приведенных стихах Блока и Цветаевой многоточия, действительно, ощутимо «включаются в систему стилистико-изобразительных, поэтически осмысленных средств». Если же мы говорим о конкретно этом детском стихотворении, то, по моему убеждению, здесь эти многоточия не настолько оправданы выбранной стилистикой, а, напротив, привносят излишний пафос и оттенок недосказанности, без которых стихотворение ничего бы не потеряло. Невозможно утверждать, что это непременно так и не иначе. Материя авторских ощущений своего текста – тонкая субстанция, которой не всегда удается сойтись на одной частоте с читательским восприятием. Еще более тонкая субстанция – сочетаемость «НП» с художественным воплощением идеи, по сути – качество переноса этих авторских ощущений в выдаваемый им текст, так сказать. |
| Евгения, полностью с вами согласен по - поводу того, что нельзя утверждать, когда речь идет об НП, что можно только так и не иначе... НП тем и отличается от РП, что обладает вариативностью. Жесткость и однозначность может быть только в РП. Тут стоит отметить еще и тот факт, что многоточие имеет немало функций. Автор может использовать его, например, для того чтобы привнести некую неизвестность, неопределенность, а может и для приема умолчания. Не смог он уместить мысль в предложении и ставит многоточие. Например в басне Крылова «Гуси»: Баснь эту можно бы и боле пояснить — Да чтоб гусей не раздразнить... Фраза явно не закончена, но угадывается окончание - давайте помолчим. Может быть и нечто среднее - частично угадываемое продолжение или лишь его конуры. Многоточие может использоваться и для обозначения некоторых чувств, например, удивления, восхищения, сомнения. |
| Павел, всё так. Важно ещё, чтобы НП приносила тексту больше пользы, чем вреда... и не шла в разрез с РП. :) |
| По поводу пользы НП тексту согласен. А что касается вразрез с РП. Если понимать противоречие, как некий смысловой аспект текста, то, наверное, да. Если же, конфликт РП и НП возникает из-за стилистики, то по определению НП пунктуация в целом и ситуативная в частности являются нарушениями общих правил языка (РП) для предания тексту особых стилистических свойств! Захочу я, например, показать где-то удивление, где-то умолчание, а где-то то и просто затянувшуюся паузу, то придется местами отказываться от РП в пользу многоточий (а что делать?) Это вещи индивидуальные. Возможно, мы говорим об одном только разными словами. |
| Да, Павел, я тогда с интересом прочитала Вашу статью о нерегламентированной пунктуации и многое извлекла для себя. Спасибо! |
| Работа произвела впечатление художественной выразительностью: образно и ощутимо передано настроение Деда Мороза с помощью эпитетов: - Снег блещет на улице, словно от счастья. Как хвою в снежинках приятно мне трогать ... И быть к новогоднему чуду причастным. и «яркий салют скрасит сказочный вечер». Не совсем согласна с красивой фразой «… серость двора убежала с позором», только потому, что зимняя снежная природа не может создавать впечатления «серости». По-доброму улыбнула концовка: - И я - Дед Мороз улыбнусь вдруг в прихожей! — Сестренка посмотрит И тут же поверит... Ведь я на него так хочу быть похожим!!! Соглашусь с подсказками судей. Спасибо автору! С Новым годом! Судья З.К. |
| Новогодней тематике стихотворение соответствует однозначно. Сюжет выбран автором хороший. Подача от имени старшего брата маленькой девочки - тоже неплохая находка. Правда, рифмы не удивили новизной. Избранный размер показался тяжеловесным для новогоднего стихотворения. Большие сомнения в том, что малышка сестра развесит на ёлке игрушки... Да и убежавшая со двора с позором серость тоже не убедительна... А в общем и целом - неплохо! Автору удачи и успехов в Новом году! Судья Сергей Гамаюнов-Черкесский |
|
|