Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Встречи. Студия прозы
К темам проекта
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Встреча №37. Вильям Шекспир. "Макбет"Ответить
   Уважаемые дамы и господа! Студия Прозы приглашает всех авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №37 с великим драматургом Вильямом Шекспиром!
   В Литературной мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки». В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения!
   «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гёте
   
   Состав Студии Прозы (в скобках указана текущая очередность рецензирования):
   
    1. Гринберг Мария (3)
    2. Маверик Джон (2) John Maverick
    3. Немежикова Ольга (1) - ведущий
   
   Подробная информация о нашей деятельности изложена в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании!
   
   Сегодня мы говорим об одной из самых популярных пьес великого драматурга - "Макбет"!
   
   Мария Гринберг: Предлагаю при рассмотрении шекспировского "Макбета" оттолкнуться от предыдущего нашего заседания, посвящённого "Гамлету" (№28 от 16.06.2016).
   Пьеса "Макбет" написана примерно через три года после "Гамлета", заметна перекличка сюжетов: убийство законного монарха, трон, захваченный убийцей-тираном, судьба сына погибшего короля, восстановление справедливости и месть за злодеяния.
   Но притом насколько различны образы героев двух пьес и их действия, никаких затяжек и рефлексий, зло здесь беспросветно черно, а добро воистину – с кулаками.
   Чем, на ваш взгляд, можно объяснить такую эволюцию автора?
   
   
   Приглашаем авторов портала с гостевыми рецензиями!
   Всегда рады вашему вниманию!
Ольга Немежикова[20.10.2016 15:22:55]
   Рецензия Марии Гринберг
   
   Прошлое наше заседание по Шекспиру оказалось для меня очень занимательным: насколько по-разному продолжает читаться, уже, казалось бы, миллион раз пережёванное критиками классическое произведение!
   Поэтому и появилось желание продолжить, обратиться к другому творению Шекспира — трагедии «Макбет», созданной через несколько лет после «Гамлета», рассмотреть, какими новыми гранями блеснул здесь британский гений?
   Тем более это интересно из-за того, что во многом произведения перекликаются. Практически один сюжет: коварное убийство монарха и узурпация власти убийцей, судьба сына-наследника погибшего короля и расплата за злодеяния, гибель узурпатора, восстановление законной власти. Совпадение вплоть до любопытного штриха — в обоих случаях торжество справедливости происходит с иноземной помощью: норвежцы ведут на датский престол Фортинбраса, англичане на шотландский — Малькольма (такая же, кстати, коллизия в «Короле Лире», добродетельная Корделия во главе французского десанта наводит порядок на своей родине).
   Существенную роль там и здесь играет потусторонний мир, ведьмы, призраки… трудно, конечно, теперь судить, но я думаю, что сам Шекспир ни на грош не верил в подобную чертовщину — это лишь отображение внутреннего мира героев. Как Гамлет ещё до появления призрака знал правду, так и Макбет, движимый своей гордыней, воображает пророчества ведьм, внушает себе, что он под защитой тёмных сил, непобедим и неуязвим.
   И там и здесь в центре внимания заглавные персонажи, но если Гамлет — явно положительный герой (сколь я ни пыталась доказать обратное), то Макбеты… вряд ли во всей мировой литературе найдётся другая столь мерзкая семейка? Порой даже задаёшь себя вопрос — не пересаливает ли автор в уничтожающих саморазоблачениях супругов?
   
   «…Хриплый ворон
   Прокаркал злополучный въезд Дункана
   Под сень моих бойниц. — Слетайтесь, духи
   Смертельных мыслей, извратите пол мой,
   От головы до ног меня насытьте
   Жестокостью! Сгустите кровь мою,
   Замкните входы и пути раздумью,
   Чтоб приступы душевных угрызений
   Не потрясли ни замысла, ни дела.
   Приникните к моим сосцам и пейте,
   Как желчь, их молоко, вы, слуги смерти…»*
   
   — перебор всё же, пожалуй? — не говоря уж о вообще немыслимом признании:
   
   «…Я кормила грудью
   И знаю, как сладка любовь к младенцу;
   Но я бы вырвала, склонясь над милым,
   Сосок мой из его бескостных десен
   И лоб ему разбила, если б я
   Клялась, как ты…»
   
   Не мудрено, что такого зла просто не в состоянии вместить человеческая душа, рушится она под его тяжестью — ещё до убийства, видимо, была эта леди уже ненормальной, запереть её покрепче, может, всё бы обошлось?
   Муж её в самоуничижениях не столь велеречив, даже порой стесняется:
   
   «…Не озаряй, высокий пламень звездный,
   Моих желаний сумрачные бездны!..»
   
   — сам же, впрочем, чистосердечно их открывая:
   
   «…Я мыслю так, и так я поступлю:
   Я захвачу врасплох Макдуфов замок;
   Присвою Файф и обреку мечам
   Его жену, детей и всех несчастных,
   Кто с ним в родстве. Не время похвальбам!
   Так будет: воле я остыть не дам...»
   
   — вот, такое я…!
   Впрочем, здесь-то как раз не видно никакой ненормальности: вполне разумно овладеть замком изменника, хотя бы для укрепления своей обороны при отражении иноземного нашествия. И его семью вырезать, пожалуй, полезно — чтобы прочим было неповадно, а он пусть себя казнит за то, что во власти злодея оставил родных — справедливо леди Макдуф перед смертью укоряет мужа:
   
   «…Бросить все: жену, детей,
   Свой дом, свои наследные владенья,
   А самому бежать? Он нас не любит.
   Он бессердечен. Бедный королек,
   Мельчайшая из птиц, обороняя
   Своих птенцов, сражается с совой…»?
   
   Таким немногословно-откров­енным­ Макбет остаётся до самого конца — в отличие от квёлой бабы, вместить злодейство он способен, не закатывает истерик и под гнётом собственной мерзости не валится, даже утратив все иллюзии, находит последнюю опору в мужестве отчаяния:
   
   «…Бирнамский лес пошел на Дунсинан;
   Ты, не рожденный женщиной, — мой недруг;
   Но я дерзаю до конца…»
   
   всё-таки под занавес одаряет его автор неким мерзким величием?
   
   И так же как сплошь чёрной краской писаны злодеи — так без малейшего пятнышка чистотой сияет праведник, законный наследник престола Малькольм:
   
   «…Я до сих пор
   Не ведал женщин, клятв не преступал,
   Не дорожил своим же достояньем,
   Был верен слову, черта бы не выдал
   Его товарищу, люблю правдивость
   Не меньше жизни; и солгал впервые
   Сейчас…»
   
   — правда, узнаём мы это от него самого, но нет оснований не верить — и как же далеко до него изолгавшемуся сластолюбцу Гамлету!
   Видна, на мой взгляд, перекличка между образами Макдуфа и Лаэрта — потерявших близких, одержимых жаждой мести. Но в отличие от простодушного брата Офелии, Макдуфа автор избавил от обмана, сразу оказался он на правильной стороне.
   И ни в какое сравнение не идёт мрачная концовка «Гамлета» с полным оптимизма финалом «Макбета».
   Честное слово, порой мне просто мистически кажется, что Шекспир сквозь века услышал моё брюзжание о «Гамлете» и решил реабилитироваться, написать наконец-то правильную пьесу.
   Где зло невыносимо омерзительно и гибельно для самих злодеев.
   А добро идеально чисто, да при этом снабжено крепкими кулаками — истинно честные и смелые люди безо всяких отговорок и оттяжек поднимаются на борьбу со злом, и одерживают заслуженную, хоть и трудную, оплаченную большой кровью победу, возвращают своей родине законного и справедливого правителя:
   
   «…Мир свободен.
   Здесь вкруг тебя весь жемчуг королевства.
   Сердца их вторят моему привету;
   Так пусть их голоса с моим воскликнут:
   Живи, король!..»
   
   …Кстати, напоминает финал «Властелина колец» Толкиена, не правда ли? — а ведь до его написания оставалось ещё три с половиной века…
   
   ____________________­____________________­___­
   
   *здесь и далее приводится перевод М.Лозинского
Ольга Немежикова[20.10.2016 15:56:05]
   Мария! Ей-богу, с Гамлетом у Вас, не менее, личные счёты!
   Я почитала не только "Макбета", но и комменты к нему, в том числе разных критиков. Считается, что "Макбет" писался в спешке, для короля, который, по мнению Шекспира, именно такой сюжет и ожидал, и драматург не прогадал. Но к пьесе полно у критиков вопросов. Есть версия, что до нас просто не дошёл оригинал, поскольку публикация была лишь после смерти драматурга. В частности, выпали эпизоды, в которых объясняется бегство благородного Макдуфа, бросившего семью. Оговорка, мол, супруга и дети не сделали тирану ничего дурного и потому невинностью своею уже ...защищены, всерьёз никем не принимается. Есть предположения, что были явления, описывающие причины такого странного, безответственного поведения.
   И ещё, по характерам героев и деталям содержания захвата. В "Гамлете" Шекспир озвучивал линию Тюдоров, а в "Макбете" - Стюартов. Потому такие различия. Макбет разрушается как личность на глазах у зрителей. Кстати, в этом месте отличие от "Ричарда третьего", который был злодеем изначальным.
   Финал частенько кончается салютом, тут мало кто оригинален!
   Но пьеса классная, конечно, читается на одном дыхании и много неожиданностей оживляют течение действий. Очень понравилась проверка Малькольмом Макдуфа, разговор леди Макдуф с сыном (святое дитя! Вспомнила Ванечку, сына Льва Толстого...), поход "леса" на Макбета, да много деталей интересных всегда у Шекспира в избытке.
   Ещё в процессе работы над пьесой набрела на интересный сайт "Уильям Шекспир - материалы о жизни и творчестве". Там не только произведения, но и в рубрике "Публикации" множество статей о творчестве драматурга, что особенно ценно.
Мария Гринберг[20.10.2016 17:21:40]
   Просто, видимо, для таких людей семья не является главной жизненной ценностью.
   Примерно ведь так же практически в то же время поступил наш первый диссидент князь Курбский, бежал за границу, захватив с собой слуг и золото, но оставив жену и сына – по официальной версии они умерли в заключении "от тоски", а он нашёл в Литве другую жену и родила она ему другого сына?
Ольга Немежикова[20.10.2016 15:24:25]
   Рецензия Ольги Немежиковой
   
   Многосторонность Шекспира поражает воображение. Радикальный, всеобъемлющий психологизм, развитие характеров до апофеоза, выписанное на фоне захватывающих сюжетов, безудержных в своём динамизме и при этом до мурашек по коже жизнеподобных, пышные декорации, щедрая инструментовка художественными деталями и портретами — всё это делает Шеспира не только Вселенной, но и неиссякаемым источником писательского мастерства. А потому каждая встреча с Шекспиром всегда ступенька для личного творчества, если не просто наслаждаться поэзией великого драматурга, но вглядываться в многослойность авторских мазков, неограниченную палитру человеческого бытия и сует, в его способность окрасить текст таким образом, что каждый его уголок прелестен и необходим для созданной им звезды на небосклоне Шекспирианы... Редкий писатель, во всей мере реализовавший дарованный ему талант, обходился без пристального изучения наследия Шекспира. Любой страждущий отыщет у Шекспира пищу вопросам, раздирающим душу. Пусть это будет только тень, неважно — важно прикоснуться к вечному, а им дышит творчество Шекспира, и в этом вечном откроется путь, если его искать.
   «Макбет». Драма о бреде властью, жажде её, непреодолимой в душе человека, шагнувшего во тьму — поддавшемуся соблазну (трём ведьмам — «пузыри земли»). «Каждый выбирает для себя Женщину (...)», — сказал наш современник. Макбет, доблестный полководец, был заведомо обречён на падение, как только нечистая сила коснулась тайной струнки его души. Всё вокруг мгновенно пришло в движение. Супруга, леди Макбет, получив письмо, тут же стала вдохновительницей злодеяний, чёрной музой возлюбленному, отыскавшему в её душе неисчерпаемый океан, омут, бездну — в полном смысле этого слова — источник зла. Шекспир не рассказывает, откуда она такая взялась и почему, в каким обстоятельствах сформировался её характер (но мы запросто верим необузданной её страсти — «Сказка о золотой рыбке»), Шекспир показывает уже её влияние на супруга, фактически она — четвёртая ведьма трагедии. Но в отличие от первых трёх, ей суждено погибнуть, не вынеся душевных мук, покончить с собой. Руки отмыть так и не удаётся. Считается, что тема «кровавых мальчиков» в «Борисе Годунове» почерпнута Пушкиным именно отсюда.
   Получив власть, Макбет становится тираном, во всяком видя угрозу своему положению и те, кто остались рядом с ним, служат не из любви и долга, а из страха. Полученное кровью кровью же и держится. Но в этой пьесе Шекспира справедливость торжествует сполна: как ни странно, но именно здесь уцелеть удалось многим героям.
   Мария Гринберг: Предлагаю при рассмотрении шекспировского "Макбета" оттолкнуться от предыдущего нашего заседания, посвящённого "Гамлету" (№28 от 16.06.2016).
   Пьеса "Макбет" написана примерно через три года после "Гамлета", заметна перекличка сюжетов: убийство законного монарха, трон, захваченный убийцей-тираном, судьба сына погибшего короля, восстановление справедливости и месть за злодеяния.
   Но притом насколько различны образы героев двух пьес и их действия, никаких затяжек и рефлексий, зло здесь беспросветно черно, а добро воистину – с кулаками.
   Чем, на ваш взгляд, можно объяснить такую эволюцию автора?

   «Макбет» и «Гамлет»... Принципиально сюжет схож, но Шеспир, конечно же, не эволюцией взглядов своих был движим, вновь и вновь рассказывая о злодейском захвате трона. Шекспир писал трагедии характеров, а не просто хроники, не просто развлекательные сюжеты. В «Макбете», как точно подметила Мария, совершенно другие характеры. Шекспиру были интересны коллизии до самого их трагического конца. Каждая индивидуальность «сходит с ума» по-своему: Шекспир мастерски обобщал образы. Это-то и волновало великого драматурга — довести до края, раскрыть в предельной полноте зла ли, добра. Его пьесы — это форма для художественного раскрытия самых разных характеров, поставленных сюжетом в позицию, где они начинают играть не на жизнь, а на смерть, душа поражается событиями насквозь, уклониться нет никакой возможности, чего никогда не было бы в предсказуемой повседневности. Шекспир крепко задаёт дело своим героям! Собственно, искусство, оно для того и существует, в том числе, чтобы моделировать ситуации, давая пищу воображению, питающему душу.
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта