Клуб Красного Кота
Конкурс юмора. Этап 4








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Буфет.
Истории за нашим столом
ПОЭТЫ-ФРОНТОВИКИ
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Регистрация автора
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Мексики
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Встречи. Студия прозы
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Встреча № 65. Джон Маверик. "За всё надо платить"Ответить
   Уважаемые дамы и господа! Студия Прозы приглашает всех авторов и гостей портала на встречу №65 с Джоном Мавериком!
   В Литературной мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки». В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения!
   «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гёте
   
   Состав Студии Прозы (в скобках указана текущая очередность рецензирования):
   
    1. Гринберг Мария (3)
    2. Маверик Джон (4) John Maverick
    3. Немежикова Ольга (2) - ведущий
    4. Сазонов Вадим (1)
   
   Подробная информация о нашей деятельности изложена в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании!
   
   Сегодня рецензируем рассказ Джона Маверика "За все надо платить":
   
    http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=374071
   
   Джон Маверик: было бы интересно узнать мнения о рассказе.
   
   
   Приглашаем авторов портала с гостевыми рецензиями!
   Всегда рады вашему вниманию!
Ольга Немежикова[19.04.2018 07:27:17]
   Рецензия Вадима Сазонова
   
   Героиня мечтает о семье, детях, получает все это, но оказывается семья и дети – это не только радость и счастье, но еще и труд, обязанности, усталость, непонимание, раздражение и т.д.
   Начинает мечтать героиня о бездетной, беззаботной жизни.
   Получает ее – Париж, любимый мужчина и никаких детей и забот. Но обуревает ее тоска – хочется детей (дочку и сына, или хотя бы дочку). Она даже готова иметь больного ребенка.
   Получает больного ребенка со всеми сопутствующими проблемами. Измотанная ими, женщина мечтает о спокойной жизни с домашним любимцев, без каких-либо людей.
   Получает и это, и опять все плохо, остается только мечта о полном одиночестве.
   И это сбывается.
   А впереди последняя мечта о смерти, которая тоже сбывается.
   Все мечты женщины сбылись.
   Рассказ на тему – хорошо там, где нас нет.
   Не всегда реализация мечты приводит к тому, что ждал от этой самой мечты.
   
   Написано, как всегда, хорошо с яркими (не по количеству цветов, а по тому, как легко они представляются) картинками из жизней героини. Но вот что странно, эмоций и переживаний за героиню почему-то не возникло. Как порой бывает когда стоишь перед прекрасно, профессионально написанной картиной, все в ней выверено, все точно, никаких сомнений в таланте художника, а вот за душу не берет, смотришь на полотно, как на фотографию, не чувствуешь в нем частички души художника. И здесь, в рассказе, есть ощущение отстраненности автора, он, как документалист, просто запечатлел эпизоды из жизни героини без особых своих переживаний по этому поводу, что называется, без комментариев.
   
   Замысел автора стал понятен после первого перевоплощения Розанны.
John Maverick[19.04.2018 21:34:36]
   Вадим, спасибо большое за рецензию!
   Да, именно так - все мечты сбылись, а счастья как будто и не было. Или все-таки было? Счастье - не столько непрерывное состояние, сколько отдельные яркие мгновения, а все, что между ними такое вот, как в рассказе.
   Ощущение отстраненности, наверное, возникает из-за выбранного фокала. Чтобы сопереживание включалось, нужно было выбрать или фокал главной героини или повествование от первого лица.
Ольга Немежикова[19.04.2018 07:28:18]
   Рецензия Марии Гринберг
   
   Не дай бог никого сравненьем мне обидеть!
   Но как же критика Хавроньей не назвать,
   Который, что ни станет разбирать,
   Имеет дар одно худое видеть?
   
   (с) И.А.Крылов, «Свинья»
   
   А как назвать автора, с избытком наделенного сим даром да в придачу художественным талантом, позволившим трюизм «за всё надо платить» развернуть до полноценного печатного листа?
   Да, у всего в жизни есть теневая сторона — и у счастливой семейной жизни, и у успешной карьеры, и у любви к малым сим.
   Да, такова натура человека: никогда не доволен он тем счастьем, что ему выпало, всегда чужой кусок кажется толще, и те же многодетная мама и акула бизнеса могут искренне завидовать друг другу, клясть судьбу за то, что самого лучшего она им недодала.
   Да, разумеется, все мы в конце концов будем там, у Него…
   О чём ещё писать, как разбирать подобные тексты — право, не знаю.
John Maverick[19.04.2018 21:39:26]
   Мария, благодарю за отклик! Тоже не знаю, как отвечать на такие рецензии, кроме банального: спасибо большое за внимание к моему тексту.
   Я так понял, что сама по себе идея Вам показалась не стоящей воплощения. Но это уже вопрос непростой и обширный - о чем стоит писать, а о чем не стоит.
Ольга Немежикова[19.04.2018 07:29:57]
   Рецензия Ольги Немежиковой
   
   Как всегда, рассказы Джона вызывают непосредственный читательский отклик и приглашают высказаться по ходу повествования. Полагаю, живые читательские впечатления автору будут интересны как вариант первичного прочтения, а потому привожу полностью — самой интересно! Наперёд выскажусь, что «диалог» с автором по поводу перипетий коварной судьбы премного поднял мне настроение, даже взбодрил, поскольку сравнение не в пользу героини. Итак, прочтение.
   
   Так поняла из первого абзаца, что Розанна животом толкает коляску, потому что обе руки у неё заняты. Впрочем, бывает. У женщин в обычае иметь много рук!!!
   Пожалуй, рассказ предлагает полемику о том, что за все на свете надо платить, и платить деньгами. Не любовью, не заботой, не бессонными ночами у детской кроватки. И вовсе не рука, качающая колыбель, правит миром, а рука с зажатыми в ней купюрами.
   Да, за всё на свете надо платить, кто бы спорил. И тем не менее, чем богаче общество, тем меньше в нём детей (если за них не приплачивает государство в размерах, сопоставимых с заработной платой). Хотя и в войну рожали детей, потому что детей рожать необходимо (в прямом смысле слова), и женщине это не надо доказывать: дети — продолжение жизни, а времена не выбирают.
   Если бы, рожая детей, женщина задумывалась, во сколько ей обойдётся сиё предприятие, мало вероятно, что оное бы осуществилось, ибо расчёты не в пользу размножения. К счастью, нормальные женщины расчёты эти не делают, поскольку всему своё время и надо жить по средствам — ничего страшного, дети вырастут в любом «достатке», таково их свойство. Бог дитя дал и на дитя даст — гласит народная мудрость. Надо отметить, что лишь в крестьянском хозяйстве дети были заведомо «выгодны», так как с измальства встраивались в семейный труд, ребёнок — синоним «работник», только маленький. Пока.
   Розанна неплохо обеспечена, но всегда вокруг те, кто обеспечен лучше. Вдруг вместо радости дети дали Розанне почувствовать неполноценность из-за неимения карточки, на которой деньги лежат... Но у неё и раньше, так понимаю, карточки этой не было! Как и нужды, видимо, в деньгах — особой.
   Конечно, дело не в деньгах, а в отсутствии любви, родной души. Кто для неё муж, мы не знаем. Видимо, они друг другом увлеклись на физическом уровне, не духовном, и Розанна доступный ей план кинулась расширять, за что упрекнуть, конечно, нельзя — ход вполне законный.
   Не ясно, что ей мешает любить детей? Упрёки мужа? Упрёки детей в недостаточном обеспечении?!! Розанне всего-то тридцать лет, дети растут быстро, вполне успеет профессию какую-нибудь освоить и влиться в социальную жизнь. Люди и в семьдесят меняют профессию — какая разница, когда — было бы желание!
   Устраивать трагедию из-за денег, по меньшей мере, странно. А вот по поводу того, что муж — чужой, да, имеет смысл задуматься о дальнейшей совместной жизни или своей рядом — осознать хотя бы: что это было, чего ради приключился этот союз, и чем сердце успокоится.
   «Еще полгода назад она бы и не задумалась о цене сапог» - Розанна всего-то полгода испытывает трудности с деньгами, срок, скажем прямо, ничтожный, чтобы доводить себя до состояния стресса. В этой жизни нехватка денег — вещь банальная и если на оном циклиться, так лучше сразу завернуть земное странствие на погост. Розанна просто оранжерейный цветок...
   С чего сапоги дорогие, если они из кожзаменителя? Намёк на то, что она натуральные никогда и не носила — так почему же её безденежье удивляет?
   Как всегда, прекрасные описания изображённого мира созвучны внутреннему состоянию героини во всех её воплощениях. Респект!
   Тревоги, безденежье, чувство вины, ощущение собственной никчемности — отныне ее постоянные спутники. Мне кажется, героиня крепко преувеличивает свои проблемы. С тревогами по поводу себя вполне можно справиться. По поводу детей она, кстати, совсем не тревожится. Розанна имеет жильё (не болит голова, чем платить), она законная супруга, в случае развода ей гарантированы алименты (они и без развода гарантированы, коль на то пошло) либо пособия какие-то, дети посещают социальные заведения, значит, через пару лет она вполне может выйти на работу, чтобы было поменьше времени думать о своих надуманных, по большому счёту, горестях. А то и выйдет повторно замуж — ведь и сама не старая, да и дети скоро вырастут, станут самостоятельными, должны, во всяком случае.
   «За сорок» - почти старость? Это в наше-то время?! Да она что, лес валит, не доедает, не досыпает, ограничена в питье чистой воды, чтобы стариться так рано? Вокруг полно женщин много старшего возраста и вполне счастливых, только Розанна упорно никого, кроме себя, не замечает.
   В общем, героиня, не сказать, что вызывает глубокое сопереживание. Хотя чисто по-человечески понимаем, что любого могут посетить грустные мысли, а то и ввергнуть в депрессию на, казалось бы, пустом месте, хотя, если копнуть, то внутри окажется неудовлетворённость собой и непонимание происходящего, ещё точнее — одиночество и вопль «меня никто не любит!»
   
   Ни один человек не способен уехать от самого себя, от собственных ошибок, от жестокого внутреннего озноба, от нелюбви. Дойдёт ли до Розанны-Клэр, что только сам человек может стать счастливым, что никто — ни любимый, ни дети, ни деньги, ни друзья, ни, тем более, чьи-то мудрые советы его счастливым не сделают?
   Я совершенно поначалу не поняла, почему занятие бизнесом не позволило Розанне рожать детей? Видимо, в этом воплощении она кондовая потребительница (дети создают массу «неудобств») и в их большую с Пьером любовь просто не верится. Как и в «карьеру»: что за «карьера» - магазинчик?! Впрочем, разгадка отсутствия детей ниже очень даже приведена: а вдруг уродом родится? Вот стыдоба-то... Для этого и «старой»-то быть совсем не обязательно — молодая улыбающаяся мама «солнечной» девочки-дауна это наглядно продемонстрировала. А вот думать о подобной возможности (рождения неполноценного ребёнка) очень даже злокачественно. Хотя женщины на Руси и под шестьдесят умудрялись рожать полноценных детей. Последышами назывались и были горячо любимы. Впрочем, это, видимо, уже достояние леты. Но вернёмся к нашим баранам.
    Теперь Розанна единственную радость начинает углядывать в совершенно ей недоступной реализации — в улыбке ребёнка. Хотя, казалось бы — усынови! В конце-концов, у родственников обычно полны горницы детей (и не важно, что седьмая вода на киселе), и все будут рады общению с тётей-дарительницей подарков и наследства (этот момент во все времена весьма стимулирует к нежным чувствам, хотя так хотелось бы о высоком!)! Неужели они с Пьером оба из детских домов?!
   
   Воплощение третье и самое жёсткое. Теперь Розанна и общественно-значимым­ трудом занята (учительница) и родила дочку, только та — инвалид. Но Ольга Ивановна, чем дальше, тем больше воспринимает свою дочь ближе к животному. Ад конкретный. Обычно в таком состоянии вместе не живут — это просто опасно. Но Ольга давно махнула на свою разрушенную (дочерью?) жизнь рукой. Впрочем, откровения героини мы скоро прочитаем.
   Так дико устроен мир, что и чудо порой неотличимо от беды. Никогда не знаешь, что для тебя по-настоящему хорошо.
   Надо отметить, именно в этом воплощении к образу героини нет вопросов, ни каверзных, ни серьёзных. Советы неуместны и невозможны. Жизнь, как она есть. Все ходим под Богом. Оглянись — вокруг судьбы, одна другой страшнее, и твоя на их фоне просто сыр в масле. Вот идёт с палочкой слепой, а вот отец уже тридцать лет дочь катает в инвалидной коляске, мама умерла родами. Тот наркоман, извёл всю семью. Этот рецидивист, безнадёжен по-детски. В переходе просит подаяние обгоревший юноша в маске, с ампутированными руками. У многих граждан жилья нет и уже никогда не будет. Здесь волчанка, там СПИД. В общем, всего полно, чтобы при известном складе умосозерцания чувствовать себя на седьмом небе от счастья пребывания в этом лучшем из миров.
   
   Четвёртое воплощение — Бабка Сто Кошек — крест соседей, которых, как родственников, не выбирают. Душа-пиявка — вампир ещё тот… Полая изнутри, она стала дудочкой, поющей о скорби — безвольной игрушкой злого ветра. (...)
   Кошка не разочарует, потому что от нее ничего не ждешь. И, как в другой жизни, много-много лет назад, Розанна, сама того не ведая, попала в ловушку неутолимой любви. (…)
   Розанна не знает, в какой момент и почему, но что-то пошло не так. Она уже забыла, когда из одинокой и слегка депрессивной, но вполне приличной женщины превратилась в Бабку Сто Кошек. А может, она всегда была ей — в душе. Старость не лепит из нас нового человека, а только выявляет нашу глубинную суть, как солнечный свет выявляет красоту или уродство пейзажа. (…)
   С тревожным недоумением Розанна осознала, что не хочет больше ни любви, ни ласки, ни душевного тепла, а только покоя. Чтобы никто не крутился под ногами, не мяукал, не вонял, не кричал во дворе.
   
   Пятое воплощение: Розанне уже восемьдесят лет. Когда-то чужое счастье вызывало у Розанны зависть, потом — боль, а затем — легкую грусть. Сейчас она принимает его спокойно. (…)
   - Чего же ты хочешь, женщина? Все твои желания исполнились, а ты все равно не рада?
   
   А теперь к теме, заявленной самим заголовком рассказа. За всё надо платить? На самом деле, заголовок не совсем ясен. За что пришлось платить Розанне? За потребность в любви или, таки, за пустоутробие? За факт жизни? Розанна — довольно странная женщина. Она без корней… Соответственно, без будущего. Как будто ветер занёс из космоса семечко неведомо куда, оно проросло, не зная, что его ждёт, и не зная, что из него вырастет — жило как могло, пока не угасло. Какая-то пассивная судорога по течению жизни, которая, надо отметить, услужливо исполняет страстные мольбы героини в последующих воплощениях. Но ни планов, ни, соответственно, цели, мы не наблюдаем — Розанна живёт, просто живёт... Были мечты — оказались иллюзии. Оказалось, дети — не только радость, а вдруг — расходы, разочарования, боль, а то и позор. Список продолжит любой, а ведь Розанна дальше «расходов» в этой жизни ещё и не докатилась: маленькие детки — маленькие бедки! Инвалиды на голову непредсказуемы (о людях здоровых умолчу), а кошки плодятся.
   Остаётся впечатление, что Розанна словно ждала волшебника, который устроит её жизнь: муж, ребёнок, кошка… Или сама по себе жизнь как-то устроится. Она и может устроиться «сама», но обычно такое прелестное «самоустройство» — забота родственников. Розанна же как страдающий участник эксперимента, только ей, в отличие от массы людей, почему-то не на кого опереться. Тотальное одиночество. Даже товарищи по несчастью где-то в другом мире, и есть ли они? Наверное, она одна такая…
   Но кто бы спорил, Розанна — не уникальность. Жизнь не зря определена как дар божий, которым каждый распоряжается по своему усмотрению. Нет усмотрения — тем хуже, потому что обидней в конце: остаётся лишь сетовать, что не повезло. Рассказ, продолжающий тему «Сон разума».
   По большому счёту, ни в одном случае Розанна не оказывалась в безвыходной ситуации. Но так уж устроен человек, что не пытаться что-либо изменить, продолжая себя жалеть — проще.
   Кто бы спорил, что за поверхностное отношение к жизни платить также приходится. И всё же я поспорю, что за всё надо платить, в том смысле, что факт оплаты не обязательно фатален и убыточен. Например, мы не бесплатно что-то приобретаем в магазине, но это никого не вводит в отчаяние, ибо будет день и будет пища, то бишь, способ на неё заработать. Жизнь — в обмене, в извлечении порядка и другого не изобретено. Плата — не плата, а сама жизнь, способ её организации.
   Если человек ищет любви — он её найдёт. И не обязательно эта любовь будет тяжким разочарованием. Другое дело, что под любовью подразумевается? Поскольку любовь относится к понятиям метафизическим (за деньги не купишь), у каждого свой взгляд на этот предмет, но как божественно соединение извечно созданного друг для друга, сказал Поэт (Н. Гумилёв)! У нашей героини, увы, не случилось. Ни с деньгами, ни без оных. Так был ли мальчик?
   Вопрос стар, как мир: вошь я или право имею? В том смысле, может ли человек сам устраивать свою судьбу? Только совсем далёкий от цивилизации человек скажет, что человек — заведомо игрушка судьбы. Всемирная литература запечатлела очень много приятных примеров «из грязи в князи». Но герои прикладывали усилия, сплошь и рядом вопреки, прежде всего и невзирая ни на что. Да, «баловней судьбы» не через одного, но они существуют! Хотя, положа руку на сердце: так ли уж все поголовно (не имею ввиду материальный аспект) тянут лямку, влачат юдоль и проклинают земное странствие? Вполне достаточно людей, искренне наслаждающихся фактом бытия, который, понятно, диалектичен! Казалось бы, пойди Розанна ...да просто в библиотеку! Попроси книжку, ну, хотя бы из серии «Жизнь замечательных людей» (даже «проклятых» денег с неё не потребуют!), почитай, наконец, об ужасах войны, да просто сказки детские! Вообрази!!! Нет… Мы будем стенать…
John Maverick[20.04.2018 20:36:36]
   Ольга, спасибо большое за рецензию!
   Да, согласен, ни в одном случае Розанна не оказывалась в безвыходной ситуации. Хотя это, наверное, как посмотреть. Из любой ситуации можно найти выход, если человек к этому способен. И у каждого существует некий порог, которого ему не перешагнуть. То, что один легко разрулит, в крайнем случае отвлечется (например, пойдет в библиотеку), то для другого окажется капканом, ловушкой, из которой невозможно вырваться. Достоин ли такой человек сочувствия? На этот вопрос каждый тоже отвечает по-разному.
   Заголовок на самом деле не очень удачный - слишком прямолинейный на мой взгляд. А за что Розанне пришлось платить? Полагаю, за возможность исправить ошибки прошлого, за исполнение мечты - нельзя намечтать себе идеальную жизнь, где-нибудь да "провиснет". Опять же карма - тем или иным способом ее приходится отрабатывать, и получая одно, человек теряет другое. Такое происходит сплошь и рядом.
Ян Кауфман[19.04.2018 11:33:58]
   "Многие жалуются на свою внешность, и никто на мозги".
   Фаина Раневская.
   Фабула рассказа Джона - это философия жизни. И у каждого она своя, она меняется с годами, с перевоплощением.
   Но героиня (героини) Джона в этом рассказе (Кстати говоря, прекрасно исполненном), открывает в себе истину, что за всё надо платить, и не только деньгами, но и здоровьем, нервами, что существует закон равенства, равенства добра и зла.
   И только зло причиняет боль.
   Конечно, можно и покритиковать автора, за порой сомнительное поведение его героини.
   Но такова героиня - ведь она жаловалась на всё, что угодно, но не на свои мозги. У каждого человека свои тараканы.
   По моим соображениям: Жизнь - это человеческая комедия с трагедией в одном флаконе.
   Спасибо Джон!
John Maverick[20.04.2018 20:40:03]
   Ян, огромное спасибо за реценизию! И что заглянули в обсуждение моего рассказа!
   Да, Вы правы - существует закон равенства добра и зла. Невозможно "вымолить" или "вымечтать" себе только хорошее.
   Поведение героини часто сомнительное, и это верно. Но ведь и в реальной жизни люди не всегда идеальны. Кто-то разумнее, кто-то нет, но все так или иначе совершают ошибки.
John Maverick[19.04.2018 18:04:34]
   Друзья, спасибо всем за рецензии! Чуть попозже отвечу каждому - с огромной благодарностью за критику!
Конкурс на премию "Золотая пчела - 2020"
Конкурс на премию "Серебряная книга"
Конкурс юмора и сатиры имени Николая Гоголя
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов