Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Гостиная № 3 Зала Прозы. Тексты размещать может только Председатель Зала!
К темам проекта
Автор:Ольга Немежикова 
Тема:Заседание №34 Иван Бунин "Солнечный удар"Ответить
   Гостиная №3 Проза (экспериментальная) продолжает работу в обновленном составе! В ней прописались авторы-единомышленни­­­ки,­­­ нацеленные к вершинам мастерства, для которых литература не просто увлечение, а часть жизни, и весьма ощутимая ее часть. Те, кто верит, что творчество — смысл жизни, что вдохновение приходит во время работы, а мастерство - плод непрерывных личных усилий, невзирая на времена и нравы.
         Наша задача — путем разбора своих произведений совершенствовать писательский уровень, оттачивать стиль и вдохновлять друг друга и всех, кто наблюдает за деятельностью Английского Клуба, на дерзания в литературной деятельности.
         Мы не боимся нового и странного, не останавливаемся на достигнутом, верим себе и своим читателям! И стараемся каждое заседание сделать событием творческого пути!
         
         Гостиная №3 Проза 06.02.2015 открыла свое тридцать четвертое заседание!
         (в скобках указана текущая очередность рецензирования)
         Адрес гостиной для рецензий akproza3@mail.ru
         
         Состав Гостиной:
         1. Гринберг Мария (4)
         2. Кураш Владислав (1)
         3. Маверик Джон (2) John Maverick
         4. Немежикова Ольга (3) - председатель
         5. Сороковик Александр (творческий отпуск)
         
         Приглашаем авторов портала принять участие в работе Гостиной №3 Проза! Следите за анонсами, читайте заседания, присылайте гостевые рецензии на заинтересовавшие вас произведения! В процессе заседания задавайте вопросы, участвуйте в обсуждении! Ваше мнение поможет автору лучше понять свое произведение, свое творчество и процесс этот — зеркало.
         
         Чтобы сделать заседания более предметными и интересными, мы внедряем в практику рецензирования (с легкой руки Андрея Блинова) положительно себя зарекомендовавшие в Гостиной №3 Поэзия две категории для обсуждения произведения: ракурс и проблема.
         Ракурс - тот или иной аспект, который может быть положен в основу
         обсужден­ия.­­­­­ Им может стать какая угодно категория из формальной (изображенный мир, художественная речь, композиция) или содержательной (тема, проблематика, идейный мир) части произведения. Это аспект, особенно волнующий автора, и он хотел бы в процессе рецензирования получить исчерпывающую информацию от читателей по озвученному вопросу, чтобы разрешить свои сомнения и предположения.
         Проблем­а­ - некая дополнительная тема, предполагающая разнообразные
         мнения на основани­и­ рецензируемого произведения. И тоже должна задавать тон дискуссии. В качестве­ проблемы автор может предложить рецензентам волнующие его
         вопросы,­ касающиеся как обсуждаемого рассказа, так и литературы, и творческого процесса в целом.
         Безусловно, каждый рецензент строит работу самостоятельно, исходя из личного видения совершенства или несовершенства анализируемого текста.
         Наш девиз: рецензируем товарища как самого себя!
   ____________________­____________________­____________________­____________________­____________________­___________________­
   
   Сегодня у нас экспериментальное заседание! Мы беседуем об одном из лучших произведений русской малой прозы— рассказе Ивана Бунина «Солнечный удар». Причем, не только беседуем, но и рецензируем данное произведение.
   ____________________­____________________­____________________­____________________­____________________­___________________­
   
    Мария Гринберг
   
   Действие начинается без раскачки, автор так спешит, что первое предложение осталось безличным:
   «После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней…»
   Кто вышел? Ладно, сейчас узнаем.
   Так же стремительна и вторая фраза: появляется «она», и, не загружаясь деталями, автор категорично заставляет поверить себе на слово: «все было прелестно в этой маленькой женщине»!
   Да к тому же: «Я, кажется, пьяна…», ситуация весьма соблазнительная, но что же за счастливец рядом с ней?
   И тут автор притормаживает, как бы поддразнивая читателя, «Откуда вы взялись? Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании. Я даже не знаю, где вы сели. В Самаре? Но все равно...», а потом и вовсе уводит взгляд в сторону, где «темнота и огни», отмечая «волжское щегольство», с которым пароход направляется к пристани.
   Наконец перед нами герой, представленный по-военному лапидарно — «поручик». Впрочем, это почти фольклорный образ, так что тут расписывать? Ясно — молодой и здоровый, как бык, парень. Внимание снова переключается на женщину, но уже его эротическим предвкушением «как, вероятно, крепка и смугла она вся под этим легким холстинковым платьем»!
   Так и долой его, зачем время терять — автор и герой по-офицерски решительно берут быка за рога: «Сойдём…»
   Хотя разве на пароходе что-то мешало им уединиться? Но очень, на мой взгляд, важен этот момент, совершают они отчаянный шаг вдвоём — туда, в темноту?
   И вот герои на берегу, ничто им теперь не помешает, ждёт нас увлекательное описание их приключений, ну, давай же!
   Нет, словно услышав нетерпеливого читателя и подшучивая над ним, автор вдруг резко снижает темп: если для портретов героев пожалел и пары определений, теперь они посыпались, как горох из мешка — сонная конторка, глубокий песок, запылённая пролётка, редкие кривые фонари… воистину этот подъём в гору показался бесконечным! Дальше не легче — изнуряюще застревает автор на каждом пустяке, не брезгуя и повторами: «старая деревянная лестница, старый, небритый лакей в розовой косоворотке и в сюртуке… страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер с белыми опущенными занавесками на окнах и двумя необожженными свечами на подзеркальнике…»
   Ну, наконец-то — «…лакей затворил дверь, поручик так порывисто кинулся к ней…» (к двери?) Вот оно, началось…
   И тут такой облом, автор скупо бросает:
   «…никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой», (грамматически, кстати, получается, что было их двое мужского рода?)
   — и переходит к следующему абзацу: «В десять часов утра…», что же, вся великолепная ночь ушла в этот перевод строки? Так обмануть читателя, распалить, и не показать ничего интересного, опять заставить лишь верить себе на слово? Досадно.
   Сжевав главное, снова с удовольствием принимается автор отмечать мельчайшие детали: звон церквей, базар, запах сена, дёгтя… Расставание: «я совсем не то, что вы могли обо мне подумать», ну а «что» же ты? Читатель ведь тоже кое-что о тебе подумал…
   Нет ответа, исчезла прелестная незнакомка, и право, больше чем о ней, мы узнали даже об увёзшем её пароходе, «розовый «Самолёт».
   Ну что ж, сюжет исчерпан? А рассказ между тем едва перевалил за четверть (3745 знаков из 14063). Нет, что-то ещё, конечно, произойдёт?
   И тут автор показывает себя совершенным разбойником, бессовестно спекулируя на этом ожидании наивного читателя — остальные 10 с лишним тысяч просто ни о чём!
   Подробнейшие описания прогулки героя, городского пейзажа, портретов в фотографической витрине. Снова назойливые повторы: «…с наслаждением вошел… с наслаждением снял картуз …» Обед, ботвинья со льдом, водка под малосольные огурчики с укропом — и всё на фоне сумбурного и довольно-таки штампованного описания чувств героя: «безмерное счастье, великая радость», «сердце просто разрывалось на части». И конечно, «не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее» (а предложи вдруг возникший чародей ему такое, пожалуй, и на попятный бы двор?)
   Сам поручик с военной прямотой даёт этому потоку выспренних слов короткое определение «Совсем разгулялись нервы», просто надо после трудной ночи отдохнуть?
   Словно совсем уж не зная, чем ещё заполнить паузу, автор наконец рисует портрет героя, опять-таки совершенно не утруждая себя подбором слов: «обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз, от загара казавшихся еще белее» — в одной фразе дважды «от загара», да ещё и третий раз «от солнца». Любопытная, кстати, деталь: отдыхать он ложится, сняв китель, но в сапогах, будто на привале, в походе?
   Выспался, умылся, напился чаю с лимоном, слегка шиканул чаевыми (десять рублей извозчику и лакею, при том, что в месяц тогдашний поручик получал восемьдесят). В путь…
   «…синела над Волгой синяя летняя ночь…», синела синяя, да что же это? Похоже, текста автор вовсе не вычитывал?
   И последняя фраза, «чувствуя себя постаревшим на десять лет» — махровый штамп, однако?
   Без малого за сотню лет до этого другой поручик над таким смеялся:
   «…как все мальчики, он имеет претензию быть стариком; он думает, что на его лице глубокие следы страстей заменяют отпечаток лет…» (М.Ю.Лермонтов, «Герой нашего времени», 1840 г)
   
   ____________________­_________________­
   
   И о чём же этот рассказ? Что совершают порой люди странные поступки?
   Впрочем, а что тут странного, или хотя бы нового? Существовали и существуют, на радость сынам Марса, жрицы Венеры, особы лёгкого поведения — уж для этой-то категории эвфемизмов в русском языке немало? И, разумеется, каждая уверяет: мол, я — «совсем не то, что вы могли подумать…»
   Очень, по-моему, «мужской» рассказ, чётко определена роль женщины: пришла ниоткуда, оказала удовольствие — и исчезла без всяких лишних последствий, оставив одно лишь воспоминание, чрезвычайно приятное, хоть слегка постыдное.
   И тогда, пожалуй, понятна становится избранная автором манера повествования: о главном — коротко, штрихами, вовсе умолчанием.
   А вот все эти мелкие детали, вроде ни к чему упомянутые, точно работают на впечатление, и окажутся совершено к месту.
   Хорошо представляется, как этот мельком виденный в витрине фотографа «портрет барышни в студенческом картузе набекрень» вдруг встанет перед глазами поседелого ветерана полвека спустя — и на миг ощутит он то небывалое «безмерное счастье»
   ____________________­_________________­____________________­_________________­____________________­_________________­_
   
   Немежикова Ольга
   
   «Солнечный удар» Ивана Бунина - любовь или страсть?
   
   Самое главное для меня в этом рассказе - понять, о чем речь?! О любви рассказ или это гормональная история? И насколько убедительны художественные средства за то или это? Ведь вопрос вечный и открытый. Все знают, что любовь есть, но никто, опять же, не уверен.
   Повествование начиналось с последнего (гормональная история): неожиданность встречи, мгновенное принятие решения (через три часа после знакомства), нет сил противиться желанию друг друга, да и к чему (женщина месяц томилась в одиночестве на южном песке, явно мужа она не любит (...сильно); мужчина неженат, а если и обратное — на пароходе был без спутницы). Рассказ написан, кажется, по единственно возможному сценарию, чтобы разогнать восприятие читателя и ввести его в «любовное» состояние героя, минуя постельные сцены. Полагаю, именно их отсутствие и дает возможность читателям погрузиться в инверсионные переживания мужчины, который, вместо чтобы смаковать событие и радоваться, что он вновь свободен и открыт навстречу приключениям, неожиданно впадает в тяжкую депрессию, теряя за сутки десять лет жизни. И мы всерьез начинаем рассматривать версию, все-таки, любви от «солнечного удара».
   Начну от начала. Первой на сцену выходит женщина, прелестная, маленькая (маленькие женщины — для любви, большие — для работы, гласит народная молва) так ни разу не назвавшая своего имени (тайна), сказавшая, что происшедшее случилось с ней впервые. Именно она назвала событие сначала затмением, а следом — солнечным ударом. Женщина как прелестная явилась, так, еще более прелестная, отчалила на розовом «Самолете». О ее дальнейших переживаниях нам ничего не известно, разве что вклинившаяся реминисценция в момент, когда оба задохнулись первым поцелуем в провинциальной гостинице. Много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой. А мужчина остался с читателями до конца, и ушел через сутки постаревшим на десять лет. Нет, от гормональной истории не стареют, это однозначно. От потери же любви и помереть недолго.
   Почему же не помер? Ведь страстный мужчина оказался! Иван Бунин заставляет своего героя вновь вернуться в гостиницу, где реализовался, ни много ни мало, предел его чувственных желаний. Казалось бы, обычное приключение вдруг обернулось «странным»!
   «Что за черт!» - подумал он, вставая, опять принимаясь ходить по комнате и стараясь не смотреть на постель за ширмой. - Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? В самом деле, точно какой-то солнечный удар! И главное, как же я проведу теперь, без нее, целый день в этом захолустье?»
   «Что в ней такого особенного и что, собственно, случилось», мы так и не узнаем. Потому что — да ничего особенного!!! Ни в ней, ни — случилось! Ну, разве что изначально не кокетничала женщина и в конце не цеплялась. Во всем поведении — искренность, простота, веселость и необыкновенная рассудительность при расставании. Он с ней обошелся как с прелестной, но случайной любовницей. Да, страсть налицо, хотя мы свечку не держали (спасибо автору!), но и о любви ведь речь-то даже поутру не шла! Полагаю, только потому она и уехала одна и быстро. Любовь на лице мужчины проявилась лишь по возвращении в пустую гостиницу!
   Далее целый день мы наблюдаем гибель мужчины. Ходим за ним по пятам. Заняться ему, понятно, нечем. Он автором отдан на заклание любви, весьма обстоятельное, не исключено, в связи с крайней принудительностью ситуации - неизлечимое. Беги он сразу, к примеру, на службу — последствия были бы минимальны. Ну, чуток бы помучился (до обеда), да и отвлекся на текучку, а вечером — клуб, кабаре. Мужчина сам загнал себя в ловушку провинциального городка. Где возникло совсем новое чувство — то странное, непонятное чувство, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не мог, затевая вчера это, как он думал, только забавное знакомство.
   И пошло-поехало... Жара... Пустой, без женщины, тот же самый номер!!! Пытки отдыхают. Идея поехать вслед за женщиной, отыскать ее в городе наткнулась на совершенно неожиданную мысль, что он уже никогда не увидит ее. Мысль эта изумила и поразила его. Нет, этого не может быть! Это было бы слишком дико, неестественно, неправдоподобно! И он почувствовал такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние.
   Прогулка состояние не облегчила. Бестолковый базар — ну не на горшки же обратить внимание поручику! В соборе пели уже громко и весело — на высокое (более высокое!) не отвлечься. Садик над обрывом тоже не добавил очарования пейзажу. В гостинице только водка... (без цыган) - он просто сходит с ума от невозможности себя хоть чем-то занять, отвлечься от ночного морока. И вот он уже чувствует, что не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день, - провести только затем, только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее... Зачем доказать? Зачем убедить? Он не знал, зачем, но это было необходимее жизни.
   Шутки-шутками, но, видимо, женщина была за краткий миг знакомства уж очень хороша. А особенно ее нестандартное поведение, особенно после. Оно, смело можно утверждать, наповал добило военного. Он стал курить и напряженно думать: что же теперь делать ему, как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви? Но избавиться — он это чувствовал слишком живо — было невозможно. Он в тюрьме! Поход на почту провалился. Созерцание фотографической витрины показало лишь дикость будничного, когда сердце поражено и отчаянно завидует всем нестрадающим.
   Возвращение в номер (в третий раз!) встречает его забытой на ночном столике ее шпилькой. Он смотрит на себя в зеркало, видит несчастье, затем ложится на кровать и плача, засыпает. Проснувшись, вчерашний день, и нынешнее утро вспомнились так, точно они были десять лет тому назад.
   А когда поручик, наконец, садится на вечерний пароход, ему необыкновенно приветливо, хорошо показалось от многолюдства этого парохода.
   Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет.

   Вывод: остаться на целый день наедине с собой после умопомрачительного счастья и его стремительной потери НАВСЕГДА, открывшейся пустотой, буквально — бездной, дорогого стоит. Неожиданно возникшее с новой силой желание тут же разогналось до состояния любовного безумия. А был бы поэт — неплохо бы в тот день пописАл! Получилась бы поэма времен и народов «Солнечный удар»! Вот и думаю: а была ли любовь?... «Солнечный удар» - без сомнений.
   Но ведь всегда хочется дать шанс! Даже перечитать еще разочек! И разве это не любовь, когда он почти что следом за нею бросился?! ...Чтобы тут же сказать себе «не могу же я ни с того ни с сего приехать в этот город, где...» Разве любовь задает такие вопросы? Она сначала делает, а потом начинает рассматривать результаты — ведь ей ничего не докажешь, любви-то, и ничем ее не остановишь! Любовь, по определению, чувство деятельное. Тем более, что они оба «ни с того ни с сего» запросто сошли в парохода. Нет, он лежал, плакал и понимал, что совсем, совсем ничего не может! По большому счету, ничто ему не мешало отыскать эту женщину и убедиться в наличии или отсутствии любви взаимной. Нет, у Бунина как у Чехова. Никто ни за кем не кидается, никто жизнь выстроить не пытается, все плывут по течению. В никуда. Потрясающий рассказ о жизни как она есть.
Ольга Немежикова[06.02.2015 20:37:22]
   Уважаемая Мария!
   Получить удовольствие от прозы Бунина, похоже, только нам удалось деятельно! В любом случае, я, наконец, вчиталась в текст на предмет любви. На этот раз так вычитала. Понятно, что рассказ можно прочитать по-разному, тем более, цитат надергать. Но, как ни крути, а талантливое произведение всегда вещь в себе. Ведь морока поручика, а именно ей и посвящен рассказ - дело-то нешуточное! И Бунин показал ее наглядно.
   Что касается стиля рассказа, для меня он безупречен. Автор пишет свободно, настолько естественно, что штампы не напрягают. Впрочем, ведь описанное состояние штамп и есть! Все в нем в крайней счастье - с неба свалилось!
   Я обратила внимание, что в каждом небольшом отрывке рассказа, как в голограмме, отражается суть произведения: "случайная встреча - страсть - возможность любви - возвращение на круги своя", получается, из каждого смыслового кусочка можно вывести общее содержание. Очень цельный в этом смысле рассказ.
   И страдания поручика идут антитезой к яркой радости окружающей жизни. Как только начал мучиться, так вошел в противоречие с окружающим. Стоило душе проснуться - беда чуть не удавила! Хотя тело-то вроде радоваться должно! Но так он и провалился в бездну душевной своей пустоты. Так ему и не удалось опору нащупать, впрочем, он, по большому счету, только и делал, что себя жалел. Вместо посидеть, подумать: тебе зачем любовь? Ну, хоть бы помечтал - для чего? Куда с ней-то? Вспомнился "Баран непомнящий" Салтыкова -Щедрина. А еще "Манта" Лема.
   Опять же - не покривил Бунин против правды-матки.
Ольга Немежикова[07.02.2015 10:19:19]
   Не знаю, кому как, а мне порассуждать о рассказе этом интересно - тема присутствует.
   Что касается штампов в тексте Нобелевского лауреата. Это, на мой взгляд, художественная речь, соответствующая уровню ГГ. У поручика, однозначно, не может быть иного отображения чувств, кроме штампового, молодецки-гусарского­,­ ну, разве не столь пошлого, как в анекдотах. А чего от него ждать, коль "впервые" любовь, в смысле нечто отличное от похоти, "накрыла" его лет в тридцать! Впрочем, в этом смысле он не безнадежен, к другим-то и за всю жизнь ведь не приходит! Явно до сих пор достаточно было лишь получить удовольствие, рассматривая "приключения" исключительно с потребительской точки зрения, участие души исключающей однозначно. Понятно, ему ТАК нравилось! А оказалось, что бывает еще и ЭТАК! Вдруг открылись двери души и так захотелось, чтобы ее хоть кто-то, да не просто "кто-то", а желанная женщина встретила! Впрочем, судя по тексту, истину момента он так и не постиг. С другой стороны - ведь время требуется для постижения. Может и не столь безнадежен поручик этот, может, он, помимо что поручик, еще и мужчина, в том смысле что не только кобель. Ну, с точки зрения женщины, конечно, а не друзей-гусаров... Хотя система ценностей с трудом ведь поддается перестройке.
   Рассказ, действительно, "мужской". Абсолютно с точки зрения мужчины описан. Более того, ситуация начальная - лучше не бывает! Бунин гением своим принудил за нее заплатить, и недешево. И мы верим Бунину!
   Что касается женщины. Я бы ее не отнесла к искательницам приключений. Для меня это через текст не ощущается. В то время женщины редко имели свой источник дохода. Понятно, замуж приходилось сплошь и рядом выходить, чтобы "жить". В том числе и только этим способом иметь возможность месяцок погреться на песочке Анапы. Вспомним "Даму с собачкой"! Ведь не за приключениями ехала Анна Сергеевна в Ялту! А отвлечься от безысходности жизни своей семейной! Любовь случилась, потому что ее она и не искала! Так и здесь. Явно, прелестная женщина мужа не любила взахлеб, а может, и запросто, он был лет на тридцать ее старше - мы же этого не знаем! Возвращалась в захолустье, где все вперед известно за сто лет. Встретила на пароходе мужчину, который потряс воображение, ворвался в жизнь, поглотил за эти три часа полностью... Ну что она теряла, сойдя с ним на берег? Он был галантен, да, то, что после лежал на кровати, уже один, в пыльных сапогах... Ну, тут, не знаю, можно ли делать вывод об уровне его воспитанности- ему было уже все безразлично. Он, по большому счету, в походе уже был. Только не знал - куда идет. То, что женщина была "пьяна от него" - да что может быть естественней именно этой реакции молодой здоровой женщины, все существо которой жаждет любви! Которая тоже до сих пор к ней не приходила. Но ведь она интуитивно верную выбрала тропинку!!! Другое дело, сможет ли поручик тропинку эту отыскать... Тут лишь уровень развития души может только на нее вывести. Тот же Гуров приехал к Анне лишь зимой - не один месяц прошел, чтобы вдруг разглядел человек бессмысленность существования без любви. И пусть вместе они не жили, но чувство-то озарило их жизнь! Более того, непрерывная недоступность сделала его навсегда абсолютно свежим! Неужели мало?
   Мне нравится необыкновенная легкость и спонтанность описания "Солнечного удара"! Он пропитан какой-то мистической безыскусностью. Я буквально физически ощущаю героев, их чувства и верю обоим! Художественная речь - страшная сила! А язык Бунина более чем убедителен!
Мария Гринберг[07.02.2015 11:08:12]
   Не хотелось бы о неприятном, но что-то вспомнилось:
   "У нас семьдесят пять процентов офицерского состава больны сифилисом" (А.И.Куприн, "Поединок", 1905 г.)
   Потерять и он, и она могли очень много.
   Впрочем, герои Бунина, возможно, живут в ином мире – рассказ ведь написан 55-летним эмигрантом, невольно склонным идеализировать безвозвратно потерянную страну своей молодости?
   А что касается языка, то он, безусловно, чарует, вопреки (а может, и благодаря?) всем отмеченным мною несуразностям. Просто ведь наяву всё это видишь, и даже будто слышен после опрокинутой рюмашки хруст огурчика на молодых зубах – и обычными словами это достигается, вот чудо-то...
   И при таком богатстве палитры оставить фактически непрописанным образ главной героини, полностью отказаться от эротики, ни одного ведь даже намёка на физиологические какие-то ощущения, настолько всё целомудренно.
   Тем и велик, видимо, классик – сколько нужно, и не больше, слов просто поставил на свои места.
   Хотя всё же синеющая синяя ночь меня удручает... ошибка ли это, или недоступное мне мастерство?
Ольга Немежикова[07.02.2015 11:51:22]
   Мария! Так синеть может только бездна... Помните, песня: "А в глазах его синей синь. И пробита у него грудь". Это граница жизни и смерти. Символ. Джон правильно отметил (в постах к "Ключику"), что символ может сработать, а может и пройти незамеченным. Вы так заметили. Я - этак.
   Понятно - иной мир! Художественный мир зачем совпадать-то с реальным должен? (Явно Бунина сифилис в этом месте не волновал - он же не писал проповедь). Да он совпадать никогда и не сможет. Он же духовный, мир изображенный, а мы живем телами в мире материальном! Но язык - он как переводчик - перевозчик... Чем выше мастерство, тем более далекое язык может сделать ближе. Ну, понятно, читатель тоже на каком-то уровне восприятия находиться обязан. Помню, читала у Да Винчи, что мастерство есть ни что иное как углубление духа. Ремесленничество лет за пять осваивается, ну, семь - норма для китайских мастеров в постижении любого искусства, а дух и душа, которые отражаются в литературе через художественную речь, не знают пределов! Если душа мелка и дух слаб, то и язык остается на уровне третий класс вторая четверть, либо содержание ничтожно, и автор сам себя не видит, хоть кол на голове теши.
   Потрясающий рассказ, что там говорить!
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта