Дорогие авторы! Московский салон литераторов (МОССАЛИТ) совместно с литературным порталом «Что Хочет Автор» в ближайшее время будет проводить конкурс «Птица – Счастье». Моссалитовские конкурсы становятся регулярными, и в этом году, как и в прошлом, победители (те, кто занял первые места в номинациях) помимо традиционных портальских призов и грамот получают право на издание в ежегодном сборнике «Московский Дом». Платить за это издание победителям не надо. Кроме того, они получают (так же бесплатно) авторский экземпляр книги. Начало конкурса: 1 ноября 2014 года. Прием работ: до 15 декабря. Подведение итогов: до 31 января 2015 года. Издание сборника: весна 2015 года. Номинации: Проза и Поэзия. Ограничения: не более одного произведения в номинацию; Проза – до 20 тыс.зн., Поэзия – до 50 строк. А теперь самое главное – как же организаторы конкурса понимают тему? Об этом размышляет руководитель МОССАЛИТа Ольга Грушевская. *** «Иногда при появлении счастья мы не кричим, не шепчем никаких слов, не смеёмся, не плачем, а просто спрашиваем себя, почему его не было раньше, а когда оно вдруг появляется перед нами, как сейчас, когда мы его уже не ждём, тогда мы, скорее всего, не знаем, что же нам теперь делать, плакать или смеяться, и нас охватывает тайная тоска, и мы боимся, что не сумеем с ним справиться». – Жозе Сарамаго «Двойник» «ПТИЦА – СЧАСТЬЕ» ЭССЕ О ТЕМЕ КОНКУРСА МОССАЛИТА – 2015 (О.Грушевская) Темой конкурса Московского салона литераторов в этом году стало СЧАСТЬЕ. «Ах, ну вот… - кто-то скажет из наших авторов. – Опять конкурс о чем-то эфемерном, непонятном. У меня нет ничего о счастье, да писать об этом неинтересно – человек от счастья глупеет, не мечется, не сомневается, всем доволен, становится розовым и пушистым. Я пишу совсем о другом!» Сомнения понятны. Помните, как в анекдоте, когда к умирающему приходит Ангел и спрашивает: «Ну и куда тебя отправлять?». А бедолага рассуждает: «Конечно, хорошо бы попасть в Рай – там небо голубое, солнце, гармония, яблоки, но я все же попрошусь в Ад – там компания поинтереснее». Но так ли это, дорогие наши авторы, что вы пишете о «другом»? И не являются ли ваши труды (впрочем, как и труды всей мировой литературы) ничем иным, как простым поиском счастья и гармонии или, на худой случай, каких-либо форм их проявления – счастья для ваших героев и для себя опосредовано? Ведь в литературе во все времена существовало лишь пять-шесть глобальных тем: скажем, война и мир, отцы и дети, и т.д. и тема счастья - одна из такого ряда, а все остальные темы – лишь производные. Согласитесь, что кто бы и что бы ни говорил, но все люди хотят жить счастливо и полноценно – только пути и формы достижения у всех свои, мы уж не говорим, что и само по себе понятие «счастья» крайне субъективно. Кто-то находит его в поисках любви, кто-то в семье и детях; кто-то в работе; кто-то в путешествиях; кто-то в науке и творчестве; кто-то в простом созерцании или в одиночестве; а для кого счастье – проснуться утром и не чувствовать боли… Есть и такие, кто уверен, что его в жизни нет вообще. Так что, если совсем честно спросить каждого из нас: что такое счастье? То никто толком сразу сформулировать не сможет. Давайте посмотрим, что говорят великие: Искусство быть счастливым заключается в способности находить счастье в простых вещах. – Иван Бунин В определенном смысле то, что мы называем счастьем, случается в результате (предпочтительно непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей. – Зигмунд Фрейд Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. – Пифагор Самосский В этом мире нет ни счастья, ни несчастья, то и другое постигается лишь в сравнении. - Александр Дюма (отец) Не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем, на лице бездельника вы всегда найдете отпечаток недовольства и апатии. - Генрих Гейне Вот и встает вереница вопросов: А, может, счастье – простая случайность и наша выдумка? По мнению Зигмунда Фрейда: «Задача - сделать человека счастливым - не входила в план сотворения мира». Существует ли счастье без свидетелей? Обычно оно имеет прошедшее время, а можно быть счастливым в настоящем времени? «Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем», - находим мы у Пифагора Самосского. Счастье внутри нас или снаружи – откуда оно приходит? Какова степень его относительности, субъективности или, наоборот, универсальности? Способны ли мы узнать счастье, если вдруг с ним столкнемся? А может, мы просто его не видим, а оно уже рядом или, вообще, уже давно наступило? Не зря же Бунин замечает: «Иные живут счастливо, сами того не зная». Дуальность счастья – возможно ли? Готовы ли мы к нему? Вот обо всем об этом мы и хотели бы с вами поговорить в прозаической и поэтической форме. Но вместе с тем совсем не обязательно принимать тему буквально, через каждое слово прилежно выводить «Счастье это…» и махать этим флагом. Скажем более, есть произведения, в которых, на первый взгляд, и речь-то идет о совсем иных вещах. Это как айсберг на картине: видна одна лишь верхушка, а все главное скрыто под водой - в подтексте, в фоновом рисунке, в метафоричности смыслового ряда, в первопричинах задуманной работы, в подсознании автора. И здесь невольно приходят на память слова Ивана Бунина: «Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» Удачи! |