Встречи. Студия поэзии | Уважаемые дамы и господа! Студия Поэзии Литературной мастерской «Облик» приглашает авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №54 с Наталией Лунёвой! В мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки»! В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения! «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гете Состав Студии Поэзии (в скобках указана текущая очередность рецензирования): 1. Блинов Андрей 2. Карапетян Наринэ (3) 3. Кастрель Дмитрий (2) 4. Лунева Наталия (4) 5. Немежикова Ольга (1) - ведущий 6. Сташевска Инга Подробную информацию о нашей деятельности вы можете получить в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании! Предлагаем вашему вниманию для рецензирования два смелых экспериментальных стихотворения Наталии Лунёвой! Кар-тонные дыры Выходят речки из дыр крученых. Четвертый катет катит никотин к котенку. Нет картин, а только карты раскрутились в кварту. Креативный кретин в сумраке квартир картонных булыжник округлил и сплющил в черный дырбулщил. Сумеречный огонь Радужные струны перебирала, настраивалась на нужный лад, моря химер о миноре беспрестанно моля. Вера в магию слова в невиданные дали вела. Ручей манил крестом из нотных лучей. Престиж склонял эпатажные нити плести. Мера, повиснув на горле, страстные строки смела. Роман интеллектом изломан. Рыбкой опускаясь на дно, превращаюсь в одну из разумных глыб. Умер язык эмоций, вынырнуть из ума не сумел. Сумерками огонь возвращаю – несу мел. Наталия Лунёва: вопрос, как обычно, - как воспринимаются? Чувствуется ли в каком-нибудь из стихотворений "система"? Приглашаем всех авторов портала с гостевыми рецензиями, в том числе во время самой встречи! Всегда рады вашему вниманию! |
| Рецензия Ольги Немежиковой Кар-тонные дыры Сначала география, потом математика (если катет четвёртый, то имеем дело с квадратом или ромбом), далее наглядно истязание беспомощного животного, пустые стены и карты как символы в непонятной операции. Вдруг появляется ЛГ (Креативный кретин), у которого, возможно, безнадёжно ухнула ипотека, утянув за собой реальное жильё. Но чувствуется, что была попытка писать в стиле зауми, которая вроде чёрной дыры, где безнадёжно теряются смыслы. В общем, это как говорить с пьяным в стельку, хотя в окаймляющих строках есть явные указания на контекст, так что всех предупредили заранее. Осмысленно идентифицировать данный набор слов возможным не представляется. Наглядна лишь аллитерация в состоянии вольной абстракции. Сужу по себе. Обычно у меня «идёт» невмятица, когда я не нахожусь в гармоничном состоянии, но эта невмятица, если её «работаешь», свободно катаешь на языке, скоро становится не нужна, я её просто сметаю, и уже «делаю» то, что мне самой интересно и понятно. У меня возникают вопросы. Про что это? Что выражает, какое психологическое состояние отражает? К кому и с чем обращается автор? У той же детской считалки, например, про Шышала-мышала, есть вполне корни, а для детей эта считалка означает мотив для определённых действий, ясно-понятный каждому ребёнку, который хоть раз приобщился к коллективному действу, дабы ознакомиться и усвоить. Мне на самом деле интересна подоплека подобного творчества. Сумеречный огонь Это что-то вроде эпитафии о любви - мне же всюду любовь чудится! Так и быть, пусть это будет любовь к поэзии! О магии слова. Слово, действительно, становится магическим, когда проникает в душу, но для этого его именно из души и надо извлечь. Как таковая звукопись, она, если бессмысленна, то к магии никакого отношения не имеет. «Клиент» должен понимать, о чём ему говорят, иначе «не действует» (разве что сам образ «заклинателя» дюже силён). Язык души, по моему глубокому убеждению - не заумь, это точно. Язык души - это нечто на пределе искреннее, глубина чувств запредельная, да, это никогда умом не добывается, оно именно приходит в состоянии, так полагаю, всё-таки, медитации на чувстве, на абсолютном сосредоточении потребности выразить чувство, может быть, даже где-то на краю отчаяния. Нет чувства - нет и магии, да и ходить-то некуда, потому что глубина - это только чувство, разум оперирует общими вещами на общих местах, философские стихи слагать ему вполне по силам, но лишь такие, которые душу не тронут, будь там техника хоть дьявольски-изощрённая. «Придумать» магию - чару по М. Цветаевой - невозможно. Это дар Божий плюс «волевая трудоспособность, ослиное упрямство и божественная целеустремлённость» (А. Эфрон). Без «после плюса» и гений цену имеет ничтожную. А дух веет, там где хочет и когда хочет. Кстати, только что смотрела в нашей библиотеке (Дискуссионный Клуб кино - есть В-Контакте) анимационный фильм «Пророк» по мотивам Халиля Джебрана. Никакой зауми - чистая магия - его поэзия, имею ввиду. Философская лирика из самой глубины души - из вечного, образы необыкновенно просты и доступны, переводу подлежит вполне на любые языки, даже с подстрочника читать можно. Мне кажется, вопрос данного жанра - вопрос философии творчества для самого автора. Каламбур «несу мел - не сумел» - да, реально хорош. Но ведь не каламбуры - цель поэзии. |
| Ольга! Большое спасибо за отзыв! "У меня возникают вопросы. Про что это? Что выражает, какое психологическое состояние отражает? К кому и с чем обращается автор?" Про творчество, про искусство, про один из путей его развития. Обращаюсь, конечно, ко взрослой аудитории, которая знакома с творчеством Малевича, с творчеством футуристов. "Это что-то вроде эпитафии о любви - мне же всюду любовь чудится!" Ольга, это не случайно. Один автор считает, что в поэзии существуют только две глобальные темы: любовь и смерть. В принципе, согласна. Ничто другое так не потрясёт сердце. |
| Наталия! Предлагаю дискуссию о сторонах искусства перенести, таки, в этот форум. С чего Вы решили, что работы Мастеров теряются? Да Мастеров - раз, два и обчёлся! Даже если на двадцатый век оглянуться, даже если на Серебряный - пальцев рук вполне хватит и не потерялся никто! А то, что вокруг довольно много тех, кто неплохо освоил технику, так техника версификации, это всего лишь техника - она вполне может существовать без содержания глубокого, то бишь чувства, другое дело, что Мастерам она необходима для выражения чувств, под впечатлением которых они творят. А эксперименты всегда демонстрируют именно технику, потому "поняты" могут быть лишь технарями-ценителями, для которых форма важнее содержания, для Мастеров же они едины и одно не может существовать без другого. Как по мне, лучше не питаться иллюзиями, что есть у человека - то есть. Чувства (не эмоции) устойчиво, укоренённо даны единицам, по большому счёту, ибо обыденная жизнь сводит на нет эти дарования, так что возможности проявления последних зависят от чудовищной комбинации непростых условий. Ведь человек, который Мастер, должен, по большому счёту, отречься от суеты сует, чтобы выражать сущее, которое ему дано, в отличие от сонма людей, чувствовать продуктивно. Потому что другие чувствовать-то способны, иначе мы бы не обладали различительными возможностями, но, чтобы выражать - это дано немногим. И проблема не в том, что кто-то "пробился". Ну, "пробился" - пиар есть пиар, как и сговор, но ...ведь оно недорого стоит, по большому счёту! Время всё по местам запросто расставляет. Да, сохраняются имена новаторов эксперимента, но сказать, что их творчество не аппендикс или не удобрение для мощной традиционной ветви, которая произрастает из вечного, нельзя! Да, прекрасны поиски творческого человека, поиски своего стиля, разработка пространства для этого стиля, результаты могут и удивлять и очаровывать, но в конечном итоге не новаторство определяет мастерство, а глубина и устойчивость содержания в убедительной и комфортно вмещающей форме, доступная считыванию на многих пластах восприятия - от примитивного до изощрённо-эстетского. Я не против развития творчества футуристов, но, согласитесь, Маяковский вошёл крепко как великий поэт, побаловавшись экспериментами и отыскав себя, ПОСКОЛЬКУ БЫЛО, ЧТО ИСКАТЬ, а остальные остались фамилиями и вряд ли стихами того же Бурлюка или Кручёных будут зачитываться массы. По той простой причине, что им на смену придут новые конструктора, а им - другие новые. Наталия, это не путь развития искусства, а кружок технического творчества, занятый изучением свойства материала. Мастер материал уже имеет - он творит из души, а не из головы - вот разница. Просто у Маяковского был океан души, а у других только больная гнойная рана. Из болезни бывают творения, но как по мне, я предпочитаю здоровую гармонию во всех её модификациях. А гармония предполагает понимание адресата и отправителя - они должны говорить на одном языке, а не на междометиях из лексикона Эллочки-людоедки, так и быть, расширенного фактом алфавита. Форма без содержания или с вымученным содержанием воспринимается в лучшем случае как полуфабрикат или химера. В кунсткамере ей самое место, уж коль воображение она потрясла. И рано или поздно, но "из Эрмитажа" она туда и отправится, в отличие от полотен истинного искусства. Нет, я не считаю, что кроме любви и смерти, в поэзии говорить не о чем. Между ними - космос! Который и есть искусство! Но оно не должно напоминать мусорную кучу или набор деталей, которые перемешали. Тот же верлибр - никогда не случайное собрание эпатажных образов. Он имеет сюжет (если это не суггестивная лирика) и смысл, который вполне можно перевести на любой язык. Как пример - Халиль Джебран - классический верлибр. И кто бы спорил, что это - великое искусство! Яркий стиль, именно то, что и есть наглядный пример ПУТИ РАЗВИТИЯ. Этот Мастер не потеряется. Потому что источник его творений - чувство. "Ума" там ровно столько, чтобы сделать текст доступным для людей во все времена! |
| Ольга, та тема была создана в связи с тем, что я решила откликнуться на предложение Ильи Майзельса о дежурстве. Вопросы решила затронуть именно те, которые меня волнуют. Соответственно, тема для всех авторов портала. Правильнее Ваш ответ перенести туда. |
| Да, безусловно, как тема недели, это может оказаться интересным! Но почему тема недели, уж коль она появилась, не вынесена отдельным блоком? В общем-то, мой ответ вполне уместен и здесь. Так что, когда появится - можно продублировать. Хотя вести дискуссию не собираюсь - совершенно нет вообще никакого времени, и чем дальше, тем его меньше, потому что интереснейшей работы всё больше и больше, а в "Облике" я по долгу службы. |
| Тема недели появилась - можно продублировать. Я тоже напишу своё мнение. |
| По поводу тем смерти и любви всё-таки лучше конкретными ЯРКИМИ примерами. Я тоже хотела это опровергнуть, но, по-любому, мои самые любимые стихотворения прямо или косвенно подпадают под эти темы. Даже пейзаж - любовь к природе. |
| Наталия! Вы хотели услышать, как воспринимается и ощутима ли "система". Я честно написала. С удовольствием прочту восприятие других. Оно совсем не обязано совпадать с моей точкой зрения! |
| Ощутима ли система? Да, для меня ощутима, но до конца непонятна. Ощутима именно на уровне смежных двух строк, в целом же впечатление скорее смутное. Мне кажется, чтобы воспринимать такие стихи, надо быть подкованным теоретически (как, например, чтобы рассуждать о кубизме) - все же мои соображения будут чистым дилетантством. В первом стихотворении явно обыгрывается переход круга к квадрат и обратно. Причем все эти формы возникают "из дыр крученых" - как речки (потоки энергии). И этот мотив кручения развивается дальше -карты раскрутились в кварту, т.е. опять отсылка к четырем. Тут и углы, и жидкость (реки), и музыкальный интервал. Мне кажется противопоставление квадрата и круга сродни космосу и хаосу. Как у Павла Когана: "Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал." И все достижения цивилизации запросто может спустить какой-нибудь креативный кретин, превратив их в ту же черную дыру, с которой и началось стихотворение. Понимаю, что мое объяснение очень субъективно. Хотелось бы услышать авторское. Второе стихотворение, мне кажется, описывает состояние человека, исполняющего серьезную музыку. В отличие от первого, черно-белого, оно радужное, пронизанное световыми лучами. А строчку "Вера в магию слова в невиданные дали вела" можно было бы поставить эпиграфом ко всему творчеству Наталии. |
| Наринэ! Большое спасибо за отзыв! Спасибо по вопросу системы. "Ощутима именно на уровне смежных двух строк" Всё верно - это касается второго стихотворения. Я сейчас перед дилеммой: стОит ли как-то выделять буквами текст, чтобы читателю была ясна форма, или не стОит - пусть работает подсознание. Профессионалы-то, конечно, по-любому разглядят. Или всё-таки понимание формы помогает лучше воспринимать. "Мне кажется, чтобы воспринимать такие стихи, надо быть подкованным теоретически (как, например, чтобы рассуждать о кубизме) - все же мои соображения будут чистым дилетантством." Я думаю, не столько отсутствие теории может затруднять восприятие, сколько отсутствие привычки. Или категоричное нежелание воспринимать иное. Чтобы воспринимать додекафонную музыку, нужно не столько знать теорию, сколько иметь приличный опыт слушания такой музыки, т.к. додекафония резко отлична от традиционной классико-романтической системы. По поводу дилетантства не соглашусь. Вы же работаете со словом. Я здесь не вижу, что нужны какие-то специфические знания для восприятия. Ваша трактовка нисколько не противоречит моим задумкам. Только второе стихотворение - оно не однозначное, там есть и инь и ян. А в первом в первой строке есть еще и подтекст - обыгрывается фамилия Крученых, и речки как уменьшительно-ласкательное от "речь", и дыр. |
|
|