Клуб Красного Кота
Конкурс юмора. Этап 4








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные блоги    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Буфет. Истории
за нашим столом
Миниатюра-змейка
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Регистрация автора
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Справочник писателей
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Калужская область
Воронежская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Нижегородская область
Пермский Край
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Город Севастополь
Республика Крым
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Новосибирская область
Кемеровская область
Иркутская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Литвы
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Мексики
Писатели Канады
Журнал "Фестиваль"
Журнал "Что хочет автор"
Журнал "Автограф"
Журнал "Лауреат"
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Встречи. Студия прозы
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Встреча №18. Джон Маверик. "Другая комната"Ответить
   Уважаемые дамы и господа! Студия Прозы приглашает всех авторов и гостей портала на ВСТРЕЧУ №18 с Джоном Мавериком!
    В Литературной мастерской «Облик» (АССОЛИТ http://litset.ru/index/0-93) собрались авторы, желающие работать по примеру легендарной «могучей кучки». В первую очередь, мы хотим вдохновлять друг друга своими произведениями и в процессе обсуждения делать их еще лучше! Хотим открывать новые перспективы для личного творчества в диалоге! Будем рады, если для кого-то из вас наша работа так же станет источником вдохновения!
    «Что есть дорога? Дороги нет! Вперед, в неизвестное!» Гете
   
    Состав Студии Прозы (в скобках указана текущая очередность рецензирования):
   
    1. Гринберг Мария (2)
    2. Маверик Джон (3) John Maverick
    3. Немежикова Ольга (1) - ведущий
   
    Подробная информация о нашей деятельности изложена в разделе "О мастерской". Пожалуйста, читайте — Андрей Блинов изложил наши принципы коротко и ясно! Но если у вас появились вопросы — мы на них ответим прямо в заседании!
   
    Сегодня рецензируем замечательный рассказ Джона Маверика "Другая комната"!
   
    http://litkonkurs.com/?dr=45&tid=349366&pid=0
   
    Джон Маверик: О чем, по-вашему, этот рассказ?
    В чем его главная идея?
    На какие размышления он наводит?
   
   
   Приглашаем авторов портала с гостевыми рецензиями!
   Всегда рады вашему вниманию!
Ольга Немежикова[17.12.2015 08:07:43]
   Рецензия Дмитрия Кастреля
   
   Рассказ изумительно пластичен и..."лёгок" что ли, если это слово сюда подходит.
   И не секрет уже, но каждый раз удивляет тонкость письма Джона - воздух, освещение, мебель, запахи... Тщательная пропись ситуаций. Зрелое мастерство при неожиданном сохранении в основе нежной юности.
   Уже на первом разговоре с братом мне повиделся дальнейший ход дела; и с тем большим пристрастием продолжал чтение (а как бы я?). Джон бил меня на каждом шаге угаданного сюжета! Это, скажу вам, отдельное удовольствие.
   О чём? Какая идея? Рассказ таков, что исчерпывающий ответ дать трудно - что-то урежется, чему-то слова не подберёшь. Мне увиделось, что о святилище, которое есть (должно быть) в каждом народе, семье, человеке - духовная память, неразрывность с преждеживущими, осознание одного дома с ними. И о неукоснительных табу живой жизни. Помним ведь, как Святогор отказался дыхнуть из гроба на Илью. Вот на этом пространстве я увидел идею...
   Но есть один момент, который никак не повлиял на моё восприятие рассказа, но сам по себе озадачил. Старший брат. Он кто? Он почему такой? Он сознательно сомнение заронил?
   Джон, огромное спасибо за эту вашу работу!
John Maverick[17.12.2015 22:45:51]
   Дмитрий, спасибо огромное за рецензию! Старший брат в рассказе - атеист. Он из тех людей, которые, к примеру, держат в доме Библию на почетном месте, но считают ее сборником сказок и легенд, историческим и культурным наследием, отрицая при этом ее сакральность. Это человек, который пытается найти рациональное объяснение любым традициям, в чьем сознании нет места чудесному и мистическому.
   Получается, что они одним только фактом своего существования способны заронить сомнение, но не из злого умысла, а просто потому, что они - такие.
   Финал рассказа, наверное, предугадывается сразу? Понятно ведь, что мальчик войдет в закрытую комнату... Другое дело, что исход такого поступка мог оказаться разным.
Дмитрий Кастрель[17.12.2015 23:39:24]
   Джон, понятно, что он атеист. Даже не то что атеист, а скептик в достаточной мере, мягкий скептик. Но всё-таки в новом доме эту комнату отводит!
   Меня не это смутило. Как он в своё время избежал мощнейшего искушения запретом? Ведь никаких запоров не было - только запрет. Кстати, именно сложив табу и возраст мальчика, сообразил, что мальчик обязательно откроет дверь. Но ведь и старший был маленьким, да ещё и с более пытливым и рациональным умом!
   Конечно, я не стал въедаться в этого брата. Он достаточно далеко на периферии от основной линии. Подумал, что он вообще только для отвода читательских глаз. А мои вот навёл.)) При всех своих сомнениях, ничуть не считаю введение сцены с братом ошибкой. Как-то сопряг.)) Такое иногда даже нужно.
John Maverick[18.12.2015 01:28:20]
   По идее, каждое поколение подвергается искушению запретом. Но если этот исходящий от взрослых запрет единодушен, то и желания нарушить его не возникает. Нельзя и все тут. Как, например, играть со спичками. Хотя находятся дети, которые играют и устраивают пожары, но все-таки они, скорее, исключение. А комната призраков страшнее спичек, потому что она олицетворяет саму смерть.
   Что до брата, то он, конечно, стал скептиком в более позднем возрасте, чем Мирко - в результате каких-то своих размышлений. И его решение не нарушать "святость" другой комнаты - сознательное и основано не на страхе, а уважениии к традициям и памяти ушедших.
Ольга Немежикова[17.12.2015 08:08:52]
   Рецензия Марии Гринберг
   
   «Хорошую религию придумали индусы —
   Как будто мы, отдав концы, не умираем насовсем…»
   (с)
   
   Да и не только индусы — в этом, пожалуй, суть всякой веры, потому и так притягательна она, избавляющая человека от ужаса уничтожения?
   Ведь немыслимо — навсегда оставить этот прекрасный мир, как всегда, столь виртуозно описанный Джоном. Даже для такого прозаического предмета, как недостроенный дом, находит автор изысканно-поэтически­е­ и в то же время поразительно точные образы:
   «…внизу все основательно и прочно — бетон, камень, дерево, а вверху — изменчиво и текуче. Струится, течет шелковый свет, текут облака, и солнечные блики, и черными стежками по фиалковой скатерти — птицы, и подхваченные ветром бело-розовые лепестки…».
   И что же, с моей смертью всё просто исчезнет? Да не бывать этому, уж если не верится традиционным конфессиям — так мы придумаем новую, жутко-притягательную­ сказку о другой комнате!
   Действительно, насколько легче жить в таком добром мире, где навсегда ушедшие остаются рядом, по-прежнему живы, думают о тебе, могли бы тебя услышать — и знать, что так же красиво, достойно в свой час уйдёшь и ты, недалеко, лишь за дверь. Не сравнится с перспективой быть закопанным на кладбище, где «только земля, трава и деревья... И гроб с мертвым телом…»?
   Но ведь сказка — это всего лишь сказка, ложь, разве можно нас, искушённых, заставить в неё верить? И тут с великолепной, на мой взгляд, точностью автор останавливается на самой грани фантазии и реальности. Весьма наглядно и трогательно описанные приключения Мирко можно понять двояко, есть вариант безо всякой мистики: просто заснул ребёнок, верящий в сказку, и приснилась она ему?
   А есть и иной: что оказалась сказка правдой, и умер он, присоединившись к обитателям другой комнаты? На это вроде бы намекают слова бабушки: «Что ж так рано?» Так и оставляет концовка читателя в неведении, наверное, этого и хотелось автору? Каждому своё — пусть посмеётся скептик над детской наивностью.
   А где-то в глубине неверующей души шелохнётся надежда — а вдруг…
John Maverick[17.12.2015 22:57:18]
   Мария, огромное спасибо за отклик! Все так - в основе любой религии лежит вера в бессмертие человеческой души. Загробный мир может быть любым - похожим или не похожим на наш, очень далеким или совсем близким, но он обязательно должен быть... Человек не способен представить себе небытие, поверить в него.
   Да, я сознательно допустил двойственное толкование. Пусть каждый читатель выберет вариант, который ему больше нравится и не вызывает когнитивного диссонанса. Главное ведь не то, что было, а что не было, а в самой сказке...
Мария Гринберг[18.12.2015 08:39:12]
   Бессмертна, конечно, только душа, но что это такое "душа"? Недаром говорят, "потёмки".
   Нет, может быть, стесняясь себе в этом признаться, верим мы всё-таки в бессмертие именно тела. Это Вы, по-моему, блестяще и показываете – встречает ведь Марко не какую-то "бессмертную субстанцию, нематериальную сущность, в которой выражена божественная природа личности человека", нет, вполне реальную живую бабушку – "Белая косынка повязана аккуратно — ни один волосок не выбьется. Цветастое ситцевое платье с подоткнутым подолом. Васильки и люпины, и полевые колокольчики..."
   Тем и хороша Ваша сказка – человечностью.
   Тем же, может, и плоха?
Ольга Немежикова[18.12.2015 09:57:42]
   Мария! По Второму пришествию - обещано...
   С другой стороны, большинство телами-то собственными не сильно обольщаются, а вот душа - душа, безусловно, прекрасна! Тем более, по многим представлениям, воплотиться может, быть вдохнута, прямо скажем, во многое... Потому и потемки, и жизнь ее - тайна, и читает в ней только Бог, но зато и бессмертна! Как Кощей!!!
   Жутковатая метафора вечно "живого" тела - врагу не пожелаешь!!! Хотя - дворец, жены - Василиса Премудрая у него - дочь, капитал, но - одиночество и страх потерять жизнь с конца иглы... Бессмертный, а - иглы конец...
   Может, не зря высшее желание - вырваться из круга смертей и жизней, чтобы не спотыкаться да падать вновь и вновь... Вроде как, и одного раза - лихоманка не слабая! К тому же, нет гарантии, что в последующих ума добавится!!! То ли дело - среди ... а - чего - среди??? Что есть свобода? Эфир... Или Рай! Дармовые бананы, вернее, даже они - не нужны!!!
   Нет! Надо здесь и сейчас воплощать чаяния в меру данности! И сказка Джона - наглядное воплощение безудержной фантазии, которая, элементарно, интересна!
   Ну, казалось бы, зачем, зачем Мирко знать больше, чем было ему сказано?! Чего мальчонке не хватало?! Бабушки? Навряд ли. Ему не хватало полета фантазии, потому что лишь за ее счет мы и можем расшириться! Тело-то ограничено жестко! И он за фантазией шагнул не в сказки, например, а - в запретную комнату! Но там его ограниченная страхом фантазия и убила...
   По большому счету, он сделал правильно - шагнул в свой страх. Но страх оказался столь велик, что тело мальчика не выдержало, а вот душа - душа - восхитилась!!!
   По его представлением бабушка не могла стать кузнечиком, например, или облачком... Вот он и встретил - бабушку! В том же платочке, так же аккуратно повязанном! По образу и подобию!
   Интересная сказка!!!
Мария Гринберг[18.12.2015 10:45:49]
   Да уж фантазий на эту тему за тысячелетия столько накопилось...
   
   "...Честное слово, мучаюсь давно: есть душа? нет ли души? Верить хочу, верить! Тогда бы днем телесно мы наслаждались, во время сна отлетали бы, устраивались на облачке и ласкались там с небесным излишеством. Ведь у души моей нет вставных зубов и лысины нет никакой, ведь душой я, быть может, на древнего грека похож!
   - Помолчал бы ты, дед, - сказала Раиса нараспев, - при постороннем, а похабничаешь..."
   (с) А.Толстой, "Приключения Растегина"
   
   Но каково детям, которым взрослые то ли не могут, то ли не хотят объяснить этой страшной тайны – как это все они с ума не сходят? Видимо, есть у психики какой-то защитный механизм.
   И здесь, мне кажется, всё-таки должно кончиться хорошо – проснётся он, услышав, как вернулись мама с папой.
   А другая комната с этого дня как-то вдруг станет для него неинтересна: придёт время, узнаю, что там, а пока есть дела поважнее?
Ольга Немежикова[18.12.2015 13:25:51]
   Если Мирко проснется, понятно, другая комната станет ему уже не интересной - все он там почувствовал... прошел насквозь.
   Но как по мне - умер он. Именно потому, что отправился к бабушке и она сказала, что он пришел. Да и умирание сопровождалось не просто ознобом, а "каким-то странным". В общем-то люди могут умирать в любом возрасте - дело-то обычное. Финт в том, что Мирко попал именно в замечательный мир!
   Думаю, что защитный механизм детей - это их внутренняя убежденность, что они вырастут - и обязательно поймут или узнают! И они, помаявшись, отложат проблему до лучших времен, да и способность переключаться у детей выше. Особенно если есть любимое дело, приятное общение, если ими занимаются.
   Но тоже не факт. Рассказ "Мне грезились ночью березы" - психологическая травма сверхвпечатлительног­о­ мальчика в возрасте шести лет наложила неизлечимый отпечаток на всю его жизнь - испортила все, что смогла... Он, буквально, сошел с ума, так и не освободившись от привидевшегося кошмара. "На краю степи" - тоже не справился ребенок с видением. Определенный процент людей уж очень восприимчив к отрицательной информации, нередко с самого детства. Это звезды так встали - в гороскопах такие ситуации прочитываются напрямую. Но они - не приговор. Наоборот, указание на высокий творческий потенциал. Другое дело, что он никак не может найти выход в реале - обычно родители "другие" и не понимают, элементарно, что надо их ребенку. Не представляют даже, насколько он иначе "устроен". Ведь Мирко, по большому счету, в семье никто не понимал - не до этого было взрослым. Уверена - они и предположить не могли, что он отправится в таинственную комнату. Потому что им самим такое поведение и в голову не приходило!!! Люди же по себе судят!
Дмитрий Кастрель[18.12.2015 15:40:48]
   Мария, практика жизни именно тело отдаёт исчезновению. По мере проживания отведённого. В бессмертие души веришь куда охотнее, но тоже куда денешься. Тело неукоснительно наводит на смерть:
   По улице идёт атлет -
   Высок, красив, легко одет.
   Потом идёт, себя тепля.
   Потом лежит весь день плашмя.
   Потом полителеновый мешок -
   Атлет ушёл.
   Это не стихи, это нормальная последовательность.
   Другое дело, что душам мы придаём портретное сходство.
Ольга Немежикова[17.12.2015 08:09:22]
   Рецензия Ольги Немежиковой
   
   Загадочный рассказ Джона Маверика из захватывающей серии «социальная фантастика Джона Маверика»! («Ночь непрощения», «Рыбалка на мертвой реке», «Зеркало», «Без судьбы и названья», «Мертвые города», «Только вашими молитвами» и другие произведения).
   Краткое прочтение. Начинается рассказ экскурсией по недостроенному дому, который похож на лабиринт, но, по описаниям — дом как дом, разве что в нем будет другая комната.
   Мирко словно в воздух подкинуло. Он чуть не вывихнул плечо — так резко и сильно рванулся прочь. Другая комната!

   Маленький Мирко не на шутку испуган: в другой комнате нельзя находиться! Это опасно! Там — мертвые!
   Так начинается тайна другой комнаты. Но описания старшего брата Виктора довольно безобидны, он призывает забыть бабушкины страшилки. Другая комната — это место, где живет память. Где мы почитаем тех, кого больше нет с нами. Мы не заглядываем в нее из уважения к нашим дорогим ушедшим, а вовсе не из страха. Это всего навсего красивая традиция, обычай, который мы хотим и будем соблюдать.
   Но бабушка все объясняла иначе. Она говорила, что Это комната смерти.
   А что такое смерть?

   Впервые мальчик задумался о непонятном, непостижимом, спросив у бабушки, что там, в другой комнате и почему в нее нельзя заходить. Самое страшное то, что если войти в другую комнату, то, по словам бабушки, тоже умрешь. Объяснение ее путанное, отсылающее к священным книгам.
   Вторая встреча с другой комнатой случилась уже после смерти бабушки — теперь мама пугает ребенка, даже ударила его. Но ты не должен приближаться к этой двери, а тем более, открывать ее. Нельзя ее даже касаться! Ты не представляешь себе, насколько это плохо! Насколько недостойно тебя, сын! Объяснения мамы о смерти не менее путанные, чем бабушкины. Живое не должно касаться мертвого. Комната есть, но даже веночек из цветов нельзя положить на подоконник... Действительно, очень странная комната, к которой лучше не приближаться. Но Слова брата взволновали его, пробили брешь в логичном и, в общем-то, уютном мирке. И поблескивала латунная ручка, маняще и смутно, точно болотный огонек.
   Теперь мальчик пытается понять — что же такое память, ради которой существует другая комната. Невинные вещи, которые нет смысла держать за закрытой дверью. Наоборот — их бережно хранят у всех на виду. Мирко не мог сформулировать, что такое на самом деле память, но чувствовал, как тает его страх перед другой комнатой, уступая место жгучему любопытству.
   Расспросы сверстников — друзей из детского сада - только запутали Мирко. Никто не живет в небе.
   Может быть, ответ хранится в другой комнате? Да, наверное, так! Самая страшная тайна, которую взрослые скрывают от детей, а может быть, и от самих себя.

   Запретный плод сладок, объяснения противоречивы и запутаны, и мальчик одержим идеей раскрыть тайну другой комнаты. Конечно, подворачивается случай — родители как раз уезжают на новоселье к старшему сыну, а Мирко, ссылаясь на нездоровье, остается один. Но уже при отъезде родителей что-то пошло не так — автоматические ворота требуют ручной регулировки. Но мальчик мужественно отправился в другую комнату.
   В этом месте мне, как читателю, даже показалось, что на самом деле назначение другой комнаты — ни что иное, как оригинальный обряд инициации для мужчин в вероисповедании семьи Мирко. Потому что женщины пугали и пугались, а мужчины (отец — опосредовано, именно он не беседовал с мальчиком на эту тему) относились к другой комнате просто как к обычаю, красивому... И огромный дом изумленно молчал, дивясь его решимости.
   Странный интерьер. Древние книги. Никого из мертвых. И — нет пыли! Словно только что сделали влажную уборку или мама говорила неправду и сама заходила в комнату, или... Мгновенно воскресли его страхи. Но бежать не удается. Дверь оказалась захлопнута, и с внутренней стороны не было ручки.
   Настало утро, прошел день, вновь опустилась ночь — прошли сутки, а родители так и не вернулись домой... Во всяком случае, ребенка никто не отыскал и не спас. Мальчик умирает. Но просыпается от ослепительного утра, обнаруживает, что вместо окна — дверь вроде балконной, вскивает и встречает бабушку! А рядом с ней, видимо, ее сестра.
   - А, Мирко! Что ж так рано? Ну, да ладно, раз пришел — бери лейку и помогай мне поливать цветы. Все буднично, по-домашнему, мальчик счастлив, наконец, встретиться с любимой бабушкой.
   Оказывается, на «том свете» все как у людей... И совсем не страшно! Страшен лишь переход в неизвестность... Страшно поверить в то, чему доказательств нет и быть не может...
   
   На какие мысли наводит рассказ? На то, что сакральная информация вовсе не безобидна для детей (и не только для детей), особенно впечатлительных, тем более, если взрослые не умеют доходчиво объяснить то, что вещественно бросается в глаза. А другую комнату не спрячешь. На то, что «красивые» обычаи могут иметь оборотную сторону. На то, что реакция ребенка на незнакомый раздражитель может быть самая неожиданная и лучше детей не оставлять одних вблизи источника жутких сомнений. На то, что раньше времени детей, вообще, лучше не пугать непонятным. Когда дети сталкиваются в обычной жизни с тайнами, они цепко следят за реакцией окружающих на раздражитель и моделируют дальнейшее поведение. В данном же случае мальчик был заинтригован, но зловещая цепь событий убила ребенка.
   Надо отметить, что рассказ написан исключительно жизнеподобно. Не будь указан жанр «фантастика» - вполне можно было бы принять, что — да, такой обычай другой комнаты существует. Ведь каких только обычаев не придумали люди!
   Кажется, так удобно принять: не умер человек, а вышел в другую комнату! Он здесь, рядом, за стенкой, и умирать — совсем не страшно умирать, подумаешь, в другую комнату человек ушел... В этом месте возникает новое, другое отношение к смерти. Не думаю, что позитивное. Ведь тогда люди не смогут продолжать жить дальше... Например, в другую комнату вышел один из супругов — второй не может образовать новую семью. Старый дом может быть наполнен привидениями численностью даже больше живых людей. К тому же, не все умершие могут быть приятны живым. Так и после смерти не расставаться? Что же тогда разведет по разные стороны жизни? Ведь, получается в модели другой комнаты отсутствует смерть! В то время как живое и мертвое разделены быть должны! И вовсе не комнатной дверью, а — средой гораздо более надежной. Землей, водой, огнем, небом, куда улетают птицы, поедающие трупы... И кладбища (открытые) всегда были в стороне от жилья, а тут — нет, понятно, это не кладбище, но, получается — оно, только ...там живут!!! Жуть, да и только! Казалось бы, другая комната — невинная модель альбома семейной истории, портретная галерея... Но автор четко показывает, что «увековечивание» не может иметь бесконечность форм — тема смерти всегда была и будет культовой и регламентируется довольно жестко, как раз во избежание смешивания живого и мертвого — во имя сохранения психического здоровья живых, прежде всего.
   Рассказ о том, что человеку свойственно все проверять лично, в опыте, и это свойство лучше закладывать изначально в любую психологическую модель. Рассказ наводит на размышления о том, что же такое память, жизнь, смерть... Вечные категории — и каждый человек отвечает на них всякий раз заново, в каждой новой ситуации по-новому. О том, что нередко сами взрослые скрывают тайны, прежде всего, от самих себя. А когда уходит суть... Место пустым не остается — туда проникает СТРАХ и преодолеть его — задача недетская... Потрясающий рассказ!
   Фантастика позволяет смоделировать, по большому счету, любую ситуацию, любой полет фантазии. Именно потому она так интересна и мы не устаем восхищаться безудержному воображению и дерзости авторов, подбрасывающих пищу для чувств и ума!
   Конечно, нельзя не отметить высокохудожественный­ язык автора и чарующие описания изображенного мира! Тонко показана любовь Мирко к бабушке через ощущения, портрет, привычки, вещи... Психологизм на высоте, как всегда, непревзойденной! И все — глазами ребенка!!!
   
   Замечания.
   1. «и круглые скирды соломы посреди желто-коричневых полей» - вместо «соломы» правильнее «сено». Из интернета: «Вообще-то основное отличие в том, что на СЕНО травы скашивают в период зацветания и цветения, а солома - это стебель растения, которое уже отцвело, отплодоносило и завершило свой жизненный цикл. Хорошее, правильно заготовленное и сохраненное сено - это источник и витаминов, и белка, и минералов.Солома же - просто некая масса, которую можно, конечно, использовать как корм - живот корова, конечно, набьет... но молока будет не густо...»
   2. «И гроб с мертвым телом, которому не нужны цветы». Ребенок не стал бы употреблять словосочетание «мертвое тело». Он бы сказал «гроб с мертвой бабушкой».
John Maverick[17.12.2015 23:19:16]
   Ольга, спасибо за такой подробный и интересный разбор! Очень ценный шанс посмотреть со стороны на собственные идеи... и ведь результат иногда получается таким неожиданным! Да, это правда, что сакральная информация вовсе не безобидна для детей. Собственно, не только для детей и не только информация. Любые предметы культа могут быть небезопасны, потому что у них - особая аура и более сильная, чем у обычных предметов энергетика.
   
   Насчет того, что живое и мертвое разделены быть должны... Так ведь и в модели "другой комнаты" они разделены! Дверь закрыта - причем всегда, и открывать ее не позволяют традиции, которые неукоснительно соблюдаются. Традиции - они часто прочнее любого замка. А тонкая дверь скорее символизирует легкость перехода из мира живых в мир мертвых. И ведь он действительно легок - а вот обратного пути нет. Потому и нет ручки с той стороны двери. Она пропускает только в одну сторону.
   
   Да, и кто сказал, что мертвые от нас далеко? Может быть, они даже не за дверью, а за стеклянной стеной - и видят нас в каждый момент нашей жизни? Заглядывают нам через плечо? Только мы их не видим, не ощущаем их присутствия, и спокойно создаем новые семьи, и живем так, как будто мы одни, свободны от всех прошлых обязательств, чувства долга, чувства вины... Кто знает, может, наша Земля - это и есть старый дом, который "наполнен привидениями численностью даже больше живых людей"?
   
   Про инициацию интересно... Я об этом не думал, но, собственно, инициация в мир взрослых - это и есть часто проход по зыбкой грани между жизнью и смертью... Так что и здесь все правильно...
Ольга Немежикова[18.12.2015 07:36:42]
   Джон!
   Дом - жилое пространство. Идея "другой комнаты" - потрясающа! Как и ручка с одной стороны, и окно-выход в другое измерение...
   Но сам факт "проживания", "населенности", пусть и будущей, как у брата Виктора, другой комнаты - особая культура, конечно... Однако не зря портреты и фотографии умерших, особенно портретного плана, они рекомендуются для хранения именно в альбомах, а не на лобном месте в жилище. Человек создан так, что должен забывать ради счастья - будущего! Ведь если не забудется, к примеру, разочарование в любви, то и личность не поверит в то, что любовь - существует не только ущербная, так и будет цепляться за неудачный опыт, скатываясь на инстинктивный уровень потребления или, что еще страшнее, в цинизм.
   Одно дело - бытовые вещи покойных, но и их рекомендуется через какое-то время выносить, если они вызывают тяжкие приливы тоски - любой скорби есть срок, и он также регламентирован в культуре. Другое дело - объемные образы, "ростовые объемные"... Да в соседней комнате!!! Ведь не было сказано, что они - "как бы" живут - живут!!! А вдруг в комнате той мышь заведется - скрести начнет???!!! Нора-то - супер! Зерна натаскать можно, ходы прокладывать!!! Нет, сосуществование в жилом доме живых и мертвых.... Даже прах хранится в прахохранилищах или захоранивается специально. Можно в океан уплыть по большой реке! Среди гор раствориться! А жить... так и продолжать жить в среде, похожей, той же, практически.... В общем, Ваш рассказ, Джон, раздувает нешуточный огонь фантазии! Что, конечно, высшая цель жанра фантастики!!! Вам запросто можно собрать сборник по социальной фантастике и предложить его издательствам!!! Все Ваши трактовки - уникальны!!!
   Да... обряды инициации - не для детей. В том смысле, что обратно возвращается уже МУЖЧИНА! Тоже - тема!!!
   С уважением, Ольга.
John Maverick[19.12.2015 01:44:48]
   Ольга, бывает и так, что люди держат дома урны с прахом умерших близких... Редко, но бывает. Так что все дело, наверное, в особенностях культуры - ощущать их рядом или далеко, как можно дальше... растворившимися в природе или ушедшими на небо. Но все равно отделять мертвое от живого необходимо, потому что это другой мир, возможно, для нас небезопасный.
Ольга Немежикова[19.12.2015 09:58:51]
   Джон!
   Вопрос в том, чтобы сам человек для себя разобрался - что есть память и что есть скорбь. Скорби - всегда время, регламент... И тоска должна очиститься - из танатоса выйти в свет, чтобы человек мог продолжать жить - радоваться. Это не само собой происходит, то есть, "само собой" - у большинства - культура и ориентирована на массовость, но у личностей высокочувствительных­ и жизни не хватит, и ста жизней, чтобы - само собой... Они в депрессию впадают, убивая и себя, и все, увы, вокруг - аура смерти сильна... Тут нужны усилия души, поиск родного, родной души, которая поймет, выслушает и выведет из тьмы заплутавшую душу... Но ведь - найти, искать надо, под лежачий-то камень... Творчество - путь как раз этого самого поиска. Через творчество мы обращаемся к душам... Если - Искусство, а не самодеятельность или безделка по мотивам, к душе отношения не имеющим.
   
   Бывает, и прах дома держат... Тут пойти-то далеко ведь можно - на обеденный стол ставить, на тумбочку прикроватную, в медальон его и так далее... Это все в человеке. Но если обратиться к тому же И-Цзин, к звезде стихий (У-Син), то все прозрачно: "жизнь - дерево" трансформируется в огонь, пепел - уходит в землю. Даже если прах "захоронить" в воде - он осадком ляжет в землю. И далее - возрождение по кругу. Вырываются лишь просветленные. Но и просветление - оно само не держится, лишь аскезой, ну, тем, кому жизнь вконец не интересна - они путь-то знают, чтобы наверняка!!!
   Да, вторжение мира мертвых в мир живых - это и есть кошмары, непознаваемое, тайна, которая будет всегда занимать воображение. Но "работают" с ней лишь те, у кого есть для этого ресурсы внутренние. Иначе она наверняка разрушает.
   Потрясающая тема!
Дмитрий Кастрель[18.12.2015 16:20:33]
   Пожалуй, сон с успокоительным пробуждением превратил бы рассказ в ничто. Джон знает, что пишет. Никаких подозрений в литературе-лайт.
John Maverick[19.12.2015 01:34:33]
   Сон с пробуждением - это было бы несерьезно. Ничего по сути не произошло, мальчик заснул и проснулся - стоило ли об этом писать?
   Так что я имел в виду, конечно, смерть. Но право читателя понять так, как ему больше нравится.
Мария Гринберг[19.12.2015 10:10:37]
   А по-моему, как раз было бы интересно, если ничего на самом деле не произошло, лишь сон – но на самом деле изменилось всё, заснул он ребёнком, а проснулся...
   Извините меня за пристрастие к цитатам, но отлично, на мой взгляд, это показано в повести Г.Скребицкого "От первых проталин до первой грозы", там тоже ребёнок впервые пытается осознать, что значит смерть:
   
   "...Я никак не мог себе представить, что лежавший передо мной в крашеном деревянном ящике жёлтенький, будто вылепленный из воска старичок - это и есть Пётр Иванович, тот самый Пётр Иванович, с которым мы всегда так весело ловили птиц. Нет, это совсем не он.
    А куда же тогда девался тот, прежний, настоящий? Да, может, никуда и не девался, может, сидит у себя дома и поджидает меня.
    Но я тут же будто просыпался от сна. Нет, его уже нет и никогда не будет. И от этого "никогда" что-то больно сжималось в груди. "Пётр Иванович умер,- думал я.- И все умрут: и Михалыч, и мама, и даже я". Мне это казалось диким, просто невероятным.
    Я глядел на идущих немного впереди маму и Михалыча. Неужели и их понесут вот так же в деревянном ящике, и меня тоже?.. "
   
   И вроде бы ничем кончаются эти размышления, но на самом-то деле:
   
   "...В эту - десятую - весну моей жизни я навсегда простился с детством..."
Ольга Немежикова[19.12.2015 14:33:59]
   Тема, огромная для художника - первовстреча со смертью, кто бы спорил.
   Просто у Джона в этом рассказе другие доминанты. Про смерть бабушки сказано, что этим летом она умерла, да и все тут. Мальчика мучило именно раздвоение образа - там, в могиле и здесь, в комнате... Это, понятно, в голове не укладывалось у ребенка. Тем более, опасность умереть, зайдя в комнату. А страх - он невыносим, его надо как-то разрешать в себе, иначе он подавляется и искажает восприятие жизни в целом. И личность инстинктивно пытается разрешить этот страх - развенчать его...
   Смерть дети, мне кажется, воспринимают, наблюдая реакцию взрослых, прежде всего. Впервые - особенно. Одно дело, когда умирает прабабушка, совсем другое - мама, по которой убивается твой отец. Или любимая сестренка - это жесть... Самоубийство друга - тоже нечто...
   Неизвестно, какие испытания Жизнь явит ребенку. Потому Набоков и рекомендовал любить детей всеми силами - мы не знаем, что Жизнь им уготовила и как скоро... А на нашу любовь они опереться-то могут всегда - даже по воспоминаниям!
   Но все это - темы и темы для искусства, тем более, литературы.
   Потрясающий рассказ!!!
Конкурс на премию "Золотая пчела - 2020"
Конкурс на премию "Серебряная книга"
Конкурс юмора и сатиры имени Николая Гоголя
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Органы управления и структура
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
2020 год
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
2019 год
Справочник литературных организаций
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
2020 год
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Коллективные члены
МСП "Новый Современник"
Доска Почета
Открытие месяца
Спасибо порталу и его ведущим!
Положение о Сертификатах "Талант"
Созведие литературных талантов.
Квалификационный Рейтинг
Золотой ключ.
Рейтинг деятелей литературы.
Редакционная коллегия
Информация и анонсы
Приемная
Судейская Коллегия
Обзоры и итоги конкурсов
Архивы конкурсов
Архив проектов критики
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Альманах прозы Английского клуба
Отправить произведение
Новости и объявления
Проекты Литературной критики
Атрибутика наших проектов