Опубликовано Обращение ко всем авторам портала. Ознакомиться с ним можно на круглом столе портала по адресу http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=553911&project=6.








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу    Спасибо за верность порталу!    Они заботятся о портале   
Книги в серии "Писатели нового века
Жизнь как рояль...
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Наши новые авторы
Проекты Литературной
сети
Регистрация автора
Регистрация проекта
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Красноярский край
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Казахстана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Книга предложений
Фонд содействия
новым авторам
Обращение к новым авторам
Первые шаги на портале
Лоцман для новых авторов
Литературная мастерская
Ваш вопрос - наш ответ
Рекомендуем новых авторов
Зелёная лампа
Сундучок сказок
Правила портала
Правила участия в конкурсах
Приемная модераторов
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Карта портала
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Встречи. Студия поэзии
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Встреча №40. Андрей Белянин. Подборка стихотворений из романа "Моя жена - ведьма"Ответить
   Уважаемые дамы и господа! Студия Поэзии Литературной мастерской «Облик» приглашает авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №40 с поэтическим творчеством автора романа "Моя жена - ведьма" Андреем Беляниным!
    В мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки»! В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения!
    «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гете
   
    Состав Студии Поэзии (в скобках указана текущая очередность рецензирования):
    1. Блинов Андрей (6)
    2. Вдовин Николай (7)
    3. Карапетян Наринэ (2)
    4. Кастрель Дмитрий (3)
    5. Лунева Наталия (1)
    6. Немежикова Ольга (4) - ведущий
    7. Сташевска Инга (5)
   
    Подробную информацию о нашей деятельности вы можете получить в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании!
   
    Андрей Блинов: Лет 10 назад от нечего читать я начал первую попавшуюся в руки книгу - это был фэнтезийный роман Андрея Белянина "Моя жена - ведьма". Ужасное название, содержание книги тоже, на мой взгляд, не представляет собой ничего экстраординарного, кроме интересных отсылок к истории. В общем, довольно ординарное, но читабельное отечественное юмористическое фэнтези.
    Главное, что запомнилось, - это стихи, которые вставлены в роман. Эти стихи какое-то время были для меня своеобразным откровением. После я нашел в Сети сборник стихов Белянина "Пастух медведей" (в свободном доступе, например, здесь: http://e-libra.ru/read/202333-pastux-medvedej.html), какие-то произведения понравились, какие-то нет... Наверное, лучшими из всего сборника были именно стихи из романа. Разрешите представить четыре:
   
    ВАРВАРЫ
   
    «Вар-ва-ры!» — в хрип переходит крик,
    Фыркает кровь из груди часового.
    Всадник к растрепанной гриве приник,
    Вслед ему — грохот тяжелого слова:
    «Варвары!»… Вздрогнул седой Ватикан,
    Тяжесть мечей и задумчивых взглядов
    Боли не знают, не чувствуют ран,
    Не понимают, что значит: преграда.
    Город ли, крепость, стена ли, скала,
    Что бы ни стало — едино разрушат!
    И византийских церквей купола
    Молят спасти христианские души.
    Но и сам бог что-то бледен с лица:
    Страх — как комок обнажившихся нервов,
    И под доспехами стынут сердца
    Старых и опытных легионеров.
    Мутное небо знаменья творит:
    Тучи в движении пепельно-пенном.
    «Варвары!» Посуху плыли ладьи
    К окаменевшим от ужаса стенам.
    …Быль или небыль о предках гласит —
    Ждет лишь потомков пытливого взгляда,
    Как Святослава порубанный щит
    На неприступных вратах Цареграда.
   
    * * *
   
    Не бывает любви условной…
    В небе звезды застыли гроздью.
    Бьет двенадцать, сегодня в дом мой
    Обещала прийти гостья.
    Длинноногая недотрога.
    Кровь неровно стучится в венах…
    Что-то стукнуло в раме окон
    И прошло сквозняком по стенам.
    Только свет зажигать не буду,
    Даже если луна в тучах.
    Если я не поверю чуду,
    Хоть кому-нибудь станет лучше?
    Я приму ее руки-тени
    В ковш горячих моих ладоней.
    Брошу все дела на неделе
    Из-за глаз, что ночи бездонней.
    Пусть не скажет она ни слова,
    Я прочту сквозь ее молчанье
    Отрицание — лобового,
    Понимание — тонких тканей…
    Озаренье иных мечтаний,
    Неподвластного измеренья,
    Разложение сочетаний,
    Искажение точек зренья.
    И она, улыбаясь тайно,
    Мне напомнит, что все бывает…
    Что уже остывает чайник,
    Что уже шоколад тает…
    На прощанье обернется,
    Бросит взгляд на жилье поэта
    И сюда уже не вернется.
    И мы оба поверим в это…
   
   
    * * *
    Рыцарь Роланд, не труби в свой рог…
   
    Карл не придет. Он забывчив в славе…
    Горечь баллады хрипит меж строк
    В односторонней игре без правил.
    Им это можно, а нам — нельзя,
    Белое-черное поле клетками.
    В чьем-то сраженьи твои друзья
    Падают сломанными марионетками.
    Золото лат уплатило дань.
    Каждому телу продлив дыхание,
    Смерти костлявой сухая длань
    Так не хотела просить подаяния…
    Много спокойней — прийти и взять
    Этих парней из породы львиной…
    Как же теперь королевская рать
    Без самых верных своих паладинов?..
    Музыка в Лету, а кровь в песок…
    Совестью жертвовать даже в моде.
    Плавно и камерно, наискосок,
    Меч палача над луною восходит.
    Бурые камни под головой…
    Господи, как же сегодня звездно!
    Бог им судья, а о нас с тобой
    Многие вспомнят, но будет поздно.
    Брызнуло красным в лицо планет.
    Как это вечно и как знакомо…
    Радуйтесь! Рыцарей больше нет!
    Мир и спокойствие вашему дому…
   
   
    * * *
   
    Для графини травили волка.
    Его поступь была легка…
    Полированная двустволка,
    Как восторженная строка!
    Он был вольный и одинокий.
    На виду или на слуху.
    Стрекотали про смерть сороки
    Беспардонную чепуху.
    Упоенно рычала свора,
    Егеря поднимали плеть, —
    Все искали, где тот, который
    Призван выйти и умереть?
    Нет, любимая… Даже в мыслях
    Я не буду ничей холоп.
    Я уже не подам под выстрел
    Свой упрямый, звериный лоб.
    И моя негустая шкура
    Не украсит ничей камин.
    Пуля — дура. Конечно, дура…
    Только в поле и я — один…
    Все бело, и борзые стелят
    Над равниной беззвучный бег.
    Эх, дожить бы хоть до апреля —
    Поглядеть, как растает снег…
    Как по небу скользят беспечно
    Облака до краев земли…
    И влюбиться в тебя навечно,
    За секунду
    до крика:
    «Пли!!!»
   
    Последнее просто до онемения трогало...
   
    Давайте не будем разбирать каждое стихотворение, просто поговорим, что понравилось, что нет? Как бы вы охарактеризовали манеру автора, символизм, аллюзии?
   
    Для затравки предлагаю поговорить еще и о том, насколько, по-вашему, эффективно смотрятся стихи в прозаических произведениях? Насколько они уместны? Каковы их функции? Были ли у вас подобные опыты? Или, может, встречали еще где-то? В каких произведениях стихи удачно "вплетены" в прозаический контекст? Для примера могу назвать еще один фэнтезийный роман, хрестоматийный, где есть такие стихи:
   
    В поход, беспечный пешеход,
    Уйду, избыв печаль, -
    Спешит дорога от ворот
    В заманчивую даль,
    Свивая тысячи путей
    В один, бурливый, как река,
    Хотя, куда мне плыть по ней,
    Не знаю я пока!
   
    Угадаете, не гугля, откуда они?))
   
    Ну и фольклор, разумеется...
   
    Хотел упомянуть здесь и Живаго, но это тема отдельного, более серьезного разговора.
   
   Приглашаем всех авторов портала с гостевыми рецензиями, в том числе во время самой встречи!
   Всегда рады вашему вниманию!
Ольга Немежикова[25.10.2016 16:18:38]
   Рецензия Ольги Немежиковой
   
   Андрея Белянина, сразу говорю, не читала. Так что представленные стихи для меня без контекста романа, на откуп моему воображению.
   Первое, что хочется о них сказать, это то, что они ИНТЕРЕСНЫЕ! Дана не просто загадочная картинка-история, но сквозь неё остро чувствуется мироощущение автора. Прежде всего, он одинок, но это хорошо, в том смысле, что «с волками волком не воет», то есть, общими взглядами не обременён. Это тот самый одинокий волк, что привык стоять один на один не просто с жизнью, а даже со стихией, такой, как Смерть.
   Конечно, лично мне импонирует страстность до безудержности, в то же время способность смотреть Смерти в лицо. Вообще, на грани стихотворения, на грани драматического, на грани жизни и смерти, и эта способность автора дойти до края неизменно заставляет замереть от восторга и ужаса! Тот самый ужас реальности в этой поэзии, о котором толкует философия, что только ради него она и существует. Автор видит именно так - дано ему. И слово дано тоже, стихийное, резкое, наотмашь. Это как бой быков, как охота на медведя - не может не завораживать. И в то же время чувствуешь - вовсе не инсценировка. Во всяком случае, у меня мурашки по коже, когда с первой строки возникает картинка и оживает.
   
   «ВАРВАРЫ» И кровь, действительно, фыркает, и грива растрёпанная, и боли не знают, и скала не остановит - разрушат. Очень убедительно, в каждой строчке. Бог бледен с лица, и лица опытных легионеров не пылают жаром битвы, а вянут в смирении уныния. Ладьи варваров плывут посуху - чудо явлено, но чудо погибели, то есть точного расчёта Вещего Олега, который разгадал Лев Шестой Мудрый. Живописно и мифологично описана веха мировой истории в русском контексте. Казалось бы, десять веков минуло, а читаешь - и за душу трогает так, словно наблюдаешь за войском в поле.
   
   «ВЕДЬМА» Не бывает любви условной… И тем не менее, описана в сюжете любовь именно условная, хотя, конечно же, она лишь впечатление, скорее всего, воображаемое, и дай бог, чтобы существовала реальная женщина, позволяющая пережить подобный взлёт чувств, пускай только в воображении, что уже немало и смело можно сказать: я был — я любил. Поскольку, Если я не поверю чуду, Хоть кому-нибудь станет лучше?
   Очень метафоричное произведение, как раз то, что и называется - поэтичное! Мало того, оно интересно ещё и тем, что раскрывает суть любви лирического героя, а подобные откровения дорогого стоят. Вот чего просит душа, вот какая заветная дверь ждёт ключика:
   Отрицание — лобового,
   Понимание — тонких тканей…
   Озаренье иных мечтаний,
   Неподвластного измеренья,
   Разложение сочетаний,
   Искажение точек зренья.

   Запредельность, не менее, но именно такие мерки и задаются романтическими натурами, а вся сила души, если она не только заявлена в воображении, будет направлена на соответствие заявленному масштабу, на непрерывное восхождение, ибо нет пределу совершенству, а истинно любим и восхищаемся мы, единственно, усилиями. Любовь - не для слабых умов, не для слабых духом. Тем не менее, поэт на банальной кухне, и все бывает, и оба они верят, что она сюда уже не вернется. Романтические вершины растаяли в море реальности. Встречи редки, редки до практически невозможности. Слишком немногим они по уровню желаний. Но подкупает честность поэта, его искренность.
   
   «РЫЦАРИ»
   Радуйтесь! Рыцарей больше нет!
   Мир и спокойствие вашему дому…

   Действительно, мало кому комфортно рядом с рыцарями - только равным, так уж устроено. Действительно, равным - в буквальном смысле этого слова. А большинство людей зависимы, ведомы, и быть другим среди них обычно воспринимается как упрёк и вызов, если рыцарь не облачился в нечто с китайского рынка, и не держится в густой тени, дабы статью своей не волновать массу, давно и всерьёз слившуюся с асфальтом. Рыцарь - штучная ипостась, но именно на них и держится мир. Ему, миру, нужна только такая энергетика, чтобы не впасть в осадок. И нет разницы в том, какое за окном тысячелетие.
   
   «ВОЛК» Не устаю восхищаться смелостью метафор.
   Полированная двустволка,
   Как восторженная строка!

   Поразительное, самое пронзительное из представленной четвёрки стихотворение.
   Нет, любимая… Даже в мыслях
   Я не буду ничей холоп.

   Сильно сказано. Точно. Красиво. Достойно.
   Все бело, и борзые стелят
   Над равниной беззвучный бег.

   Потрясающая по широте картина... Переданная парой строк! Девятью словами! Легко, прозрачно, динамично... Снимаю шляпу.
   И влюбиться в тебя навечно,
   За секунду
   до крика:
   «Пли!!!»

   Финал впечатляет. Повергает молчание сразу, как после выстрела. Потому что выстрелило. Последнее желание, его оглашение - что может быть выше для Поэта, как умереть, влюбившись навечно, хотя бы за секунду. Лирический герой - не мягкотелый романтик, а очень даже мудрец.
   
   Стихи в прозаических произведениях смотрятся в меру, которую автор чувствовать обязан. Поскольку сразу меняется ритм, а с ним и настрой, и это должно быть убедительным. Ведь стихи замедляют, должны, во всяком случае, а читатель прозаического текста не всегда готов, что называется, остановиться, прислушаться. В этом смысле требования к художественным описаниям всегда выше, нежели к повествованию как таковому - описание держится лишь на силе авторского слова. Чем больше объем стихотворных строк, тем качественнее они должны быть. Да... Встречала очень удачные коллажи поэзии и прозы в современных произведениях. Хорошо было сделано, уместно, очень красиво. Не всякий автор сможет справиться с этой задачей: чтобы стихи органично вписались в текст.
   
   Нет, не знаю, из какого произведения стихотворение. Честно говоря, фэнтези читала только Ника Перумова. Там нет таких стихов.
Дмитрий Кастрель[25.10.2016 17:49:21]
   Фэнтези не читал совсем, и поэтому последний вопрос пришлось подглядывать.))
   Приведённые стихи понравились насыщенностью и ненавязчивой стилизованностью. Предположу, что это некие иллюстрации или даже резюме к главам - в начале или в конце их. Приём, вообще-то, театральный (а у Рязанова - и киношный), но там обычно звучит песня. Предположу ещё, что эти стихи заметно контрастны основному тексту - иначе приём терял бы остроту и смысл. Саму по себе идею считаю очень удачной, жаль, что в мою голову она не приходила никогда - не из практических соображений, а просто из досады, что интересные идеи почему-то всегда приходят не в мою голову.))
   Ещё спасибо за напомненного "Роланда". Читал его совсем почти в детстве по книжке с "ятями". "Гремят рога и трубы в Сарагоссе. Король Марсиль войска свои сбирает. На зов его явились триста тысяч наздников отважных мусульманских..." Изменник там - Ганелон, а как зовут лучшего друга Роланда, забыл.((
   Ну, раз по стихам говорить не надо, то и не буду. Два-три совершенно пустяковых момента поправил бы... а то бы и оставил так.
   Короче, оказался рад неожиданно вброшенной теме - и по идее, и по материалу. Так Белянину и передайте.
Наринэ Карапетян[26.10.2016 17:10:30]
   Начну отвечать на вопросы в обратном порядке. О поэзии в прозе. По-моему, наиболее удачный их сплав был в "Алисе" Кэррола (Варкалось, хливкие шорьки пырялись по мове и т.д..), еще приходит в голову "Дар" Набокова (И в "Лолите" тоже)- в этих книгах стихи неотъемлемая часть повествования. Что касается "Доктора Живаго", стихи из которого я очень люблю, то они все же воспринимаются как пастернаковские, а не его героя. Параллель с действием романа есть, но именно как еще одно, не пересекающееся с первым, русло.
   У Толкиена (признаюсь, сразу не узнала) стихов много, но они, мне кажется, на высокую художественность и не претендуют. Они скорее для атмосферности, антуража. Стихи, приведенные Андреем, на мой вкус, из того же ряда.Книгу Белянина не читала, поэтому не знаю, насколько они там к месту. В целом ощущение вторичности, уже слышанного - именно не читанного, а слышанного - напоминают чем-то песни из советских приключенческих фильмов. Но, скажем, у Высоцкого в "Сказании о рыцаре Айвенго" или "Бегстве мистера Маккинли" было куда лучше.
   Скажем, "тяжесть мечей и задумчивый взглядов боли не чувствуют" - кто не чувствует боли? Если варвары, то они остались далеко позади. "Страх как комок обнажившихся нервов" - тоже не особо свежо, тем более что и не выговорить. Во втором стихотворении, любовном, просто какой-то понятийный ребус: " Я прочту сквозь ее молчанье
    Отрицание — лобового,
    Понимание — тонких тканей…
    Озаренье иных мечтаний,
    Неподвластного измеренья,
    Разложение сочетаний,
    Искажение точек зренья".
   
   Про рыцаря Роланда стихотворение симпатичное, придираться не буду.
   
   А последнее: после первой же строчки первая ассоциация - "Графиня изменившимся лицом бежит к пруду". Поступь для волка странное слово - поступь все-таки нетороплива и для нее нужна стопа, а не лапа. "Борзые стелят над равниной беззвучный бег". Почему над, а не по равнине? Стелить бег как-то не по-русски звучит. Есть значение "стелить" как "распространять, простирать по поверхности или низко над поверхностью чего-либо ◆ Скорбные тени, окутаны чёрным, // Вышли, влекут свой задумчивый хор, // Головы клонят в молчаньи покорном, // Стелят над травами траурный флер. В. Я. Брюсов, «У гроба дня», 1907 г. ◆ Я иду тропинкой узкой, // Пробираюсь в лес густой; // Зеленеющие ели // Стелят ветви надо мной. Ю. А. Андреев, «Русская поэзия детям», 1989 г." Но в этих примерах стелят что-то видимое.
   
   
   И так далее... Про "Охоту на волков" Высоцкого я уже молчу.
   В общем, прошу прощения, что я такая Шапокляк, но Андрей сам просил сказать, что понравилось, что нет. Лучшие две строчки, соглашусь с Ольгой, - про двустволку. Какие-то образы и можно назвать символическими, но автор так увлекается развертыванием своих метафор, что возникает довольно странная череда событий или действий. Вот, например, кусочек: " Каждому телу продлив дыхание,
    Смерти костлявой сухая длань
    Так не хотела просить подаяния…
    Много спокойней — прийти и взять
    Этих парней из породы львиной…" Продлевать дыхание совсем не в компетенции сухой длани смерти. И кому тогда спокойнее прийти и взять этих парней? Допускаю, что у меня уже профессиональная редакторская болезнь - реагировать на подобные вещи, но тут уж горбатого могила исправит...
    В целом впечатление стилистической недоработки и того, что автор сам не до конца понимал, что хотел донести до читателя...
Ольга Немежикова[27.10.2016 09:57:29]
   Наринэ!
   Мнение Ваше безумно интересно. И аргументация хороша, вне сомнений, она отражает Ваш взгляд на искусство, и как хорошо, что все мы разные!
   И есть повод поговорить об этой разности, ибо только о разности и можно говорить с истинным воодушевлением!
   По вторичности. Ни на йоту. Темы вечные во всех стихах, но автор пропустил через себя абсолютно! Множество находок тому залог. Но, самое основное, чувствуется НЕВЫМОРОЧЕННОСТЬ текстов, которая всегда лично мне указывает и на вторичность, и на рифмование просто потому, что как бы надо, ведь как бы поэт ты - рифмуй! Рифмовать просто потому, что поэт - занятие не последнее. Последнее - пытаться выдать за поэзию, что к ней не имеет совершенно никакого отношения, разве что за уши притянутая ритмичность. Поэзия - это чувство и смелость, прежде всего. Понятно, оно есть моё кредо - не навязываю, но отстаивать вполне готова.
   Ну и что, что у Высоцкого есть охота. У Гессе тоже есть "Одинокий волк", и что теперь - к образу Волка не обращаться? "Красная Шапочка", "Маугли", "Плаха", "Белый Клык" и так далее... А охота на волков всегда была и будет - да, тема общая, но ПРОБЛЕМАТИКА - совершенно другая! Здесь в свете любви к женщине - странно, очень странно Вы относите произведения к вторичке.
   
   Понятно, что Высоцкий хорош, но ведь он совершенно другой! Уровень энергетики Белянина в этих стихах, да, он где-то там же - надрыв. Как и романтизм - в предел. Но на Высоцкого, например, не зная авторства, я бы, точно, не подумала. Белянин более пространен, Высоцкий крепко концентрирован - прямо настой какой-то! Но каждый хорош по-своему!
   
   Что касается "Борзые стелят над равниной беззвучный бег" - так ведь порода борзых тем и славится, что ИХ БЕГ - КАК ПОЛЁТ ПТИЦ НАД той самой равниной! За их уникальный аллюр - карьер, они и ценились, по большому счёту, доставляя эстетическое наслаждение именно среди равнины, именно стаей.
   
   По образу смерти. Он авторский. Не с косой. Появилась сухая длань. А что делает длань? Дарует или просит, ещё отбирает, но это, скорее, лапа. Как-то запросто воспринялся образ, поскольку не обременён расхожими аксессуарами.
   
   Что касается перечисления желаемых качеств любимой женщины - разве это не поэзия любви? Всё прочее исполнит горничная и проститутка. А поэт выразил именно то, что истово просит душа и что, воистину, сложно получить от реальной банальной (не ведьмы - точно!!!) женщины, которая запросто будет любить за обеспечение определённым материальным уровнем физиологии и культуры в меру её разумения. И, уж точно, ни к чему, кроме немногого, не стремиться. Да, такова реальность, но любовь есть чувство, заведомо выходящее за её пределы. Если это любовь, а не приспособленчество и выгода. Так что в этом месте поэт прав. И вовсе здесь не ребус, а ЯСНО и ПРОЗРАЧНО, и, как раз, УБЕДИТЕЛЬНО.
   Поступь, кстати, у волка полна достоинства. Именно поступь - для поэзии то самое слово.
   И, вообще, с каких пор поэзия должна восприниматься буквально, лексически? Это же НЕ ПУБЛИЦИСТИКА!!!! Это же, элементарно, метафоры, олицетворение - художественный приём. Без него поэзия как мумия... Странно, что Вы его не видите. Но, видимо, это какой-то специфический взгляд. Непостижимый для меня. Ведь здесь - восторг Жизни в каждой строке! Даже в момент смерти! И меня тоже могила исправит!!!
   Нет, убеждена, Андрей Белянин более чем представлял то, о чём он пишет, потому что я как читатель запросто принимаю его текст. Очень часто поэтический текст непонятен буквально - но именно это и музыка души, та, что ПОЭЗИЯ!!! А вот когда сквозит фальшь, тут никакие замороченные образы не убедят, что оно есть поэзия. Потому что в фальши всегда вымороченность от пустоутробия, но придания "загадочным словесам" какого-то, якобы, глубокомыслия. Это просто чувствуешь на уровне интуиции, которую время просто подтверждает, либо сохраняя произведение, либо отметая как сор.
   Да, тоже увидела рифмы, которые отметила Наталия. Но всегда склонна автору доверять. Поскольку рядом рифмы более чем прекрасные. Значит, автор чувствует в этом месте ИМЕННО ТАК.
   Главный критерий, что стихи глубоки и не вторичны для меня в том, что они НЕ ЗАБЫВАЮТСЯ. Вот есть им, чем цеплять и крепко - донырнул автор! И тут даже не одна строчка, а россыпь прекрасных образов! Каждому из которых автор воздал полной мерой, даже если слегка коснулся - они очерчены в самой композиции в меру, необходимую для восприятия замысла, ради которого появилось стихотворение. Ведь чувствуется, что каждое из стихотворений поднято из души автора - это и есть разговор с читателем, когда ему отдаётся душа как она есть.
   
   Так это Толкина стишки? Понятно, запомнить подобное, это надо быть фанатом Толкина. Конечно, читала его, но после Перумова - еле дотянула Толкина до конца, такая скука изначально... Прочла всё, даже его Хроники - мне было удивительно, чем это все так восхищаются? Впрочем, подозреваю, всё испортил перевод, потому что язык совсем не понравился, и в сети читала, что народ его в оригинале многократно предпочитает. Идеи-то Толкина вполне мне ясны, близки, но само повествование, увы, душу не тронуло - нудное. Кино получилось интереснее многократно, а музыка - выше всяких похвал.
   Справедливости ради скажу, что поздний Перумов, к сожалению, разочаровал бесконечно - выписался за ради издателей - так показалось. А жаль...
   
   О вкусах, конечно, не спорят. Но аргументы - вещь интересная, они заставляют взглянуть на лично своё творчество пристрастней. Гляжу усиленно! Не только в поэзии, но и прозе, и в критике, которая пока больше интуитивна. Но уже с Белинским, которого изучаю усиленно, в двух местах крепко не согласна (Гамлет и Софья с Чацким), так что это всё мой характер, моё видение. А Ваше мне тоже очень и очень ИНТЕРЕСНО! Моё мнение ведь тоже частенько не совпадает с большинством даже в "Облике"!!!
   
   Наринэ! Очень многому от Вас учусь, в частности, вчитываться в каждую строку. Но, видимо, за счёт своего воображения могу представить себе очень многое, если оно в контексте произведения, не выбивается. Из моей головы, во всяком случае.
   Кстати, Поленов мне тоже очень нравится. В том смысле, что не только Босх, Пикассо и прочие авангардисты времён и народов. Очень ценю русскую классическую живопись (я же землячка Сурикова!!!), и, как раз, борзые по полю для меня очень даже по-русски. Возможно, это связано с тем, что мой русский язык далёк от академического. Но я вижу этих самых борзых! Над полем стелящихся!!!
Наринэ Карапетян[28.10.2016 00:58:21]
   Ольга, о том, как эмоционально воспринимается стихотворение, спорить бессмысленно: у каждого эмоции свои. Вот, помню, давно читала параллельно "Контрапункт" Хаксли и какой-то роман Ремизова, "Часы" что ли... В первом умирает от менингита ребенок, и написано так, что год жизни отдал бы, чтобы его спасти. Во втором гибнут один герой за другим - кто под колесами, кто от выстрела, кто еще от чего - и уже в конце становится смешно от этого переизбытка. Так и тут: по моему восприятию, автор очень старается произвести впечатление, и это выпирает. А настоящее мастерство на первый взгляд незаметно, естественно.
   Остальные мои замечания чисто стилистические и даже просто по грамматике. Когда не улавливаешь связи и согласования между подлежащим и сказуемым (Тяжесть мечей и т.д.), это уже ложка дегтя в меде. По "стелят бег" (кстати, это просто грамматическая ошибка: брить, стелить относятся к 1 спряжению, поэтому стелют): бег - это то, что не пощупаешь, не увидишь, я сомневаюсь, что такое сочетание правильное, но стопроцентного ответа не нашла. Вот, например, "казаки лавой стелются по полю" - да, картинка зримая. Вы сами пишите" "Я вижу этих борзых, стелющихся по полю". именно борзые, а не бег - Вы написали правильно.
   Про "длань смерти" по мне коряво. То она хочет чего-то, как левая нога, то непонятно как продлевает дыхание. То (кому - ей или другому кому-то?) проще этих парней "прийти и взять". Чего сразу тогда не взяла? Объясните мне вразумительно прозой смысл этой фразы. Про взгляд девушки - столько банальностей в одной фразе. Тонкие ткани - это все-таки не тонкие материи. Дальше не комментирую. Кровь фыркать не может: фыркать - это с силой выпускать воздух. Пепельно-пенное движение - это как? И так почти в каждой строчке обо что-нибудь да споткнешься. Отсюда общее впечатление не ах...
Ольга Немежикова[28.10.2016 08:45:28]
   Дорогая Наринэ!
   Безумно нравится, когда комментатор отстаивает свою точку зрения, да ещё аргументированно, а не на уровне эмоций. Тысячу раз с Вами соглашусь из соображений здравого смысла, но поэзия, уж точно, в него не укладывается, она сквозь некое наитие воспринимается, это не эмоции даже, я бы определила как шестое чувство - интуиция, когда сворачиваешь не потому, что здесь сказали свернуть, а нечто внутри подсказывает, даже вопреки реалиям - "Сверни!" и ты сворачиваешь. Хотя - ведь полный абсурд! Безумие какое-то. Но, лишь пройдя путь на чистом доверии этому в себе шестому чувству и понимаешь, что пройдена единственно верная тропка. Но понимание только в конце, по завершению, когда раскрыли себя все смыслы - так шёл Гамлет в своём расследовании. Смыслы раскрыты, Гамлет и все погибли, но это Рок, зато он не жил мертвецом, как и все, кого он за собой увлёк. Каждый встретился сам с собой. Вот это - поэзия. Но метафора моя, конечно, очень отвлечённая. Однако в ней, именно в ней и стелится бег. Да, можно сказать, мол, автор невнимателен. Но он ТАК ЗАПИСАЛ ТО, ЧТО ЕМУ ПРИШЛО. И ручками не вмешался, сохранив поэзию. Мы все прекрасно понимаем, что бег стелиться не может, тем не менее, мы понимаем, что сказал нам художник! Лично я такие красивые вещи вполне принимаю. Это метафоры на уровне лексики-семантики, когда прямое значение слова сдвигается на иное слово. Так я чувствую. И чувству своему доверяю. А критерий мой внутренний - музыка строк, которая совершенна в той взволнованности, лихорадке, я бы сказала, с коей оно пришло в этот мир. Кстати, вполне героико-романтически­й­ пафос соответствует жанру - балладе.
   Помните, разбирали Губанова? Поэт ТАК ЧУВСТВУЕТ - самобытно именно так, и я это вполне принимаю. Потому что другие ТАК чувствовать не смогут. К тому же, Белянин ведь пишет в описании любви к ЖЕНЩИНЕ, той самой, которая для меня как читателя близка необыкновенно, о том самом "искажении":
    Отрицание — лобового,
    Понимание — тонких тканей…
    Озаренье иных мечтаний,
    Неподвластного измеренья,
    Разложение сочетаний,
    Искажение точек зренья.
   Ведь в любви всегда проявляется кредо, оно и озаряет собою индивидуальность во взгляде на вечное. Более того, ведь в этих словах явственно слышится заговор! Волхование!!!
   
   Всегда можно придраться. В литературе - к языку, в первую очередь, это я уже поняла. Именно в этом месте любого гения можно развернуть на "доучку" запросто. Вот сказать: "А мне в сумбуре вашем, ребусах этих ничегошеньки не ясно!" Конечно, ни в коей мере не отрицаю необходимости твёрдых знаний - никому не мешали, разве только вконец посредственностям, но самородки и на копиях умудрялись подняться, без академий. Но если всё писать исключительно правильным литературным языком, разве что не академическим, да ещё соблюдая каноны... то это вроде стерилизации получится: ЭКЗЕМПЛЯР ПРЕВОСХОДЕН, НО ОТ ПЛЕМЕНИ ОТЛУЧЁН. Академизм хорош там, где он хорош: в преподавании, например! Да и то не поручусь. У нас был один профессор, который лекции, на мой взгляд, читал на пределе восхитительно! Он был поэт в петрографии! Правда, его мало кто понимал... Но я - абсолютно! К счастью, его совершенное знание науки никем не оспаривалось, ибо было очевидным, и лекции его декан просто терпел, хотя искренне считал, что студентам надо давать СИСТЕМУ и т. д. А меня всегда мутило от системы. Она же проста, как выеденное яйцо, и стоит ли тратить драгоценное время когда жизнь так играет красками и грех их не разглядеть - как раз это-то и надо, необходимо давать студентам, но, понятно, способных к подобному лекторов на весь вуз - один!
   
   По поводу "настоящее мастерство на первый взгляд незаметно, естественно" - не есть критерий, уж точно. Мастерство выглядит не обязательно списанным, как списываются в классической живописи границы предметов и сред.
   Высоцкий, Набоков. Господи, да тот же Пушкин, Лермонтов! Что естественно у всех, так то и у Белянина более чем естественно, для меня, во всяком случае, ничего неестественного не наблюдается в его стихотворениях. Ну, а насчёт незаметно... Кто у нас из великих самый незаметный? Чехов? Вот бы не сказала!
   Незаметно... Это ведь от темперамента зависит. Так с низкой энергетикой и нет никого в литературе, да и в искусстве в целом. Разве что бытописатели какие малоизвестные. Кстати, наверное, они и писали эти наискучнейшие учебники, по которым мы мыкались в школе. Меня всегда удивляло: это как же надо было стерилизовать интереснейшие предметы, чтобы угробить буквально всё... Ну, как представить незаметным того же Дунаевского?! "А, ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!!!"
   Я к тому, что для моего восприятия приёмы Белянина совсем не выпирают из рамок стиля авторского - всё воспринимается живо, свежо и гармонично. А придраться, да, запросто могу тоже - но автору это не надо, да и мне не мешает. А если бы царапало - да... Молчать бы не стала. Мне, наоборот, "незаметности" всегда хочется потрясти как следует - ну, может, оживут, проснутся для начала?!
   Ну, вот, за жизнь, за поэзию кратенько....
Наринэ Карапетян[28.10.2016 14:04:00]
   Ольга, а где Вы у Губанова такие перлы видели?
Ольга Немежикова[29.10.2016 07:12:52]
   Наринэ, дорогая, вот россыпь из той же "В дороге" с анонсом Дмитрия:
   
   Мои дороги были замужем
    за каждым верстовым столбом,
    они плели босою заумью
    и говорили — Бог с тобой!
    И сплюнул пруд, уставший берегом
    и клясть, и ехать, и рожать,
    и жался телом к роще беленькой
    и жрался всей тоскою жаб.
   
    " Дмитрий Кастрель: (Орфография и пунктуация сохранены)
    На этот стих меня в своё время навели, и был довольно длинный разговор, мало что изменивший.
    Со своей авторской (какой-никакой) позиции стих этот не принимаю: никаких уроков, никаких примеров брать из него не хочу. (= не могу!)
    Но как читателя, меня этот стих держит и не отпускает. Текст - вот он, а до конца не дочитывается. Как в детском калейдоскопе - дрогнешь на любой строке, и узор перекладывается.
    При этом, никаких сомнений, что текст высоко поэтический."
   
   Перл на перле, уж коль на то пошло. Метафора на метафоре, к каждой строке можно задать очень даже логический вопрос. Но ясно одно - это один из образцов именно поэтического осмысления действительности.
Наринэ Карапетян[29.10.2016 14:12:06]
   Ольга, у Губанова, прежде всего, безупречный русский язык. Я каждое предложение, как в школе, могу разобрать по членам и указать, какое слово в какому относится. ДА, у него сложные метафоры, требующие знания его предыдущего творчества, возгонки фантазии читателя - это и интересно. Но потом мы приближаемся к ответу. Пруд, прорубь для него - это женское, затягивающее начало... и т.д.. А в другом стихотворении, где он сравнивает березки с бинтами, а солнечный свет с йодом, которыми помазали его раны. Вот это первично, необыкновенно! Две строчки, а в них и боль, и любовь к природе, ее целительное воздействие, и пейзаж. Это искусство.
   У Белянина метафоры поверхностные и неточные, на грани шаржа. Если бы #Бутылка фыркнула, и пробка вылетела# или, на худой конец, #гейзер фыркал# это было бы оправданно. Но чем может фыркать кровь? Или это серо-какое-то движение. Движение бывает плавным, резким и т.д.. А еще было Красное движение, Белое движение, но о политической платформе серо-буро-малинового­ я не слышала. Я потому придираюсь, что он профессиональный литератор, и к нему мерки другие. А так можно и #стремительным домкратом# падать, потому что домкрат-то тяжелый, и если упадет, то полетит стремительно.
Ольга Немежикова[29.10.2016 18:38:49]
   Дорогая Наринэ!
   Поднимаю руки, поскольку "дальше" мне просто не хватает знаний и объёмов, наверное! Но Ваши слова, они не пропали даром!!! Поэзию хочется изучать глубже и глубже! И литературу в целом! И вчитываться, прежде всего, в свои предложения очень даже тщательно!
   Конечно, прекрасно вижу, что я больше эмоциями, а Вы трезво-спокойно вещаете... Это не может не радовать, а то уже терзаюсь за свою горячность. Вы правы - в первую очередь эмоции необходимо снимать. Учусь, учусь... Как в той поговорке, ей-богу!
   Насчёт фыркающей крови. Начиталась Бабеля, там кровь что только не вытворяет. Но то, что брызжет с силой - это помню достоверно. Просто фыркающая кровь для меня гиперболизация, вот и всё. Ну, на самом деле, запросто представляю, что она фыркает, как кран иногда. На всякий случай: в медицине я полный чайник, так что не настаиваю. С другой стороны, совсем не плохо что-то представлять, не зная, что оно "из ряда вон"!
   Но Вы победили, победили!!!
   Виват, Наринэ! Непробиваемый наш редактор! Несгибаемый! Как здорово, когда люди с энтузиазмом отстаивают свои убеждения и видения!
   Спасибо Вам за науку!
   С уважением, Ольга.
Наринэ Карапетян[29.10.2016 20:37:26]
   Дорогая Ольга, ну причем тут победила или нет. Мы же не сражаемся, а вместе ищем пути в литературе или в литературу, если уж взять на себя наглость так говорить. А #кровь фыркала# - все равно что сказать #сопли фыркали из носа#. Фыркать может тот, кто обладает такой пневматической возможностью. Допускаю даже, что небеса могут фыркнуть или судьба.
Ольга Немежикова[30.10.2016 04:02:36]
   Дорогая Наринэ!
   У кого что фыркает. У меня - кони. Это в первую очередь! О соплях мне и в голову не приходило. Но кони фыркают постоянно, и звук этот мне нравится. Сразу что-то рядом не просто большое и живое, но оно как хребет жизни! Верховая езда для меня всегда как движение на самом хребте жизни! Конечно, речь идёт о резвом аллюре. Как Вы догадываетесь, эта ассоциация для меня - полнота жизни. Так что у меня кровь фыркает конями, у Вас - соплями. Ну, тут уже каждый выбирает для себя. Или жизнь для него выбирает, видимо, пути неисповедимы.
   Это, вообще, тайна - интерпретация литературы. Поскольку всякий текст даёт свой контекст. Мой контекст совпал с белянинским, Вы в другом мире. И так со всяким человеком - мы совпадаем или нет. Это на уровне тонкой материи и язык - проводник этой материи, наверное. А может, он и есть эта самая материя.
   Действительно, мы ищем пути и в литературу, и в литературе. И в этом поиске и есть Жизнь - бытие. А прочее - повседневность. Кто-то больше в бытии, кто-то в повседневности. Оно ни хорошо, ни плохо - каждый ищет своё место и неукоснительно к нему тянется, даже если не находит. А находят единицы. И не факт, что обнаружение может нести лишь положительные аспекты. Но то, что оно несёт полноту, которая не всегда держится бренным телом - оно однозначно.
   Неправильно выразилась насчёт победы. Конечно, имела ввиду, что каждый остался в своём мире. Но так всегда и будет. Лишь бы писалось из крови, а не из соплей!
   
   Наверное, победа в том, что только из диаметральных мнений и проскакивает искра из глубин, та самая, что поджигает!!! По большому счёту, это то, ради чего жить СТОИТ! Хотя, не отрицаю - жизнь самоценна в принципе. Поскольку для извлечения перлов не закрыта никогда - это только люди могут закрываться.
   Спасибо, дорогая Наринэ! Спасибо, что Вы рядом, потому что знаю, как это тяжело - быть рядом с мной, вообще с кем-то быть рядом...
Дмитрий Кастрель[26.10.2016 18:09:02]
   А-а-а!.. Андрей подсунул нам матерьялец с тройным (пока) дном!
   Наринэ, ваш взгляд на стихи традиционно безупречен. Меня больше порадовал сам приём - вот так показаться в двух разных ипостасях. Причём, в отличие от Пастернака (где вот вам жизнь, а вот открыли архивы), автор говорит вперемешку. Именно это произвело на меня впечатление.
   Высоцкий - как ни хотелось ввести его в комментарий - всё-таки другое. Он входил в чужой уже отстоявшийся текст, от "Алисы" до "Звёзды для лейтенанта", входил бесподобно, но это другое. Здесь автор читает своё сидя и временами встаёт. Меня восхитило.
Наринэ Карапетян[28.10.2016 00:10:38]
   Да, наверное, и у Набокова "Ищут, ищут Долорес Гейз" не звучало бы пронзительно, если бы перед этим мы не читали о метаниях Гумбольда. Может быть, и у Белянина что-то такое в тексте есть. Например, волк был оборотнем,и графиня не знала, что собирается убить возлюбленного. Я не спорю, просто не читала и, честно сказать, не буду, потому что и так гора литературы непрочитанной. Возможно, в контексте меня бы не кольнуло - как сказать? - легкое пижонство что ли...
Наталия Лунева[26.10.2016 21:21:50]
   Прошу прощения за опоздание.
   По-быстрому попытаюсь написать основные мысли и впечатления.
   По поводу «эффективности» стихов в прозаических произведениях – почему нет? Главное, чтобы они не навевали скуку и по уровню не уступали. Кстати, стихи Толкина совсем не запомнились, хотя книгу читала. А, например, стих про Змеегрыча из «Алисы в Зазеркалье» заинтересовал и забыть и не узнать его будет очень сложно, даже через много лет.
   Относительно манеры, не знаю… Можно назвать неоромантизмом.
   Стихи, в общем-то, хорошие. По исполнению можно было бы придраться ко всем, кроме последнего. В плане эмоциональной наполненности более всего понравились последние два. Возможно, и второе понравилось бы так же, если бы не слишком безыскусное исполнение (рифмы мечтаний-сочетаний, измеренья-зренья, мечтаний-сочетаний, бывает-тает, плюс некоторые другие моменты). Первое – отлично начинается, а далее – ощущение – будто автор хочет нагнести обстановку, но не получается, слова уходят в пустоту, а концовка импонирует своей смысловой наполненностью.
   Больше всего, конечно же, четвертое понравилось.
6-й Съезд МСП
"Новый Современник"
Список Делегатов Съезда
ЗАСЕДАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Буфет.
Истории за нашим столом
Энциклопедия "Писатели нового века"
Том 1.Формат PDF.
Чтение и скачивание
Резюме авторов Тома 1
Резюме авторов Тома 2
Избранные
произведения
Справочник писателей Зарубежья
Положение о Литературном
конкурсе "Писатели нового века"
Конкурсные произведения
Произведения для рецензирования
Наши писатели:
информация к размышлению
Наталья Деронн
Татьяна Ярцева
Удостоверения авторов
Энциклопедии
В формате бейджа
В формате визитной карточки
Для размещения на авторских страницах
Для вывода на цветную печать
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2019 год
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2019 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Поэтический турнир
«Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Атрибутика наших проектов