Обзоры и итоги конкурсов | ….Из тридцати шести работ, представленных в прозаической номинации оригинального конкурса " Медовый сбор", приуроченного к десятилетнему юбилею портала "Что хочет автор", мне особенно хочется выделить немногие… Но - яркие. Запомнившиеся. Слогом. Стилем. Образами. Сюжетами. Читатель сейчас стал небрежно требователен. То, что он выбирает, для работы ума, глаз и, в последнюю очередь, души, должно захватывать его с первой секунды, с первого абзаца. Иначе автор, несмотря на все его амбиции и старания, рискует быть отброшенным в сторону и занять в топ - листе известности прочное место аутсайдера. Угодить такому вот небрежно - взыскательному вкусу - довольно трудно, несмотря на кажущуюся легкость. Не всем удается это, ибо требует определенного мастерства . Мозаика же мастерства всегда складывается из многого. Это, прежде всего, неустанный, напряженный труд автора над копилкой сюжетов, которые щедро преподносит жизнь, общение, мир, люди, время… Работа над словом, композиционными деталями, элементами фабулы и пластикой текста. Работа эта может проходить - исподволь. Тихая. Незаметная постороннему глазу… Но тем она еще ценнее. В новелле Людмилы Кленовой (Лютель) "Картина" все эти грани совпадают друг с другом. Новелла, как живописное полотно, как музыка дождя, совершенная и органичная. Татьяна Крючкова, как раз и отмечает пластичность и гармонию в тексте Кленовой, говоря в своей оценке : ". Отличная концовка – унылый безнадежный набросок превратился в конце концов в полную надежды и веры в счастье картину. Рассказчик и художник мыслили в одном направлении." Интерес жюри также вызвала работа Константина Рыбакова " Сказки для взрослых". Фольклорная основа, изрядная доля авторской иронии и юмора, делают эти сказки весьма привлекательными для читателя. Мне лично сказки напомнили шараду. Смысл ее как бы зарыт в шкатулке с двойным, а то и тройным дном. Очень изящно зарыт.. В другом произведении представленном на конкурс "Здравствуй, Пушкин!", Геннадия Лагутина, членов жюри, напротив, привлекла сдержанность и скупость слога, лексики. Эмоциональную окраску рассказу придает " композиционный фон" : события происходят во время Великой Отечественной. Кто - то, возможно, отметит, обыденность сюжета, но та теплота, с которой переданы мысли и действия главного героя, делают рассказ очень ценным. Отмечу также то, что он написан на документальной основе, а чем дальше уходит от нас это время войны и победы, тем дороже нам свидетельства очевидцев, к тому же - такого плана. Наполненные бесконечной, бесхитростной, естественной Любовью к жизни. И Андрей Блинов, и Татьяна Крючкова отмечают в произведении именно естественную авторскую интонацию. "Война слышнее всего там, где ее нет". Я позволю себе немного перефразировать Бориса Васильева.. Следующая очень интересная работа, отмеченная жюри: новелла Наташи Северной " Дождись меня!" Эмоциональный этюд о несостоявшейся жизни, о не рожденном ребенке, очень трепетно и, главное, - грамотно, профессионально -, выписанный. Как пишет Татьяна Крючкова: "Вечная тема, сложная тема!" Работа Наталии Северной отличается неординарностью и, конечно же, была очень неоднозначно встречена членами жюри. А споры и разные мнения - показатель большого интереса. Показатель движения литературного процесса на Портале. Пусть и - скромного.. Это радует. Мне лично работа Северной напомнила европейские новеллы современного времени: та же летящая сквозь фабулу и композиционные линии, прозрачность слов, наполненных " весьма плотно" - огромным смыслом. Очень изящно, по европейски, написана и новелла Жанны Пестовой " Осенний" - минорное, печально – трепетное произведение о любви, о чувствах. О Жизни и ее смысле… Философское стихотворение в прозе, помещенное в альбом. Нет лишних фраз и слов. Некая "неоконченность" в сюжете лишь привлекает. Как и "музыкальность" композиции. Словно слышится минорный вальс – этюд Шопена. Работы, составившие "каркас", основу в конкурсе.. О них хочется сказать особо. Итак: Иван Мазилин " Голубка" Феномен этой работы в ее загадочности! Читатель так и не может догадаться, о ком из известных ученых идет речь в произведении.. Никола Тесла? Константин Циолковский?. Работа написана в авантюрном ключе, лексически очень образная. Впечатление, что это - замысел большого произведения, с философским подтекстом. Будем рады не ошибиться. Работа Олега Велесова " От беды по краю" такого же широкого, кинематографического¬ плана. Текст очень емкий, метафоричный, образы выписаны тщательно и достоверно. Привлекателен и неоднозначен, сложен образ героя Матвейки. Можно предположить несколько вариантов его жизненного пути, выбора, Судьбы Читатель вправе здесь домысливать и воображать. И такая свобода не может его не привлечь. Всеволод Круж " Богомаз"… Один из самых ярких рассказов, представленных на конкурс. Текст произведения пластичный, емкий, образный. И есть в в этом рассказе нечто пронзительное, яркое…Основная мысль в нем, на мой взгляд: " Человек подобен Творцу". Каждый из творцов - подобен Богу, пусть и несовершенен. Такая созидательность в произведениях всегда важна, ибо одаряет надеждой. Надежда в наши времена подобна хрупкой драгоценности. Редко встречается. В отличии - от безнадежности, как в психологическом триллере – этюде Анны Мелиховой ( Успешной) "Дом номер шестнадцать" Нервы читателя в постоянном напряжении, сюжет психологически закручен, но в конце остается пустота… Не то ожидания, не то – разочарования.. Автору необходимо работать больше над элементами литературной композиции и логической фабульной завершенностью. Это пожелание не только Анне Мелиховой, но и большинству авторов, принявших участие в конкурсе. А теперь я позволю себе подвести небольшой итог, сделать основные выводы по конкурсу. Основные достоинства работ, представленных в нем: широкий охват тем, стремление авторов к многоплановости сюжетов и линий, яркости образов, разнообразию жанров. В конкурсе была, например, представлена даже миниатюра Дмитрия Артемьева, "Когда созревает виноград", написанная очень пластично и солнечно. Или, к примеру, рассказ Игоря Краснова " Избранный" – о герое в двух жизненных амплуа: человека измотанного тяжелой болезнью и обстоятельствами, и успешного писателя и журналиста. Работа Игоря Краснова была особо отмечена Андреем Блиновым и другими членами жюри. Основные недостатки представленных в конкурсе работ: Небрежности стиля, скованность языка, лексики. Неравномерное авторское владение основными приемами композиции. Грамматическая неряшливость. То есть те недочеты, которые у нас на Портале часто встречаются и требуют просто напросто - некую толику усердия и времени от авторов. Эти недостатки, отмечает, в частности, в своем неполном обзоре и Андрей Блинов, упоминая работы, которым не хватает художественной завершенности, стилистической огранки, лексической свободы. И все же проведенный конкурс, на мой взгляд, показал хорошие возможности сильных авторов и дал крылья для старта новичкам. Как и всегда было. Значит, все наши хорошие традиции - продолжаются и умножаются. Виват Порталу))))))!! _________________- Члены жюри номинации "проза" конкурса "Медовый сбор": Иванова Наталия – Председатель жюри конкурса "Медовый сбор" Блинов Андрей Вячеславович. – член жюри номинации "Проза" Крючкова Татьяна – член жюри номинации " Проза". Макаренко Светлана - Ведущий обозреватель номинации " Проза". _____________ P.S. Приношу извинения авторам и коллегам за столь большую задержку с подготовкой и публикацией данного обзора, связанную с обстоятельствами от меня не зависящими и очень трудными. |
| А вот и новый обзор, ура, люблю читать, люблю анализировать, сопоставлять, спасибо, Светлана! О языковых средствах выражения мысли говорить не стану сегодня, однако вопрос, по обыкновению, задам. Итак, обзор назван сводным, не так ли. А что здесь сведено? Из тридцати шести работ чести быть прокомментированными удостоились лишь несколько, или, употребляя лексику автора обзора, "мне особенно хочется выделить немногие…". )) Значит, "сводный" относится не к работам и не к авторам, не их тут сводили под одной крышей? Тогда к мнениям членов жюри? Но, простите, где же их высказывания? Где их мнения по тем немногим избранным работам? Мне показалось, что обзор вполне даже индивидуальный, не сводный. Вот посмотрите, к примеру: "Следующая очень интересная работа, отмеченная жюри: новелла Наташи Северной " Дождись меня!" Эмоциональный этюд о несостоявшейся жизни, о не рожденном ребенке, очень трепетно и, главное, - грамотно, профессионально -, выписанный. Как пишет Татьяна Крючкова: "Вечная тема, сложная тема!" Работа Наталии Северной отличается неординарностью и, конечно же, была очень неоднозначно встречена членами жюри. А споры и разные мнения - показатель большого интереса. Показатель движения литературного процесса на Портале. Пусть и - скромного.. Это радует. Мне лично работа Северной напомнила европейские новеллы современного времени: та же летящая сквозь фабулу и композиционные линии, прозрачность слов, наполненных " весьма плотно" - огромным смыслом." Заметьте, дана единственная, короткая и довольно отвлечённая отсылка к мнению одного из трёх членов жюри: "Вечная тема, сложная тема!" Остальное, как мне видится, - исключительное мнение автора обзора. И при этом читаю: "очень интересная работа, отмеченная жюри", "отличается неординарностью и, конечно же, была очень неоднозначно встречена членами жюри. А споры и разные мнения..." – у меня сложилось впечатление, что споры таки были, мнения разошлись, однако нам в "сводном" обзоре выдаётся этакая странная квинтэссенция - единоличная позиция ведущей номинации (поправьте меня, если я ошибаюсь). К счастью, именно в данном конкретном случае и мне, и автору повезло: эта работа уже была рассмотрена теми же членами жюри в финале ПУ-2012, где мне также посчастливилось принимать участие в судействе. Пытаюсь анализировать отзывы и общее впечатление от одной и той же работы, поменявшей, правда, название – раньше она называлась "Мама, Я есть!". И смотрите, как любопытно – в нынешнем обзоре читаю: "работа... была очень неоднозначно встречена членами жюри". В прошлогоднем обзоре мы пишем: "Рассказ воспринят всеми членами жюри одинаково". А вот и короткие реплики-мнения из обзора финала ПУ – и ах, какие интересные метаморфозы прослеживаются, особенно в свете последних событий на форумах. )) Повествование от лица неродившегося малыша как протест против абортов. Рассказ воспринят всеми членами жюри одинаково. «У кого-то на портале я уже читала что-то очень похожее». (Татьяна Крючкова). «Осознанный или неосознанный, но это плагиат. Премно-о-о-ого жаль» (Андрей Блинов). «Если бы это был первый, мною читанный, рассказ из десятков подобных, сказала бы, что исполнено неплохо. Где-то даже душещипательно. К сожалению, не только идея не нова, но и сюжет практически один в один со многими из серии «Монолог нерождённого». (Елена Николаева). Пишущая Украина-2012, финал. Итоговый обзор. Проза. http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=392208&project=88 Пожелания: 1. Хотелось бы в сводном обзоре видеть мнения если не всех, то большинства членов жюри. Или не называть его сводным. 2. Желательно сводные обзоры вычитывать не менее тщательно, чем индивидуальные, чтобы свести на нет их "грамматическую неряшливость". 3. Желательно (а возможно, и обязательно) снабжать обзоры ссылками на работы – это уже традиция и это удобно. Спасибо. |
|
|