Гостиная № 3 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала! | Гостиная №3 Проза (экспериментальная) продолжает работу в обновленном составе! В ней прописались авторы-единомышленники, нацеленные к вершинам мастерства, для которых литература не просто увлечение, а часть жизни, и весьма ощутимая ее часть. Те, кто верит, что творчество — смысл жизни, что вдохновение приходит во время работы, а мастерство - плод непрерывных личных усилий, невзирая на времена и нравы. Наша задача — путем разбора своих произведений совершенствовать писательский уровень, оттачивать стиль и вдохновлять друг друга и всех, кто наблюдает за деятельностью Английского Клуба, на дерзания в литературной деятельности. Мы не боимся нового и странного, не останавливаемся на достигнутом, верим себе и своим читателям! И стараемся каждое заседание сделать событием творческого пути! Гостиная №3 Проза 27.02.2015 открыла свое тридцать седьмое заседание! (в скобках указана текущая очередность рецензирования) Адрес гостиной для рецензий akproza3@mail.ru Состав Гостиной: 1. Гринберг Мария (4) 2. Кураш Владислав (1) 3. Маверик Джон (3) John Maverick 4. Немежикова Ольга (2) - председатель 5. Сороковик Александр (творческий отпуск) Приглашаем авторов портала принять участие в работе Гостиной №3 Проза! Следите за анонсами, читайте заседания, присылайте гостевые рецензии на заинтересовавшие вас произведения! В процессе заседания задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении! Ваше мнение поможет автору лучше понять свое произведение, свое творчество и процесс этот — зеркало. Чтобы сделать заседания более предметными и интересными, мы внедряем в практику рецензирования (с легкой руки Андрея Блинова) положительно себя зарекомендовавшие в Гостиной №3 Поэзия две категории для обсуждения произведения: ракурс и проблема. Ракурс - тот или иной аспект, который может быть положен в основу обсуждения. Им может стать какая угодно категория из формальной (изображенный мир, художественная речь, композиция) или содержательной (тема, проблематика, идейный мир) части произведения. Это аспект, особенно волнующий автора, и он хотел бы в процессе рецензирования получить исчерпывающую информацию от читателей по озвученному вопросу, чтобы разрешить свои сомнения и предположения. Проблема - некая дополнительная тема, предполагающая разнообразные мнения на основании рецензируемого произведения. И тоже должна задавать тон дискуссии. В качестве проблемы автор может предложить рецензентам волнующие его вопросы, касающиеся как обсуждаемого рассказа, так и литературы, и творческого процесса в целом. Безусловно, каждый рецензент строит работу самостоятельно, исходя из личного видения совершенства или несовершенства анализируемого текста. Наш девиз: рецензируем товарища как самого себя! __________________________________________________________________________________________________________________________ Сегодня рецензируем необыкновенный рассказ Джона Маверика "Рыбалка на мертвой реке" http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=339583&pid=0 Джон Маверик: понятна ли авторская аллегория? Как ее можно интерпретировать? ____________________________________________________________________________________________________________________________ Вадим Сазонов (гостевая рецензия) «…река, в которой не водились даже личинки иловых мух», убила вода реки все, но рыбаки умудрялись добывать «из этого ада съедобные водоросли, раков, устриц, и рыбу». Это как-то странно звучит. Хотя, написано Джоном – мастером противоречий :) И вообще: «…в реке можно было поймать все, что угодно.» «как только научился ходить и впервые ступил за порог, цепляясь за твердые, заскорузлые пальцы деда» - ребенок делает первые шаги, держась за деда, т.е. возраст ребенка около одного года. Как он в таком возрасте ведет беседы с дедом об ангелах, душах умерших, о мертвых и т.д.? Но, если вспомнить, что перед нами сказка, то ребенок, видимо, может и в утробе матери рассуждать о вечном. Мир в поселке разделен на реальный, где быть не может того, что невозможно, и колдовской, где возможно невозможное. Становится понятно, что перед нами сказка. Видимо поэтому из мертвой реки можно вытащить все, что угодно. К середине рассказа узнаем, что, по мнению героя, рыбаки ходили за пищей и украшениями в прошлое. Хорошо описана хрупкость мира и желание героя принести в каждый дом искорку счастья, спасти мир. Напомнило песню: «Расскажите птицы, времечко пришло, Что планета наша - хрупкое стекло. Чистые берёзы, реки и поля, Сверху всё это нежнее хрусталя. Неужели мы услышим со всех сторон Хрустальный звон, прощальный звон.» Но вот наконец в финале читатель узнает, что рыбаки добывают пищу для своих односельчан в душах своих. Видимо, имелось ввиду, что рыбаки ответственны за духовную пищу? Тогда не понятно, почему односельчане употребляют ее, как материальную. Желудок не лучшее место для пищи духовной. «Вода и небо давно уже пустынны. Если что-то где и осталось, то только в самом человеке.» - жаль, что это что-то в рассказе ассоциируется с едой: «Если бы не рыбаки, умевшие доставать из этого ада съедобные водоросли, раков, устриц, и рыбу — поселок давно вымер бы с голоду.» Задумка понятна, но, на мой взгляд, реализация вызывает вопросы. ___________________________________________________________________________________________________________________________ Мария Гринберг «Аллегория (от др.-греч. — иносказание) — художественное сравнение идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога…» Что ж, попробуем понять, что с чем здесь сравнивается? Сразу вводится очень парадоксальный образ реки, омерзительной — «вода, черная, густая и смрадная, убила все, что росло на берегу, а людей не подпускала к себе ближе, чем на сорок шагов» — и благословенной: без неё и рыбаков «поселок давно вымер бы с голоду». Очевидно противопоставление тяжёлого труда крестьян, возделывающих землю «без магии», что даже не может прокормить — и чудесного промысла рыбаков, задаром раздающих сказочные богатства реки. И переходит оно в более общий план, «мир двусторонен», и его чудесная сторона открыта лишь посвящённым. Не совсем, правда, понятно, как происходит этот отбор, любой ли желающий может стать рыбаком? Видимо, нужна какая-то врождённая способность — а то кто бы и остался на земле? Очень подробно и поэтично описаны «тренировки» юного героя и первая его рыбалка с дедушкой, непойманная «жар-рыба», исполняющая желания… Но всё же что хотел сказать автор? Повторить древний русский сказочный мотив: глупо и скучно работать, удобрять и согревать землю — когда возможно, просто пролежав на печи (или просидев в оплетённой климатисом беседке) вдруг поймать золотую рыбку, и тогда сразу всё свершится по её веленью и твоему хотенью? Пожалуй, даже детей на этой мякине уже не провести. Или посмеяться над вечным людским заблуждением: мол, в прошлом всё было лучше, рыба сама лезла на пустой крючок, обильным был хлеб и цветы — и опять-таки, по щучьему веленью вернуть можно то время золотое, «юный мир»? Нет, вроде устами деда опровергается и этот мотив: «…никто не может ловить в прошлом. — А где же тогда? — В своей душе…», — вот в чём дело, уйти от реальности в мир грёз? Но вряд ли оттуда вернёшься с уловом, иллюзии приятны для ума, но не для желудка… Нет, непонятной и недоступной мне осталась на этот раз авторская идея, поэтому и оценить аллегории не могу, извините. ______________________________________________________________________________________________________________________ Владислав Кураш Магия человеческого счастья неподвластна никаким законам логики, она неуправляема и всемогуща, она способна на такие вещи, которые даже не укладываются в человеческом сознании, она способна изменить всё перевернуть мир вверх тормашками и создать свою новую реальность. Да, она создаёт, она меняет нас, она меняет жизнь в корне. Магия человеческого счастья – это великая могучая сила. Сила созидательная, сила создающая. Счастливый человек, кем бы он ни был, рыбаком или токарем, врачом, психологом или писателем, сантехником или поэтом, обладает великой силой. Только такие люди умеют жить, строить свою жизнь и получать от жизни удовольствие. Это великий дар. Его может получить каждый. Было бы желание. Захочешь и ты будешь счастливым. _______________________________________________________________________________________________________________________ Немежикова Ольга Жар-Рыба, Рыба-Мечта вынырнула из мира Джона Маверика, плеснула золотым хвостом и окатила читателя брызгами веры в разумное, доброе, вечное. Веры в то, что душа человеческая не оскудеет на рыбаков, способных не только оживлять мир, делая невозможное — не просто возможн(ым), а естественн(ым) и желанн(ым), но даже из ада добывать пищу. Рассказ «Рыбалка на мертвой реке» ни что иное, как священный ужас реальности. Мертвая река — река времени — душа мира человеческого - черная, густая и смрадная, убила все, что росло на берегу, а людей не подпускала к себе ближе, чем на сорок шагов. И только загадочные рыбаки могут доставать из этого ада все, что угодно. Рассказ-притча о том, что Мир, подобно крыльям бабочки, двусторонен. В обычном, закрытом, состоянии — тускл и смазан. В нем есть только то, что есть, а чего нет — того и быть не может. Его красота, неброская, ожидаемая, хоть и радует глаз, но не насыщает сердце. Мир колдовской — это бабочка в полете. В нем невозможное — не просто возможно, а естественно и желанно. В рассказе Вода и небо давно уже пустынны. Если что-то где и осталось, то только в самом человеке. То есть в его душе, добывать из которой могут только рыбаки — аллюзия к библейским притчам. Но аллюзия авторская, неожиданная, вдохновляющая своей свежестью. Рыбаком (творцом) может быть лишь тот, кто способен разглядеть незримое. Дополнительная сложность в том, что рыбак воспитывается долго, более того, преимущественно он должен воспитывать себя сам, учиться сосредоточению, учиться чувствовать и не спешить. Чтобы из мертвого извлекать живое, надо быть живым внутри — сложно необыкновенно и доступно лишь при сочетании врожденного таланта и нечеловеческого упорства (силы воли) и веры в себя. Но это возможно — рассказ убеждает весьма правдоподобно при всей его сказочности. Грустно, но так оно и есть, что Рыба-Мечта, которая любое желание исполняет, водится в реке (душе) очень редкого рыбака. И Яничек не выловил ее только потому, что его мечта еще не созрела. Он хотел всем даров, но дары будут съедены, канут - просить их бессмысленно. Старый Мартин помог внуку, сообщив, что у этой Жар-Рыбы попросил его пра-пра-прадед. Он попросил, чтобы не перевелись на свете рыбаки. |
| Игорь! Конечно! Рецензию отправлю обязательно!!! Ольга. |
| «...понятна ли авторская аллегория? Как ее можно интерпретировать?» Река позиционируется как мертвая. Утверждается, что в ней не живут даже личинки мух, т.е. отсутствуют самые первичные звенья пищевой цепи. Река, по контексту, «душа мира человеческого». Значит, душа тоже стопроцентно мертва. Но находятся фарисеи (рыбаки), которые для приобретения льготного жизненного тарифа, утверждают, что способны ловить в мертвой жиже чистейшую рыбу. Здравый смысл настаивает, что если таковая все-таки материализуется, она будет обязательно ядовита - потому что выросла в клоаке. Так и есть. Поедающие её оказываются разделенными на избранных и парий. Живущие духовной жизнью питаются соками, добытыми париями, но сами скармливают им одурманивающую рыбу. Формируется духовная элита, которая выше того, чтобы ковыряться и созидать в бесплодной земле, но якобы творит материальное насыщающее ловлей рыбы. Между прочим, выросшей без малейших усилий со стороны элитариев, в непригодной среде, воспроизводимой при их попустительстве. Не надо вычищать зловонные реки – источник благодати «имеющим свет в душе». |
| Ну, так. Почитал отзывы, и кажется, что единственное достойное человека занятие - это ковыряться в земле. Все прочее заслуживает осуждения, как минимум. Странная, однако, идея. Человеческая цивилизация устроена куда сложнее. |
| Джон, в Вашем рассказе "ковырянием в земле" обозначался труд. Труд - это достойное человека занятие, не зависимо от того, что он делает: точит на станке металлические детали, пишет прекрасные картины, воспитывает детей, сеет хлеб, убирает улицы, ведет домашнее хозяйство, занимается наукой и т.д. Не удивительно, что это читатели считают достойным человека занятием. |
| Вадим, рыбалка в моем рассказе тоже преподносилась как труд. И писание картин, и занятия наукой как раз относятся к этой стороне труда - извлечение чего-то из реки жизни, а вовсе не ковыряние в земле. И мысль как раз была в том, что "не хлебом единым". Жаль, что мой рассказ так и остался не понят большинством. |
|
|