Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" | Здравствуйте, мои дорогие коллеги! На этой неделе мне поручили дежурство по нашему Порталу ЧХА, и мне хотелось бы поближе с Вами познакомиться: узнать, чем дышите, что пишите, какие мысли вас волнуют и тревожат, какие темы вы предпочитаете отражать в своём творчестве? Возможно , эти вопросы вторичны к Главному: для чего мы пишем? Уверены ли мы в том, что именно наше творчество необходимо людям, литературе? Как мы пишем? Кто наши учителя? Умеем ли мы слушать и слышать критика, если таковой имеется? Стремимся ли мы учиться и совершенствоваться в своей области творчества? Вопросов много, и они не праздные, потому что затрагивают основные проблемы Портала «Что хочет автор? Не буду скрывать и для многих не секрет, что за последние несколько лет резко снизилось качество авторских работ, как в конкурсной части, так и в области судейства. Это плохая тенденция для литературного сайта. Хотелось бы в дружеской атмосфере поговорить об этом с вами. |
| "Детство Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на датском острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782—1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775—1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии — королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек — только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру — кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности. Юность В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген, мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!» Он поехал с целью устроиться на работу в театр, мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого странного долговязого подростка, обещала всё устроить, но, конечно, не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего. Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся квинтэссенцией Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ганс Христиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагелсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней — он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок — Андерсен так и не одолел грамоты. Андерсен не соответствовал образу сказочника, окружённого детьми, рассказывающего им свои сказки. Его замкнутость и эгоцентричность вылилась в нелюбовь к детям. Когда знаменитый скульптор хотел изобразить знаменитого уже сказочника в окружении детей, тот разгневался настолько, что выгнал его взашей и сказал, что у него нет привычки беседовать с детьми . Он так и умер в полном одиночестве." http://lib.rus.ec/a/17415 " Андерсен дарил миру розы, назывались они «сказки». Андерсен – автор более 170 сказок и историй (5 романов, более 20 пьес, 8 путевых очерков и бесчисленного множества стихотворений). Так уж издавна повелось, во все времена у всех народов люди слушали сказки. И вставал в этих сказках волшебный мир, порожденный народной фантазией: его населяли эльфы, великаны, ведьмы и тролли, лесовики и бабы-яги. Повествуя о фантастических мирах и о предметах, которые повседневно окружают человека, сказки уносили в мир неизведанного и по-своему объясняли извечные вопросы: « как?», «почему?». В народных сказках причудливо переплетались волшебство с веселой шуткой и серьезным нравоучением. Переходя от одного рассказчика к другому, сказка что-то приобретала, но что-то и утрачивала. Понадобилось много времени, чтобы народные сказки были собраны и записаны учеными-фольклористами и изданы в виде книги. До Андерсена сказок не сочиняли (братья Гримм собирали и записывали сказки). Их начал сочинять Андерсен. Сборников народных сказок в годы детства Андерсена не было. Маленький Ганс знакомился с народными сказками, слушая их во время уборки хмеля или в прядильне. В родном Оденсе нашел зернышко, которое прорастает потом в его литературной сказке. Он слышал там народный вариант сказок «Огниво», «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Дурень Ганс» и др. Андерсен очень любил свою страну Данию, ее культуру, фольклор. Герои сказок привлекали его своей добротой, верностью в любви, настойчивостью в достижении цели, ему нравились герои, одерживающие верх над злом, над властью денег, над самодурством королей и знати. В начале творчества Андерсен пытался пересказать народные сказки. Но благодаря своему таланту, Андерсен далеко ушел от народных источников. Когда книги Андерсена появились в книжных лавках Копенгагена, все были поражены. Никто ничего подобного не читал. Принцессы у Андерсена разъезжают на собаке («Огниво»), отличаются необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью («Дикие лебеди»). А куда девалось уважение к важным персонам?! Ведь король у Андерсена – вовсе голый! И волшебный мир сказки так изменился: герои уже не щеголяют в семимильных сапогах – у них на ногах обыкновенные непромокаемые сапоги или Калоши счастья. В сборнике «Новые сказки» уже нет пересказов народных. «Новые сказки» рождались от встречи, от соприкосновения писателя с жизнью. На что, бывало, не взглянет сказочник, к чему не прикоснется, все превращалось у него в сказку. Сказки живут всюду! В любом доме, во всех его уголках, на любой улице. Все обыкновенно и просто. Но надо было быть Андерсеном – обладать его живым и пристальным взглядом, умением подмечать все вокруг, - чтобы из виденного создать сказку (кресло, статуэтки, игла). В сказках и историях Андерсена особенна природа и ее явления. Ведь природа, по мысли Андерсена, неотделима от жизни людей. Она – свидетель и участник множества событий (дуб, ветер). Андерсен считал сказкой жизнь любого человека – и великого, и самого маленького. Умер сказочник в 1875 году в возрасте 70 лет." http://lib76.narod.ru/andersen_2.html От себя добавлю только, что Г.-Х. Андерсен - мой любимый писатель. Его произведения всегда стоят на моих книжных полках. Моё любимое -"Русалочка". Всё негативное, связанное с личностью писателя, никак не отразилось на моём отношении к его творчеству... |
| Салют, Оля! так и на моём отношении к Андерсену потомственное психическое заболевание, которым страдали члены его семьи тоже никак не отразилось (я же не в осуждение или осмеяние Андерсену упомянула о неполадках в его психике!) кто из нас без прибабаха? :) |
| А может быть - просто БЫТИЕ, кот. определяет СОЗНАНИЕ...такой своеобразный Маугли... |
| агрессия может быть как врожденной (генетика), так и приобретенной (среда)... агрессивное поведение передается по наследству даже от тех родителей, которые не принимали участие в воспитании своих детей и даже ни разу их не видели... агрессия - духовное заболевание, лечится трудно, малоэффективно, но лечится... |
| Ну вот, какую литературу Вы бы порекомендовали читать детям, уже склонным к агрессии, кот. стоят на учете в милиции? Я имею в виду художественную (Библия - это другое) Наверняка, это будут фолианты мировой классики...а из современных авторов?..а из авторов нашего дорогого ЧХА? Мир, к сожалению, жесток. Каким нужно быть обделённому ребёнку, чтобы противостоять негативу и при этом называться достойным человеком? Всё это очень сложно...но истоки душевного добра - в счастливом детстве и конечно же в хорошей детской литературе. |
| Библию девиантным подросткам читать не рекомендую. Библия читается воцерковляющимися людьми под руководством духовного наставника (с пояснениями священника), также как и Закон Божий у православных. Дать неверующему человеку в руки Библию на прочтение в одиночестве, равносильно как первокласснику велеть изучить учебник высшей математики или физику за 11 класс. Прочесть, может и прочтёт, но что и как поймёт? Что великая наука математика - муть беспросветная, а такая интересная физика - полная чушь? Так и с Библией - осваивать только под руководством и постепенно, начиная с варианта для детей. А для православных - начинать не с Библии, а с Закона Божия, затем Евангелие, а уж потом Библия (под руководством и с пояснениями священника!!!) С агрессивными подростками надо РАЗГОВАРИВАТЬ. Детей надо ЛЮБИТЬ и ЖАЛЕТЬ искренне, чтобы они тебе поверили, переживать за них, заботиться о них! Книги, даже шедевры классики, подростку с поведенческими или психическими отклонениями - как мертвому припарки. Приходилось мне смотреть замечательные фильмы в кинотеатре, видела реакцию детей педагогически запущенных - прикалываются над самым светлым и святым. Таким подросткам нужен наставник - человек, личность. И беседы. Многое идёт от непонимания ситуации, неприятия действительности и несогласия с социальными установками. |
| То, что подчас происходит с автором, замечательно проиллюстрировал Борхес. Герой его рассказа, чех, стоя у стены в ожидании расстрела, просит небесные силы дать ему возможность завершить пьесу, которую он сочинял. И божественное вмешательство происходит. Немецкая пуля замирает в полёте, застывает мир вокруг. Время теперь есть, чех завершает своё произведение в своём сознании, после чего падает, расстрелянный. Таким образом, творчество - это также способ жизни, даже один из вариантов жизни. Творчество ради него самого - почему бы нет? В пользу этого говорит огромное число литераторов, сгинувших в тюрьмах и психушках в разных странах, в разные времена, знающих, какая судьба их ждёт. Поэтому творчество и первично и вторично и третично. Признание людей, востребованность автора - для многих даже не имеет значения. Это уже зависит от воли судьбы, найдёт ли автор своего читателя и найдёт ли в этом столетии. И найдёт ли вообще. |
| Салют, Александр! хорошо сказали. Вспомнила слова Ренаты Мухи, когда её спросили, для кого пишете? Она ответила: "До востребования". :) |
| Светлана, все мы пишем до востребования. Вопрос лишь в том, кем будем востребованы и зачем. У всех народных песен и сказок был автор, но его имя сгинуло, а творения остались. Нам бы такая судьба. |
| Салют, Равиль! вот про судьбу "такую" я бы не рискнула... Приведу вкратце притчу, коряво, своими словами: В аду горят грешники, один - писатель, второй - разбойник. ... а вот, не надо пересказывать! я её в одном из блогов нашла: http://legenda-n.mylivepage.ru/forum/1303/2085 |
| Светлана, мы - литераторы, как лицедеи, играем с чёртом. Все ухищрения типа я ж о божественном и светлом от лукавого. Смиренный праведник не лезет в божий промысел, а мы создаём своими произведениями целые виртуальные миры. Боженька наказывает за такую деятельность и чем талантливей человек, тем круче наказание. У меня масса примеров: у знакомой харьковской поэтессы 40 летняя дочь бросилась в лестничный пролёт, когда она была на поэтическом фестивале, у феодосийской поэтессы якобы уссурийские тигры съели сына и она одна поднимает внуков. Может быть, наоборот, только страдающая душа выдаёт "на гора" шедевры и боженька нам так "помогает". Не знаю. Но по себе знаю, как это осознавать, что родные может быть страдают из-за тебя. |
| Равиль, спасибо. Вы затронули важные вопросы, которые мучат меня последнее время. Будто заглянули в мысли мои. И про Булгакова вспомнил. Его страдания. Они были ужасны! Но Вы коснулись Проклятий в поколениях. Эти вопросы меня волнуют давно. Есть такой христианский пастор ( вернее, был, Царствие ему небесное) Дерик Принц, который написал интересное откровение про " Проклятие и Благословение". Так вот оно: один в один с Вашими размышлениями. Боже! Хочется закрыть глаза, не замечать, а реальность доказывает шаг за шагом истинность Библейских истин. Они и в Коране, и Торе. В принципе - эти направления взаимосвязаны, и , как ручейки, вливаются в один океан - Океан истины, от которой мы прячемся под разными предлогами, дабы оправдать свои пороки,свою неудержимую страсть к Греху. |
|
|