Детская поэзия | для среднего школьного возраста На Ёлке, на Ёлке – до самой макушки – Блистают стеклянные чудо-игрушки: Летит Дирижабль, на пеньке – Лягушонок, В расстройстве: в трясину попался Мышонок. Он, видно, бежал, но споткнулся неловко, - Трясина сработала как мышеловка. Зевнул Крокодил, не по имени Гена, - Худой и зубастый, как после рентгена. С ним рядом Купчиха, и руки в бока. А ниже – Старуха, но без Старика. Пустое корыто лежит перед ней, Без мужа старушке жить стало трудней. Суров Мойдодыр, он мочалок начальник. На этой же ветке – изысканный Чайник. Под ним, чуть левее, висит Самовар, Ему так идёт бронзоватый загар. Он, как настоящий, но только стеклянный. С ним – пахнущий Ландыш с волшебной поляны. Но, кроме стеклянных игрушек, на Ёлке – На ветках смолистых – живые иголки. А также гирлянды, хлопушки и флаги – Из папье-маше и вощёной бумаги. И с ними – тюлени, олени, жирафы, Старинные всадники, леди и графы, И каждый с иголочки точно одет. И Ёлке наряд новогодний идёт. А у основанья, на самом виду – Стоит Дед Мороз, как и в прошлом году. Хоть очень он стар, да и ростом с вершок, Он с Ёлки всё-всё упакует в мешок. И надо всего только год подождать, - Игрушки на Ёлку вернутся опять. |
| Первая тема представлена убедительно: украшенная ёлка предстала во весь рост и со всеми подробностями. Были сделаны неплохие попытки привлечь и удержать внимание юного читателя: расстроенный Лягушонок, зевнувший Крокодил, «Худой и зубастый, как после рентгена». Не все они (попытки) показались удачными. Например, строка «Без мужа старушке жить стало трудней» кажется нелепой в канве повествования. Обратила на себя внимание плохо воспринимаемая синтаксическая конструкция: «...на пеньке – Лягушонок, В расстройстве: в трясину попался Мышонок» Приклеенное к Лягушонку уточнение «в расстройстве» явно требует поясняющего слова. Например, «и он», «который», «сидящий» или что-то подобное. А дальше – увы, не смогла представить себе игрушку-Мышонка, застрявшего в трясине. Если же речь всего лишь о предположительной причине расстройства Лягушонка, то многовато подробностей, не относящихся к теме стихотворения, по-моему. Перенос ударения в «папье-маше» в угоду ритму считаю злостным хулиганством. Давайте помнить, что помощью стихов в детском сознании формируются языковые нормы. Еще замечание: «И каждый с иголочки точно одет. И Ёлке наряд новогодний идёт». Эти две строчки выглядят совершенно лишними. Они не вписываются в структуру шестистиший, не рифмуются ни с чем, не несут существенной смысловой нагрузки, да и не очень-то уместны в общем контексте. В целом перечисления украшений где-то интересны и забавны, где-то не вызвали восторга. А вот концовка с Дедом Морозом, который «всё-всё упакует в мешок», сумела создать некий эмоциональный резонанс. Неплохо для детского стихотворения подобраны рифмы – преимущественно точные, звучные. Смежная рифмовка тоже хороша для детского слуха. Судья Евгения Валиева |
| Для детей тонущий в трясине мышонок не лучший образ ёлочной игрушки, как и описание зубастого крокодила и рядом с ним рук в бока. Да ещё Мойдодыр суровый, старуха, которой «Без мужа ... жить стало трудней»... Какая-то невесёлая компания получается. «Худой и зубастый, как после рентгена» – Вряд ли рентген влияет на полноту и ведёт к зубастости, скорее наоборот. «С ним рядом Купчиха, и руки в бока» – получается, что рядом с крокодилом были две игрушки. Чтобы избежать перечисления, следовало вместо запятой и союза «и» поставить тире, добавив выпадающий слог к следующему слову, например: «С ним рядом купчиха – ручищи в бока»... Ну не «флаги» же – флажки. Рифмы неплохие, за исключением избитых: «Ёлки – иголки, чайник – начальник», а «одет – идёт» не рифма. «Из папье-маше и вощёной бумаги» – Сбой ритма, так как ударение приходится на второй слог, коверкая слово («Из пАпье-маше...». В стихотворении много лишних тире, как в самом начале, так и в конце. «И с ними – тюлени, олени, жирафы, ...» – Здесь перед перечислением игрушек вместо тире следовало поставить двоеточие. Судья Юрий Юркий. |
| Ну и богатая фантазия у ЛГ на украшение новогодней ёлки! Трудно себе реально представить изобилие игрушек на ёлке (притянутое для рифмы), да, к тому же ещё, и совершающих действие: «в трясину попался мышонок», «зевнул крокодил», « без мужа старушке жить стало трудней», «пахнущий Ландыш»... Тут ещё и такое «познавательное открытие» для детей, что живые иголки – это не сама ёлка, а дополнение к наряду на ней: - Но, кроме стеклянных игрушек, на Ёлке – На ветках смолистых – живые иголки. А также гирлянды, хлопушки и флаги – Из папье-маше и вощёной бумаги. И с ними – тюлени, олени, жирафы, Старинные всадники, леди и графы, И каждый с иголочки точно одет. Я так думаю, что пока дети разберутся, какой вирус поселился на ёлке, так уже и следующий год придёт Вот только: Под ёлкой пушистой у всех на виду, Стоит Дед Мороз, как и в прошлом году. Хоть мал он росточком, всего лишь с «вершок», Но с радостью свой открывает мешок. Гирлянды, дожди, мишура и шары…- Восторг для детишек, для ёлки – дары! К Морозу с вопросом ЛГ: «Как посмел? А где мой наряд, что на ёлке висел?» «Твоё сочинение? - Дед уточнил, - - Я сбросил в трясину и хрюшкам скормил. А «чудо-игрушки» вернул малышам. Ты в новом году их придумаешь сам!» Творческих удач автору! Судья З.К. |
| Немного перестарался автор, перегрузил стихотворение образами. При том, есть образы совсем неудачные, вносящие диссонанс в новогоднее настроение. Бедный крокодил, худой и зубастый! А то, что подобные последствия наступают после рентгена - явное введение маленького читателя в заблуждение. Откуда на ёлке взялась трясина? Что там забыл мышонок, кто его туда столкнул? Куда автор подевал мужа старухи с корытом? Все эти смысловые натяжки умаляют достоинства работы, хотя в принципе она интересна по своему. Автор злоупотребляет употребление тире. В фразе «Из папье-маше и вощёной бумаги» ритмический сбой, неправильное ударение использовано в угоду размеру. Последняя строфа выбивается из общего размера и ритма, вносит диссонанс. Фраза "И каждый с иголочки точно одет. И Ёлке наряд новогодний идёт" явно лишняя в структуре стиха. А вот рифмы в основном хорошие, звучные. Удачи автору и творческих успехов! Судья С. Гамаюнов (Черкесский) |
|
|