Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Обзоры и итоги конкурсов
К темам проекта
Автор:Ульяна Яворская 
Тема:Обзор номинации "Зимы нисколько не боюсь!". Поэзия для детей.Ответить
   Этот обзор – обобщение мнений судей и моего мнения о том, какими должны быть детские стихи, и чего хотелось бы избежать в них.
   К сожалению, подборка стихов для детей на этот раз не порадовала. Много откровенно слабых работ.
   Некоторые работы имеют мало претензий по технике исполнения, но являются некими зарисовками без концовки, а ведь детские стихи подразумевают действие, сюжет.
   Читаем:
   
    А что изменилось? Вокруг посмотри:
    Такие же ели, как были недавно…
- восклицает автор.
   
   Ура, мы на месте! Закончился кросс!
    А вот и красавица наша
– и тут же заканчивает на самом, казалось бы, интересном месте. Остается чувство легкого недоумения, потому что стихотворение воспринимается, как предисловие к чему-то чудесному, что должно случиться в лесу.
   
   Или еще один пример стихотворения, где много описаний, не приводящих ни к какому последующему развитию событий.
   
    В зелёной тёплой шубке колкой
    Стоит красавица в углу,
    Её ввели, как незнакомку,
    Холодную и всю в снегу.

   Далее много-много описаний игрушек. Кажется, вот-вот начнется сказка! Ан нет.
   
   
    Один солдатик в двууголке
    Сидит тихонько на полу...
    Он целый год провёл в коробке
    И рад на этом быть балу.

   
   И все. Стоп на полном ходу.
   
   Та же самая беда в этом стихотворении:
   
    На Ёлке, на Ёлке – до самой макушки –
    Блистают стеклянные чудо-игрушки:
    Летит Дирижабль, на пеньке – Лягушонок,
    В расстройстве: в трясину попался Мышонок.
    Он, видно, бежал, но споткнулся неловко, -
    Трясина сработала как мышеловка.

   
   Ждем супер-героя, который прекратит все эти безобразия, но:
   
    А у основанья, на самом виду –
    Стоит Дед Мороз, как и в прошлом году.
    Хоть очень он стар, да и ростом с вершок,
    Он с Ёлки всё-всё упакует в мешок.
    И надо всего только год подождать, -
    Игрушки на Ёлку вернутся опять.

   
   Следует ли из этого, что несчастья начнутся опять? Или все же жилищный комитет позаботится об осушении болот в зоне проживания?
   Другая крайность, когда у автора каша из персонажей и действий. Взрослому-то не под силу разобраться, а ребенку и подавно. А если еще слова непонятные – считай, пропал интерес к стихотворению.
   
   Как-то раз, под Новый год на лесной опушке,
    Собрался лесной народ у хромой избушки.
    Что так тянет к курногам, и какая сила?
    Ах, да!
    - Их ведь бабушка Яга в гости пригласила.

   
   Кого пригласила бабушка Яга? Курноги? Народ? Интрига, однако.
   
   Нужно сказать о том, что некоторые слова четко ведут к соответствующим ассоциациям, вызывающим неловкость и адекватную реакцию ребенка:
   
    Вот и тащат, кто что смог:
    Мишка – меда бочку,
    Ежик – яблочек мешок, белки – по грибочку.
    Лисы – курочек пяток, Заяц – пук морковки...
    Ах, да!
    И капусту он несет – до чего же ловкий.

   
   
   Очень хорошо, когда ритм соответствует тому, о чем говорится в стихотворении. Если это езда в санях, то бодрый, веселый:
   
    Мчатся сани с горки, в горку,
    Мы на крайний север едем.
    За снежинками вдогонку,
    Вслед за облачным медведем.

   
   Обратите внимание, какой чудесный образ нашел автор! Он понятен ребенку, не вызывает отторжения.
   
   А вот игривый, как собачка, мороз (удачный образ, удачный ритм):
   
    Славный морозец! Весёлый и звонкий,
    Ловкий, задиристый, как собачонка –
    То прикоснётся зубами к руке,
    То проведёт языком по щеке!

   
   Хотя иногда можно использовать образы посложнее, ничего страшного, если ребенку придется объяснить, почему рассвет «чуть живой».
   
   Забрезжит, чуть живой, рассвет
    За окнами, к полудню,
    И просочится тусклый свет
    Сквозь занавеси будней…

   
   Вот еще пример удачных образных строк:
   
    Вокруг тишина, только - валенок хруст,
    Да нежно поет можжевеловый куст.
    Косыми лучами, сквозь крону сосны,
    Напомнит нам солнышко запах весны.
    Смотрите, ушастый задал стрекача –
    Ему на снегу неуютно скучать…

   
   
    Хочешь видеть чудеса?
    Стань на лыжи - и в леса
– говорит другой автор, описывая причудливые сугробы.
   
   
   Стихи должны развивать воображение ребенка, пополнять словарный запас.
   
    Малыш проснулся, да заплакал горько.
    Зажгли ночник. Качали колыбель.
    А вьюга снега накидала столько,
    Что замела Рождественскую ель.

   
   Посмотрите, насколько ярко рисует автор картинку! Ребенок может не знать, что такое колыбель, а не кроватка, из чего ее делали, что такое Рождество. Почему бы не рассказать об этом?
   
    Можно и нужно употреблять слова, расширяющие словарный запас ребенка. Ничего страшного, если он спросит у родителей значение парочки слов. Хотя не стоит перегружать текст специальными словами.
   
   Он в машине ДПС,
    Если есть угроза,
    Отследит по ГПС,
    Скутер Дед-Мороза.
   
   Чтобы мне он подарил,
    Super Slim плестейшен,
    Маме - красный Ё-мобиль,
    Папе - шутер экшн.

   
   Стеб, да и только.
   
   Далее о ритме. Мало свести последние слова в рифмы, нужно следить за тем, как строится ритмический рисунок:
   
    (13) НовогОдний прАздник ждЁт дрУжная семЕйка:
    (13) МАма, пАпа, бАбушка, мАленький АндрЕйка,

   
   Как в данном случае читать слово "новогодний"? Судя по второй строке нОвогОдний. Но пока доберешься до нее, пребываешь в сомнениях)))
   
    (13) ДАша, МАша, СОнечка - близнецЫ-тройнЯшки..­¬¬.¬¬­
    (14) И!!!! я - стАршая сестрА, зовУт менЯ НатАшкой
- лишний слог.
   
   здесь слова постоянно выбиваются за его границы. Очень жаль.
   Еще пример сбоя ритма. И сбоя ритма в считалочке, где он должен быть особо четок!
   
    Встанем дружно в общий круг,
    Дед Мороз нам лучший друг!
    На катке и на лыжне
    Спасибо наше шлём Зиме!

   
    А здесь ударение падает так, что искажается слово, превращаясь в деревенскую «комнАту» на украинском языке.
   
    Сто чудес в серебре и злАте –
    сто дорог сквозь звёздную мглу.
    Добрый Джин поселится в комнАте,
    в самом тихом её углу.

   
   Я все время искала в стихах, посвященных новогоднему празднику, волшебство. И какова же была радость, когда находила его в строках:
   
   С неба ангелы слетают
    И садятся на стекло.
   
    А с верхушки елки ангел
    Улыбается тайком.

   
   Чудесно!
   
   Были оригинальные работы с двойным дном, глубокой философией. Мнения судей разошлись, место ли стихам с таким послевкусием в новогоднем конкурсе:
   
    Сделай, чтоб с кошками жили мы в мире.
    Чтоб не боялись кошачьих напастей.
    Счастье - не только мысли о сыре.
    Дай нашим детям надежду на счастье!

   
   
   По своим детским впечатлениям помню, что страшно не любила сюсюканье.. С ребенком нужно разговаривать на равных, уважая его личность. Не нужно притворяться маленьким, лучше маленького человечка воспринимать, как равного. Естественно, что разговор должен быть на понятном языке, на понятную тему, без взрослых категорий.
   
    Воробьи, вороны, галки
    На снегу играли в салки,
    А мороз их догонял
    И за пяточки щипал
   
    Ой, как щиплет! Ой-ой-ой!
    Прогоняет нас домой.
    Лапки - пятки розовы,
    Не дадим морозу мы!

   
   Пяточки, лапки не вызовут неприятия у самых маленьких, но для детей чуть постарше такое обилие уменьшительно-ласкат­ельных­ слов слишком приторно.
   
    Хорошо бы, если б в стихотворении было побуждение к добрым действиям. Помочь, пожалеть и так далее.
   
    Вытер слёзы рукавом,
    А потом признался:
    – Я махал... Махал хвостом!
    Хвост и оторвался!
   
    Не грусти, малыш, пришьём,
    Бегай без опаски.
    Вновь веселья полон дом,
    Кружат в танце маски.

   
   
   
   Попадаются стихотворения чистенькие по исполнению, но читаешь и понимаешь, что все это много раз написано, авторский взгляд не нов, а поэтому не очень интересен. Хотя мнение судей разошлись по стихотворению:
   
   На земле вдруг всё застыло -
    Снегом, льдом её покрыло.
    Всё вокруг белым - бело,
    Время зимнее пришло!

   
   Здесь критерии «ново-не ново» весьма субъективны.
   
   
   Есть работы, которые хороши по замыслу, оригинальны, но требуют доработки по мелочам. В детской поэзии именно мелочам надо уделять самое пристальное внимание.
   
    «И со скоростью двух стрел выбежала «рать» - почему именно двух стрел? Три стрелы летят с другой скоростью? Вероятно, автор хотел сказать «вылетели как две стрелы». «Рать» - тоже непонятно. Их двое, на рать ну никак не похоже. Потом, они же не драться побежали…
    « Пёс обнюхал самолёт, кверху вскинул нос
    И направился вперёд, разрешать вопрос.»
- «разрешать вопрос» - звучит по-канцелярски.
   
   Или в славной работе встречается слово, сводящее на нет всю прелесть стихотворения:
   
   Я в мамино платье одела Хвоста,
    Немножко разрезала – не налезало,
    И Хвост не хотел, но зато – красота!
    Красивый, как мама. А был – «чё попало».

   
   И так далее.
   
   Были работы, довольно небрежно написанные, но с хорошими находками:
   
   Мама с папой ждут напрасно –
    Мы не в силах говорить.
    Из подмышки беспристрастно
    Смотрит с градусника грипп…

   
   Или
   
   
   Вьюга выла, с тучкой билась…,
    Обессилив - испарилась.

   
   Значит, автор старался не зря. Значит, стоит еще покорпеть над текстом.
   
    Замечательно, когда неожиданна концовка:
   
   Свой костюм для карнавала
    Примерял четыре дня.
    Даже Чапа не узнала
    И… облаяла меня...

   
   Вот ребенок, проспавший в сон-час, когда принесли елку, всей душой желает не проспать еще что-то интересное
   
   Завтра лягу на живот,
    Подремлю легонько:
    Не проспать бы Новый год
    Бедному ребёнку!

   
   Причем здесь мальчик явно повторяет слова взрослых «бедный ребенок». При чтении на публику это будет изюминкой, вызывающей смех слушателей.
   
    В пожелтевшей вате – старые иголки,
    Но, какого года Новогодней Ёлки?!
    Бабушка внучатам Ёлку наряжала,
    Из коробки старой детство доставала.

   
   Здесь и светлый образ бабушки, и блеск стареньких игрушек, хранящие запах детства.
   Пронзительные строки.
   
   Очень понравилось стихотворение, где до конца сохранена интрига, где каждая строка несет добро, а улыбка остается надолго после прочтения:
   
    Шаг, остановка, вновь шагнул.
    Кругом полыньи-рты.
    Вдруг кто-то лапу протянул
    Ему из темноты.
   
   В лесу шум праздничных ракет
    Лишь только утром смолк.
    Довольный, в красном колпаке,
    Шёл, улыбаясь, волк!

   
   Правда, с ударением незадача вышла, но это поправимо.
   
   Хочется отметить стихи, темы которых очень и очень серьезны. Мне кажется, что тексты таких работ должны быть особенно проработаны. Серьезные темы требуют серьезной работы и соответствующей подачи. И обидно, когда автор затронул что-то святое, но так неумело!
    - Наши просьбы без затей,
    Самые-пресамые:
    Пусть всегда, у всех детей
    Будут папы с мамами!

   
   
   
    Это всего лишь несколько примеров типичных ошибок.
   Каждый автор может увидеть комментарии судей – под самими работами. Мнения иногда расходились, и это нормально.
   Я не стала заострять внимание на теме точной рифмы в детских стихотворениях, об этом достаточно литературы. Мне хотелось показать некоторые ошибки и поблагодарить за хорошие строки авторов нашей номинации в ракурсе эмоционального восприятия ребенка.
   
    Старались все авторы, кто как мог. И несмотря на то, что стихи получились очень разные, однако, достойные стихи не потерялись в общей массе. Желаю всем творческих успехов и хорошей работоспособности.
   
    Яворская Ульяна.
Татьяна Кунилова (Stik)[08.02.2013 19:28:02]
   Ульяна, это почти готовое руководство к написанию стихов для детей.
   Методическое пособие)))
   Очень интересно и познавательно)))
Владимир Колодкин[08.02.2013 20:18:09]
   Полезный разбор. Без занудства и чепухи.
   Спасибо, Ульяна!
Карапетьян Рустам[09.02.2013 08:22:32]
   Здорово!
   
   Татьяна, Владимир - золотые слова :)
Виктория Кейль (Колобова)[09.02.2013 11:47:35]
   Уважаемая Ульяна Яворская
   
   "" А здесь ударение падает так, что искажается слово, превращаясь в деревенскую «комнАту» на украинском языке.""
   
    Сто чудес в серебре и злАте –
    сто дорог сквозь звёздную мглу.
    Добрый Джин поселится в комнАте,
    в самом тихом её углу.
   
   Постарайтесь просто прочесть - постарайтесь услышать то, как написано. Разве нельзя просто прочесть с нормальной интонацией? Ударение на О!!! Зачем намеренно искажать ??
   
   
    Сто чудес в серебре и злате –
    сто дорог сквозь звёздную мглу.
    Добрый Джин поселится в комнате,
    в самом тихом её углу.
   
   Тогда уж правьте и Тютчева
   
   Дни сочтены, утрат не перечесть,
   Живая жизнь давно уж позади,
   Передового нет, и я как есть
   На роковой стою очереди...
Карапетьян Рустам[09.02.2013 12:50:20]
   Мне кажется, Ульяна просто ошиблась, считая, что "комнате" и "злате" - вы рифмуете. Получается, что здесь не искажение произношение, а банальное отсутствие рифмы (что в некоторых случаях не зазорно, но это повод для отдельного разбирательства)
Николай Бурмистров[09.02.2013 12:56:21]
   Да, "злАте" - женская рифма с ударением на предпоследнем слоге. Она требует такого же ударения в "комнАте". Иначе - не рифма.
   Точная - зОлоте-кОмнате. А смешная - в злате на кровати.
   ---------------
   Виктория, Рустам! Жду вас в Блице
   http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=394416&project=508
Александр Дивеев[09.02.2013 19:36:28]
   Уважаемая Ульяна Яворская!
   
    "Завтра лягу на живот,
    Подремлю легонько:
    Не проспать бы Новый год
    Бедному ребёнку!
   
    Причем здесь мальчик явно повторяет слова взрослых «бедный ребенок». При чтении на публику это будет изюминкой, вызывающей смех слушателей".
   
   "Подремлю легонько" - выражение взрослого человека, а не ребёнка.
   Смех слушателей... слёзы читателей...
   Сами же утверждаете: "В детской поэзии именно мелочам надо уделять самое пристальное внимание."
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта