Макс-Резус Фактор Рецензия-размышление на переделанный рассказ
«Артист». Автор: Ольга Гаинут http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=377532&pid=0 Уважаемая Ольга.
Раз уж мы пошли по второму кругу, то сразу о деле.
Я внимательно прочитал вашу переделку. Увидел, что кое-что вы подправили в отдельных фразах, следуя советам критиков первоначального варианта. Что-то удачно, что-то не совсем, но об этом позже.
ОБЩЕЕ
О герое Максиме Посмотрим на этот показательный фрагмент:
«Повзрослев, парень играл с детьми на площадке,
заботился о
животных, любил людей».
Первое выделенное мной вполне может быть продолжено так:
охранял природу, следовал советам старших и т.д.
Это же самые что ни на есть общие слова. Это обезличенный текст. Это даже не штампы – это лозунги, которыми можно призывать, но и то, хоть чуть конкретизируя: о каких животных заботиться (обо всех бездомных собаках в их городе, о дворовых пёсиках, о слонах на Цейлоне, о змеях в Сахаре…..).
О приморских тиграх, правда, можно заботиться и издалека: приобрести карточку «Амурский тигр».
Здесь можно продолжить такими же обобщёнными выражениями, например,
«старался помочь» (чем, как…?)
Каких людей он любил и в чём это выражалось. Всех-всех?
Кстати говоря, ведь он так, правда позже, думает о своей жене:
«И с охладевшим от горького разочарования сердцем понимал, как же он обманулся». Вот вам и всеобъемлющее человеколюбие.
Продолжение фрагмента: «
Хорошие качества души, юмор, задор он
раздаривал всем, обогащая себя этим».
Вы, продолжая, опять же не сообщаете ни о чём конкретном: хороших качеств души много, не говоря уже о том, что нигде и никем этот список не утверждён и не проштампован печатью.
Эти две фразы уже «убивают» весь рассказ – и любой другой бы убили. Можете ли представить себе, что в живом общении кто-то так рассказывает о знакомом ему человеке. Нет, конечно. Уверен, что нет.
О жене героя Следующий момент, который почему-то усилился в этом варианте рассказа – это описание жены Максима, Татьяны. Вы решили педалировать её плохие качества, но получилась почти сатирическая карикатура.
Первое, что я не понял – а зачем? Зачем обрисована чуть ли не Медуза Горгона? Оттенить достоинства Максима? Показать, что она чуть ли не довела ребёнка до гибели? Именно таким образом доказать, что брак героя оказался неудачным (не то слово!), что это ещё один страшный удар судьбы?
И мысли Татьяны, и поступки описаны гротесково.
Впечатление, что был взят список известных человеческих качеств, которые розданы так: хорошему человеку – хорошие, плохому – отвратительные. И дело с концом.
ЧАСТНОСТИ
Здесь отдельные замечания о качестве выражений.
«На манеже он расцветал, словно удивительный цветок, который на первый
взгляд ничем не привлекал, а, распускаясь, поражал красотой».
Расцветал… цветок и распускался (цветок) синонимы понятий.
Этот фрагмент рассмотрю по частям
а) «И сочинял нескончаемые смешные истории. Ведь на его представления приходят дети».
Как связаны эти два предложения, что это здесь «ведь».
б) «Он так высоко поднял для себя планку,
что непременно пытался правильно рассказать детишкам - будущим жителям планеты - о сложных вещах простым, понятным и весёлым языком».
Это:
пытался правильно рассказать детишкам. То есть сам не был слишком уверен в правильности понимания…
Ну, про
будущих жителях планеты я писал в прошлый раз. А сейчас они не жители?
«беседовал с пятилетней малышкой, как со взрослой
и умной девочкой»
Первая часть после как – понятна. Но вторая:
как … с умной девочкой.
Нехорошо!
«Татьяна,
оставаясь одна дома, открыто издевалась над мужем. Ей нравилось
вслух смеяться над Максимом».
Открыто – это в присутствии кого-нибудь. И вслух это примерно так же.
«Мне от тебя ничего, кроме денег, и не нужно, -
спустя три года всё так же разговаривала она
с воображаемым мужем, ушедшим час назад на работу.
Воображаемый муж – это придуманный себе.
Три года… на час… – впечатление, что все эти годы он сидел дома
«Он, как всякий душевный человек, давно понял, что не получается у
них хорошей семьи, но ждал, что жена повзрослеет, изменится».
Тоже писал об этом в прошлый раз: где же это он,
готовый помочь?
Это не
душевность, а пассивность чистой воды, да и эгоизм..
«Дочь оттянула на себя внимание мужа». Но ведь выше было ««Мне от тебя ничего, кроме денег, и не нужно»
«И
дочь - славная: красивенькая, умненькая, рассуждает, уж не в меня, думает о чём-то, рисует после раздумий».
Неужели мать так тщательно скрывала эти мысли от отца девочки (да и от нас, читателей), что он не мог помочь жене превратить тёплые слова в реальную заботу о ребёнке. Впечатление, что это признание Татьяны случайно оказалось в тексте рассказа.
«Но в неё ничего не проникает, - с отчаянием думал Максим о жене.
Фразочка и не хороша вообще, и двусмысленна… до ухмылки.
«… дочь не любит, равно как музыку и книги». Так ли это «равно»? А уж шаблонность про необходимость любви к музыке и книгам аж зашкаливает.
«Тело горело. а внутри себя Максим чувствовал пустоту…»
Тело горело. Помню, что раньше были подробности, от чего это оно так, но кто-то из критиков пожурил за них – и теперь оно стало гореть само по себе.
Ну и а
внутри себя это уже вне тела?
****
Думаю, что я сказал достаточно.
Ольга, мои вопросы не требуют от вас ответа в этой теме «Платона…» – ну, разве что есть что-то непонятное в них.
Если считаете представленные здесь мои размышления полезными – используйте. Если нет – пусть так.
Ваш
Макс-Резус Фактор ,
/ Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/