Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Наши судьи-эксперты
Алла Райц
Документы эксперта
Многоэтажка, шампанское и лейтенант
Наши судьи-эксперты
Людмила Рогочая
Документы эксперта
Дети света
Наши судьи-эксперты
Вячеслав Дворников
Документы эксперта
Все по-прежнему
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Валерий Белолис 
Тема:Обзор номинации «Проза» 1-го этапа конкурса «Пишущая Украина 2014Ответить
   "Обзор номинации «Проза» 1-го этапа конкурса «Пишущая Украина 2014"
   
   Трудное время, трудный этап конкурса, трудные выводы. Опять же, детализация итогов может привести к ненужному обострению споров, ничего общего к литературе не имеющих. С другой стороны, литературы не может быть без текущего «сегодня», набирающего силу «завтра» и ирреального «вчера». Понимание приходит не сразу: через боль, осмысление утраченного и сделанных ошибок. Поэтому, лучше не спешить. Через творчество, через образы давайте подавать читателю свою литературу, непроизвольно заставляя его переживать, задумываться, делать выводы, которые важны для нас. Заставить читателя переболеть болью писателя – высший уровень творческой задачи. И нам нужно к этому стремиться.
   Получилось ли это по горячим следам авторам в прозе 1-го этапа «Пишущей Украины»? Однозначного вывода сделать не получится. Некоторым – удалось, большинству – отчасти. Возможно, слишком мало времени прошло с начала, да и конца пока что не видно. Не улеглось, не обозначилось. Мастерства, навыков, стиля не хватило, а может и выдержки, отстраненности. Были авторы, которые, не вчитываясь в тему, подавали случайные тексты и стихотворения. Были те, которых пришлось удалять по квалификационным требованиям. Все это обеднило этап конкурса.
   Но несмотря ни на что, этап состоялся. Удалось подвести полноформатные итоги, никого не притягивая за уши, не даря авансов, не меняя полученных оценок.
   По разным причинам итоги подводились укороченным составом жюри в прозе. Основная тяжесть легла на Александра Осиновского, Андрея Блинова и Людмилу Петриковскую. Им большая благодарность за ответственность и профессионализм.
   Что касается самих итогов конкурса, то судьями найдена настоящая литература, которую стоит читать, которая заставляет именно задумываться, переживать, сочувствовать. Проза Кременской Элеоноры, Надежды Кутуевой, Вадима Сазонова, Ирины Горбань, Ольги Емельяновой – наша находка.
   Теперь обо всем понемногу. Основа обзора – работа судьи Андрея Блинова. Добавления от Людмилы Петриковской и Александра Осиновского – точечные, но точные. Свои мысли и выводы я постарался не навязывать; основной задачей для меня было собрать обзор, структурировать и разместить. На этом все.
   
   От имени судей номинации «Проза» 1-го этапа «Пишущей Украины 2014»
   Валерий Белолис, председатель жюри конкурса

   
   
   
   Надежда Кутуева. Пирожки с капустой
   
   Это не просто очередная история взаимоотношений со свекровью (причем в данном случае бывшей). Здесь очень сильны полутона. Очень тонка психология. Начинается всё с того, что «час сна, украденного накануне рабочего дня, оборачивается испорченным настроением», а заканчивается: «…достаю из сумки телефон – надо же узнать, благополучно ли она добралась домой». В конце концов, рассказ этот о человечности.
   
   Трогательное до душевной боли повествование, по сути – повседневное, подробное описание бытовых сцен, – неожиданно уводит читателя в самую глубину человеческих переживаний. Открывает трагедию доброго человека, не умеющего идти в ногу со стремительно бегущим вперед временем и старающимся не замечать изменившиеся семейные обстоятельства. Пользуясь простым набором возможностей слова, автор сумел ярко изобразить образ пожилой женщины, бывшей свекрови с неудавшейся жизнью. Точно нарисован также образ бывшей её невестки, которая не зачерствела в своей новой благополучной семье, которая может быть чуткой и благодарной.
   
   Вадим Сазонов. Поминальное дознание
   
   «Завлекательно. Немного вязко. Или показалось?»
   
   Вроде бы поначалу безобидное воспоминание о прошлом перерастает в философские размышления о человеческом бытие и смерти. За накрытым поминальным столом вдруг приоткрываются страшные тайны о предательстве, незаконной любви, измене и гибели. Читается на одном дыхании, так как хочется вникнуть в переживания героев. Нестандартный сюжет выделяет рассказ из общего числа конкурсных произведений.
   
   Детектив с психологическим уклоном — подходит по теме, но исполнен несколько однобоко, плоско. Многое можно предвидеть. Возможно, постоянный диалог в этом жанре — не самое выгодное решение.
   
   Ирина Горбань. За злостное хулиганство
   
   Автор описывает маленькую героиню в сложный период ее жизни. Чтению мешает нестыковка некоторых фактов и упрощение, возможно, специальное, детское.
   
   Автора нужно похвалить за передачу пронзительного и, в то же время, тягучего и непонятного постороннему состояния: «Когда мне плакать? Почему меня не зовут плакать?» За то, что он (автор) не «разжевывает» читателю слова и поступки матери до и после суда, доставляя ему (читателю) удовольствие сотворчества. Риск в неоднозначности трактовки замысла существует, но не портит произведение.
   
   Семейная драма на фоне советского колхозного прошлого, описанная через детское восприятие действительности – находка. И все же, это поучительный рассказ о взрослых, которые мало считаются с детской психикой, ломая её под свои убеждения. Написано кратко, но ёмко и доступно для тех, кто родился уже после советской власти.
   
   Ирина Нисина. Тише, тише...
   
   «Опять рождественская сказка. Мило, хотелось бы большего».
   
   Текст оценивался по дополнительной теме этапа: судьбы и доли. Мелодрама, сентиментальность в окружении быта, и, как и прогнозировалось – хеппи-энд. Для многочисленных любителей жанра. Замечания к стилистике: частое перескакивание с настоящего времени на прошедшее, что явно мешает сегментарному читателю.
   
   Очень позитивный рассказ, хотя в нем описываются последние дни умирающей женщины. Есть любовь, которой не страшны годы, и она раскрашивает повседневность красками сказки. Такие рассказы хорошо воспринимаются женской читательской аудиторией. Им автор помогает верить и сохранять надежду на чудо.
   
   Владимир Чигринов. Поездка в детство
   
   Несмотря на обилие событий, имен и дат, на вкрапления украинского, эти мемуары легко читаются и воспринимаются благодаря ритмичности, плавности текста: автор прекрасно владеет языком, искусно пользуется его богатствами.
   
   Воспоминания нахлынули на героя рассказа при посещении бабушки, живущей в Украине. Описание родных, живых и умерших, красочной природы дает читателю яркие зрительные образы. И хотя есть много, скорее всего, милых именно автору подробностей, читать не скучно, так как написано живым точным языком. Герой, живущий в северном городе Норильске, сохранил любовь к своей далекой родине, вовлекая и читателя в воспоминания и переживания своей души.
   
   Иван Габов. Мерси боку, Михаил Сергеевич
   
   «Эмоционально, но…»
   
   Рассказ сильный, попадает и в основную, и в дополнительную тему конкурса. Понравилось, как удачно соотносятся историческая личность (Стаханов, Горбачев) и личность обыкновенная, повседневная (Сергей), как быт вписан в исторический контекст и детерминирован им. Автор в присущей ему манере сочетает в истории скупость на эпитеты с «плотностью» текста, жесткую иронию с лирическим пафосом. Присутствуют и отголоски публицистики, но скрытой: талант автора-художника и автора-мыслителя на первом плане.
   
   Возможно, подробность биографии Стаханова, которая не очень связана с остальным повествованием, заставляет читателя начинать читать через строчку, но, в целом, не вредит структуре текста. Неплох момент с выступлением М. Боярского. Отрывочное, рваное изложение фактов заставляет дать совет автору – поискать образные склейки. Правдивость передачи основных фактов из жизни в перестроечный период – однозначно, плюс тексту.
   
   Кременская Э. А. Река
   
   «Сочно написано».
   
   Автор удачно использует образ реки, как одного из древнейших человеческих архетипов, дающего жизнь и защиту, чистоту и веселье. Потому пейзажная проза здесь носит черты символические. Река это не только природный объект, но и образ времени; она впитывает в себя и сохраняет в памяти все, что происходит на ее берегах. Произведение по настроению напомнило бунинскую ностальгию. Есть стилистические шероховатости, которые, отмечались судьями в обсуждении.
   
   Очень точная и жизненная зарисовка, построенная на описании весьма разных людей в речной купальне, со многими точно подмеченными подробностями поведения не только людей, но и быка. Оригинально. Легко читается.
   
   Ольга Емельянова Свитер из детства
   
   «Светлая вещь».
   
   Заглавие неуклюжее и, в принципе, таких историй много. Но «та самая интрига» здесь присутствует, и это уже большой плюс.
   
   Развернутая «семейная панорама», проходящая перед глазами девочки. Члены семьи описаны довольно подробно и с теплом. Доброта родных сделала сердце девочки открытым. Выверенное построение повествования помогает избежать банальностей, которые порой встречаются в семейных историях. Никаких претензий к стилю.
   
   Александр Сороковик. И жили они долго и счастливо
   
   «Замечательно!»
   
   Бытописание в таком «голом» виде, хотя вполне соответствует альтернативной теме «Судьбы и доли», кажется, лишено самого главного: какой-то интриги. Мы можем искренне сочувствовать старикам, осуждать сына Ванечку или оправдывать его, но, кроме и так известного утверждения о том, что «жизнь не мед», кажется, ничего из рассказа не вынесем. Но польза от таких рассказов есть – эстетическая. Не хватает живописности языка, чтобы эта польза была существенной. Не просто описание, а художественное описание. Чуть-чуть бунинской яркости.
   
   Очень глубокое понимание психологии пожилых людей. В рассказе трогает описание скудного их быта. Незлобное переругивание старика и старухи открывает читателю глубину их привязанности друг к другу. Банальность – разлучить их может только смерть – здесь не банальность. Одиночество, после смерти одного из них, убивает. Так и случилось со стариком. Описание его жизни после смерти жены трогает и заставляет переживать, что несомненная заслуга автора.
   
   Лысенко Михаил. Я не бог
   
   «Как-то плоско, хотя есть находки…»
   
   Самый таинственный и метафоричный рассказ на конкурсе. Рассуждения о существовании человека и Бога, о добре и зле, о природе и политике, поданные в атмосфере утопии. Несколько сюжетных пластов из нескольких измерений. Необычно и замечательно.
   
   Распад Союза, рассказанный простым обывателем, вырастает в фантастическую, довольно сумбурную историю. Понятно желание автора, прибегая к фантастике, сделать наш мир человечнее, а может, и живее. Привлекает оригинальность изложения, но не достает плавности.
   
   Дмитрий Плюм. В тылу
   
   Автор пишет отличные, остроумные небольшие новеллы. К сожалению, в данном конкурсе, на данном этапе они не проходят по тематике.
   
   Слишком кратко для того, чтобы считаться рассказом. Это зарисовка из жизни современных детей, увлекающихся современными играми. Так как это понимаешь только в последних строках, то, в целом, есть наполнение. Задумано хорошо, но осуществлено одноразово.
   
   Валерий Рыбалкин. Оккупация
   
   Объемный рассказ, охватывающий весь период Великой Отечественной войны. В центре повествования судьба большой семьи из небольшого городка в Донбассе. Как и в любом произведении «военной прозы», автору важнее передача сути событий и настроения, а не украшение текста. Поэтому рассказ написан просто, но в то же время уверенно. Хорошее чтение, особенно для тех, кто интересуется тематикой ВОВ.
   
   Многие факты начала Второй мировой войны уже хорошо известны, и много раз описаны, но в этом рассказе привлекают подробности: особенно случай со спасением раненого мальчика итальянцем. Вывод тоже не нов, но нельзя с ним не согласиться. Фашизм – зло. Жаль, что сегодня уже далеко не все это понимают.
   
   Дмитрий Шорскин. Человек
   
   Можно назвать этот текст символическим рассказом-шаблоном. В нем нарочно убрана вся конкретика не только имя персонажа, но и род его занятий, время действия и даже образ мыслей. Всё заменено условностями: «его поколение», «того времени», «что-то», «чувство». Впрочем, о том, что за «ЧУВСТВО» имеется в виду, автор объясняет: это ностальгия по детству. Пожалуй, самая характерная фраза, которую можно применить для характеристики всего рассказа: «лишенное чего-либо определенного и одновременно наполненное всем». Наивно и оттого беспредметно. Стилистические ошибки есть, но при работе автора над текстом, уверены, все будет исправлено.
   
   Израиль Рубинштейн. Мишка Каганович
   
   Мемуарная проза. На этот раз – все тот же здоровый пафос, но более юмористические фабула и настрой, которые приближают рассказ к байке. Лексика соответствующая: много профессионального морского диалекта и жаргона. Меньше описательности, но больше действия. Нескучное чтение.
   
   Игорь Толоконский. Маленькие морские ракушки
   
   Рассказ, поднимающий современные проблемы взаимоотношений, любви и привязанности, написанный в форме некоего сюрреалистичного сна («жизнь есть сон»). Совершенно странная подача, поначалу возникает впечатление, что текст написан от первого лица, и только потом появляется «он». Автору многое предстоит еще освоить – например, грамматику и стилистику почти что с нуля – но... Хочется поддержать самобытное мышление: на фоне закоренелого, скучного «реализма» рассказ смотрится как ракушка среди камней.
   
   Михаил Бычков. На дне океана
   
   Думаю, фантастика не вписывается в заявленные на конкурс темы. Тем не менее, жюри читает все рассказы. Сюжет интересный. Манера изложения кажется телетайпной, но здесь ее назначение понятно – передается особый темп, быстрая смена событий: «Проголодался. Пробираюсь в самолёт. Обуревает страх. Вдруг самолёт сместится и завалит форточку...»
   
   Владислав Кураш. Дуэль
   
   Достойный постмодерн. Но тема «сложной человеческой судьбы» - только намеком («Долго же тебя мотало»). И все.
   
   Андрей Кот. Метод Ганцфелда
   
   Время от времени на конкурс попадают такие произведения: постмодернистские, со сложным кодом, часто в форме пьесы или «под пьесу», с несколькими пластами повествования. Язык нарочито корявый: «на его месте образовалась разодетая бомжем, небритая личность». Таким произведениям либо свойственен глубокий смысл, либо это обычный литературный блеф, который при поверхностном чтении легко принять за «интеллектуальную прозу»). Но чтобы понять, где что, требуется перечитать текст много раз. Двоякое впечатление: поиск глубины ничего не дал.
   
   Татьяна Ярцева. Черная птица
   
   Редко можно встретить в сетевой литературе произведение «о жизни» с такими яркими чертами романтизма. Нужна большая смелость, чтобы попробовать совместить мотив умирающей деревни с романтизмом. И эта попытка, на наш взгляд, удалась. Конечно, сказочным хеппи-эндом история окончиться никак не могла: произведение вызывает только грусть и даже угнетение.
   
   Велесов Олег. Шаги неровными штрихами
   
   От этого автора читатель привык ожидать приятного чтения. В этот раз не хватило глубины. Есть всё: замечательный, отточенный стиль, эстетика, атмосфера. Но рассуждения, вроде: «Когда женщина становится слишком доступной... интерес к ней пропадает», – вгоняют в тоску. Хочется прочитать концовку, чем всё закончится, а заканчивается ничем. Талантливая миниатюра, зарисовка настроения, но она, к сожалению, не в нашу тему.
   
   Инна Левшина. Шалая крошка
   
   Поначалу рассказ вызывал отторжение: казалось, много слов впустую, зачем было писать. Но при прорисовке идеи, «пустопорожняя болтовня» начала принимать черты стиля, и к концу окончательно оформилась в стиль. Существует только риск, что читатель ждать этого оформления не будет – закроет книгу. Нет уверенности, что автор именно этот стиль задумывал... Финал вызвал ассоциации с замятинским «Мамаем»; не по манере, конечно, но по задумке. Необходима существенная доработка.
   
   Александр Левшин. Судьба-злодейка
   
   Когда авторы заимствуют сюжетные приемы для своих рассказов из мыльных опер, в которых только самый ленивый герой не впадает в кому, не теряет память или не находит брата-клона, интеллектуальный читатель начинает зевать. Однако, сила выдавливания слезы из читателя здесь в несколько раз выше, чем у аналогов в нашем конкурсе.
   
   Судьи номинации:
   Андрей Блинов
   Александр Осиновский
   Людмила Петриковская
Надежда Кутуева[22.09.2014 14:07:55]
   Благодарю жюри за кропотливый труд по подведению итогов конкурса
   и за интересный обзор!
   Приятно, что мне удалось стать лауреатом 1-го этапа конкурса «Пишущая Украина 2014".
   С благодарностью и самыми добрыми пожеланиями.
Велесов Олег[23.09.2014 22:15:45]
   спасибо жюри, которые, несмотря на то, что "не в тему", всё равно нашли возможность сказать несколько слов о моей работе
игорь толоконский[30.09.2014 15:27:43]
   Всем спасибо, за добрые, но строгие слова!))))))))))
   Понимаю, что здесь не ликбез, но без конкретики трудно осваивать, тем более с нуля!)))
   Ещё раз всех прочитавших, благодарю! Особо, кто точечно, но точно!)))
   
   С уважением, И.Т.
Семен Губницкий[04.10.2014 20:21:23]
   Вот уж не везет Семену Г. с рецензиями от «Пишущей Украины»...
    Как-то раз Валерий Б. пытался дезинформировать Семена Г. (якобы был обзор, а его не было). Потом (в другой раз) Наталья И. списывала отсутствие рецензии на то, что все мы люди и при этом все мы человеки. (Кстати, она обещалась хорошенько пропесочить назойливого автора в рамках проекта «Платон...». С апреля 2014 года «воз и ныне там». В виде соответствующей заявки.) А нынче (в другой другой раз) опять афронт (облом). Хоть плачь...
    Но плакать я не буду, а сделаю вот что — обращусь напрямую не к Валерию Б., а к Андрею Б.
    Глубокоуважаемый Андрей Б.!
    Как-то раз Вы в шутку написали:
    «Успешно, на мой взгляд,
    Пытался слагать сам,
    Хотя ни один гад
    Так отзыв не написал».
    А Семен Г. в шутку Вам ответил:
    «А я самый тот — гад,
    Что отзыв писать рад.
    Он будет умён и нов.
    A-the, up-down, on — off». И т. д., и т. п.
    Основываясь на этом, полагаю, что Вы у меня в оплатном долгу, и жду от Вас индивидуальную рецензию на мое прозаическое измышление «Ответственность» (хоть в этом форуме, хоть в личную почту).
    Составлено 03.10.2014 в рамках Всемирного дня улыбки.
Наши судьи-эксперты
Галина Пиастро
Документы эксперта
Магик
Наши судьи-эксперты
Николай Кузнецов
Документы эксперта
Кот Димы Рогова
Наши судьи-эксперты
Виктория Соловьева
Документы эксперта
Не чудо
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта