Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений поэзии в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Александр Граков (Лекса) 
Тема:Вадим Сазонов "Без права на возвращение" ПрозаОтветить
   Без права на возвращение
   1.
   Воспоминания из моей предыдущей жизни начали впервые всплывать в памяти не так давно, когда я уже учился в старших классах.
   Сначала это были отдельные картинки, ярко встававшие перед мысленным взором независимо от того, были ли закрыты мои глаза или нет. Если закрыты, то картинка была полноразмерной, занимая все пространство вокруг меня, если открыты – то она мерцала не очень четкими контурами рядом с тем, что видели глаза.
   Позже статические изображения сменились динамическими фрагментами чудесного фильма воспоминаний. Нет, я не сразу понял, что это воспоминания, сначала пугался, относя изображения к разряду видений, какой-то ненормальности функционирования сознания, сжимался, напрягался, гнал их. Но со временем к видеоряду добавились воспоминания об ощущениях, от которых и теперь перехватывало дыхание и замирало сердце. Вот тогда-то я окончательно поверил – это эпизоды из моей предыдущей жизни, которые по чьей-то ошибке, недогляду не были безвозвратно стерты, уничтожены.
   Теперь я уже с нетерпением ждал волнительных моментов, возвращавших меня во времена, предшествующие моему рождению человеком.
   
   2.
   Мне повезло родиться в полноценной и обеспеченной семье, хотя это я понял гораздо позже, когда подрос и начал общаться с детьми во дворе, а потом и в школе. Видел, что далеко не каждый из них может похвастаться благополучием своего дома, я имею в виду не только материальную сторону жизни.
   Поначалу для своей мамы, только-только вышедшей из возраста, в котором девчонки еще играют в куклы, я был, как теперь понимаю, в большей степени игрушкой, а не живым человеком. Этому во многом способствовал мой маленький рост. До сих пор стою на уроках физкультуры в самом конце шеренги одноклассников, я ниже даже большинства девчонок. Мама меня одевала как на выставку, баловала, тискала, дурачилась, но перед тем, как пришло мне время идти в школу, родилась моя сестра – Светка, и именно она стала новой маминой игрушкой, а я отошел на второй план, хотя размерами еще вполне мог сойти за очень крупную куклу.
   Папа намного старше мамы, он не имел ни одной свободной минуты, чтобы заняться мной, а потом и Светкой, он зарабатывал деньги, делал то, что у него лучше всего в жизни получалось.
   Еще в моем младенчестве мама стала называть меня: «Мой птенчик», сначала это услышали дети во дворе, и ко мне крепко прилипло прозвище «Птенец», а в школе уже сократилось до «Птен».
   Нельзя сказать, что ребята меня сильно обижали или доставали, они скорее меня игнорировали, не замечали. Поначалу это было потому, что я в силу своей врожденной физической слабости не мог принимать участия во многих играх. Но, как теперь думаю, изоляция была не только из-за моего маленького роста и щуплого сложения, но еще и из-за моего замкнутого, необщительного характера. А характер таким формировался под воздействием игнорирования со стороны сверстников. Получался некий замкнутый круг, в котором я и жил, чувствуя себя не очень уютно.
   Когда пришли воспоминания из предыдущей жизни, и я научился в них ориентироваться, анализировать и обдумывать, понял причину отсутствия уюта и удовлетворенности, казалось бы, благополучной жизнью.
   В той прежней жизни я был один, хотя зимой мы и прибивались друг к другу, создавая такие временные команды, чтобы легче было пережить холодное и голодное время. Но в этом объединении был исключительно рационализм. Да, мы и не имели чувств, кроме, может быть, чувства опасности, боли, голода. Но никто из нас никогда не ждал друг от друга какого-то сочувствия, понимания. Поэтому не было и разочарования, от их отсутствия. Плохо, что что-то не получаешь только, если ты этого ждешь, на это надеешься. Тогда в той жизни я, конечно, этого не знал и не понимал. Смог это сформулировать для себя только теперь, когда стал человеком.
   В той жизни я был еще молод, чтобы обзавестись парой, у меня там ни разу не появилось потомство. Думаю, что погиб я там в молодом возрасте, потому что не было ни одного эпизода из более зрелого. Во всех фрагментах той жизни, которые мне являла память, я был молод, силен и абсолютно свободен, ни от кого не зависел, ни от кого ничего не ждал.
   Когда Светка подросла и пошла в школу, мама и к ней несколько охладела, свалив дочкины домашние задания на меня. Я занимался с сестрой каждый день, благо сам тратил мало времени на свои уроки, учеба мне давалась легко, в вот для Светки была камнем преткновения. Хоть и не хорошо так говорить о близких, но она была глупа, зато в отличии от меня имела уйму подруг, была хорошо сложена, красива и являлась центром притяжения для девчонок, а потом и мальчишек двора и класса. От них-то она и переняла пренебрежительное ко мне отношение, считая, что я обязан с ней заниматься, но чувства благодарности мои усилия у нее не вызывали.
   Классу к шестому или седьмому я нашел увлечение, которое тогда еще было мне не понятно, но которое позволяло заполнить пустоту вокруг себя.
   В те годы мальчишки сделали открытие – выход на крышу соседней девятиэтажки не запирается, и многие игры и посиделки перекочевали из двора на эту необъятную плоскую поверхность со множеством будок лифтовых, вентиляционных шахт и укромных закутков.
   Пристрастился и я там проводить свое свободное время, уединяясь где-нибудь в дальнем от шума компаний конце крыши, раскладывал краски, открывал новый чистый лист альбома и рисовал небо. Почему-то только именно это занятие приносило мне покой и чувство тихой радости.
   Сначала я рисовал небо таким, каким видел его со своего места, а, после появления воспоминаний о предыдущей жизни, начал рисовать его таким, каким видел тогда – изнутри.
   Как-то днем, примерно полгода назад, вся в слезах прибежала Светка домой, где был только я. Она выглядела такой несчастной, что у меня даже сердце сжалось. Я обнял ее, прижал к себе:
   - Что случилось?
   - Я не хочу жить!
   - Ты что!?
   - Он меня не любит! Он обозвал меня дурой!
   - Успокойся, ты о ком?
   Мы сидели с ней на диване в гостиной, и она изливала мне душу, рассказывая о своем первой детской влюбленности, которая разбилась о скалу мальчишеского равнодушия и примитивизма. Я же, изобразив взрослую разумность и поучительность, начал вещать фразами из виденных кинофильмов:
   - Светка, не отчаивайся, у тебе еще вся жизнь впереди. Таких Сашек будет еще вагон и маленькая тележка. Вот вырастешь, пойдешь по улице, а они все будут перед тобой штабелями падать. Ты же самая красивая! - я долго развивал свою мысль, а потом, увлекшись, брякнул. - А потом будут еще другие жизни, может вообще принцессой станешь.
   - Какие жизни? - с изумлением посмотрела на меня сестра.
   - Ну не знаю, разные, мы же живем не в первый раз. Вот я знаю про свою прежнюю.
   - Вадичка, расскажи! – затеребила она меня за рукав. – Ну же, давай!
   Слез уже не было и в помине. Я не сдержался и рассказал:
   - Понимаешь, Светка, я в прежней жизни был птицей. Вороном. Я летал, я так летал…, - у меня самого перехватило дыхание так явственно во мне всколыхнулись ощущения парения, даже картинка перед глазами встала: далеко внизу парк, куда-то спешат маленькие фигурки людей, снуют крохотные автомобили, а я, расправив мощные крылья, кружусь внутри неба.
   - Ты был вороной?
   - Вороном.
   Мы долго просидели в гостиной, я рассказывал и рассказывал. Первый раз делился своей тайной, мне становилось легче, слыша собственные слова, еще больше сам убеждался в реальности того, что знал до этого только я. А еще мне казалось, что тает лед, который был в отношениях между мной и сестрой, и я наслаждался этими минутами.
   Уже через день, когда я вошел в класс, мальчишки дружно закаркали, махая руками, изображая крылья. Слухи распространяются с бешенной скоростью. Как я потом узнал, Светка поделилась услышанным от меня только с двумя подружками во дворе, хотя клялась хранить тайну. Через день знал весь двор и вся школа.
   Теперь, кроме Птена, я стал Вороном и Каркушей.
   - Эй, Вадик, - кричал Витек, - накаркай математичке какую-нибудь болячку, влом писать контрольную!
   С Витьком у нас были непростые отношения. Он, пожалуй, единственный из ребят не просто меня игнорировал, а наоборот пытался задеть, оскорбить, обидеть, подначить при любой возможности. Когда я встречался с ним взглядом, то каждый раз видел в глазах мальчишки недобрый огонек. У меня же только один его вид уже вызывал внутри неприятное ощущение, заставлявшее сжимать кулачки, опускать голову и отходить в сторону.
   У Витька был бультерьер, которого хозяин с собой везде таскал. Они были чем-то похожи, у обоих тупые выражения морд и маленькие поросячьи глазки. Как я ненавидел этого противного пса! Сколько раз покрывался холодным потом и чуть не падал в обморок, когда слышал за самой своей спиной его лай и крик Витька:
   - Ну-ка, Арчи, сожри этого Птенчика! – а потом хохот.
   В тот день, когда стало известно о Светкином предательстве, я зашел вечером в ее комнату:
   - Зачем ты разболтала? Ты же обещала!
   - Ой, Вадик, не смеши, все же знают, что ты ненормальный. Никого не удивить этим. Мало ли что обещала. Не приставай! – она надела наушники плеера и отвернулась к монитору компьютера.
   
   3.
   В один из летних дней каникул перед выпускным классом, я, как обычно, сложив в сумку краски и кисти, отправился на крышу в свой любимый дальний закуток. У выхода из будки, куда приводила металлическая лестница с последнего этажа, расположилась большая компания во главе с Витьком.
   Арчи, заметив меня, злобно зарычал, наклонив свою противную морду.
   - Не пугай его, Арчи, а то еще улетит, - захохотал Витек, - ты себе гнездо уже свил, Каркуша?
   Последние слова потонули в дружном смехе остальных.
   Я, потупив взор, прошел мимо, ничего не ответив.
   В этот день краски ложились особенно хорошо, мне, как никогда, удавалось передать сияние неба таким, каким его можно увидеть только находясь в нем. Я, не разгибая спины, склонялся над альбомом, когда услышал какой-то шум, чем-то твердым постукивали по железу. Вздрогнул, распрямился и поднял голову.
   На обитом металлическими листами парапете, ограждающем край крыши, стояли два ворона. Мне хватило одного взгляда, чтобы понять, что это пара – он крупнее и стоит чуть впереди меньшей размерами самки. Они стояли и смотрели на меня, а я, замерев, не мог отвести глаза от этой прекрасной и совершенной картины - изумительных, правильных форм.
   В лучах солнца их оперение сверкало металлическим слегка фиолетовым на спинах и зеленоватым на груди отливом.
   Самец чуть приподнял голову, немного распушив свою «бороду», не спуская с меня, как мне казалось, внимательного, изучающего взгляда.
   Немая сцена продолжалась несколько минут, потом прозвучало гортанное: «Крух», и самка послушно, подпрыгнув пару раз, оттолкнулась от поверхности парапета и взлетела, следом последовал и самец. Расправив свои длинные, сильные крылья они заложили вираж, сделали круг над моей головой и улетели, делая редкие взмахи.
   Когда самец при взлете повернулся ко мне спиной, я увидел белое пятно у него на затылке, будто клок седины.
   Я находился в прострации еще долго, ведь впервые в этой жизни увидел ворона не в своих видениях, а вживую, на что и не мог надеяться, зная, что в нашем городе вороны большая редкость.
   Из оцепенения меня вывел шорох, оглянулся – вдоль парапета по крыше тихо кралась крыса, а в следующий момент тишину разорвал дикий вопль Витька:
   - Арчи, фас!
   Быстрый стук собачьих когтей по крыше, и вот чудовище вылетело в полной тишине из-за вентиляционной шахты, крыса бросилась прочь, но было поздно, челюсти мертвой хваткой сомкнулись, ломая ей хребет. Довольный пес понес добычу назад.
   Я выполз из своего закутка и увидел, как верный Арчи кладет к ногам хозяина свою добычу.
   - Молодец, - Витек наклонился и потрепал собаку по шее. – Давайте ее здесь оставим, завтра девчонкам устроим концерт, а, ребята?
   - Давай, - поддержали остальные.
   Взяв какую-то палку, Витек откинул дохлую крысу в угол.
   
   4.
   На следующий день, как только встал, побежал на крышу, в надежде опять встретить гостей из своей предыдущей жизни.
   Увидел их в углу – они клевали труп крысы. Я замер, боясь спугнуть их, отвлечь от еды. Не мог оторвать взгляда от этой прекрасной пары.
   За спиной скрипнула дверь, раздалась отданная шепотом команда, и по крыше зацокали собачьи когти. Расстояние было слишком короткое, успел взлететь только самец, а в спину самки впились зубы Арчи.
   Ворон сделал круг и спикировал на загривок собаки, впился в нее когтями и со всей силой вонзил клюв в глаз обернувшегося пса. Раздался душераздирающий то ли вой, то ли плач. Арчи, пытался скинуть с себя птицу, но та продолжала наносить удары мощным клювом, иногда чуть расправляя крылья, чтобы удерживать равновесие.
   Из-за моей спины выскочил Витек с тяжелой палкой в руках.
   - Нет! – заорал я и, прыгнув что есть силы, повис у него на плечах.
   Крупный противник быстро стряхнул меня на крышу, но этой короткой заминки хватило, чтобы ворон успел взлететь и зависнуть над местом трагедии.
   Витек склонился над скулящим псом, поднял его на руки, отпихнул ногой бездыханное тело самки ворона и побежал к выходу с крыши, а я продолжал лежать, перевернулся на спину и сквозь набежавшие слезы смотрел на птицу в небе. Так и пролежал до темноты, пока было видно парящего и не улетающего ворона.
   Проходя через двор, увидел Витька в окружении товарищей, они сидели на скамейке и рассматривали пневматический пистолет в его руках:
   - Мощный, батя из Германии привез. Вчера пробовал, учебник истории пробивает, теперь этому меченному не уйти. Только бы прилетел.
   Я поспешно скрылся в своем подъезде.
   
   5.
   Следующие дни я с утра до позднего вечера проводил на крыше, не рисовал, ждал, боясь, что ворон не вернется и боясь, что он вернется и попадется Витьку.
   Прилетел он на третий день.
   Сделал круг, осматривая крышу, видимо, никого не увидел и спланировал на парапет, расположившись напротив меня. Мы долго, не шевелясь, смотрели друг на друга. Первым не выдержал я, это там в предыдущей жизни, я обладал терпением ворона, а здесь я всего лишь человек.
   Запустил руку в сумку с красками и кистями и вытащил маленький контейнер, в который еще три дня назад насыпал дома черники, которую мама принесла с рынка. Хорошо помнил, как любил эти ягоды в предыдущей жизни. Очень медленно стал приближаться к птице, она не шелохнулась, просто ни на мгновение не спускала с меня глаз. Поставил открытый контейнер к ногам ворона, вернулся на свое место, сел рядом с сумкой. Птица съела несколько ягод, издала какой-то непонятный и невнятный звук, взлетела и аккуратно приземлилась рядом со мной, указала клювом на сумку.
   - Что? – удивился я.
   Опять непонятный звук и легкий кивок головой вверх, мол, ну же, давай, действуй.
   Я неуверенно открыл сумку, высыпал ее содержимое на крышу:
   - Что?
   Ворон сделал шаг и склонившись прикоснулся клювом к альбому.
   - Открыть?
   Опять тот же звук.
   Я открыл альбом и начал медленно перелистывать, показывая свои рисунки, после очередного перелистывания услышал тихое: «Ток».
   Замер, подумал и перевернул лист назад. Ворон наклонился и придавил рисунок клювом, будто давая понять, что дальше листать не надо – это был рисунок, сделанный по воспоминаниям из моей предыдущей жизни. Меня вдруг пронизала безумная мысль:
   - Ты узнаешь? Ты меня понимаешь?
   «Ток».
   В это было невозможно поверить, но я поверил и сказал:
   - Если хочешь сказать: «Да», опускай голову вниз, если – «Нет», то поднимай вверх.
   Ворон опустил голову.
   Я даже не пытался осознать, что происходит:
   - Я в предыдущей жизни был вороном.
   Кивок вниз.
   - Ты знал?
   Кивок вниз.
   - Ты это понял по рисунку или слышал разговоры мальчишек?
   Вниз.
   - Из разговоров? Ты понимаешь нашу речь?
   Вниз.
   Ко мне вдруг пришла простая и совершенно естественная для меня догадка:
   - Ты в предыдущей жизни был человеком?
   Вниз.
   - И ты помнишь?
   Вниз.
   - Ты помнишь только одну свою предыдущую жизнь?
   Голова вверх.
   - Две? Три? Четыре?
   Наконец вниз.
   - А я только одну. Ты думаешь многие помнят?
   Вверх.
   - Ты встречал еще того, кто помнит?
   Вниз.
   - Многих?
   Вверх.
   - Сто? Десять? Пять? Троих?
   Вниз.
   - Это, я думаю, из-за какого-то сбоя в памяти?
   Вниз.
   - А я хочу опять в предыдущую. Мне здесь не нравится, я много не понимаю. А ты?
   Вниз.
   - Ты хочешь опять быть человеком?
   Вниз.
   - Ты, наверное, был сильным…
   Вверх.
   - … и счастливым?
   Вниз.
   Наконец я встретил того, кто мне верит, кто испытывает тоже, что и я.
   Следующий месяц мы встречались каждый день. Или на крыше, если там было пусто, или на дальней полянке в парке за густыми кустами. Я научился четко формулировать вопросы, на которые можно ответить кивком головы, но этих кивков оказалось достаточно, чтобы ворон мне объяснил очень многое, что мне не могли объяснить люди. Но даже он не переубедил меня в моем стремлении назад в мир птиц, где не убивают и не калечат ради удовольствия, а только ради пропитания и защиты, где на сытый и пьяный желудок не берут в руки ружье, потому что охота, где нет равнодушия, потому что нет души, которая вечно требует того, что никто дать не может или не хочет, где не прячут за высокими словами низкие цели, где не калечат чужие жизни ради собственного морального удовлетворения, где не унижают, чтобы почувствовать себя выше. Я еще много не понимал, не мог сформулировать, но уже восставал против этого.
   Но беседы с вороном научили меня мыслить более разносторонне, он же не мог ответить на мои вопросы, а только подтвердить тот или иной ответ, поэтому я перебирал все мыслимые и немыслимые ответы, пока не находил правильного и не видел кивок вниз.
   Он формировал из меня мыслящего человека, умеющего смотреть на все с разных сторон, а не зацикливаться на том, что первое пришло в голову или что тебе ближе, учил находить различные точки зрения и с пониманием к ним относиться.
   
   6.
   В один из последних дней июля я поднялся на крышу рано утром и увидел ворона с сединой на затылке. Его тело было подвешено за лапы к телевизионной антенне, а под ним на крыше виднелась маленькая лужица крови.
   Во мне все помертвело, я не дышал, я ничего не чувствовал.
   - Эй, Каркуша, забирай своего родственничка! – голос Витька прозвучал откуда-то слева.
   Я обернулся, он полулежал, привалившись спиной к будке лифтовой шахты, ухмыляясь, помахал мне рукой, рядом лежал пневматический пистолет.
   Я ничего не чувствовал, я ни о чем, казалось, не думал, медленно пошел к нему, нащупывая рукой в сумке кисть с самой длинной и тонкой ручкой. Когда оружие было найдено, я одним прыжком преодолел оставшееся расстояние, схватил Витька левой рукой за волосы, обхватил его грудь ногами и со всей силы вонзил рукоять кисти в изумленный глаз. От его крика все во мне похолодело, но я продолжал вонзать кисть, выклевывая ему глаза. Наконец он затих, я сполз с него и встал – предо мной лежало тело убитого мной из мести, чтобы удовлетворить во мне это чувство, я понял, что окончательно становлюсь человеком, и это меня напугало.
   За спиной раздался топот, крики. Оглянулся, ко мне бежали ребята, кто-то из взрослых.
   Я знал, как уйти от этих существ, которые не способны оторваться от земли.
   Мгновенно забрался на парапет, расправил руки и, встав на крыло, отправился в свой первый и последний полет в этой жизни.
Александр Граков (Лекса)[13.11.2018 20:21:18]
    Алла Райц
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на рассказ « Без права на возвращение». Автор: Вадим Сазонов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=375548&pid=0
   
   Птица с кличкой «Nevermore»...
   
   Сюжет рассказа Вадима Сазонова "Без права на возвращение", можно сказать, типичен для постмодернистской литературы:
   * есть мифологический герой – проводник между мирами – Ворон;
   * использован прием символического противопоставления добра и зла;
   * в конце рассказа главный герой отказывается от победы, предпочитая другой мир, который в обычном реальном мире называется смертью.
   
   Помимо художественного пласта в этой неомифологической новелле обозначена и более серьезная, чем художественный изыск, проблема – это загадка деперсонализации, которая является достаточно острой и пока все более неразрешимой в наше время.
   Главный герой Вадим (он же Птен) проходит все стадии погружения в ирреальный мир, с каждым сюжетным поворотом все глубже втягивается в процесс подмены или, точнее, потери.
   Сначала это просто "картинка", которая
   "... была полноразмерной, занимая все пространство вокруг меня, если открыты – то она мерцала не очень четкими контурами рядом с тем, что видели глаза".
   Затем, в более старшем возрасте, пришли "...воспоминания из прошлой жизни", в которой главный герой по своим ощущениям был вороном.
   
   Наконец, встреча со старым знакомым, как кажется впечатлительному Птену – ворону с седой отметиной на затылке.
   С точки зрения психологии процесс развития деперсонализации проходит абсолютно точно: главный герой переживает все стадии расстройства, подмена реального мира вымышленным приводит к трагичной развязке – убийству врага и самоуничтожению.
   Тут у критика возникает вопрос: надо ли так точно (по диагнозу) подводить героя к драматической развязке? Но вопрос конечно, риторический, дело сделано.
   У Птена нет иного выхода, как лететь, раскинув руки-крылья в мир, который, как ему кажется, ждет его.
   
   Обычно симптомами ирреального восприятия мира "страдают" натуры творческие, в основном мастера слова, которые с легкостью кочуют из одного мира в другой, как правило, без драматических последствий для окружающих.
   В случае с подростками все и проще и сложнее одновременно, к деперсонализации приводят или стрессы, или травмы, или слишком сложные процессы, которым подвержено видимое пространство. Хотелось бы, чтобы литературное произведение давало подростку шанс научиться выходить из этого состояния.
   Но в рассматриваемом произведении мальчик остается один на один с Вороном, который, хоть и погибает от рук негодяя (отрицательного героя), но утаскивает за собой Птена, "превращая" или обращая его.
   
   Одним словом, грустные, безрадостные размышления охватывают в конце. Новелла не решает проблемы подростка, она их обрисовывает. Безысходность ситуации также не добавляет оптимизма.
   
   Вспомнился "Ворон" Эдгара По:
   "...И сидит, сидит над дверью Ворон, оправляя перья,
   С бюста бледного Паллады не слетает с этих пор;
   Он глядит в недвижном взлете, словно демон тьмы в дремоте,
   И под люстрой, в позолоте, на полу, он тень простер,
   И душой из этой тени не взлечу я с этих пор.
   Никогда, о, nevermore!"
   
   Что заметила из минусов, которые некоторым образом мешают читать рассказ.
   
   Во вступлении, в самом начале повествования многовато и сложновато, на мой взгляд, накручено в плане лексики:
   * "изображения к разряду видений" (почему к разряду? изображения?);
   * "ненормальности функционирования сознания" – (официозно, особенно для размышлений подростка); скорее всего, они скажут грубее, но проще и точнее;
   * "ждал волнительных моментов" – фантазии приходили внезапно...
   * предшествующие моему рождению человеком" – задолго до моего появления (?)
   * "одевала как на выставку" – любила наряжать (?) и т.д.
   
   То есть хотелось бы пожелать автору, если и не упростить, но сделать более естественными размышления (особенно начало) подростка, с характерными для этого возраста жаргонизмами и стилем речи.
   Понимаю, что можно возразить, мол, он в бывшей жизни был вороном, поэтому мудрый, отсюда и "взрослость" лексики, но читатель-то этого не знает, а до конца при таких подводных камнях можно и не добраться.
   
   Еще хотелось бы узнать, как и откуда вдруг взялся Витек, почему он такой злобный. Или все хозяева бультерьеров злые априори? Витек появляется внезапно, он символизирует для Птена реальный мир, то есть зло, которое надо уничтожить. Судя по всему, он или сосед, или одноклассник Птена, или два в одном. К тому же еще и живодер, за что и поплатился.
   Концовка жесткая, непредсказуемая и эффектная, хоть и в отрицательном смысле, что выводит рассказ на уровень новеллы.
   
   Однако меня сомненье гложет, что человек иррациональный способен на такое чувство "стаи" и мести за сородича. Ведь речь не идет об обычном человеческом чувстве, таком как жалость, сострадание к убитой птице.
   
   Вот такие неразрешимые вопросы возникли у критика. Буду рада, если в ходе дискуссий получу на них ответы.
   
    Алла Райц ,
   /член Когорты Критиков проекта "Платон мне друг..."
Вадим Сазонов[13.11.2018 21:16:10]
   Алла,
   спасибо огромное за Ваше мнение.
   Попытаюсь в некоторых вопросах оправдаться.
   Когда мой младший сын учился в старших классах в школе Алферова и его товарищи приходили к нам домой, я заслушивался, как они (совсем не по "подростовски") высказывают свои мысли. Их речи, на мой взгляд, могли позавидовать многие взрослые.
   
   Ворон, кончено, не проводник между мирами. Я не верю в несколько жизней и т.д., я склоняюсь к тому, как сам герой определил: "относя изображения к разряду видений, какой-то ненормальности функционирования сознания".
   
   По поводу: "предшествующие моему рождению человеком" – задолго до моего появления", он же был уверен, что появился давно, еще в прошлой жизни, поэтому подчеркивает, что именно перед его рождением в качестве человека.
   
   ""одевала как на выставку" – любила наряжать" - я думаю, это от отца-бизнесмена, который часто участвовал в выставках, говорил о них дома, готовил для них лучшие образцы своего товара и т.д.
   
   "Ведь речь не идет об обычном человеческом чувстве, таком как жалость, сострадание к убитой птице." К таким же "обычным" человеческим чувствам относится и чувство мести, отличающее его от других животных. Поняв, что он тоже подвержен этому чувству, герой и испугался, что окончательно превращается в человека.
   
   Еще раз спасибо!
   С уважением
   Вадим
Алла Райц[14.11.2018 00:35:26]
   Вадим, спасибо за спасибо.)
   
    Я согласна, что подростки любят умничать, рисоваться друг перед другом красивыми "взрослыми" словами. Есть такое.
   
   Но ведь в начале рассказа мальчик как бы говорит сам с собой, ему не надо казаться умнее, не надо и глупее. Поэтому некоторая канцелярская или точнее сказать - формальная лексика мешает поверить в искренность героя.
   Ведь по сути дела начало должно быть исповедальным, а читатель, как мне кажется, должен бы слышать голос мальчика. Пока голос теряется в шорохе "бумажных" фраз и выражений начала.
   Конечно, не навязываю, но, как правильно заметил рецензент-инкогнито,­ в крайнем случае все могут остаться при своих))) (мнениях).
   Но все же советовала бы: дать прочитать начало подростку, а потом попросить его пересказать своими словами, уверена, лексика будет отчаянно другой.
   Считаю тему очень важной и своевременно поднятой в жанре короткого рассказа, поэтому хотелось бы, чтобы она и прозвучала на все сто.
   
   Творческих Вам успехов
Вадим Сазонов[14.11.2018 06:43:55]
   Алла,
   спасибо.
Александр Граков (Лекса)[13.11.2018 20:38:57]
    Олег Минкареев
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   
   на рассказ « Без права на возвращение». Автор: Вадим Сазонов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=375548&pid=0
   
   Критиковать чужое произведение вещь неблагодарная, потому как всё равно критик и автор остаются при своих – при своих мнениях. Хорошо, что не нужно оценивать, как в конкурсах.
   Начинаю читать и тут же писать впечатления, как путевые заметки.
   Название “Без права на возвращение” пока ничего не сказало – может быть, там герой (герои) это отправленный в тыл врага агент, чтобы остаться там навсегда, как Штирлиц. А может, это и казачок засланный.
   Ладно, посмотрим.
   
   Часть 1.
   
   Первая фраза сразу даёт представление о том, что речь о реинкарнации. Понятно, что раз в названии о возвращении, то это о возможности вернуться в прошлую жизнь. Или, побывав в своём прошлом, захотеть назад – ан нет.
   Оказывается, это рассказ старшего школьника. Образован он хорошо, как следует из употреблённых слов и выражений:
   “статические… динамические… функционирование сознания“.
   Если встретятся подобные ниже – вернусь (в этой жизни) и дополню.
   Дальше появились сладкие некоторым сердцам красивости: “перехватывало дыхание и замирало сердце… волнительных моментов (о!!)“.
   Оказывается, в прошлой жизни рассказчик был не человеком, а…
   Пока не ясно, кем.
   
   Часть 2.
   Описание семьи с небольшими подробностями о благополучии и достатке.
   Мама “баловала, тискала, дурачилась, но перед тем, как пришло мне время идти в школу, родилась моя сестра – Светка…“
   Так надо понять, что додурачилась. Замечу, что в кругу моего общения подобное быстро перелистываемое время обозначают так: «Шли годы. Смеркалось».
   Папа. О папе скупо. Значит, папа дальше не играет.
   Дальше встретился дословный перевод английской фразы: «He did not have a single free minute». Может быть, ещё раньше школьник был подданным королевы… Божией Милостью Великобритании и проч.
   Да, это жизненно: более сильные паршивцы могут и затюкать умненького слабачка. Печально, но факт. Но если мальчишка изъясняется подобным образом: “под воздействием игнорирования… понял причину отсутствия
   уюта и удовлетворенности…“,­ то многое понятно. Ленюсь вносить их в начатый выше список заумностей, хотя и обещал себе.
   А тут, кажется, придётся пояснить: “Но в этом объединении был исключительно рационализм“.
   Рационализм это способ познания, основанный на разуме, что близко, но не равнозначно понятию рациональность. Школьник – что с него взять.
   
   Моё это дело, приглашённого рецензента, нет ли, но покажу правильное написание:
   “Хоть и НЕХОРОШО так говорить о близких, но она была глупа, зато В ОТЛИЧИЕ от меня имела уйму подруг”. О! Вот и ещё – в конце фразы – Туманным Альбионом повеяло.
   
   Начинает проясняться: в прежней жизни мальчик был птицей. Вот и светлый текст, это где о небе. Спокойно, без вычурностей и мелодраматизма, потому и хорошо. И про то, как летал, хорошо. Но все беседы с сестрой описаны так себе.
   Наконец-то: ворон. Отличный выбор: птица эта всегда считалась довольно сообразительной. А ещё это птица не стайного поведения. Значит, тоже немного горда и одинока. Удачная преемственность характера героя из его прошлого в настоящее.
   В этих же абзацах впервые появилось имя героя рассказа – а то я всё: мальчик да мальчик. Буду знать. Хотя, вероятно, теперь более значимым будет прозвище Ворон (Каркуша).
   Появление злобного Витька и его бультерьера неспроста: предвидится конфликт. Интересно, какова будет роль этого Арчи. Собаки гоняются за птицами… Ладно. Поглядим.
   
   Часть 3.
   И опять сильные строки – это где о прилетевшей паре воронов. Вот здесь явная авторская удача. Это из настоящей прозы. Сделаю поспевший локальный вывод для себя: уплотнить бы ему, автору, в смысле, сжать, сократить те фрагменты, где про дом-семью, беседы с сестрой – строже, жёстче был бы рассказ, качественнее.
   Наткнулся на: “в прострации“. Где там мой (то есть Вадика) словарик умностей… Ладно. Опять лень. Но за это ухмыльнусь над “Я, потупив взор, прошел мимо”.
   Дохлая крыса – неспроста, думаю.
   
   Часть 4.
   Гости из предыдущей жизни.
   Нарастание конфликта. Первые жертвы.
   Вся часть построена и описана вполне чётко, вообще нормально. Моё внимание и интерес возрастают.
   
   Часть 5.
   “это там в предыдущей жизни, я обладал терпением ворона, а здесь я всего лишь человек “. Недурно. Да, да – эти птицы отличаются своим терпением.
   Беседа с вороном – апогей фантастичности в рассказе (к этому моменту). Вернее, до того она не просматривалась вовсе.
   Пока размышляю, напишу хоть это: иудейский царь Соломон вообще понимал язык зверей и птиц. Но автор не пошёл по проторённому пути – он придумал своеобразный стиль беседы с птицей. А что – а интересно. Есть ли перебор – ну, немного.
   
   Но тут автор явно начал перебарщивать – он решил сообщить о глобальных неурядицах в человеческом обществе. И пошли высокие, даже высокопарные изречения: “не калечат чужие жизни ради собственного морального удовлетворения… Он формировал из меня мыслящего человека, “ (да и словарик пополняется).
   Если есть потребность сообщить своё отношение к проблемам поведения личностей в обществе, то нужно было взять в герои рассказа взрослого.
   А подростку и своих проблем достаточно, чтобы захотеть вернуться в своё прошлое птицей вороном.
   
   Часть 6.
   Друг, даже учитель, ворон убит.
   Была у меня мысль: неужели всё закончится красивой сказкой – улетит Ворон вместе с другом (как уж он оперится в прямом смысле слова – мало ли). Но нет, весь рассказ до этого, особенно поведение юного негодяя Витька, никак не могли привести к сладкому концу. Автор просто не мог сфальшивить.
   “вонзил рукоять кисти в изумленный глаз“. И интересно “рукоять“, и недопонял я идею: вроде бы что-то птичье должно тут – когти, например.
   
   Ай, хорошо: “встав на крыло“. И это чётко, строго, логично: “ отправился в свой первый и последний полет в этой жизни“.
   
   ***
   
   Перечитал свой отзыв.
   И теперь вернусь к названию “Без права на возвращение“.
   Уже из первой фразы рассказа понятно, что не о засланном казачке идёт речь, а дальше запахло атманом, кармой и прочими повериями из древности седой, впрочем, здравствующими и в наше просвещённое время. Не припомню, чтобы в учении о реинкарнации упоминалась возможность прямого возвращения в какую-либо прошлую ипостась – только возвращение воспоминаний.
   Но герой – Вадик, Ворон – решил ввести это право. Что ж – название считаю вполне подходящим.
   
   Всё, что я хотел и мог сказать – сказал. Давать итоговые оценки – это не ко мне. Спасибо за терпение.
   
    Олег Минкареев,
   /Рецензент-инкогнито­ проекта "Платон мне друг..."/
Вадим Сазонов[13.11.2018 21:27:46]
   Олег,
   благодарен за Вашу рецензию!
   
   По поводу стиля речи подростка уже написал в ответе Алле.
   По поводу отца - сын использует стиль речи своего отца, описывая его занятость, а стиль общения деловых людей близок по лаконичности и определенности к английскому.
   
   Про рационализм и рациональность - спасибо!
   
   На мой взгляд, который формировался при общении с подростками, они гораздо четче и ярче чувствуют, прямее высказываются о "глобальных неурядицах в человеческом обществе", чем мы - взрослые, которые уже к этому всему привыкли, не замечаем, относимся, как к нормальному.
   
   Еще раз, огромное спасибо!
   С уважением
   Вадим.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта