Приглашаем к участию в нашем традиционном конкурсе «Самый яркий праздник года». Правила участия в Положении (левая колонка)
Новогодний конкурс
"Самый яркий праздник
года 2022"
Положение о конкурсе
Информация и новости
Произведения конкурса








Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Дежурный критик
Алла Райц
Кабинет критика
Диалоги с критиком. Вопросы и ответы
Буфет. Истории
за нашим столом
СИНКВЕЙН
МСП "Новый Современник" представляет
Марина Соколова
Хотела посвятить любви стихи
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты

.
Обзоры и итоги конкурсов
Автор:Татьяна Крючкова 
Тема:Сводный обзор номинации "Проза для детей" ВКР-10, 1 этапОтветить
   Обзор детской прозы ВКР 10-2013, 1 этап
   Нет более точной рекомендации детским авторам, чем широко известная фраза К.И.Чуковского "Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше". Чтобы писать для детей, нужно любить детей, понимать их психологию, уметь видеть мир их глазами. Дети любознательны и оптимистичны, мир, который они познают, интересен и загадочен для них, детские эмоции искренни и ярки, будь это радость, обида или хитрость. Если попытаться вспомнить, когда ты был наиболее счастливым, наверняка многие назовут период детства. Значит и детский писатель тоже должен уметь становиться счастливым оптимистом, по крайней мере, в то время, когда пишет для детей. И наверно правильно считается, что хмурый или озлобленный человек не сможет написать ничего хорошего для ребенка. Добавлю: если только с ним не произойдет чудо превращения.
   Дети живут в другом, волшебном мире, со своими образами и логикой. Живые персонажи, которые можно увидеть как картинку, живые интонации, насыщенность чувствами и настроением, "легкость пера" - все это «кирпичики» для построения произведения для детей. Однако злоупотребление прилагательными, эпитетами, всевозможными оборотами, удлиняющими предложения – не для детской прозы, поскольку ребенка захватывает только действие, своеобразная кинематографичность,­ быстрая смена событий.
   Самой точной проверкой, сумел ли автор достучаться до детской души, может стать реакция ребенка на произведение. Этот способ порой применяли и члены нашего жюри. Но в основном, читая конкурсные работы, мы искали в них признаки, указанные выше. Как выразилась Виктория Лукина, «читая работы, прежде всего старалась поставить себя на место юного читателя, а потом уже - члена жюри».
   Среди конкурсных работ встречались рассказы в виде мемуаров, воспоминаний из далёкого детства. Будут ли они интересны современным детям? Это зависит от наличия в произведении тех «кирпичиков», из которых складывается «лего-конструкция» под названием «проза для детей». И все-таки нельзя считать детским всякое произведение, где присутствуют дети или сказочные персонажи. Некоторые работы номинации были адресованы скорее взрослым, чем детям.
   Бросается в глаза множество ошибок, самых разных, вплоть до отсутствия точек в конце предложений, большинство текстов не вычитаны. Что является тому причиной: ставшее привычным в Интернете пренебрежение к грамматике или просто спешка? Безусловно одно: поскольку каждое произведение для детей – это в какой-то степени и урок, значит и в плане грамотности оно должно быть на высоте.
   Обсуждая обзор конкурсных произведений, мы остановились на традиционной для портала и, на наш взгляд, наиболее удобной для авторов форме - представление краткой характеристики каждой работы. Поскольку мнения членов жюри отличались редким единодушием и дополняли друг друга в оценке достоинств и недостатков, я не даю обзор цитатами, а представляю общее впечатление судейской команды.
   Детских авторов-прозаиков на нашем портале немного, в номинацию было подано 31 произведение, в том числе 2 работы от одного автора. Часть работ была признана не соответствующими номинации, тем не менее, оставшихся работ хватило, чтобы считать номинацию состоявшейся, согласно требованиям Положения о конкурсах. Далее – конкурсные работы в порядке, обратном их поступлению.
   
   1. Черкот и Облачный остров Автор: Ткач Елена
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=306791&pid=194&nom_id=550
   Эту замечательную сказку единодушно высоко оценили все члены жюри. Интересная, с захватывающими приключениями, нешуточными страстями и скрытой моралью. Написана умно, познавательно, увлекательно, художественно, грамотно. Автор сумел создать МИР, раскрасил его, заселил милейшими персонажами, создал интригу и заинтересовал читателя необычными приключениями ветерка Ветряши. Множество авторских находок и "придумок" делают сказочную повесть увлекательной, разноцветной (с полутонами), притягательной.
   .
    ********************­********************­************­
   
   2. ЧТО ТАКОЕ РАБОТА? (из серии рассказов про Доника) Автор: Наталья Майданик
   В рассказах для детей часто очеловечиваются животные. Таким приемом стараются донести до детей человеческие ценности. Но это лишь художественный прием. О чем и что думают животные, мы достоверно не знаем. Тем не менее, забавные рассуждения пёсика Дональда о жизни, о работе, о счастье могут быть интересны и детям и взрослым. Особенно эта история будет близка и понятна тем, у кого есть любимые животные - кошки, собаки, крыски, попугайчики. Наблюдая зверьков в повседневной жизни, приходится признать, что они намного умнее и проницательнее, чем принято считать. Замечен еще один интересный факт: наши домашние любимцы зачастую становятся похожи на своих хозяев темпераментом, пристрастиями... Текст показался не вполне доработан в плане лаконичности, выразительности и точности выражений. Кое-где перебор с местоимениями.
    ********************­********************­************­*********
   
   3. Сказка про кота Мурзика и золотую рыбку Ларису Автор: Игорь Ильх http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=306398&pid=194&nom_id=550
   Добрая сказка для малышей о вечной проблеме взаимоотношений между котом и аквариумной рыбкой. Кот, спасающий рыбку – это что-то нереальное, а потому весьма оптимистичное в смысле Вселенской Любви. )))) При этом желание автора сделать возможным невозможное нисколько не смущает. А смущает некая приторность повествования, которую усугубляет язык – схематичный, с повторами и непродуманными фразами, со злоупотреблением деепричастиями, которые утяжеляют текст. И уменьшительных суффиксов хотелось бы видеть поменьше. Позабавило, что рыбка выступает в роли свахи. А имя кошки, Галатея, очень располагает.
    ********************­********************­************­********
   
   4. Вот он, какой страх Автор: Алексей Тверской http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=297138&pid=194&nom_id=550
   Рассказ оказался не совсем понятен в смысле определения страха. Папа колет дрова, мальчик смотрит и побаивается, что чурка отлетит в его сторону, и в то же время со двора не уходит, «потому что папа не всегда бывал целый день дома». И вот папа обещает изгнать страх. Со страхом, конечно, нужно бороться - иначе, он превращается в фобию. К сожалению, не всегда получается так просто, как в этом сюжете, преодолеть тревожные состояния. Это скорее из области психотерапии, хотя с детскими страхами вполне можно справиться с помощью умных и тактичных родителей. В данном случае автор предлагает свежую и в чем-то полезную идею - гимнастические упражнения на папе. Здорово! Отлично! Но ребенок на почтительном расстоянии от разлетающихся поленьев – вообще-то, вполне себе благоразумная предосторожность, это любой родитель понимает. )) Зачем же понадобилось преодолевать такой «страх»? Логическая цепочка вызвала вопрос. Или здесь прячется другой страх, страх от того, что папа опять уйдет? И вот папа, занимаясь с ребёнком физическими упражнениями, доказывает, что в нужный момент он всегда будет рядом? Интересно, как поймет читатель-ребенок? Кстати, вызывает вопрос и место запятой в названии. Но рассказ, безусловно, полезный. Чуть ироничный, добрый. Кое-какие мелочи подправить и будет очень хорошо. Справедливости ради надо сказать, что вопрос о страхе возник лишь у половины судей.
    ********************­********************­************­****¬
   
   5. Когда зажигаются елки Автор: Наталья Кузина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=306186&pid=194&nom_id=550
    Еще одна история про сироту, который ищет родителей. Конечно, мечты должны сбываться - особенно мечты маленьких сирот в канун Нового года. Нет смысла упрекать автора за часто эксплуатируемую тему на основании того, что работа оказалась в номинации третьей по счету с подобным сюжетом. Возможно, сказка написана под влиянием уже двух имеющихся в списке конкурсных работ, а может и нет. Хочется верить, что автор был искренним при написании произведения. И, все-таки, от предыдущих эта работа существенно отличается некоторой своей шаблонностью. Начиная с названия. Слишком незамысловатый сюжет, скомканная (по сравнению с началом) концовка, не всегда удачно выстроенные фразы, не везде выверенный смысл происходящего… К примеру, «Малыш не верил в то, что предстало перед его глазами! Неужели он один, через весь город, сам… Это немыслимо!» - получается, два последних предложения – рассуждения четырехлетнего мальчика. Неправдоподобно и излишне. А чуть ниже - опять «весь город»…
    ********************­********************­************­**************
   
   6. ДЫМ ОТРОЧЕСТВА. Ожерелье из осколков памяти. Автор: Борис Михайлович Мейтин (БЕМ) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=306063&pid=194&nom_id=550
   Похвально намерение автора написать рассказ о вреде курения. Тема, конечно, актуальная. Но, нам показалось, что назидательность пролога оттолкнет юного читателя, так не любящего, когда ему читают мораль и говорят, что делать. Да и в том, что делать, надо еще разобраться. То герой курит, то бросает, снова курит, снова завязывает… А еще показалось странным, что после долгого поучительного разговора о вреде курения, речь заходит о рюмках и водках. Это понимать так, что алкоголь не столь страшен по сравнению с табаком? Текст неровный. То простоватый, разговорный, то канцелярский, наставительный. Много неаккуратных фраз. Например, «Мальчик был физически сильнее меня и меня охватила некая боязнь». В целом – сомнительно, что монотонные (местами совсем уж по-стариковски) воспоминания произведут на подростков хоть какое-то впечатление.
    ********************­********************­***********¬­
   
   7. Друзья познаются в беде Автор: Александр Линев http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=256518&pid=194&nom_id=550
   Тоже рассказ-воспоминание­.­ Забавная история, почти анекдот. Ситуация с козой - потешная и не более. Произведение из тех, которые читаешь, чтобы отдохнуть, для развлечения. Если не обращать внимание на мелочи, неплохо исполнено. А если обращать, то текст немного неравноценный, есть очень хорошие абзацы, есть такие, которым не хватает яркости и живости. Название показалось не очень удачным, можно было придумать что-то своё.
    ********************­********************­************­*****¬
   
   8. Откуда ты взялась, такая красивая? Автор: Наталия Букан http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=305562&pid=194&nom_id=550
   Трогательная история об отношении людей к бродячей кошке и ее котятам, но написанная без лишнего сюсюканья. Рассказ о, казалось бы, простой житейской ситуации. Но сколько в нём добра, участия, переживаний... награда читателю - счастливый конец! Равнодушие - недопустимая вещь в жизни общества, и не важно, кто попал в беду - человек ли, котёнок. Важно, что дети, проникнувшись мыслью о том, что недопустимо проходить мимо чужой беды, обязательно вырастут достойными людьми. Большая и очень полезная порция доброты для читателей самого разного возраста. Есть здесь и приключения, и тревожные ситуации, которые поддерживают интерес. Чуть затянутым показалось описание, к кому и почему, в конце концов, попали котята. Читать легко, интересно, познавательно.
    ********************­********************­*****­
   
   9. Родительский день Автор: Александр Сороковик http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=305612&pid=194&nom_id=550
    Тема, безусловно, острая, жизненная и вечная. У восточных славян было принято встречать Красную Горку - первое воскресенье после Пасхи, первый день Радоницкой недели. Поминали родителей, даже есть пословица: "В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т". Жаль, что народные традиции и обряды забываются, вытесняются каким-то поверхностным, похмельным бескультурьем. В рассказе автор выводит на первый план сразу две идеи. Первая – отношение живущих к памяти своих предков. Все хорошо, вот только мораль показалась излишне разжеванной, назидательные нотки немного напрягают. Все выводы автор сделал сам, читателю ничего не оставил. Вторая идея – юношеский максимализм, черно-белый мир подростков – честно говоря, несмотря на умелую, красивую концовку, кажется именно здесь слегка притянутой на фоне первой. Почему? Видимо, потому, что если речь заходит о таких важных ценностях, как уважение к памяти об ушедших, максимализм как-то и не при чём. Пьянки и застольные песни, в самом деле, неуместны. И причина переживания героини – не подростковый возраст, а чистое сердце. Нет? Хочется верить, что оно таким и останется. А по контексту выходит, что вырастет девочка – и спокойно будет мириться с бездумным поведением людей, а то и сама повеселится на могилках? Ведь все перемешалось в последнем абзаце… Или, может, не хватает некого звена? Еще один момент. Конечно, выбранный автором способ раскрытия темы - беспроигрышен, но слишком стандартен набор средств и сюжетов: с одной стороны нежная юная душа, вся такая возвышенная и несовременная, которую (конечно!) никто не понимает, с другой - все прочие, прагматичные, циничные, безнравственные, бездуховные. Стихи и одинокое чтение на диване в противовес дискотекам и поголовно чересчур взрослым сверстницам, которые (почему-то) "уже округлились". Получается, что образы взрослых героев имеют право на полутона, а вот подростки – только в крайностях, либо плохие, либо хорошие. Но в общем, рассказ получился. Одному из судей даже увиделся в тексте сценарий для отличного подросткового фильма. Очень хочется надеяться, что есть такие ребята, которые могли бы заинтересоваться этим рассказом. По технике: повторы бы убрать, опечатки вычистить.
    ********************­********************­************­*******
   
   10. Мужчины не плачут Автор: Татьяна Ярцева http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=305253&pid=194&nom_id=550
    Несмотря на название, в произведении неимоверное количество слез, стенаний и уменьшительных форм слов. Но вот интересно - сопереживать не заставило. Наверное, именно из-за чрезмерности всего вышеперечисленного. Идея муссируется долго, с повторами и возвратами – чисто по-женски. ))) Все это можно было рассказать в два раза короче и ярче. Нужно поработать и над текстом: проверить формы глаголов, поправить стиль (здесь намешаны простенький для деток, предназначенный явно взрослым и разговорный). Прочитать внимательно еще раз. Например, следующий абзац: "Мужчины не плачут" - говорит папа. Но слёзы всё равно наворачиваются на глаза. Запрокинув голову, он смотрит в небо. Он очень часто моргает своими длинными чёрными ресницами и широко раскрывает глаза - ведь так слёзы не смогут вытечь из его глаз. Он это точно знает. Когда ему бывало очень больно или грустно, он всегда так делал" - такое впечатление, что это ПАПА смотрит в небо и моргает длинными чёрными ресницами, чтобы слёзы не вытекали из его глаз :) глаза-глаза-глаз....­.­ Слишком много глаз :)
    ********************­********************­************­****
    11. ТРУДНАЯ ЗАДАЧКА Автор: Владимир Макарченко вторая работа
    ********************­********************­************­****
   11. Грехи Автор: Светлана Эр http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=305174&pid=194&nom_id=550
   «Добротный рассказ, верю каждому слову, - признается Виктория Лукина. - Чувствуется, что всё это было на самом деле - зарождение первых ростков "мудрости" в разуме маленькой девочки». Но тема религии, которую выбрал автор, для России очень непростая. (Правда, я не поняла, в какой конкретно стране происходит действие, но, видимо, это и не важно). Автор же справилась с ней изящно, не затрагивая какие-то спорные, тонкие грани. Первые шаги ребенка в познании вечных истин... Такая непосредственная из уст девочки фраза «Бог один для всех» звучит совершенно убедительно. Представленный ракурс взаимоотношений соседствующих русских и мусульман произвел впечатление. Концовка - прекрасный завершающий аккорд. Рассказ для всех: и для взрослеющих детей, и для самих взрослых. Недостатки в исполнении, если это можно так назвать, теряются при чтении. Но мы все же назовем те моменты, которые смутили некоторых членов жюри. Например, как-то не укладывается в голове многократная надпись на стене слова «дура» в адрес своей мамы. Или другое. Современному ребенку, скорее всего, непонятно будет решение мамы - посадить дочку с книжкой в руках на шкаф, чтобы не мешала. А в целом - ёмко, содержательно, ничего лишнего.
    ********************­********************­************­**
   
   12. С Новым годом, Енька! Автор: Александр Граков (Лекса) http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296497&pid=194&nom_id=550
   Это как раз то произведение, которое, несмотря на наличие ребёнка в качестве главного героя, нельзя отнести к детской литературе. С точки зрения нашего конкурса, оно адресовано взрослым и показывает, как НЕЛЬЗЯ проводить праздник для ребенка. "Застольная" современная история. Главный герой явно не на своём месте среди выпивающих и возбуждённых взрослых. Ситуации забавные, смешные даже... но только не для детей. Ну, представьте, ваш ребёнок читает: «стандартно заначенные под елку подарки». Дитё и так подозревает недедморозовское происхождение подарков, а эта фраза окончательно убьет остатки веры в волшебство. Или «их ведь не присутствовало у торта» - конечно, таким фразам нечего делать в детском произведении. А вот в качестве развлекательного рассказа-юморески для взрослых очень даже подойдет. Очень симпатичен герой, умиляют эти простоватые взрослые, такие занятые своим праздником – картинки живые и смешные.
    ********************­********************­************­********
   
   13. Вовка и Я (для младшего школьного возраста) Автор: Карапетьян Рустам http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=298136&pid=194&nom_id=550
    Замечательные, веселые рассказы для хорошего настроения. Отличные детские сюжеты, остроумные и поучительные. Главное – есть та изюминка в стиле, которая делает текст живым, интересным для детей. Стиль легко узнаваем – написано в лучших традициях Драгунского, Носова, замечательно-лёгкий для детского восприятия. Юмор, фантазия и неординарные ситуации - именно то, что поднимет настроение, да и научит кое-чему детвору. Как следует вычитать все же необходимо, чтобы убрать мелкие помарки в стилистике, пунктуации, грамматике. Это поправимо, и говорим мы об этом только потому, что произведения Рустама для детей очень хороши. Например, не потребуется корректор, чтобы убрать знак вопроса в конце предложения: "Какой еще кошки? - удивилась мама?". И "вовкина мама" все-таки пишется с большой буквы - "Вовкина". «фиг разглядишь» - может, не стоит культивировать в детской литературе все эти фиги и прочий сленг?
    ********************­********************­***********¬­
   
   14. ЗАЙЧИК И ЁЛОЧКА Автор: Валентина Кайль http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=304729&pid=194&nom_id=550
    Незамысловатый сюжет для малышей, не отличающийся оригинальностью. Наверное, здесь имеется в виду католическое Рождество (25декабря) - снега может и не быть, но лесные зайцы к этому времени уже беленькие, а не серенькие. К тому же, в последнее время всё чаще говорится о том, что живую ёлку лучше оставить в лесу, нарядить ее там, а не рубить, не убивать... А в сказке - "умирающая" ёлочка радуется предстоящему празднику! Знакомые речевые обороты, знакомые персонажи и не слишком подходящий для детей язык. Встречаются смысловые неточности (прыгать с лужайки на лужайку невозможно), сложные многословные предложения и даже тяжелые выражения, вроде «попытки были тщетны», «ощутил голод» - все это не годится для деток, которым еще интересно слушать сказки о зайчиках.
    ********************­********************­************­****
   
   15. Ищи пару по себе. Сказка. Автор: Евгения Цаголова http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=304589&pid=194&nom_id=550
    Замечательный юмор, народная смекалка, лучшие сказочные традиции… Подходящее произведение для подростков, у которых выбор пары не за горами. Вот только в этом возрасте сказки уже не читают :)). При участии в конкурсе только первой части работу можно было бы оценивать достаточно высоко. Вторая часть даже с натяжкой – не детская проза. Наличие сказочных персонажей - это не стопроцентная гарантия того, что произведение получится для детей. Хотя написано колоритно. Стоит подредактировать текст: препротивный, прегадкий и прочих «пре» в нем с избытком.
    ********************­********************­***********¬­
   
   16. 4 поучительные истории из жизни Сеньки Автор: Семен Губницкий http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=304569&pid=194&nom_id=550
   Во-первых, цифры надо писать словами, во-вторых – уж очень замысловатое предисловие, особенно его начало, даже для детей старшего, но детского возраста, а в-третьих, принадлежность к детской литературе весьма сомнительна. Впечатление, которое складывается об этом произведении, точно определил сам автор: "Как-то раз Сенька... выразительно сидел за столом, тужась написать заданный на дом юмористический рассказик..." Похоже, что автор упражняется в острословии, позабыв об аудитории. Пообещав, что истории «весьма поучительны не только для юношества, но и для других возрастов», - кого имел ввиду автор? Детей? Стариков? Однако надо признать, что словами он порой жонглирует, действительно, вполне остроумно. Правда, представленный на суд читателя юмор - для избранных, далеко не каждый сможет оценить искромётность повествования, особенно из группы "детей старшего детского возраста". Это не недостаток, каждое произведение имеет своего читателя, а мы оцениваем с «колокольни» нашей номинации.
    ********************­********************­************­****
   
   17. Хахимоня Автор: Игорь Краснов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=304498&pid=194&nom_id=550
    Яркое и запоминающееся произведение. История, безусловно, поучительная и нужная, но слишком уж назидательно звучит, в лоб, даны прямые указания, и все выводы сделаны самим автором. Хотя написана сказка так умно, что все понятно и без какого-либо морализаторства. Сюжет очень прост и одновременно глубок. Может быть это только нам, взрослым, бросается в глаза слишком явная поучительность? Словно параграф из учебника по доброте. Евгения Валиева попробовала прочитать «Хахимоню» своей дочери. «Моя шестилетняя непоседа выслушала с интересом, и вопросы задавала (и даже назавтра!). А это, поверьте, показатель серьезный». Вот и подумаешь, такой ли уж минус – поучительность в данном случае. ))) Особенно для аудитории помладше. Кажется спорной фраза «добром добро платя». Все же или «добром за добро платя», или «добром добро оплачивая». Не могу не привести размышления Виктории Лукиной, как пример того, как серьезно должны относиться взрослые к воспитанию детей сказками через своё личное восприятие их. «Считается, что юродивый (тихий, улыбчивый, с лёгкостью переносящий любое оскорбление) по-своему достигает святости. Он обладает смиренной душой, а ведёт себя подобно человеку неразумному, потерявшему рассудок. Церковь считает, что лишь внешне он неразумен, а на самом деле Господь дарует ему высшее знание, потому часто блаженные перед людьми - ничто, а перед Богом велики. Как сказано в Священном Писании: "Блажени нищие духом..." (Мф. 5,3) Блаженны те, кто всем довольны, не ропщут, не отчаиваются, т.е. святые люди. Но насколько дети с пониманием относятся к подобным Хахимоне? Если семья верующая - понятно, а если нет - как к неполноценным, неспособным в нашем меркантильном мире добиться каких-либо "высот" Пожалеть - в лучшем случае, а вот быть похожими - никогда. И не будет ли ассоциироваться каждый человек, бескорыстно дарующий ДОБРО с блаженным, по мирским понятиям - ненормальным. Тут, на мой взгляд, всё зависит от родителей - читать эту работу нужно со взрослыми, кот. сумеют всё правильно объяснить. Говорят, что религиозное самоопределение складывается в 20-25 лет, а в детстве - оно доверительное, неосознанное, опирающееся лишь на авторитетное мнение мамы-папы-бабушки...­¬­ Так что, непростая сказка...»
    ********************­********************­************­*
   
   18. Атака Автор: Булатоф Федор Валентинович http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=286308&pid=194&nom_id=550
   Небольшой очерк, зарисовка из жизни кусантов-суворовцев.­ "Воспоминания из суворовского детства". Так и получилось: страничка из дневника, отрывок, но не цельное произведение. Воспоминания вполне могут быть интересны мальчишкам-подростка­м.­ Однако они были бы еще интереснее и даже представляли бы ценность при более выраженном сюжете, наличии поступков и характеров. Безусловно, атмосфера суворовских учений передана великолепно, само повествование напоминает военные команды - кратко, чётко, по делу, без лишних эмоций. Но этого недостаточно в детском художественном рассказе. Нужны динамичные образы героев. Ведь сейчас большинство мальчишек-подростков­ интересуется в основном виртуальными сражениями и киношными приключениями в формате 3D. Там много компьютерных эффектов, много цвета и действия роботизированных героев. В литературе же мы можем противопоставить придуманному миру приближенные к реальной жизни, а потому очень понятные живые образы, отличающиеся особыми характерами, которых можно полюбить, которым можно сострадать или сопереживать. Например, очень хорош эпизод со змеей. И необычно, и выявляет твердость характера – замечательно. Но за неимением других событий в сюжете, за неимением другого художественного конфликта в произведении – пусть бы хоть этот эпизод был дан не вскользь, а красочнее, с накалом эмоций. Если, конечно, рассказ в самом деле писался для детей, а не «вроде подходит» для номинации. С точки зрения техники почти нет претензий. Язык и стиль производят приятное впечатление.
    ********************­********************­************­
   
   19. КАК Я БЫЛ ЖУКОМ Автор: Екатерина Мальковская http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303862&pid=194&nom_id=550
   Так называемая «вторичная» история. Неблагодарное это дело - писать о том, о чём уже было написано очень хорошо, и не однажды. Вспоминается сказка Яна Ларри про Карика и Валю, а ещё - "Жизнь насекомых" Виктора Пелевина. Уже много-много раз и в литературе и в мультипликации герой оказывался на месте того, кого сам обижал. Но даже вторичный сюжет можно преподнести оригинально и интересно с помощью авторского языка, который способен как сделать произведение великолепным, так и убить его. В данном случае получилось второе. Хотя попытка автора взяться за это трудное дело похвальна. Некоторые опечатки в тексте вызвали веселую улыбку - «Тут мое ОБАЯНИЕ дало сигнал sos» (речь шла о запахах).
    ********************­********************­************­******
   
   20. Сказочница Автор: Евгения Шапиро http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303771&pid=194&nom_id=550
   Разговор о честности всегда актуален, а истории о феях и дракончиках вполне интересны девочкам лет до десяти. Однако при наличии в настоящем преогромнейшего количества фей и драконов, может, следовало бы сделать персонажами каких-либо менее популярных существ. С одной стороны, текст вполне можно сократить и сделать более динамичным, уж слишком неспешно протекают события. С другой, в некоторых местах эта история видится как раз более подробной, плавной (например, интересно узнать детальнее про облачко, с помощью которого фея вызвала дракона). А вот финал кажется скомканным. Словно автору вдруг стало некогда, и он поторопился закончить, отписавшись парой строчек. Главная героиня кажется слишком задумчивой, рассудительной и "правильной" для своего возраста. На её месте легко представляется бабушка девочки или сам мудрый автор. :)
    ********************­********************­************­***
   
   21. Рума Автор: Дмитрий Чарков http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=296467&pid=194&nom_id=550
    В новогоднюю ночь все мечты, безусловно, должны сбываться. Даже у маленьких щенков. И интересно, что роль Деда Мороза досталась волку, настоящему, хищному, матерому, и все-таки не устоявшему перед доверчивостью и беззащитностью щенка. Так и должно быть в сказке. А может, и в жизни? Лось Григорий, рысь Анастасия, сторож Семёныч - улыбнуло, одним словом (в смысле «коротко говоря») - обитатели зоопарка. Но эта тонкость уже для взрослых, что расширяет читательскую аудиторию, и это хорошо. Кстати и тема детей-сирот (последнее время часто эксплуатируемая авторами) в данном произведении преподнесена по-новому, завуалированно, но взрослый читатель не может не увидеть в Руме маленького воспитанника Детского дома. Из замечаний: неплохо бы немного упростить предложения, осторожнее использовать причастные и деепричастные обороты, поискать синонимы к прилагательному "пушистый", кое-где разобраться со слишком часто встречающимся местоимением "он" и его формами, с согласованностью слов в предложениях.
    ********************­********************­************­**
   
   22. О ребятах и зверятах. (Взрослым о детях). САНЬКА Автор: Зоя Соснина http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=278724&pid=194&nom_id=550
   Автор прав, эти рассказы именно «взрослым о детях», а не наоборот. По смыслу рассказы неплохие, скорее всего, это жизненные наблюдения, реальные истории. Они могут стать интересными, познавательными и поучительными при условии более художественной подачи. Ведь для детского восприятия желателен стройный сюжет, четкая идея, а тут – словно запротоколирована череда событий, часто не связанных друг с другом. Если текст вычитать, «причесать», продумать сюжетные ходы, композицию, уйти от простого пересказа событий, могут получиться детские истории «о ребятах и зверятах». При этом не забывать, что фразы, типа «навыки в работе у ребёнка сохранились», «органически не способных», "пылкая страсть к трехлетней соседке", "метнулось Санькино тело" странно смотрятся в произведении для детей.
    ********************­********************­************­******
   
   23. Удачная охота... Автор: Николай Вуколов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=251510&pid=194&nom_id=550
   Члены жюри, как ни старались, не увидели здесь произведения для детей. Скорее, забавная байка, не более. Автору стоит обратить внимание на частицы "а" и "и", на знаки препинания. Кстати, почему рассказ начинается со слов "Прошло уже несколько лет"? Это какой-то цикл или отрывок?
    ********************­********************­***********¬­
   
    25. Зайчишка-хвастунишка­ Автор: Александр Мецгер http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303490&pid=194&nom_id=550
   Традиционно название, традиционен подбор персонажей. Четкий сюжет, логичное поведение героев. Можно подумать, что плохого в том, что зайчик обрадовался обновке и сразу побежал показаться друзьям? Другое дело, если бы он при этом посмеялся над медвежонком в старых штанах или над лягушонком вовсе без штанов. А он же просто хотел поделиться радостью, а друзья(?) его сразу осудили. Но не все так просто. Желание похвалиться само по себе не настолько ужасно. Заслуживают порицания мысль «пусть позавидуют» и радостное «А у тебя таких нет». За них-то Зайчишка и поплатился, «сел в лужу» буквально, а заодно научился не похваляться. Получается, что не хвастовство как таковое осуждается в сказке. Недаром в последней фразе ежик называет хвастовство пустяком. Вот только поймут ли этот нюас детки? А еще показалось, что предметом "гордости" лучше было бы сделать рубашечку или панамочку... Это же не гигиенично -носить чужие штанишки :). "Смотри, как они развиваются, когда я прыгаю» - наверное, развЕваются?
    ********************­********************­************­
   
    26. Старая сказка Автор: Владимир Макарченко http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303479&pid=194&nom_id=550
    Хороший человек и добрый хозяин-сказочник собирает вокруг себя такую же приятную компанию, да еще и дарит этой компании после себя сказочный подарок – чудесная идея! Сложность в том, чтобы обыграть ее сочно, как требует того столь незатейливый сюжет. Не будем говорить, кому это удавалось, хотя это был Андерсен :)) (Цитирование приближенное). Здесь необходимы сильные, неординарные выразительные средства, ведь вся соль – волшебство, ожившие предметы, таинственность и красота старины... Все это должно оставлять неповторимое послевкусие, иначе теряется суть идеи. Автор, конечно, пытался, это чувствуется. Но послевкусия нет… И текст выглядит сырым, переполненным повторами слов, рябит в глазах от местоимений в первых строках. Может, попробовать пошлифовать дальше? Еще раз продумать сюжет, финал.
    ********************­********************­************­*****
   
    27. Побег Автор: Вениамин Бычковский http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303409&pid=194&nom_id=550
   «Вот сказка для моего шестилетнего внука!», - подумала я, прочитав «Побег». Потому что «Мойдодыр» уже выучен наизусть и воспринимается скорее как гармоничный звук, как веселая песенка. Уже забылся, затерся поучительный смысл бессмертных стихов. А «Побег» вызвал у ребёнка смущение. На что я и надеялась. Сказка вполне получилась, несмотря на вторичный сюжет без особых авторских находок и обилие повторов некоторых слов (которые я, честно говоря, меняла по ходу чтения на другие, подходящие по смыслу, стараясь посильнее «надавить» на моего боевого внука). Малыши с удовольствием слушают истории, происходящие в которых события им близки и понятны. А родители радуются, что сказки интересны и поучительны, и порой могут заменить приказы и окрики. Но для этого нужны удивительные приключения, чтобы история «заиграла» и не производила впечатления придуманной на ходу, во время прогулки с чадом. (Хотя это, ой, как непросто! И, если автор это умеет, честь ему и хвала!).
    ********************­********************­************­****
   
    28. Как Михасик научился блины печь Автор: Надежда Николаевна Сергеева http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303406&pid=194&nom_id=550
    Давно и хорошо известная сказка автора, интересная стилем, познавательностью и воспитательными моментами. Хорошо быть мастером в любом деле, за которое взялся, даже в умении печь блины! Кстати, преподнести рецепт для изготовления блинов вкупе с технологией выпечки в художественной форме – это своеобразное искусство. Газета «Сибирские разносолы» объявила однажды такой конкурс, и оказалось, что далеко не каждому под силу красиво и увлекательно рассказать о тонкостях кулинарии. Правда, в нашем конкурсе не в этом должно состоять главное достоинство произведения. Именно потому, что мы считаем рассказ достойным внимания, позволим себе указать на некоторые мелочи. Возможно, автор что-нибудь сочтет для себя полезным. Постоянные инверсии порой не подчеркивают сказительность, а лишь утяжеляют текст. Слово «вскоре» мелькнуло трижды в сравнительно небольшом тексте. Мелочь, а неприятная. К сожалению, встречаются грамматические ляпы: «Решил Михасик матушку свою порадовать и удивить - самому напечь….» - Михасик решил САМ напечь, а не САМОМУ. «Тут навык и сноровка нужна, а они с опытом придут» - НУЖНЫ. Огорчает небрежность в знаках препинания, особенно отсутствие вопросительных знаков там, где задаются вопросы. Например: «Что ж ты плачешь, маменька, - спросил ее Михасик»; «Может согласится Пекарь Михасика в ученики взять» - фраза выглядела бы удачнее со знаком вопроса (и с запятой). «От чего ж не научить тебя доброму делу» - и здесь вопроса не хватает (а «отчего» пишется слитно).
    ********************­********************­************­*
   
    29. ЖУРАВЛИНОЕ ОЗЕРО Автор: Р.Карлофф http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303350&pid=194&nom_id=550
    Неспешный, увлекательный и содержательный рассказ о природе. Читается легко, с интересом, несмотря на некоторую затянутость и перегруженность текста. Так и представляешь себя, одиноко бредущей по лесу, по оврагам, вдоль ручьёв… Правда, по настроению больше подходит для взрослых, скорее даже - для пенсионеров. Лично меня мучит вопрос - зачем все-таки человек искал озеро? На наш взгляд, тексту требуется хорошее редактирование. Попробуем помочь, а уж принимать ли нашу точку зрения – решать автору. "Птицы, как нотки" - слишком расхожее сравнение. Озадачил "утрамбованный наст", если учитывать, что наст - это тонкая корка плотного снега. Концовка разочаровала сугубо взрослыми выводами. Кстати, если поменять местами два последних предложения, она (концовка) станет более внятной. Некоторые предложения перегружены. «Помню, как в большом городе она нашла и признала меня за хозяина, как пряталась за моими ногами под сиденьем в электричке, и как пыталась выбраться из рюкзака, когда я на велосипеде вёз её к бабушке в деревню, к тому времени она осталась без сторожа» - последняя часть здесь явно лишняя. Лучше вынести эту самостоятельную мысль в самостоятельное предложение, и не с «она» (т.к. по смыслу получилось, что или собака или деревня осталась без сторожа). Встречаются замусоленные, малолитературные фразы, не вписывающиеся в общий стиль: «картина прощания маслом», «с признаками психического нездоровья», «история не из серии "увидеть и умереть"… Удивило «нарезает кругами». Изменение устойчивого выражения «нарезать круги» выглядит бессмысленно. «…по осени собирали здесь опят» - возможно, автор употребил диалектный вариант, но вообще-то по-русски – «собирали (грибы) опята». Не хватает множества запятых. Но это уже мелочи.
    ********************­********************­************­*
   
    30. Сказка про царя Колбаску Автор: Марина Соколова http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=214842&pid=194&nom_id=550
   Возможно, эта буффонада имеет некий скрытый между строками сатирический смысл. Увы, мы не смогли его разгадать. Много всего рассказано, а четкой идеи нет. Пожалуй, можно отметить некоторую небанальность, местами что-то забавное и даже остроумное. Можно поставить хорошую оценку за грамотный и интересный слог. Но достойного произведения для детей мы не увидели. С какой стати в приграничной реке прокисло молоко и почему в нем был алкоголь? Как связано надоевшее молоко и смысл жизни? Чего только не намешано! Даже царица Тамара. Вряд ли детей увлекут всякие гастрономические подробности, поданные очень статично. Они утяжеляют текст, превратив его в такого малоподвижного скучного толстяка. Виктория Лукина более остальных судей знакома с творчеством данного автора. Она считает, что у Марины хороший потенциал и прекрасная фантазия (против последнего не поспоришь!). Однако, этот поток образов и сюжетов нужно "прореживать", "отфильтровывать"...­"культивировать"­ что ли :). Многие выражения не предназначены для детей: "...в моём царстве-государстве в моде синтоизм", "Заграница нам поможет", "Злые языки Бакалеи-Гастрономии утверждали, что царица обязана своим именем необъятной любви к грудинке. На что добрые языки обычно отвечали, что, во-первых, царица Грудинка носит это имя очень много лет, и неизвестно, что она предпочитала в младенческом возрасте. Во-вторых, любвеобильная царица с не меньшей страстью относилась к корейке, буженине, ветчине и байону. Нужно сказать, что злые языки не исключали ещё одну причину, на которую осмеливались только намекать. Впрочем, намекать было не трудно, учитывая, что именно по этой причине царь Колбаска с трудом разглядел царевича, скрывавшегося за волнующейся грудью матери". Непонятно, на какой возраст ориентировано произведение. Пожалуй, больше для взрослых, причём - в развлекательный журнал, для чтения на пляже. Просто автор неудачно выбрал номинацию.
    ********************­********************­************­*
   
    31. Волшебный подарок. Автор: Шутилова Елена http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=303301&pid=194&nom_id=550
   У каждого ребенка должны быть родители. Эту тему периодически вспоминают. Несмотря на то, что многие предвзято относятся к таким трогательным историям про сирот, мы считаем, что они очень нужны, и взрослым даже больше, чем детям. В данном случае тема раскрыта без психологического давления, без надрыва. Получилась добрая история со счастливым концом о девочке, ищущей материнскую любовь. Другое достоинство - наличие в реалистичной истории небольшой порции сказочного элемента. Причем, эпизод, где мама и дочка узнают друг друга по поющему камню, выглядит совершенно естественным, словно так и должно быть. Кстати, поющий камень, ставший своеобразным тестом для тети Агаты, - маленькая, но удачная волшебная находка автора. Заглянем поглубже. Если присмотреться внимательней – нет никакой феи, и волшебства нет, девочка сама принимает все решения и совершает поступки. Но ребенок одинок, ему нужно делиться с кем-то переживаниями. Карлсон уже был. Почему бы и не фея – девчонки их любят. Важно, что в рассказе присутствует очень необходимый для маленького читателя добрый посыл. Это и взаимная забота малышки и феи, и продавщица, протянувшая пирожок, и «А кто же поздравит тетю Агату?»... Несомненно, с этой точки зрения работа удалась. А вот сюжет несколько схематичен, особенно всё, что связано с Агатой. Почему не описана внешность этой женщины и какие-нибудь запоминающиеся, особенные подробности её дома. Вот этих мелочей, делающих "картинку" настоящей, живой как раз и не хватает в работе Елены. Стоит доработать и получится замечательная сказка! Орфографические помарки (претворяешься, затороторила, ...) тоже лучше поправить.
    ********************­********************­***¬­
   На этом, как говорится, разрешите откланяться. Выражаю огромную благодарность членам жюри – Евгении Валиевой, Эльвире Смелик, Виктории Лукиной – за развернутые рабочие комментарии, которые сами по себе могли быть представлены в виде индивидуальных обзоров. Но мы работали командой и представляем на ваш суд наше общее творение.
   Благодарим всех авторов – участников детской номинации ВКР. Вы делаете нужное дело.
   С уважением ко всем, ведущий обозреватель, Татьяна Крючкова
Наталия Букан[10.09.2013 15:11:22]
   Примите мою искреннюю благодарность, уважаемые члены жюри!:)
   С самыми лучшими пожеланиями, Наталия.
Игорь Краснов[10.09.2013 19:35:10]
   Дорогие наши Таня, Женя и Вика, спасибо ВАМ огромное за терпение и такой титанический труд, низкий поклон. Тронут словами Жени о дочке, как та отреагировала на моего "Хахимону" - значит, и правда не зря он появился на свет, и он может всколыхнуть детские умы.
   С уважением.
Евгения Валиева[11.09.2013 08:33:51]
   Игорь, спасибо за прекрасную сказку! Конечно, не зря.
   
   Открывая поданные в детскую прозу работы, всякий раз невольно ищу то, что почитаю своим детям. Ищу нечто, что их не просто развлечет, а и научит, заставит думать, расскажет о вечных истинах так, чтобы они запомнили. Ведь собственные родительские аргументы частенько становятся назидательным фоном, увы. Поди найди нужные слова. )) Так вот "Хахимоня" - те самые, нужные. )))
Игорь Краснов[11.09.2013 15:09:18]
   Женя, ещё раз спасибо за всё и лично. Сказка на то и умная... :)
   Счастья Вам и всех благ! Пусть дочка вырастит прекраснейшим человеком, как мама!
   С уважением.
Евгения Шапиро[10.09.2013 21:03:29]
   Большое спасибо за хороший разбор. Будет легче сделать выводы на будущее.
Карапетьян Рустам[11.09.2013 04:29:49]
   Спасибо судьям и рецензентам. Вычитывать прозу удается не всегда, поэтому зачастую втайне надеюсь на издательского корректора :) Неоспоримо, что лучше быть грамотным. Но, на мой взгляд, несколько спорно, насколько этот критерий является оценочным в творческих конкурсах. Впрочем, этот вопрос, насколько я понимаю, каждый судья решает сам для себя :)
   
   Насчет "фиг" - раньше безусловно считал, что словно не такое уж паразит, а психологическую достоверность придает. Теперь (да уже давно, собственно) немного сомневаюсь. Чистота языка - дело правильное, особенно в текстах для детей. Однако, не все так просто (вычистить "фиг" то не фиг делать :)). Продолжаю думать над этой темой :) Спасибо.
Евгения Валиева[11.09.2013 08:37:57]
   Ну да, Рустам, "Чистота языка - дело правильное, особенно в текстах для детей". Золотые слова! ))
Александр Сороковик[11.09.2013 20:31:25]
   Огромная благодарность судьям конкурса! Спасибо за подробный обзор!Хочу сказать несколько слов в ответ на разбор рассказа. Я пытался показать обычных людей, именно в полутонах. Ведь родители Тани и дядя Семён – обычные, неплохие люди, а водку на могилах пьют ну, по традиции, что-ли. Они уже не способны так остро воспринимать связь с ушедшими, а вот Таню ещё не засосала рутина будней. Да и подростков других, «отрицательных», я особо-то и не показывал, ведь хождение на дискотеки и сериалы – это ещё не признак совсем плохих подростков! Кстати, прообразом ГГ послужила моя дочь, Таня, тоже 13 лет… Тут почти всё про неё, только, конечно, кроме водки на могилах, у нас в семье это не принято!
   Меня обезпокоило другое – не первый раз слышу о том, что я в своих рассказах всё разжёвываю… Надо мне как-то это дело прекращать:) Буду над этим работать, и буду благодарен за конкретные подсказки в этом направлении. Посмотрю ещё насчёт повторов и опечаток. А в целом – хорошая оценка: рассказ удался!
Семен Губницкий[04.10.2013 21:47:17]
   Глубокоуважаемые Татьяна К., Евгения В., Эльвира С. и Виктория Л.!
    Отправив в прошлое отягченный нелитературными заботами сентябрь, запоздало спешу поблагодарить Вас от лица на славу отрецензированного Семена Г.
    С замечанием «...словами он порой жонглирует, действительно, вполне остроумно. Правда, представленный на суд читателя юмор - для избранных, далеко не каждый сможет оценить искромётность повествования» он полностью согласен. Кроме того, он полагает, что абсолютно справедливо сброшен коллективом с колокольни детской номинации на нижерасположенную толпу взрослых голов, с любопытством наблюдающих свободное падение вышеуказанного весьма взрослого тела.
    А вот про цифры (ну те, которые, на самом-то деле, ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ) это тело промолчать не может, потому что любимые его литературные детища (Сенька и Эзоп Н.) стучат в его голове. И требуют разъяснений. Так вот, они оба по странной прихоти любят жонглировать числительными. Например, так: 1-вый, 2-рая, 3-тье, 4-ыре, 2 тысячи 013-тый год и проч. Взрослых любителей полудетских измышлений умышленно отсылаю к «Как я вне классно провел лето» и «Саге о Насекомых».
В механической церкви нам будет приют? Давайте обсудим
Артем Виноградов
Евангелие /dev/null
Наши новые авторы
Сергей Седов
Как майор Громов
Кабинет критика
Яна Кауфмана
Кабинет критика Евгения Мирмовича
Кабинет критика
Ольги Уваркиной
Документы и списки
Устав и Положения
Документы для приема
Билеты и значок МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Организация конкурсов и рейтинги
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Награды в новых конкурсах МСП "Новый Современник"
Награды крупным планом
Наши награды за талант
Котировка в граммах чистого юмора
Награды крупным планом
Котировка в талантах
Награды крупным планом
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Региональные отделения МСП "Новый Современник"
Издательство "Новый Современник"
Издать книгу
Опубликоваться в журнале
Действующие проекты
Объявления
ЧаВо
Вопросы и ответы
Сертификаты "Талант" серии "Издат"