Обзоры и итоги конкурсов | При прочтении работ участников по конкурсу с темой «Понять себя», меня интересовали следующие аспекты: пробуждают ли произведения авторов потребность в читателях понять себя и (или) как литературный герой понял себя? Впечатления, ощущения от трудов прозаиков. Людмила Рогочая «Федюшка беспалый» Первое, побуждает произведение к пониманию читателям себя – нет. Второе, понял литературный герой себя? Тоже нет, при этом были предпосылки к этому. «Тогда он первый раз задумался», «Умом понимал». О чём задумался? Что умом понимал? «Провалялся в лазарете четыре месяца. Времени свободного было достаточно, чтобы о себе подумать. Жизнь свою разобрать по косточкам. Рядом на койке лежал казак гребенской – Лазарь Епаткин, годами чуть моложе Фёдора. О многом переговорили Земляки» Времени свободного у героя было достаточно, а вот у автора нет, ибо отсутствуют думы и разговоры земляков. Ян Кауфман «Миниатюрный квинтет» Оба критерия реализованы, в миниатюрном квинтете задаются вопросы, побуждающие читателя к поиску ответов. Герой замещён опытом автора. Далее по каждому из членов квинтета : ) «Город». Если в конце на место героини представить создателя с данным отношением, становиться жутко. Но сверху разве разглядишь?! Вой людской продолжался минут десять, пока вдруг не послышались глухие удары ядерных взрывов и звяканье разбитых надежд. «Ага, кажется это они. Как я рад!", - подумал он и лег спать. Спалось этой ночью на удивление хорошо… Или же Дьявол дамочку попутал и за жестокосердие усладил? «Кто кого»? Как определить, когда боль предостерегает от бед, говоря нам, стой, а когда является итогом искупления за проявленную ранее лень? Может если она сдаться – мы погибнем! Увязнув в трясине покоя? «Москитная сетка», ставшая маской, масками и породившая зазеркалье для души человеческой, что большинство ныне страшиться понять себя. Простой путь тернист и наша современность тому подтверждение. «Догонит, не догонит»? Благодаря подсказке автора «А сил было не так много – сказывались годы. Каким-то вторым зрением я решил, что она…» стало ясно, героя преследует Смерть и данный спринт остается за жертвой, давая годы жизни, до новой встречи с ней. «Луч света в тёмном царстве», подобен точке на чистом листе. Алексей Алексеев «Разговор с собой» (фрагменты из новеллы "Последняя партия Маэстро") Завершение отрывка подталкивает читателя к анализу произведения «Впрочем, как можно было заметить того, кто привиделся только Маэстро»? Фиолетовый (цветовой спектр тысячелистника) – смерть и совесть в одном флаконе. Перед нами разыгрывается партия жизни «- Слон жэ-семь, - нехотя отозвался Фиолетовый после продолжительного раздумья…- Черт, не надо было спешить со взятием на жэ-семь. Побил бы пешку аш-четыре, и вся его атака испарилась бы... Ну, да ладно, после драки кулаками не машут!», в которой Маэстро терпит поражение «"Вот и "настал конец, предел Божьему прощению," - подумал он бунинскими словами и впервые за всю игру посмотрел на доску. - В юности мне казалось, что, попав за доской в тяжелое положение, я всегда найду неожиданный ход, которым добьюсь по крайней мере ничьей. Эта иллюзия до сих пор преследует меня..."», в последнем сне осознавая душой всё происходящее, он всё равно обречён на забвение «Сны, которые иногда снились Маэстро, он, слава Богу, забывал». Алёна Рогинская «Сидоркин» Цитирую слова героя «На этот вопрос у меня нет ответа». И как после этого понять себя? Виктор Федоров «Невезуха» Рядом и мимо аспектов. «Как-то раз, одной из привычных уже бессонных ночей, он лежал в своей пустой, холодной холостяцкой комнате и вдруг поймал себя на неожиданно сформировавшейся, сумасшедшей, но поразительно ясной и простой мысли». И вот сейчас автор расскажет о понимании героем себя, но вместо этого повествуется об итогах. Простую мысль автор или читатель проспали, о чём говориться сразу. «- А почему бы и нет? – сказал он вслух с облегчением и, повернувшись на бок, положил, как в детстве, руки под щеку и почти сразу заснул крепким, спокойным сном». «Павел снял шапку и медленно пошел вдоль плит, вглядываясь в них. На одной из них была и его фамилия. Долго стоял и вглядывался в буквы, пытаясь осознать и то, что видел, и то, что произошло с ним». И вновь итог осознания – благодарность отцу за данное время жизни. А где сам момент понимания себя? Есть перед… и после понимания себя. По теме – пусто, безмолвно, отвечаем и пишем сами. Наринэ Карапетян «Попутный сюжет» Почти в цель, если тему изменить на «Понять их». То одним выстрелом из двустволки в три цели (отец, девочка, сын). Жаль героиня отказывается понимать себя, поэтому способна быть только наблюдателям, надевая москитную сетку. «- Володя, ну что у тебя? – не своим, а каким-то надтреснутым, по-стариковски недовольно дребезжащим голосом осведомилась она. – Я в транспорте, дома созвонимся». Александр Сороковик «Грань» Сильное, сюжетно ровное, картинное произведение, где герой (молодой юноша) является рамкой фокусирующий читателя на горьком опыте пожилого мужчины. Жаль, что главная мысль « Я знаю теперь, что Бог помогает людям по вере их, но нельзя фамильярничать с Ним или пытаться переложить на Него свои родительские обязанности» (понимание себя Василием Сергеевичем) зажата сюжетными измышлениями автора. Жанна Пестова «Осенний» Старик Осенний молодец, с героиней проблемы, она отказывается уйти в сторону, подобно герою из «Грань» (созвучны произведения). Стремится сосредоточить внимание читателя на себе и подобно многим женщинам добивается желаемого «Я развернула сложенный вчетверо листок. Обычный тетрадный листок. Рисунок карандашом - мой портрет. Только лицо. Но в нем – я вся, даже жутковато – словно сама себе в душу смотрю. Осенний успел и узнать, и понять меня…». А героиня смогла понять себя? «Шла с кладбища и не понимала, отказывалась понимать». Итог, в тему с натяжкой, через второстепенного героя. Власенко Ирина «Завтра конец света» Понял себя Андрей? «Дальше Андрей плохо помнит, больше не было слов, но так хорошо и радостно, как не бывало никогда. А потом какая-то ослепительная мысль не давала ему покоя, пока он не уснул. И это всё, а как же…»? И кульминация завершающая произведение словами старика, которые являются ослепительным образом, который подталкивает читателя к пониманию себя. «– Конец света – это умирание той Вселенной, которую ты мог бы создать, но не создал, потому что шагнул в другом направлении. Это происходит в жизни каждого человека, когда он встречается с самим собой и понимает, что конец света или его начало он создает для себя сам». Юлия Митина «Тайна имени» Аспекты по теме «Понять себя» в произведении отсутствуют. Александр Гуляев «В промежутках между сном» Понял ли герой себя? «Я вообще стараюсь не думать о происходящем, тело выполняет какие- то действия, автоматически, разум, сознание моё смокчет манговую конфетку. Я не один из них. От себя добавлю – и не понятны. The end.» P.S. Шорт-листы http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=431227&project=88 |
| Добрый вечер, уважаемый Люций! Мне было интересно услышать Ваше мнение, поскольку миниатюры были написаны мной как раз к этому конкурсу, и они практически были единственными на нём. Казалось бы - что тут сложного, написать коротко но понятно. Ну, чтобы это было почти бесспорно и ясно, почти афоризм. Но все мы действительно настолько разные и зачастую по разному воспринимаем написанное. Вероятно это даже хорошо. И вот он пример. Ваше: «Город». Если в конце на место героини представить создателя с данным отношением, становиться жутко. Но сверху разве разглядишь?! Вой людской продолжался минут десять, пока вдруг не послышались глухие удары ядерных взрывов и звяканье разбитых надежд. «Ага, кажется это они. Как я рад!", - подумал он и лег спать. Спалось этой ночью на удивление хорошо… Или же Дьявол дамочку попутал и за жестокосердие усладил?" И моё: Когда писал, представил себя на месте дамочки. Квартира на оживлённом перекрёстке, ни днём ни ночью нет покоя от сирен и гудков машин, от пьяни, от соседа, с его идиотской машиной, которая по ночам начинает вдруг тревожно сигналить без всяких причин, и которому это до фени, что его соседке утром так и не выспавшись идти на работу... А может Господь (или ещё кто-то) наказал этого соседа, разбив стёкла машины. Недаром говорят - Бог шельму метит. Может образумится хозяин? А дамочку мне жаль. |
| Может образумится хозяин? Ваш персонаж, вам виднее. «Мимо промчалась машина скорой помощи с включённой на полную мощь сиреной. Тотчас отозвалась сигнализация чьей-то машины». - Вечерние новости. Карета скорой помощи подрезала на встречной полосе автомобиль, водитель авто не справился с управлением и совершил дорожное транспортное происшествие, врезавшись в машину припаркованную около дома стоящего у шоссе. «Но сверху разве разглядишь»?! А может…? |
| Люций! О том я и говорю, что мы по разному смотрим на поведение ЛГ, на её взгляд на окружающее. Фантазия у всех разная. Лично мне нравится и Ваше воображение - ядерные взрывы, аварии. Короче - конец света. :) Интересно, как бы поступила ЛГ в этих случаях? Я с Вами не спорю. |
| Интересно, как бы поступила ЛГ в этих случаях? Основываясь на миниатюре, ответ очевиден – проспала бы. |
| Проспать конец этого света и проснуться в другом - это уже подарок! :) |
| Спасибо за разбор, Люций! Про то, что основная мысль зажата сюжетом, Вы имеете в виду, что сюжет слишком наворочен? Или что мысль высказано не ярко? Спрашиваю без малейшей обиды или иронии, хочется понять свой недочёт. |
| Пожилой мужчина сам закрывает общение с юношей. «- Спасибо, Николай, что выслушали мой рассказ, мне стало немного легче. Давайте ложиться спать, уже поздно». Благодарит старец из-за того, что излил – облегчил душу, сбросив эмоциональный груз дум на юношу. И в тот момент, когда юноша расслабился. «затем, когда я уже лёг, поднялся, слегка наклонился ко мне и сказал». Одарил молодого человека мудростью. Но из-за «Надеюсь, что ещё не поздно, всё у нас может наладиться» и « Вот видите, Коля, какая тут грань… Мы сейчас подошли к ней совсем близко, но пока ещё на грани, не переступили её, ещё можем вернуться. А если не сумеем, окажемся за гранью, откуда уже нет возврата». Складывается ощущения, что общающиеся, до сих пор сидят друг против друга и продолжают общение. Дар зажат измышлениями, предположениями автора, а как будет дальше? Из-за названия вы отказались направлять читателя и начали топтаться намести. |
| Спасибо, Люций, я понял Вашу мысль. Возможно, Вы правы. Надо будет подумать над этим. Мне кажется, размышления о грани здесь очень важны, но, может, их стоит перенести в другое место? Нужно всё это переварить... |
| Рекомендую процитированные выше два момента перенести вверх, ибо в них проявлены сомненье и неуверенность рассказчика (мужчины), тогда знание компенсирует данную эмоциональную нестабильность. В данном состоянии сомнения (надеюсь, ещё можем, а если не сумеем) окружающие знание уменьшают ценность информации, побуждают читателя усомниться. Надеюсь – знаю – можем, не можем = сомнение. Предлагаю. Надеюсь – можем, не можем = знание, являющиеся внутренним равновесием мужчины, позволяющие устоять на грани и дающие шанс. |
| Да, пожалуй, Вы правы! Так и сделаю... |
| Слон же семь - просто передвижение чернопольного слона черных на g7. В начале рассказа черные побили на этом поле белую пешку, рвавшуюся в ферзи. Маэстро не потерпел поражения в этой партии - наоборот выиграл ее (это за пределами отрывка). У Маэстро была феноменальная память, он запоминал много лишней информации. Поэтому то, что большую часть своих снов он забывал, казалось ему благом. |
| Здравствуйте, уважаемый Люций. Мне показался несколько странным Ваш взгляд на рассказ "Невезуха"... Сложилось такое впечатление, что он образовался в результате чтения рассказа выборочно, через абзац. Весь текст рассказа говорит о том, как формировалось у ГГ понимание жизни и себя в ней. Именно эти вопросы- кто же он такой, что происходит, почему не он сам выбирает свои пути, встают перед ним. И он понимает, он приходит к ответам на них, особенно после общения с отцом, который одной фразой дает ему ключ к его жизни и который затем своей болезнью спасает его. Не понимаю упреков "а где само понимание"? Разве для отыскания его обязательно нужно описание непосредственно хода мысли в минуты прозрения? А показанные в следующем же абзаце, после принятого бессонной ночью решения, совершенно не свойственные ГГ, кардинальные действия по перемене жизни - не то? Не возникает при этом понимания того, насколько серьезно человек осознал проблему и себя в ней, и как он ее начал решать? Неужели нужно все разжевывать и низводить до жвачки? А как быть с уважением к читателю? Прошу понять меня правильно - я ничего не требую, не возмущаюсь ничем, радуюсь уровню конкурса и совершенно искренне рад своему дебюту на ЧХА - высокому второму месту, а еще больше рад за "одноклубника" по Английскому клубу Александра Сороковикова, абсолютно заслуженно занявшего первое место. Меня затронуло другое - девиз Вашей рецензии "Рядом и мимо аспектов". В доказательство этого Вы привели, как критические, недостатки рассказа, которые мне трудно признать таковыми. С уважением, Виктор Федоров |
| Рядом и мимо аспектов. Приведу образный пример. Был брошен дротик в цель «Понять себя» и попал в молоко, вроде цель затронута, но очков за данный результат нет. Что именно приводит к данному результату. Итог произведения, который остается с читателем при повторном прочтении. «Теплый встречный ветер упруго дул в лицо. Павел долго стоял на палубе и смотрел на проносящиеся вдоль борта пологие, серо-зеленые волны. Вновь и вновь он думал о том, что с ним произошло. События, казавшиеся до этого разрозненной цепью случайностей, постепенно выстраивались, как бы нанизываясь на одну, не им выбранную, нить». Мы уже знаем, что у героя нет девушки, матери, отца – семьи. Нет друзей. Он один наедине с мечтой. Мы не знаем, рад ли герой уже мечте, как прежде? Ибо на протяжении всего повествования Павел читателю закрывает доступ в свой внутренний мир. Мы – читатели хотим верить герою, но желаем откровенности от Павла. «- Паша, я могу задать тебе один вопрос? – как-то, устав целоваться, совершенно неожиданно спросила она, - Гляжу на тебя и давно хочу понять, а хорошо ли ты понимаешь, как и чем будешь заниматься после института? Он опешил от такой неприятной неожиданности. Именно этот вопрос он много раз задавал себе, но кто-то внутри, жесткий и неудобный, предлагал такой ответ, что Павел испуганно загонял куда-то вглубь и сам вопрос, и ответ на него, не давая им шанса вновь возникнуть. Верку угораздило задать именно этот вопрос, и он не мог не ответить ей честно и искренне. - Понимаю. - И как? Тебе это нравится? - Нет. - То есть, ты хочешь сказать, что учишься тому, что не любишь и не сможешь полюбить в будущем. Так? – не унималась Верка. - Ну… Не знаю я, не знаю и все! – с легким раздражением сказал Павел, как бы закрывая вопрос. Однако унять Верку было уже невозможно. Уж это-то Павел знал точно. - Ой, Пашка, ты это чего?! Мужику разве можно такое? Это нам, женщинам, простительно, потому как все равно, большинство замуж выходят, детей рожают и забывают про свою специальность! - Год осталось, а там видно будет, - сказал Павел тоном, ясно дающим понять, что тема исчерпана и больше бесед на эту тему не будет. Верка замолчала». И читатель вновь и вновь натыкаемся на данный барьер. Последняя фраза создаёт ощущение, что одиночество героя, есть ценна за желаемое, но готов ли он к новой жизни в море? При этом Павел стремиться понять произошедшие события, но отказываемся при анализе прошлого думать о мыслях, которые были в нём в тот момент. Что равносильно отказу от понимания себя. Итог. Уже при повторном (ещё более внимательном) прочтении окончательно понял, что Павел не понял себя. |
| Спасибо за ответ )) Вот и я теперь уже окончательно понял, что Вы совершенно не поняли рассказа,почему-то акцентировав свое внимание не на том, о чем рассказ, а на каких-то промежуточных точках )) Однако я уважаю Ваш мнение, каким бы оно ни было )) Всего Вам доброго, у меня к Вам больше нет вопросов ) |
| Попутного вам ветра по предначертанной свыше нити судьбы. С благодарность за общение – Люций. |
|
|