Собственно, как я уже заметил - есть склонность скатывания дискуссии в демагогию (и как один из приемов - безадресная отсылка к авторитетам). Попробую несколько адресно: * * * В. И. ЧЕРНЫШЕВ ЗАМЕЧАНИЯ О ЯЗЫКЕ И ПРАВОПИСАНИИ А. С. ПУШКИНА "Пушкин жил в эпоху становления русской орфографии. Школа и юношеские годы не дали ему такого правописания, которое отделялось строго от произношения, и в процессе записывания своей мысли, литературной и деловой, наш поэт часто отступал от книжной нормы письма в сторону разговорной. Перед нами статья В. А. Малаховского „Язык писем Пушкина“.1 В ней имеются многочисленные примеры в которых Пушкин писал слова по произношению его времени (акающему московскому) или же допускал ошибки в словах, происходящие от произношения, не различающего неударяемых гласных русского языка. Приведу оттуда несколько типических написаний этого рода: здаров, егаза, далой, продовать, докожу, подрожает; собирись, напишит, голинькой; получешь, яишница; большова, другова; какого вм. каково и т. п." * * * ТОЛСТОЙ Л. Н. -- Избранные письма 1900-1910 годы Однажды Толстой признался Т. А. Ергольской: «Вы мне говорили несколько раз, что вы пишете письма набело; беру с вас пример, но мне это не дается так, как вам, и часто мне приходится, перечтя письмо, его разрывать. Но не из ложного стыда — орфографическая ошибка, клякса, дурной оборот речи меня не смущают; но я не могу добиться того, чтобы управлять своим пером и своими мыслями. Вот только что я разорвал доконченное к вам письмо, в котором я наговорил то, чего не хотел, а что хотел сказать, того не сказал» (17 августа 1851 г.). * * * И теперь, на всякий случай: не стоит пытаться повернуть мою мысль так, словно я ратую за неграмотность. Однако, грамотность это не всегда необходимое, а уж тем более не всегда достаточное условие, чтобы стать писателем. Хотя, конечно, кому-то было бы проще: устроили бы ЕГЭ по русскому и по его результатам объявили самых лучших писателей. Споров было бы меньше. |