Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Встречи. Студия поэзии
К темам проекта
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Встреча №35. Николай Вдовин. "Прекрасные призраки"Ответить
   Уважаемые дамы и господа! Студия Поэзии Литературной мастерской «Облик» приглашает авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №35 с Николаем Вдовиным!
   В мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки»! В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения!
   «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гете
   
    Состав Студии Поэзии (в скобках указана текущая очередность рецензирования):
    1. Блинов Андрей (6)
    2. Вдовин Николай (7)
    3. Карапетян Наринэ (2)
    4. Кастрель Дмитрий (3)
    5. Лунева Наталия (1)
    6. Немежикова Ольга (4) - ведущий
    7. Сташевска Инга (5)
   
   
   Подробную информацию о нашей деятельности вы можете получить в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании!
   
   Сегодня рецензируем замечательное стихотворение Николая Вдовина "Прекрасные призраки"!
   
    Там, где небо, у края земли замирает от счастья
   и вдыхает в себя её пряный берёзовый хмель,
   ощущая весенний рассвет как святое причастье,
   там стоит светлый город, невидимый нами отсель.
   
   Сколько ты ни стремись,- его стен не коснуться руками,
   да и на самолёте, похоже, туда не попасть,-
   он молитвами создан, он вымощен нашими снами,
   в наших самых возвышенных мыслях лежит его власть.
   
   Его архитектура – застывшая музыка Баха,
   его реки в бездонную вечность незримо текут,
   и царит там пространство, как будто не знавшее страха,
   а живут в нём прекрасные призраки. Славно живут.
   
   Там в общественном транспорте нет пожилых контролёров,
   в парках тигры и львы откликаются на «кис-кис-кис»,
   и мужчины там часто похожи на киноактёров,
   впрочем, женщины чаще похожи на киноактрис.
   
   Среди них есть ещё утончённые личности, вроде
   тех, что брали Парнас обаянием ритмов и рифм,
   и в уютных коттеджах на девственно-чистой природе
   Мастера неизменно встречают своих Маргарит.
   
   Там их благословляют на творчество силою неба
   бесподобные призраки учителей и святых,
   кто – в чалме, кто – в хитоне, кто – в рубище с корочкой хлеба,
   и над ними стоит самый-самый прекрасный из них!
   
   А чуть ниже, не преодолев притяженья планеты,
   ожидая то судного дня, то последней зимы,
   получая зарплаты, любя, оформляя билеты,
   защищаясь от жизни, живём-поживаем все мы.
   
   Да, мы верим в добро, иногда устаём от рекламы
   и мечтаем о солнечном будущем как муравьи,
   и, спасая народы, возводим великие храмы,
   и, не видя как часто те храмы стоят на крови,
   
   то глядим в телевизор на наши серьёзные страсти
   то читаем священные книги в двухтысячный раз,
   и всё учим друг друга, всё спорим: чей призрак прекрасней.
   А прекрасные призраки даже не знают про нас.
   
   Николай Вдовин: пусть каждый скажет то, что посчитает (если посчитает) нужным.
   Ольга Немежикова: перед нами стихотворение-мечта об утопии. Мне интересно, насколько эта мечта "совпадает или не совпадает". Интересно, что в нем зацепило, а что прошло водой в песок. И, вообще, почему мы пишем утопии, если пишем. Предлагаю поговорить о лирических утопиях.
   
   
   
   Приглашаем всех авторов портала с гостевыми рецензиями, в том числе во время самой встречи!
   Всегда рады вашему вниманию!
Ольга Немежикова[05.09.2016 20:57:13]
   Рецензия Наталии Луневой
   
   Хорошее стихотворение. Извечная тема – тоска по раю. Раскрыта весьма симпатично. Но четвертый катрен, на мой взгляд, не вписывается в картинку, показывающую идеальный город – зачем в таком городе контролеры?, жители похожи на киноактеров – своим поведением? Внешностью? Как-то мелковато. Я бы эту строфу либо убрала вообще, либо переписала, при этом тигров и львов можно было бы оставить, т.к. львы хорошо ассоциируются с раем. Вспомнилась песня:
   
   «А в городе том сад: всё травы да цветы,
   Гуляют там животные невиданной красы.
   Одно как жёлтый огнегривый лев…»
   
   В разбираемом стихотворении мне не хватило художественности в тексте – слишком много местоимений. Например, если из второго катрена убрать местоимение «наши»,
   первое, что пришло в голову:
   «он молитвами создан, он вымощен чудными снами,
   в бесконечно возвышенных мыслях лежит его власть.»
   По-моему, поэтичнее текст зазвучал?
   Слово «отсель» как-то диссонирует на общем фоне.
   Еще меня коробит использование местоимения «мы» во всевозможных вариантах –чувствуется какое-то морализаторское давление автора.
   
   Обычно никогда не возникало желания переделать чужой текст, но в этот раз меня не покидает уверенность в том, что исполнение данного (во многом замечательного) стиха может быть гораздо лучше. Увлеклась:
   
   «Его архитектура – застывшая музыка Баха,
   его реки в бездонную вечность незримо текут,
   и царит там пространство, не знавшее горечи, страха…
   а живут в нём прекрасные призраки. Славно живут.
   
   Вдохновленные словом, премудрые личности, вроде
   тех, что брали Парнас обаянием ритмов и рифм,
   и в уютных коттеджах на девственно-чистой природе
   Мастера неизменно встречают своих Маргарит.
   
   Их на творчество благословляют поэзией неба
   бесподобные призраки учителей и святых,
   кто – в чалме, кто – в хитоне, кто – в рубище с корочкой хлеба,
   в горних звездах парит самый-самый прекрасный из них!
   
   А чуть ниже, не преодолев притяженья планеты,
   ощущая конечность юдольных минут,
   получая зарплаты, любя, оформляя билеты,
   защищаясь от жизни, обычные люди живут.
   
   Они верят в добро, иногда устают от рекламы
   и мечтают о солнечном будущем как муравьи,
   и, спасая народы, возводят великие храмы,
   и, не видя, как часто те храмы стоят на крови,
   
   то глядят в телевизор, ловя мимолетные страсти,
   то выискивают бога-истину в пропасти книг,
   и всё учат друг друга, всё спорят: чей призрак прекрасней.
   А прекрасные призраки даже не знают о них.»
   
   Да.. сложно. Пожалуй, и этот вариант тоже далек от идеала( Но идеал – это то, к чему нужно стремиться, если что-то не нравится в своем стихе – нельзя оставлять как есть.
Николай Вдовин[08.09.2016 05:01:16]
   Да-да, Наталия, я именно так и писал в период, предшествующий данному тексту: горними, чудными, прозрачными, акварельными у меня было всё подряд. Но в конце пришло понимание, что здесь не всё так просто, есть проблема, о которой я и написал. И это совсем не тоска по раю.
Ольга Немежикова[05.09.2016 20:58:30]
   Рецензия Ольги Немежиковой
   
   Стихотворение «Прекрасные призраки» написано пятистопным анапестом, рифмовкой аБаБ, девятью графически разделенными катренами. Очень размеренно, неторопливо повествует оно о том, чего нет, понятно, о призраках. Но что бы мы из себя представляли без мечты, без романтики, которая не просто нужна — необходима, ибо неизменно настраивает нас на высокое. Всегда интересно узнать: а какое оно, высокое, у других? О чем грезят поэты, ведь поэт по определению грезит за весь мир!
   Там, где небо, у края земли замирает от счастья
   и вдыхает в себя её пряный берёзовый хмель,
   ощущая весенний рассвет как святое причастье,
   там стоит светлый город, невидимый нами отсель
.
   Светлый город, в котором, конечно же, хотелось бы жить, расположен у горизонта, в месте, принципиально недостижимом - terra incognita. Там, именно там счастье!
   Сколько ты ни стремись,- его стен не коснуться руками,
   да и на самолёте, похоже, туда не попасть,-
   он молитвами создан, он вымощен нашими снами,
   в наших самых возвышенных мыслях лежит его власть.

   Но этот город именно создан! Молитвами и снами, возвышенными мыслями.
   Его архитектура – застывшая музыка Баха,
   его реки в бездонную вечность незримо текут,
   и царит там пространство, как будто не знавшее страха,
   а живут в нём прекрасные призраки. Славно живут
.
   Город создан из застывшей музыки Баха. Самое замечательное, что в этом чарующем месте нет страха. Вот это, действительно, здорово!
   Там в общественном транспорте нет пожилых контролёров,
   в парках тигры и львы откликаются на «кис-кис-кис»,
   и мужчины там часто похожи на киноактёров,
   впрочем, женщины чаще похожи на киноактрис.

   Оказывается, город подобен обычному, только без контролеров в автобусах, то есть, все жители передвигаются бесплатно («Дарю тебе даром, то есть безвозмездно! (этот шнурок!)») Все жители очень красивы.
   Среди них есть ещё утончённые личности, вроде
   тех, что брали Парнас обаянием ритмов и рифм,
   и в уютных коттеджах на девственно-чистой природе
   Мастера неизменно встречают своих Маргарит.

   В городе живут Поэты, Мастера и Маргариты. Чудесное население, как это, должно быть, прекрасно...
   Там их благословляют на творчество силою неба
   бесподобные призраки учителей и святых,
   кто – в чалме, кто – в хитоне, кто – в рубище с корочкой хлеба,
   и над ними стоит самый-самый прекрасный из них!

   Учителя и святые всегда в доступе и готовы, так понимаю, протянуть руку помощи любому страждущему. И не надо упорно стучаться во все двери, изнемогая от усталости непонимания...
   А чуть ниже, не преодолев притяженья планеты,
   ожидая то судного дня, то последней зимы,
   получая зарплаты, любя, оформляя билеты,
   защищаясь от жизни, живём-поживаем все мы.

   Мы живем рядом. Просто законы физики непреодолимы, но с ними непреодолимы страх, материальная основа существования. Спасает лишь то, пожалуй, что живем мы, любя. Это радует!
   Да, мы верим в добро, иногда устаём от рекламы
   и мечтаем о солнечном будущем как муравьи,
   и, спасая народы, возводим великие храмы,
   и, не видя как часто те храмы стоят на крови,

   Живем, как жили люди тысячи лет назад, как будут жить еще через тысячи лет - верой в добро, в мечты о будущем. Но храмы, храмы всегда стоят на крови, так уж устроено мироздание.
   то глядим в телевизор на наши серьёзные страсти
   то читаем священные книги в двухтысячный раз,
   и всё учим друг друга, всё спорим: чей призрак прекрасней.
   А прекрасные призраки даже не знают про нас
.
   Да, прекрасные призраки про нас даже не ведают.
   Красивое стихотворение, очень певучее, завораживающее. Понравились рифмы Баха - страха, кис-кис-кис - киноактрис, вроде - природе, ритмов и рифм - Маргарит, рекламы - храмы, муравьи - на крови.
   Каждый мечтает о своем. Николай в этом стихотворении - о городе, в котором хотелось бы жить. Первое, что я спросила у себя, прочитав это произведение: а о чем мечтается мне? Из области фантастики неограниченной? Наверное, мне мечтается, все-таки, о дорогах. О том, чтобы можно было бы жить в пути, всякий раз проходя через новые пространства. Но только чтобы рядом был бы человек, с которым можно было бы обмениваться впечатлениями об увиденном. Так что у каждого, действительно, свои грезы.
   Чего мне не хватило в этом стихотворении? Тайны. Ведь в нем понятно абсолютно все! Но, опять же, автор и не думал ничего скрывать, говорить иносказательно... Нет, как ни крути, но мне было бы скучно жить в таком благоустроенном месте. Где даже испытать себя невозможно. И нет страха. Ведь страх - это риск неизвестного, он требует преодоления, а значит, и роста, движения. А движение, в нем обмен и есть жизнь.
   Если бы Маргарита не была столь несчастна со своим букетом желтых цветов - разве увидел бы ее Мастер? Если бы Мастер не писал свой роман, который - боль и сомнения его души, и эти страдания его пропитали насквозь - разве полюбила бы его Маргарита? Противный ум сомневается... И разве мы любим другого за внешность киноактерскую? Она не гарант счастья, уж точно. Но всем хочется быть красивыми, это понятно. Наверное, чтобы не страдать комплексами неполноценности. Но тогда не будет шарма! Который вопреки отсутствию внешней красоты! В общем, есть, над чем помыслить в этом стихотворении, а музыкой оно напоено. Прекрасно, когда человек может нарисовать свою мечту! Скорее всего, к этому произведение нас и зовет. Будит фантазию...
   Замечание. В заголовке, конечно, не ставится точка.
Николай Вдовин[08.09.2016 05:24:50]
   Ольга, спасибо. Но я в полном недоумении: стихи совсем не про то. Я ведь не мечту свою рисовал, а лишь перечислил те расхожие штампы, которые приходят на ум при мыслях о "горнем мире", чуть оживив их бытовой подробностью с контролёрами и добавив глянца с киноактёрами, в которых обычно юные девушки влюбляются. А затем попытался показать обратную сторону мечт и иллюзий, а именно - постоянные конфликты, в которых мы находимся, бесконечно споря о том, чей призрак прекрасней. То, что этого практически никто не увидел наводит на долгие размышления, оттого и тянул с ответом.
Ольга Немежикова[08.09.2016 06:58:29]
   Николай!
   Показывать людям их самих просто неинтересно - они все равно не увидят, так ослепительно то, что видеть хочется! Хоть плюй в глаза, мол, призраки о тебе и не ведают - в том нет никакого толка. Поскольку тому, кто их воображает, вовсе и не надо, чтобы ведали. Об этом и дум-то нет! Вещь в себе, но дерево ведь не знает о себе, что оно - дерево! Не надо ему, ни к чему! Ему и знать-то нечем!!! Ну зачем дереву знать, что оно - дерево?!
   
   В стихотворении нет указания конкретного, чья это мечта. "Мы" - мы мечтаем, вместе со мной - с поэтом, который по умолчанию в это "мы" входит - воспринимает так ( не "вы" мечтаете или "все" мечтают, а "я" в сторонке наблюдатель). Мною, во всяком случае, воспринимается. Но я не настаиваю, что эти мысли непосредственно есть Ваши мечты. Просто прочла как прочла! Не разделяя, в каком месте повествователь и кто он. Нет даже психологического его портрета, потому по определению - тот, кто писал, тот себя в этом "мы" тоже включал - отрицания авторского не ощущается. Впрочем, поэт это или не поэт - дело-то десятое! Ведь мы, когда пишем, мы с собою, людьми из мира повседневного, конечно, не совпадаем!
   
   А вот "обратная сторона медали" оказалась, увы, приглушенной... А именно спор на тему, чей призрак прекрасней и в том конфликты, был бы поэтически интереснее, чем набор штампов. Да и отразить его сложнее многократно. В этом месте я с Дмитрием насчет "храмов на крови" солидарна - вскользь. Одна строчка по сути для поэта, оказывается, и много-много других, как выясняется, ни о чем которые. Можно было просто сказать: "раёк", райчик... Даже словом одним. Конкретная (вымышленная то бишь) история храма на конкретной крови была бы воспринята с замиранием сердца, если показать ее типично.
Наринэ Карапетян[06.09.2016 21:00:58]
   Стихотворение опубликовано автором в рубрике "философская лирика". Если говорить о философском настрое стиха, то он мне представляется скорее гуманистическо-нигил­истическим.­ Город, созданный мечтами людей, населяют призраки, которые даже не подозревают о существовании тех, кто породил их на свет. Вывод напрашивается один: живи настоящим. Пускаться здесь в философские споры мне совсем не хочется, да и не в этом состоит предназначение поэзии. Мне в нем не хватило спонтанности чувства и мысли - все эти рассуждения немного вымученными выглядят. По поводу исполнения в целом согласна со своими коллегами, и замечания те же: много местоимений, двойные ударения в словах, некая затянутость. В плюс то, что авторский стиль узнаваем, что автор добросовестно справляется с возложенной им самим на себя задачей, доносит свою точку зрения на ну очень непростой вопрос.
   
   Мне вот ближе позиция Бродского из недавно узнанного его стихотворения. Ближе не только по смыслу сказанного, но и ощущению той долгой боли, что автору удалось преодолеть. Оно написано не из отвлеченных рассуждений, а из глубины лично пережитого опыта. Вот ссылочка: http://www.kulturologia.ru/blogs/030916/31196/
Николай Вдовин[08.09.2016 05:54:40]
   Наринэ, спасибо. У Вас получилось прочесть примерно то, о чём и написано. Формат Встречи предполагает мои ответы, и я как могу отвечаю, но мне это очень не просто, поскольку стих должен быть самодостаточным. Чтобы ни убавить, ни прибавить. Но коль скоро у нас общение, то приходится говорить о себе, чего я не очень-то люблю. В данном тексте это как раз и выражено. Понятия не имею в чём состоит предназначение поэзии. Спонтанных стихов не пишу в принципе, другие с этим прекрасно справляются, хотя данный текст в своё время написался очень легко. А вот то, что привело к его написанию... Да, помучаться пришлось. Поверьте на слово, это отнюдь не отвлечённые рассуждения, и пожелай я делиться болью с кем бы то ни было, мало бы не показалось. Однако опять-таки, не люблю рифмованных страданий, как, впрочем, и не взялся бы указывать кому и чему надо поклоняться. Лучше если читатель сам это для себя откроет.
Наринэ Карапетян[08.09.2016 17:50:55]
   Николай, имела в виду, что предназначение поэзии - вовсе не философские споры. По той простой причине, что талантливо можно пропагандировать все что угодно. Можно с Киплингом записаться в колонизаторы, а можно с Че Геварой выступать против какого-нибудь апартеида. Это хорошо по косточкам разложил Кундера в "Жизнь не здесь". Мне показалось неубедительным, что Вы все людские - и мечты-то слово не то, здесь все в кучу: религия, литература и т.д.. - поместили в одно место. Как-то не верится, что там может царить такая идиллия.
   А насчет боли и опыта проживания с нею, опять-таки, лучше Бродского не скажешь. Он, кстати, имел смелость раскрывать перед читателем грудную клетку. И это вовсе не воспринимается рифмованными страданиями, а скорее путеводителем к человеческой мудрости, к обретению смысла, терпения и прочего. Если в прозе автор может в принципе замаскировать свое истинное "я", то в поэзии даже и не представляю, кому это удавалось...
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта