Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" | Всем добрый день. Настало время очередной «темы недели», и на этот раз я предлагаю подискутировать о следующем. Литературное произведение строится из многих составляющих. Многие аспекты влияют на положительное или отрицательное восприятие читателем того, что попало к нему в руки: это закрученный сюжет и необычные образы, и замысловатое построение фраз или ровно наоборот их особая «рубленность». Так или иначе, все приводит к одному – к финалу. И вот от того, какой будет концовка, иногда зависит не меньше, а иногда даже и больше, чем все остальное в произведении. Порой автор ведет гладко и интересно, читатель в восторге, но стоит дойти до конечных строк, как вся аура прелести разрушается. Закончить правильно - большое мастерство. Закончить так, чтобы выиграл весь текст, а уж тем более захотелось прочитать что-то еще из работ автора – огромный талант. Вот мне бы и хотелось теперь поговорить с уважаемыми сопортальцами о «концовках». Причем поскольку в связи с тематикой портала мы здесь совмещаем в себе амплуа и читателей, и писателей обсудить с обеих сторон: а) как мы сами предпочитаем завершать свои произведения и почему; б) какой финал нам интереснее в тех литературных произведениях, которые читали/читаем. Приглашаю к обсуждению =) |
| Oubli ou regret? Став ротмистром, женился на Полине, Уйдя в отставку, Paul отправился в Paris, Живет во Франции с княгиней и поныне, Играя в казино, сорвал ва-банк grand prix... |
| Продолжайте цитировать "Мурку" и "Цыганочку", учитель. Когда-нибудь процитируют из ФБ: "Дмитрий Кастрель · Когда я менял носки, Лена сказала: "У тебя когти, как у орла." Приятно." |
| Соло на макинтоше (не одежда): «Сходил в народ. Облегчился. Порвали на цитаты. Удовлетворён. Оплодотворённый засел за работу. Эпохальная вещь - Бхагавадгита отдыхает.» |
| Дмитрий, забавьте на здоровье ))) Как говорится, чем бы дитя не тешилось... Это я к тому, что лучше уж забавить друг друга, чем устраивать "разборки" по пустякам. От себя, возвращаясь к теме, и по требованию на примеры и цитаты скажу следующее: а) суть ведь можно выразить не обязательно цитатами, а непосредственно подвести обобщенное мнение; б) заводя тему, мне интереснее выразить свое мнение и послушать Вас, а не рассуждать самой же о собственных произведениях, ну не интересно мне самой говорить о цитатах своих же работ, я их итак достаточно знаю, а мнение о концовке предпочтительнее выразить сутью, а не "выбросить" очередной кусок на люди. Полагаю, и такой вариант обсуждения имеет право на жизнь; в) но, удовлетворяя желания цитат и обращения к конкретным авторитетным личностям, отдам Вам дань, но поступлю при этом по-своему: на днях наткнулась на фразу, которая пришлась как раз к нашему обсуждению; вспомнив ее, поняла, что автор был во многом прав, и я тут солидарна. И, вуаля, цитата (и даже две) :)) 1) "В книжке были пьесы, - ужасно смешные, а потом рассказ про полисмена-регулировщика, он влюбляется в одну очень хорошенькую девушку, которая вечно нарушает правила движения. Но полисмен женат и, конечно, не может жениться на девушке. А потом девушка погибает, потому что она вечно нарушает правила. Потрясающий рассказ. Вообще я больше всего люблю книжки, в которых есть хоть что-нибудь смешное...". Если внимательно вчитаться в описание того, что любит читать герой и того, какой ему понравился рассказ, то можно углядеть и принцип варианта концовки произведения, о котором говорит автор. 2) "А увлекают меня такие книжки, что как их дочитаешь до конца, так сразу подумаешь: хорошо, если бы этот писатель стал твоим лучшим другом и чтоб с ним можно было поговорить по телефону, когда захочется..." Вот, действительно, как должна заканчиваться любая работа. Концовка должна оставлять такую ауру, которая во сто крат увеличивает впечатление от всего произведения, оставляя четкий и нерушимый след, чтобы читатель почувствовал причастность и определенное родство мыслей и чувств с создателем творения. Потому что именно тогда он впускает литературу в себя, а не просто проходит мимо нее по жизни. Правильно поставленная "точка" закрепляет эффект, неправильно расставленный конечный акцент отдаляет читателя от произведения. Оба отрывка, как Вы догадались, пера замечательного Джерома Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". |
| "Осталось написать начало. И какой-нибудь идиот номинирует на "Букер" - ага, и коллективным трудом создадим очередные "записки сумасшедшего" )) Урра, ЧХА)) |
| Любимое, кстати, занятие на Портале. |
| Валерия, затронутая вами тема прекрасна, она интересна всем, кто пишет и мыслит. Я вас прекрасно понимаю и согласен с вами в "области" значимости концовки произведения и его начала, которое так же важно, только они несут в себе разные предназначения: - НАЧАЛО - чтобы заинтересовать читателя с первой же строчки; - КОНЦОВКА - а для чего же всё то, что изложено, если не удивить читателя чем-то неожиданным в конце или как раз тем, чего некоторые из них сами ждут (того же) от автора, который оправдал их ожидания. Ян Кауфман, у которого в этом смысле всё схвачено, относится к мыслящим писателям, и всегда может не только заинтересовать читателя, но и удивить прекрасной концовкой. Читать его всегда интересно, потому что... интересно. Я всегда оцениваю авторов не только по красиво задуманной теме, но теми деталями, которые в общем смысле делают произведение значимым, а автора интересным. Правда Ян любит подискутировать с непременным возражением, что тоже интересно. У Чехова, например, начало рассказов всегда отличаются емким по содержанию смыслом, в короткой форме которого ярко представлена обстановка, где читатель с первых же строк весь внутри рассказа. Это не репортерский язык, а язык, мастерство которого не описать правилами и технологией письма. Это талант, который несет в себе ощущения. Емкость фразы, что тоже важно, без лишних слов... у А.С.Пушкина: "Наконец, прибыли к воротам Мадрида" - здесь и продолжительность времени в слове "наконец", и долгий путь при этом "прибыли", и место назначения "Мадрид", и прошлые века "воротам". Всем этим и другим не обязательно "выворачиваться" автору в каждом произведении, в угоду или не в угоду читателю. Автор должен уметь чувствовать и тонко изобразить всё то, что делает произведение искусством, и лучше если это не так, как у других, а индивидуально - найти свой стиль, который отличает его от других. Писатель - как художник, который видит и передаёт свои образы индивидуально, и если он талантлив, он создаёт искусство. |
| Разрешите и мне свою нотку в этот солидный хор внести? Не люблю пафосных концовок, однако придаю им очень большое значение. Как пример - концовка большой(202 тыс зн.) повести "Матросский вальс" ( http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=313191&pid=0 ) : *** «К Танюшке надо бы съездить. – подумал Андреич, укладываясь на диванчике, - Как она там, как мать? Совсем уже плоха была, когда виделись в последний раз. После ухода Петровича резко сдала…» Кряхтя, Андреич привычно натянул на голову телогрейку и вскоре мерно, ровно задышал. Судно тихо вздрагивало, толкаемое тяжелым винтом. Волны не было. Спокойное, тихое море готовилось проводить человека. Скольких оно вот так уже отпускало от себя? Не счесть. Они всегда уходили, но море не сердилось, потому что знало – на место ушедших всегда будут приходить другие. И еще оно знало, что будут они такими же сильными, такими же умными и такими же верными. Из открытого иллюминатора доносился шум воды, вспененной тяжелым стальным корпусом. |
|
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |