Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Встречи. Студия прозы
К темам проекта
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Встреча №22. Борис Васильев. "А зори здесь тихие..."Ответить
   Уважаемые дамы и господа! Студия Прозы приглашает всех авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №21 со знаковой повестью советского писателя Бориса Васильева "А зори здесь тихие..."!
    В Литературной мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки». В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения!
    «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гете
   
    Состав Студии Прозы (в скобках указана текущая очередность рецензирования):
   
    1. Гринберг Мария (2)
    2. Маверик Джон (3) John Maverick
    3. Немежикова Ольга (1) - ведущий
   
    Подробная информация о нашей деятельности изложена в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании!
   
    Сегодня по предложению Марии Гринберг мы говорим о повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...». Надеюсь, за это время, объявленное в анонсе, все заинтересованные авторы успели и перечитать замечательное произведение, и, быть может, посмотреть кинофильмы: двухсерийную версию 1972 г. и последнюю — 2015 года. Было бы интересно сравнить эти произведения искусства, высказать свои мнения, обсудить возникшие вопросы, впечатления. Есть еще замечательная 12-серийная версия китайского производства 2005 г. с великолепной игрой русских и китайских актеров и замечательной песней, которая звучит перед каждой серией.
   
    Мария Гринберг: Есть повод заново перечесть с детства знакомое, в каждой душе оставившее след произведение – и, может, открыть в нём нечто новое?
    Вот что говорит о замысле повести и его реализации сам автор:
    "...повесть основана на реальном эпизоде войны, когда семеро солдат, после ранения служившие на одной из узловых станций Кировской железной дороги, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. В живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки.
    И всё — повесть сразу выстроилась..."
   
   Приглашаем авторов портала с гостевыми рецензиями!
   Всегда рады вашему вниманию!

 1   2   3   4   5   6   7   8   9 

Ольга Немежикова[30.03.2016 09:18:50]
   Уважаемая Маруся!
   Читать Ваши изыскания очень интересно - серьезно Вы вгрызлись в текст! Но не сомневаюсь, Вы не забываете, что это исключительно Ваши выводы!
   
   В реале люди глядят и на жизнь, и на литературу много гибче, не требуя однозначного толкования. Каждый слышит как он дышит. Каждый видит то, что увидеть хочет.
   Вспомним старца Зосиму, который учил, что даже в беспросветности добрая душа отыщет лучик добра и ему вполне хватит для света.
   А кого-то и яркое солнце ослепит.
   Любой факт толковать можно бесконечно - полемика всегда. Только сердце подскажет, как оно для тебя в мире этом.
   
   Народ как народ. Старшина как старшина. Девушки как девушки. Мне нравятся вполне. Ничего из ряда (ожидаемого) выходящего в тексте для меня нет. Есть, как раз, то, чего ждет душа! Литература - она для души!!! А суровыми фактами занимаются архивы и другие специализированные учреждения. Но и там все из рук людей, из уст. Так что от субъективности никогда и никому не уйти - удел человеческий.
Маруся Вайз[31.03.2016 09:05:14]
   Мария Гринберг: "Гордилась бы" я говорю потому, что нет у меня на самом деле таких братьев и сестёр – можно о них только мечтать.»
   
   Спасибо за откровенность. А чем же мы - потомки братьев и сестер, победивших фашизм - Вас не устраиваем?
   
   Мария Гринберг: «И, по-моему, всё же Вы преувеличиваете: я вовсе не увидела в повести Васильева "недостойного" народа.»
   
   Прямо не знаю, что и думать... Непрерывные пьянство и разврат - это достойно? А, может, в разных изданиях разный текст?
   
   В моих "Зорях...", за 2016г., во первых же строках читаю:
   
    «Шел май 1942 года... здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть не их комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались, на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.
   Комендант разъезда... писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка начальство... сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа и фамилии...
   Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков... за три дня не прибыло ни одного человека.
   - Вопрос сложный, пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. - Два отделения это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то сомневаюсь...
   ...Обернулся – соседка во двор заглядывает... Самая беспутная из всего населения: именины в прошлом месяце четыре раза справляла.
   - ... Ты теперь один у нас остался, вроде как на племя...Ты теперь по дворам ходить будешь, как пастух... Такая нас, у баб, договоренность насчет тебя...»
   
   Из моего текста видно, что народу для счастья нужна только бутылка и секспартнер.
   И еще виден немой вопрос Васильева: «А нужно ли такой народ защищать? Свои единственные жизни за этих потребителей «комариного писка» отдавать?»
   
   Мария Гринберг: «Да, собственно, сами Вы себя опровергаете: "Кучкой героев с недостойным народом – ничего не получится", а ведь получилось – смогли исполнить завет Джефферсона предки наши?»
   
   Но, согласно Джефферсону, победа возможна ТОЛЬКО при ВСЕощем единстве. Раз мы победили, значит, не было недостойного народа – все были «братья и сЕстры». И никак иначе. А Васильев, значит, лгал, изображая народ.
   
   Мария Гринберг: « Вы, думаю, чрезмерное внимание уделяете фактам биографии писателя...» , тем более им самим рассказанным, мало ли кто что о себе наврёт?
   
   Видите ли в чем дело, никак я не могла понять, откуда у писателя Васильева такая неприязнь к народу. В таких трудных случаях выдающийся литературовед А.Б. Есин рекомендует копать во все стороны. Вот я и решила ознакомиться с автобиографией:
   
   «Моя юность прошла под зловещей тенью лысенковско-мичуринс­кого­ учения о приоритете влияния внешней среды над всеми остальными влияниями...Учение Лысенко обречено было возникнуть. Оно закономерно, ибо его породила социальная революция, уничтожившая все сословия, а в особых условиях России (всего-то полвека назад крепостничество было законно, традиционно, привычно, а потому и нравственно) идея равенства не могла не породить попытки теоретического обоснования, что равенство – это не просто юридически-экономиче­ское,­ но и абсолютное. Сын крепостного холопа и сын столбового дворянина просто обязаны были быть хотя бы равными, а что утверждала генетика?... Генетика научно узаконивала неравенство рождения, отдавая предпочтение родовым признакам...»
   
   Так Васильев - из столбовых дворян?! Ну, таперича все ясно.
   
   Мария Гринберг: «... тем более им самим рассказанным, мало ли кто что о себе наврёт?»
   
   Шутите? Ложь писателя о себе - большущий подарок внимательному читателю.
   
   Мария Гринберг: «Но вот относительно старшего школьного возраста – здесь Вы, на мой взгляд, совершенно правы: целевую свою аудиторию автор видел чётко...»
   
   Нигде не нашла подтверждения Вашим словам. Напротив, сам Васильев считал, что «А зори здесь тихие…» — не сентиментальная история, а жестокая», для зрелых людей.
   
   Почему Васильев отнес «Зори...» в журнал «Юность»?
   Потому что тыркался, куда только мог. Посмотрите в портальских темах, чем озабочены современные авторы. И это при том, что у всех зарплаты или пенсии.
   А Васильев в 1968 году уже 15 лет жил на 86-ти рублевую зарплату жены. Ну, сдал он «Иванов катер» Твардовскому, и что? И ничего.
   
   Мария Гринберг: "... её запросу и отвечают все отмеченные Вами (и мной, и другими) якобы несуразности и ошибки...»
   
   Гм... помнится, кто-то из великих сказал, что для детей надо писать так же как для взрослых, только еще лучше.
   
   Мария Гринберг: « На самом деле всё тут к месту и работает на единую цель, в том числе и этот самый "флёр", стеснительность, невинная, в мечтах, эротика: "...в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом" – да, в тридцатилетнем старшине читатель-подросток видит ведь себя, подглядывающего за загорающими обнажёнными красавицами!»
   
   Мне думается, все гораздо проще. В этом месте в 44-х летнем писателе наконец-то заговорил нормальный здоровый мужчина.
   
   Мария Гринберг: «Что ж, тем больше чести автору, сумевшему понять и исполнить такой заказ, да при том послужить патриотическому воспитанию?»
   
   Пора на работу. Продолжу позже.
Мария Гринберг[31.03.2016 10:18:21]
   Чем мы с Вами отличаемся от них, победивших фашизм – тема, пожалуй, необъятная...
   Насчёт пьянства ещё, помнится, сын Тараса Бульбы, Остап, отлично сформулировал: "...как же может статься, чтобы на безделье не напился человек? Греха тут нет...",
   – впрочем, согласна, Васильев, пожалуй, всё же несколько сгущает краски в описании блаженного тылового житья, об этом уже говорили мы – но, видимо, для сюжета так было надо?
   Согласна и с тем, что очень неприятен образ развратницы Полинки, действительно, "Выселить надо бы, а как? Где они, гражданские власти?", то есть мимоходом упомянуто ещё и про дезорганизацию в прифронтовой полосе, никакой руководящей роли партии?
   В фильмах, кстати, этот персонаж несколько облагорожен, у Ростоцкого Полина продолжает свой монолог воспоминанием о муже, "может, и его кто-то приголубит...", в китайском – она вдова.
   Ложь писателя о себе, понятно, чести ему не делает, но всё же мы обсуждаем другую его ложь, ту, что в повести?
   А эта фраза непонятного происхождения "для детей надо писать так же как для взрослых, только еще лучше", извините, кажется мне просто глупостью.
   Главное отличие, о котором надо помнить детскому писателю – дети ещё способны искренне поверить написанному.
   И надо им лгать умело и ответственно – так, чтобы это оказалось полезно.
   Что, как я и пытаюсь обосновать, в этой повести сделал Васильев, за что вполне заслуженно прославлен.
Маруся Вайз[01.04.2016 09:04:18]
   Просмотрела интервью Васильева:
    «... прочитал в «Известиях» крохотную заметку на последней странице. Что-то в духе «Награда нашла героя». Там рассказывалось о том, как некий сержант после ранения служил на какой-то узловой станции железной дороги Петрозаводск-Мурманс­к...­ немцы... решили ее взорвать. Наши, надо сказать, несколько соответствующих диверсионных групп успешно выловили, но одна просочилась. И как раз на участке этого сержанта. У него пулемет и человек шесть в подчинении, тоже все после ранений. И они приняли бой. И в живых остался только тот самый сержант. Он – израненный – вел огонь из пулемета, пока не подошли наши, немцев к полотну железной дороги не пускал...
   Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было...»
   
   Какие же принципиально новые возможности дала Васильеву замена мужчин на женщин?
   
   Главную - возможность возбудить в читателе глубинную, иррациональную ненависть к власти.
   
   «Полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя? Матюкнуться бы сейчас в полную возможность, покрыть войну эту в двадцать девять накатов с переборами. Да заодно и майора того, что девчат в погоню отрядил, прополоскать в щелоке... А вместо этого надо улыбку изо всех сил к губам прилаживать.»;
   «... главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом...»
   
   Дала возможность осмеять армию в лице старшины Васкова:
   
   «... вышучивать коменданта стали все; это считалось хорошим тоном.»
   
   А также чохом опустить всю РККА:
   
   - намекнув на неизбывное желание каждого найти теплую щелку:
   
   «Вот за тот свой осколок и получил он свой теперешний пост. В пакгаузе имущество кой-какое осталость, часовых не поставили, но, учредив комендантскую должность, поручили ему пакгауз тот блюсти... Спокойно служилось старшине».
   Как видите, еще одна синекура.
   
   - ухмыльнувшись над тупо добросовестным отношением к службе:
   
   «Трижды в день обходил старшина объект, замки пробовал и в книге, которую сам же завел, делал одну и ту же запись: «Объект осмотрен. Нарушений нет». И время осмотра, конечно.»
   Умный давно забил бы на всё. И не снашивал сапоги, не переводил бумагу. Экономия.
   
   - показав неприязнь всех ко всем:
   
   У помкомзвода - к старшине, у старшины - к майору, у третьего - к семнадцатому, у семнадцатого - к третьему...
   Такая вот молекулярный война.
   
   - представив Устав библией идиотов:
   
   «- В поиск со мной идет боец Четвертак... Конечно, шевельнулась мысль, что не надо бы с Четвертак в такое дело идти, не надо. Тут с Комельковой в самый раз: товарищ проверенный... Но командир – он ведь не просто военачальник, он еще и воспитателем подчиненных быть обязан. Так в уставе сказано. А устав старшина Васков уважал. Уважал, знал наизусть и выполнял неукоснительно.»
    Да... Заставь дурака богу молиться... Прикольно. А ведь воинский Устав – это эссенция искусства ведения войны, содержания армии в состоянии наивысшей и наилучшей готовности. Уставы пишут суворовы, на склоне лет, а критикует их и издеваются над ними – васильевы.
   
   - всех без исключения изобразив идиотами:
   
   Командиры за год войны на передовой не сумели научить, а бойцицы научиться - портянки как шарфики носили, в личном оружии разве что мокриц не развели.
   Непонятно, как с ногами остались за этот срок? Должны были ампутировать. Что – проверок, учебных тревог не было? А Устав?
   
   
   Читала и думала – как же победили-то? Ведь всё через одно место делали:
   
   «... была еще граната без взрывателя. Кусок железа. И спроси, для чего он таскает этот кусок, он бы не ответил. Просто так таскал, по старшинской привычке беречь военное имущество»
   
   Ответ нашла в интервью Васильева.
   
   Корреспондент: "А правда ли, что перед тем, как брать Москву, немцы устроили что-то вроде техосмотра, и поэтому мы успели подтянуть силы…"
   
   Васильев: "Это же немцы! Положено по срокам, значит, будет техосмотр. К тому же перед большим наступлением. Вот и прокопались дней пять... А ведь были совсем близко.»
   
   Так вот в чем причина Победы - тупой и еще тупее!!!
Мария Гринберг[01.04.2016 10:32:42]
   Что ж, на войне далеко не всё бывает по уставу, порой совершенно правильные действия, вроде техосмотра, приводят к нежелательным последствиям.
   Впрочем, китайских товарищей тоже, видимо, возмутили отмеченные Вами дисциплинарные нарушения, у них в фильме это исправлено: ещё до появления немцев проводит Васков с "бойцицами" и марш-бросок с демонстрацией важности правильной намотки портянок, и занятие по чистке оружия с разъяснением: "содержимое в порядке личное оружие спасёт вас жизнь в бою" (вообще, как я уже отмечала, у них в фильме все говорят совершенно правильными фразами, видно, по-китайски иначе нельзя, не бывает у них "29 накатов с переборами").
   Но вот причина замены мужчин на девушек, думаю, всё же иная, и вполне очевидная, обусловленная именно целевой подростковой аудиторией – внесение некоей точно дозированной эротической составляющей?
   Особенно в фильме Ростоцкого это видно, не забывайте, 1972 год, обнажённая грудь на экране – дело почти невозможное. И вот – Остроумова в бане, это же действовало как удар молнии, млели парнишки...
   И её стриптиз у речки, да и сцена её расстрела, как падает она, просто по-неземному прекрасная, так что любуются ей даже враги – а ведь, пожалуй, захочется и ребятам, и девчатам на такую красивую войну!
   Вот и воспитательная цель достигнута.
Маруся Вайз[17.04.2016 23:01:06]
   Васков - кадровый военный, командир, старшина с десятилетним стажем, три боевые награды - орден и две медали... Читаю и глазам не верю: посеял свое табельное оружие – винтовку!
   
   Изначально винтовка была: «Старшина залег на свое место... дослал в винтовку патрон».
   
   А дальше:
   ...Пока хохотали... противник... оторвался...
    ... старшина девчат... оставил, а сам с Осяниной произвел поиск...
    - Маргарита, дуй за бойцами... я махорку свою сушить выложил, захвати, будь другом. И вещички, само собой...
    ... Встретил их... про кисет спросил...
   - Сидор-то мой не забыли, случаем?
   
   (А винтовка?! – М.В.)
   
    ... Гурвич назад бросилась...
   
   (Только за кисетом (!) – М.В.)
   
   - Комелькова, за мной...
   ... Васков тенью скользил впереди, и Женька, задыхаясь, еле поспевала за ним. Правда, Федот Евграфыч шел налегке, а она с винтовкой...
   ... вдруг остановился, и Женька с разбегу стволом его под лопатку клюнула...
    - Отдышись...
   Женька грузно оперлась на винтовку...
   
   (Боец своей винтовкой постоянно создавал проблемы безвинтовочному командиру - М.В.).
   
   ...тут фрицы... двое... Старшина... когда первый подошел... полоснул... по... горлу... метнулся ко второму... промешкал... немец ... оседлал его... тянулся... кинжальным жалом... вдруг, как мешок обмяк... боец Комелькова стояла... держа винтовку за ствол, как дубину...
   
   (А нужная вещь винтовка, хотя бы в качестве дубины - тут бы и вспомнить командиру – М.В).
   
   ...Старшина... забрал автоматы, обоймы запасные...
   (А остальное? - М.В.)
   
   ...шли... старшина первым их увидел... успел... гранату из кармана выхватить... ударил из автомата... Два автомата да одна трехлинеечка всего-то огня было, а немцы не выдержали... откатились...
   
    (Куда же все-таки васковская-то трехлинеечка делась? – М.В.)
   
   ...Порскнула вдруг Галя... Коротко ударил автомат...
   ...Васков... решил – увлечь немцев... за собой... бросился к лесу... дразнил... автомат щелкнул... Патроны кончились... и так он старшине руки отмотал, что... сунул его под валежник и стал отходить налегке – безоружным...
   
   (Во дает Васков, свою винтовку потерял - хоть бы трофейный автомат берег - М.В.)
   
   ... Вылез диверсант... Васков медленно поднял наган... спустил курок...
   ...подполз... снял автомат, сумку с запасными обоймами...
   
   (Ну вот опять - какой-то бесхозяйственный хозяйственный старшина, а ведь если бы он тот автомат не выбросил да всегда кинжалы забирал, да пистолеты с магазинами, гранаты со взрывателями - его бы женский отряд был вооружен по стандартам вермахта – М.В.)»
   
   А вот утрата Васковым имущества подчиненных:
   
   «Надо было уходить, уносить Осянину... Хотел винтовку прихватить – не смог... Остались под сосной винтовки... Рита знала, что рана... смертельна... Васков спрятал ее... ушел... Вскоре... вернулся...
   (Без винтовок! - М.В.).
   
   ...Покачиваясь... брел... навстречу немцам. В руке намертво был зажат наган с последним патроном... была еще граната без взрывателя...»
   
    (Вот растяпа! - М.В.)
   
   А, может, зря я на Васкову грешу? Ведь не мог боевой старшина не знать об ответственности за доверенное оружие. Таскал же он гранату без взрывателя. «Кусок железа. И спроси, для чего он таскает этот кусок, он бы не ответил. Просто так таскал, по старшинской привычке беречь военное имущество».
   
   Как тут не обратиться к биографиии автора...
   
   Оказалось, что и Васильев знал: «Близость фронта ощущалась... Нас загнали в какие-то сараи... Разбудил меня сплошной рев... мы побежали... Из моих ребят собралось лишь четверо... тут я обнаружил, что у двоих нет винтовок. У меня хватило ума не упоминать ни об уставах, ни о трибунале, но я, честно признаться, почувствовал некий прилив гордости. Я-то не бросил свою СВТ...»
   
   Хм... Дело-то паскудное, трибуналом пахнет. ©
   
   Зачем Васильев изобразил старшину Васкова таким раздолбаем и недотепой?
   Ведь как-никак положительный герой. По мнению многих - воспитательный образец народа-победителя.
Мария Гринберг[18.04.2016 08:19:53]
   Ну, здесь, думаю, подводится к его триумфу в финальной сцене – когда он фактически безоружный побеждает всех врагов.
   Винтовка бы там чисто визуально не вписалась.
   А вообще-то да, был даже такой пункт устава – вынося из-под огня раненого, санитарка была обязана принести также его личное оружие, иначе её могли и наказать.
Маруся Вайз[19.04.2016 09:01:51]
   Мария Гринберг: «Ну, здесь, думаю, подводится к его триумфу в финальной сцене – когда он фактически безоружный побеждает всех врагов.
    Винтовка бы там чисто визуально не вписалась.»
   
   Сюжет можно разным содержанием наполнить. Помните, какие разные произведения написали члены Английского Клуба на один и тот же сюжет сказок «Теремок», «Лиса и журавель»?
   
   Причину триумфа Васкова в финальной сцене раскрывает сам Васильев и раскрывает однозначно: «... не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один он, на много верст один-одинешенек.»
   
   Чем же могла помешать винтовка, если даже граната оказалась не эффективным фигурантом?
   
   Оружие для солдата - его жизнь, помимо того, что оно средство для выполнения поставленной задачи. Васков же обращается со своей винтовкой как с безделушкой - бросает, забывает...
   
   Такое отношение отца-командира к своему оружию напрочь разрушает образ воина.
Мария Гринберг[19.04.2016 09:23:52]
   Так я же говорю – чисто визуально, сужу я по фильму Ростоцкого, ну, представить его там не с гранатой наотмашь, а с винтовкой, не такая эффектная картина будет?
   Ну а что опытные диверсанты, как дети малые, перепугались и без боя в руки дались – это мы уже обсуждали.
   Просто все девушки убиты, сюжет исчерпан – надо заканчивать, и, конечно, победой.
Маруся Вайз[20.04.2016 09:01:52]
   С какой целью Васильев изобразил русского солдата дебильным?
   
   Вот Васков четко инструктирует свой отряд: «Порядок движения такой будет. Впереди головной дозор в составе младшего сержанта с бойцом. Затем в ста метрах основное ядро... В ста метрах за нами последняя пара.»
   В другом месте: «И тут фрицы впервые открыто показались в редком березнячке... Как и ожидал Федот Евграфыч, их было двое...»
   Вот опять: «Двое выходили к берегу, без ранцев, налегке. Выставив автоматы... Екнуло сердце Васкова: разведка!»
   Очевидно, что Васкову было хорошо известны правила передвижения воинских подразделений на местности. «Двое» могли быть и дозором, и разведкой.
   И в то же время:
    «- Ты, Васков?...
   - Так точно, товарищ третий. Немцы в лесу, возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух... в маскхалатах, с автоматами. Разведка... надо ловить, товарищ третий. Пока делеко не ушли.
   - Правильно думаешь. Бери пять человек из команды и дуй, пока след не простыл.»
   
   Удивительная коллективная тупость.
   
   Вот Васков отбирает этих самых пятерых бойцов: «...Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами!.. Погоди, Осянина! Немцев идем ловить, не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...»
   
   А это как? От большого ума и особенно души?
   
   Почему Васков не уничтожил весь запас взрывчатки, когда ему противостоял один раненый в ногу фриц, причем испуганный до паралича воли и зрения? «В конце концов, одного и прикончить можно, а с немцем один на один Васков схватки не боялся». Ну и прикончил бы! Потом взорвал бы весь тол, да и дело с концом!
   
   А потому что - как всегда. «Комендант хотел что-то придумать, что-то немедленно решить, но в голове было отчаянно пусто...»
   
   И финальные события - гимн глупости.
   Зачем Васков один вел четверых обкакавшихся диверсантов? Чтобы иметь большой геморрой по их сопровождению? Дать им шанс запинать себя восемью конечностями? Или приобрести возможность «рычать и плакать»?
   
   Вот такой он - простой русский солдат Великой Отечественной войны по Васильеву.
Мария Гринберг[20.04.2016 09:56:34]
   Эту тему мы уже с Вами, Маруся, неоднократно затрагивали.
   Конечно, если бы всё делалось на войне по уму, да по уставу, наверное, она бы и закончилась как в песне, полной нашей победой за три недели, «малой кровью, могучим ударом»?
   И, пожалуй, давно бы забылась.
   Помним и гордимся мы ведь не столько победой, сколько великой жертвой, этими нашими бессмертными полками – куда меньше внимания уделяя тем, кто остался жив?
   И здесь все якобы глупости, о которых Вы пишете, на самом деле, как я понимаю, подчинены одной сюжетной цели – подставить под удар милых девушек, чтобы они погибли и их было жалко.
   Действительно – «чтобы приобрести возможность «рычать и плакать».
Маруся Вайз[21.04.2016 08:53:59]
   Мария, а «милые девушки» у Васильева лучше?
   
   Глупость «Жердь»:
   
   «... когда у болота вспомнила о слегах, возвращаться уже не хотелось. Здесь достаточно было бурелома и Лиза быстро выбрала подходящую жердь.»
   Оказалось, неподходящую. С дочерью врача такое могло произойти, но лесника? У нее выбор жердей на автомате происходил. Проприорецептивное чувство исключительно надежно, его природа еще на червях отточила.
   
   Глупость «Юбка».
   
   «Перед тем как лезть в дряблую жижу, она... сняла с себя юбку».
   Снимать прямую юбку никакой необходимости нет, ее просто задирают вверх, на талию, где она прекрасно держится, не мешая движениям.
   Лиза же и в колхозе работала, ни разу не видела как бабы с юбками управляются?
   «Привязав ее к вершине шеста... шагнула в болото.»
   Это чтоб парусность усилить? Или хоругвь такая? По болоту аки посуху. А может, знак: «Эй, фрицы, я иду!».
   
   А вот глупости от дочери военного. Командира!
   
   «Шелковое белье».
   
   «Васков... положил Риту на спину... по рукам, накрест зажавшим живот, текла кровь...
   - Белье давай!
   Женька трясущимися руками уже рвала свой мешок, уже совала что-то легкое, скользкое.
   - Да не шелк! Льняное давай!
   - Нету...»
   
   Командирские дочери - они такие. Они и на фронте в шелках. Не важно, что холодит, и не впитывает...
   
   Впрочем, что дочери, если даже командирские жены ИПП в своих мешках не держали. В Ритин мешок Васков даже и заглядывать не стал.
   
    «Одеколон»:
   
   «... комендант... побрился... в двух местах порезался.. Комелькова из мешка пузырек с одеколоном достала и сама ему эти порезы прижгла.»
    «... комендант за добрую версту знал, что идут... то ли одеколоном вперед несло, а только Федот Евграфыч втихаря порадовался, что нет у диверсантов настоящего охотника-промысловик­а.»­
   
   Что за война без шелкового белья, что за разведка без дезодоранта?
Мария Гринберг[21.04.2016 10:12:29]
   Так именно подобная непрактичность, неприспособленность (действительно, в долгий марш по лесам и болотам, где каждый грамм веса тянет, как же не взять шелковое бельё и пузырёк с одеколоном!) – и делает девушек милыми?
   Представить, что Лиза, как подобает бывалой лесовичке, без труда преодолела бы болото и вовремя вернулась с подкреплением – ведь никакой бы повести просто не состоялось.
   И юбка, привязанная к вершине шеста, вполне определённую функцию выполняет – опять-таки визуальную, чтобы издалека заметил её Васков, и понял, что "больше ничего не осталось — даже надежд, что помощь придет…"
   Честное слово, чем больше Вы, Маруся, находите якобы недостатков, тем больше я восхищаюсь мастерством автора – надо же так точно всё продумать и по местам расставить?
Маруся Вайз[22.04.2016 08:52:53]
   Мария Гринберг: «Честное слово, чем больше Вы, Маруся, находите якобы недостатков, тем больше я восхищаюсь мастерством автора – надо же так точно всё продумать и по местам расставить?»
   
   Мария, Вы упорно выводите меня на такую мысль.
   
   Получается, что свою сюжетную линию Васильев смог протянуть только с помощью бесчисленных глупостей главных героев.
   Но это свидетельствует либо о творческой беспомощности автора, либо о глубинном замысле, который без геройских глупостей реализовать невозможно.
   По Вашему, мастерство автора вне подозрений. Значит, остается глубинный замысел...
Мария Гринберг[22.04.2016 09:46:09]
   Да, совершенно верно.
   Ведь именно с этого началась наша дискуссия, с откровенного признания автора:
   "...вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки.
    И всё — повесть сразу выстроилась..."
   То есть в основе сюжета – ложь, она же логично потребовала и дальнейших, с Вашей точки зрения, глупостей, а по-моему, великолепно вымышленных деталей.
   Честное слово, я до сих пор и не задумывалась, зачем Лиза привязала юбку к вершине шеста, только из нашего разговора поняла – именно для того, чтобы Васков с одного взгляда понял, что связная погибла и помощи не будет.
   Ведь если бы он ждал с минуты на минуту подкрепления, вероятно, избрал бы иную тактику, и тогда не состоялась бы эта прекрасная патетическая сцена последнего боя:
   "...не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать. Держать эту позицию, а то сомнут — и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась..."
   Или, действительно, имей Женя в мешке вместо шёлкового белья такие нужные ИПП – пожалуй, обеднило бы это её супер-секси образ?
   О чём я и толкую: вся эта повесть – ложь, но совершенно гениальная, шедевр.
   Такая, что лучше и полезнее всякой правды.

 1   2   3   4   5   6   7   8   9 

Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта