АКРОСТИХ. Обзор стихотворений Вот так задание! На первый взгляд – простенькое: написать акростих на любой полевой цветочек. Но ведь нужно и цветок выбрать именно из простых, полевых, а если их несколько, то подобрать те, что и цветут одновременно. Далее. Подобрать вид строфы – а ну как нечётное число букв в слове – тогда разбивка на катрены может подвести. Опять же рифма: парная, чередующаяся, опоясывающая… Или «как бог пошлёт»? Смысл нужен. То ли дать зарисовку флористическую, то ли параллель провести с жизнью-судьбиной, то ли… Вот и посмотрим, что и как удалось нашим авторам. Итак. Юрий Мацегор Одуванчик Очаровательным шарОм, Дрожит, держась за стебель, племя. Уверены, настанет время - Всряхнётся, ветер чуя, семя, А дождь и беспощадный гром Наполнит день чудесной влагой. Часть деток выпорхнет ватагой И в поле, или под корчагой, Кудрявым выстелят ковром. ----- По замыслу очень чёткое стихотворение с разворачивающимся сюжетом. Наглядна картина, при которой ветер разносит семена одуванчика. Правда, на мой взгляд, семена разносятся ветром именно при сухом ветре, а вот дождь прибьёт их к земле недалеко от стебля, а не унесёт их в поле. Не очень удачно вот это: «А дождь и беспощадный гром Наполнит день чудесной влагой». Здесь придерусь к тому, что «беспощадный гром» вряд ли может повлиять на наполняемость влагой, тем более, что «наполнИт» (выделено мной, Г. П.). Скорее всего, имелась в виду гроза, но в написании оказалось не совсем корректно. Юрий сразу огорошил смещением ударения: «шарОм», вероятно потому, что у него тройная рифма: «шарОм – гром – ковром». Есть, конечно, выражение: «хоть шарОм покати», но творительный падеж слова «шар» всё же «шАром». Три последующие строчки. Их рифмы напоминают заучиваемый школьниками перечень существительных, оканчивающихся на «мя»: «знамя, пламя, семя, племя, время, бремя и т.д.», имеющих особые правила при склонении. Юмор не оценила:) Простая описка в слове «встряхнётся» - пропущена буква «т». Посмотрим конец: «Часть деток выпорхнет ватагой И в поле, или под корчагой, Кудрявым выстелят ковром». Здесь разберём глагол «выстелят». Кстати, мой Ворд ругается: требует окончания «лют», но он сильно неправ :) – у Вас правильно написано. Но это глагол совершенного вида, то есть получается, что эти резвые детки сами что-то «выстелят ковром», но что же? Просится «выстелятся», например. Но тогда летит:) размер последнего стиха. Так что, нужно что-то сделать с последней строчкой. ============== Алла Райц Прости и обними, как прежде, Любовь скорей вернется в дом, Юлою кружатся надежды, Щебечет птичка за окном…. --------- Здесь ЛГ обращается к кому-то, кто повинен в том, что любовь покинула дом. «Обними»: хорошо, по аналогии, с поведением:) вьющегося плюща – ключа стихотворения. Достаточно подходит и упоминание юлы, как некого символа обвития. Птичка вот слегка подкачала: щебечет себе просто:). Мило, конечно. Но птичку жалко:) =========== Цветок на память о Коко Шанель Красиво платьем стан охвачен, Лоск стиля жемчуг оттенил, Ей траур был судьбой назначен, Мир моды «черным» всех пленил! Аккордеон звучал тревожно, Танцоров разрывая такт, И отзываясь нервной дрожью, Смертельно полыхал закат. --------- Автор, вероятно, имел в виду один из сортов клематиса – отлично. Первый катрен явно даёт «приметы» стиля великого модельера: упоминание о знаменитом маленьком чёрном платье, ставшем, в некоторой степени, визитной карточкой стиля Шанель. Второй катрен. Автор, скорее всего, опирался на две песни Валерия Леонтьева: одна посвящена именно Коко Шанель, а вот вторая, «Бродяга аккордеон» и обыгрывается здесь. По крайней мере, я поняла именно так. Что ж, очень оригинально. Вообще всё стихотворение одновременно и прозрачно посвящением, и загадочно-красиво. Не совсем меня порадовали рифмы первого катрена, зато во втором они хороши – «тревожно - дрожью», допустимы: «такт - закат». Общее впечатление: понравилось. ==================== Загадка Волнуется ржаное поле, А в нем сверкает василек. Стоит на страже синь-цветок. И в колосящемся раздолье Любовь небес цветет привольно! Едва созреет колосок, Козлом по полю скок-по-скок. Это?... --------------- Василёк – цветок кентавра. Симпатичный цветочек. Посмотрим на первые две строчки. «Волнуется ржаное поле» - хорошо. Дальше: «А в нем сверкает василек». Почему «А в нём», не уловила это противопоставление «А…». «Синь-цветок» - симпатично. «Любовь небес» - возможно. «И в колосящемся раздолье Любовь небес цветет привольно!» - я бы выделила запятыми «в колосящемся раздолье» - не настаиваю. Но дальше мне показалось грубым «Козлом по полю…» - пропало очарование, хотя, судя по вредительско-сорняковым свойствам василька – оно так. Осудила его автор, сильно прогневалась на него:). ============= Незабудка Нежнее неба, бирюзой Ее сияют глазки. Зачем украшена росой? Ах, надо верить в сказки. Без устали поет щегол У ног твоих - обласкан. Друг милый покидает дом, Клянется, что вернется он, А вслед ты украшаешь дол. ---------- В этом стихотворении перемежаются описание прекрасного нежного цветочка с его названием-предназначением: «не забывать». Повествуется о грустном: «Друг милый покидает дом, Клянётся, что вернётся он…» - похоже, что ЛГ не очень в это верит: здесь и риторический вопрос о росе (слёзы, наверное), о том, что так хочется ей верить в обещание: «Ах, надо верить в сказки». Вослед уходящему, цветок-незабудка «украшает дол» - может быть это будет неким наставлением «Другу милому…». Закралось, правда, подозрение, что «дол» здесь в другом значении: выемки вдоль клинка холодного оружия. Тогда «ты украшаешь дол» - обращение самой к себе ЛГ – граничит с затаённой угрозой «милому»:)… Но оставлю это предположение за скобками обзора:) Ещё один участник действа – щегол, к которому очень благоволит незабудка, он обласкан ею. Если учесть, что щеглы известны истреблением вредных насекомых, особенно тлей, а также уничтожением семян сорняков, то есть эти птицы приносят пользу сельскому хозяйству – что ж, благодарность незабудки к птичке очень возможна:) Хорошо «бирюзой – росой, щегол – дол, сказки – обласкан (кроме сказки – глазки:))»., хуже «дом - дол». Общее впечатление: хорошо. ============= Валеев Равиль Плато ещё покрыто жухлою травою И лес по зимнему прозрачно гол. От солнца, что зависло над Тырке горою, На каррах каплями пион расцвёл. ----------------- Стыдно, что не знала (пришлось уточнить), что Тырке – плато в Крыму. Даже Тырке-яйла. Да, на каррах вполне может по весне цвести пион. Красиво: «На каррах каплями пион расцвёл». В четырёх строчках автор дал прекрасную зарисовку, даже несколько динамичную, так как включено участие солнца. Прекрасно увиделось! Замечания. 1) «по-зимнему» пишется так, 2) «От солнца, что зависло над Тырке горою», - надо бы «… над Тырке-горою», явно ведь встречали, автор, написание «Медведь-гора» (вот это и я помню:)). Иначе, неровен час, можно подумать, что это солнце нависло горою над бедным плато:) Очень понравилось. ================== Пётр Грановский Незабудка Нам среди роз, южных цветов Её красу заметить - тщетно, Зато в природе так заметна Ажурность нежных лепестков, Бывает, что лишает сна, Улыбкой скромница иль шуткой, Давно прошла моя Весна, Как роза пламенно красна, А снится чаще - незабудка. ----------- Сначала пройдусь по «минусам». Прямо-таки застонала: «Ох, эта первая строчка: явно же читается «южнЫх». Вторая: долго-долго размышляла, почему меня остановило слово «тщетно». Даже выписала синонимы: «напрасно, бесполезно, безуспешно, бесплодно, бесцельно, неудачно…» Иначе говоря, мне кажется, что все эти значения хороши для случая, когда что-либо пытаешься разглядеть, прикладываешь некоторые усилия – ан нет: тщетно. Однако в стихотворении не сказано о таких усилиях. Говорится, что «среди роз…» незабудку вряд ли можно заметить. Короче говоря, наречие «тщетно» считаю не слишком здесь удачным. Три последние строчки: «Давно прошла моя Весна, Как роза пламенно красна, А снится чаще – незабудка». Здесь не понятно противопоставление: «А снится чаще…». Впечатление. Весьма стройное стихотворение – ЛГ ассоциирует внешнюю скромность цветка с живыми скромницами, которые бывают милее пышных «роз» – явная метафоричность. Хорошо! =============== Чертополох Чертополох на вид колюч и страшен, Его работа - прогонять чертей, Рекомендую дамам без затей Такой цветок, хотя бывают краше, Однако, нет лекарства посильней! Прими же в дар, притворщица младая, Одумайся, пока не грянул срок, Лекарство лучше принимать нам впрок, Опасны игры с чертом, дорогая, Хоть вспомни это, глядя на цветок! --------------------------- Дамы, внимание: чертополох – одно из старейших народных средств для лечения женских болезней:) Я бы выделила так:: «Рекомендую – дамам – без затей», а то дамы получаются незатейливые, двусмысленные какие-то:). Не очень удачная здесь инверсия. Вообще-то автор и дальше предупреждает, особенно «младых притворщиц», чтобы поосторожнее были с нечистью: как бы бес их не попутал. Забавное стихотворение, тонко-нравоучительное. Исполнение отличное. Мне не показалось только это слово: «посильней» во фразе: «Однако нет лекарства посильней!». После «однако» запятую уберём: здесь оно в смысле «но». С рифмами достаточный порядок. =============== . Елена Сичак ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ АКРОСТИХ Он словно солнце под ногами, Даже, когда на небе дождь, Утром встает, как будто с нами В весне шагая, словно вождь. А ночью красоту скрывает Не может он без солнца жить, Чем-то луна его пугает, Иль он ее не понимает, К чему все это ворошить. *************** Стихотворение лирически описывает дневное и ночное состояние одуванчика: он открывает лепестки при свете и смыкает их в ночное время. Всё правильно с точки зрения ботаники. Немного подкачало только исполнение. Ударение на втором слоге в первой строке и перенос ударения на вторые слоги в двух последующих строчках очень резко сбивают ритм. Елена, прислушайтесь, что получается: «ДажЕ…» , «УтрОм…», «Чем-тО…» Здесь: «Утром встает, как будто с нами В весне шагая, словно вождь» нужна запятая после «с нами» - начинается деепричастный оборот. Допущу сравнение «словно вождь», так как одуванчик часто служит символом приходящего лета. Хорошо вот это: «Чем-то луна его пугает». Однако последняя строчка мне не представилась очень удачной. Надо бы, думаю, поработать над этим стишком. ============= В поле к милому пойду Адрес его знаю, След его в траве найду И пред ним растаю. Лик его душе так мил Екает сердечко, Кажется, на стебельке вижу я колечко. *********** Здесь совсем не связано ключевое слово стихотворения с его содержанием. А содержание не совсем продумано, кажется мне. Сначала «поставлю» тире в конце первой строки (две части предложения). Аналогично: «Лик его душе так мил – Екает сердечко». Ритм соблюдён хорошо, даже буква «Ё» реализована! Однако последняя строка содержит теперь столько же слогов, сколько в предыдущей части содержали пары строк – не очень красиво. Вопросы: Зачем нужно «выслеживать милого, если известен его адрес? (След его найду). Идёт ли девушка в поле (тогда нужно так: «В поле, к милому пойду…) или она там находится, (Будучи в поле, подамся ужо я к милому:))? Перед чем растает ЛГ – перед следом? Почему, идя по полю, ЛГ находит «след … в траве» ? Что за поле такое? Стихотворение не понравилось: тяп и ляп, простите:) ================= Колокольный всюду звон Окружил сознанье, Льется он со всех сторон Ощути старанье. Как найти его в полях, Он вдруг замолкает? ЛЬстивым ветерком в цветах, Чаяньем в твоих мечтах, Инеем, пройдя в полях Ключиком, что есть в сердцах. ******** Формальная сторона стихотворения выполнена очень хорошо. Даже для сложного «ЛЬ» подобрано удачно слово «льстивый». Первые две строки, без двоеточия в конце первой, выглядят… кошмарно:). С двоеточием было бы только чуть-чуть лучше, но не более того. Вопросы: - чьё старанье нужно ощутить? - если колокольный звон повсюду, то зачем его нужно искать, да ещё в полях? - если учесть, что ветерок, названный «льстивым», скорее всего дует летом, то откуда берётся иней? - о каких ключиках идёт речь? - к чему относятся последние четыре красивых образа, если перед ними «Он (то есть звон) уже замолкает?» Елена. Если посчитаете, что я просто ничего не поняла, приму Ваши пояснения. Рекламации принимаются!! ================== Не могу расстаться так Еще хоть минутку Знаю, боль в груди пустяк А любил я в шутку. Буду вспоминать тебя У окна вздыхая Девушкой своей любя Кротко называя…. А в ночи страдая…. ********** Сбой ритма: «Еще хоть минутку». Много пунктуационных сбоев – затрудняет прочтение. Слабое стихотворение. ====================== Распускаются цветы, Отдохнуть бы где-то. Манят вдаль меня мечты, Адресат их лето. Шаг и с ними я в раю, Как бы здесь остаться, А меня уже зовут, надо расставаться. --------------------------- Неплохая идея стихотворения. Но вот первые две строчки. Первая о том, что цветы распускаются. Вторая – безличное предложение, отделённое от предыдущего запятой. Так к кому-чему относится эта мечта об отдыхе, непонятно. Дальше достаточно интересно: «Манят вдаль меня мечты, Адресат их лето.» (тире, правда, нужно после местоимения «их»). Но следом: «Шаг и с ними я в раю». Манили вдаль, но стоило сделать только шаг, как ЛГ очутился вместе с ними, с мечтами, в раю. Отмечу, как и в предыдущем, пунктуационные нарушения. Советую Елена, вплотную этим позаниматься. Ошибки сильно затрудняют прочтение, сбивают. Без обид, прошу Вас. ================= Вениамин Обухов НЕЗАБУДКА Акростих Небесно – голубой цветок - Его носили мы, как символ. Звенел наш выпускной звонок, А жизнь легла, дорогой длинной. Была у каждого мечта… Уйдя из школы, к ней стремились. Достойно жить – не суета, Как жадно, снова мы учились… А годы, мчатся мчатся в даль. НЕЗАБУДКА,не цветок, как таковой. А её копию - символ, носили выпускники школ. В лацкане пиджака - юноши, и в качестве броши - девушки. Именно этой незабудке посвящен данный акростих. ------------------------------ Бодрящее такое стихотворение. Правильное. Слегка нравоучительное. Все факты и рассуждения, увы, не новы. Вениамин, я уже Вам посоветовала в другой рецензии, как нужно печатать дефис, а как – тире. В первой строке они наоборот изображены. Первые две строки – неплохо. Потом: «Звенел наш выпускной звонок, А жизнь легла, дорогой длинной». (Лишняя запятая после «легла»). Почти: «В огороде бузина, А в Киеве дядька»:) Вот это: «Достойно жить – не суета». Здесь, вероятно, имелось в виду, что достойная жизнь не терпит суеты. Предположим. Нужно было только согласовать части речи, например: «Достойная жизнь не есть суета» или «Достойно жить, а не суетиться». Потом вдруг «Как жадно, снова мы учились…» (Запятую уберём. При её наличии складывается впечатление, «жадно, заново…»). Последняя строчка повисла в гордом одиночестве:) Замечание насчёт примечания:). У Вас написано: «В лацкане пиджака – юноши…». Лацканы – это отвороты. Говорят «на лацкане…» или «в петлице…». ========================= Фрида Полак ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ (акростих) Поле пестрит разноцветным ковром, Облако пчёл – как дневное виденье. ЛЮТИКИ – доброй землицы творенье, Если присмотришься – солнечный дом. ВЕРЕСКА запах, РОМАШКИ гурьбой, Около липы – живой КОЛОКОЛЬЧИК, Йодистый запах от лопнувших почек, Цвета зари алый МАК ПОЛЕВОЙ. Вот ВАСИЛЬКИ оживили пейзаж. Если в букет попадут НЕЗАБУДКИ, Тут же возникнут картинки – малютки: Озеро – синий далёкий мираж. Кто же создал этот дивный пейзаж?.. ------------------ Очень живое, красивое стихотворение. И сказать особенно нечего: оно само всё за себя говорит!:) Придирки: - «Живой» колокольчик? Хотя… Может быть, это о раскачивающихся отдельных цветках. Может быть. - «картинки-малютки» – здесь дефис нужен, а не тире. - я бы больше доверяла читателю: не «капсила» бы названия цветов. Очень даже хорошо!! =================== Лилия Кондрашкина О лете Радуюсь солнцу, свету, теплу; Очень я время это люблю! Милое лето с нами опять, А мы будем снова до ночи гулять! Шагаем по пляжу, ноги в песке. Как же прекрасно жить на земле! Ах, лето, счастливое лето! ------------------------ Незатейливо несколько. В четвёртой строке лучше бы без «А..» в начале. По смыслу, скорее, «И», но лучше вообще без дополнительного начального слога. «Песке - земле» не созвучно. Последняя строчка зависла в одиночестве нерифмованном:) Не впечатлило совсем, простите. =========================== Варвара Божедай ЛАВАНДА Летний шаловливый ветерок Аромат разносит по ущелью… Воздуха целебного глоток – Августа хмельного угощенье. Надышусь, напьюсь прохлады гор… Дома, в вазе, синее цветенье, А вдали лавандовый ковёр… ------------------- Казалось бы – что скажешь в семи строчках? А вот посмотрим. Получилась цельная композиция: во второй строке про аромат, а в пятой «надышусь». В третьей про глоток целебного воздуха, а в пятой – «напьюсь». И это не мелочи я подметила, это говорит о большой продуманности, о взаимосвязи образов. Создано впечатление о первоначальной прогулке по ущелью, потом, уже дома, букетик цветов поставлен в вазу, а из окна вид чудесный такой… Простите, Варя, но мне захотелось на Вашем примере показать «молодым» поэтам, что и как можно сказать с помощью всего семи строк. И как ненавязчиво упомянуто ключевое слово акростиха. Это – настоящее стихотворение. Учитесь, молодёжь! Вениамин Обухов РОМАШКА Расскажите мне всё о любви, Обратился к цветам полевым. Моё сердце давно уж болит... А они не хотят говорить. Шаг за шагом, склоняюсь к цветам - Колокольчики, лютики, маки... А ромашка согласье дала. *** И сегодня я в свадебном фраке. --------------------- Оригинальная задумка: переплетение яви и воображения. Интересно весьма. Ох уж эта ромашка!:) А теперь, а теперь…:) - Почему-то не оформлена надлежащим образом прямая речь в начале стихотворения. - В маленьком стихо тем более заметен переход с мужской рифмы на женскую («маки» дали сбой). - Последняя дополнительная строчка хороша очень по замыслу, но её выпадение из акро-последовательности не принимаю. - Рифмы. «Маки-фраки» - хорошо. «Любви – полевым или любви - болит» - хорошо. Но далее рифмы не прослеживаются. Подработать бы его! ==================== Екатерина Шуклина ЛАЗУРИТОВЫЙ БУКЕТ ( семь цветов) Аквамариновою синью Кивает летом водосбор. Воротничок - звезды убор - Изящность полукруглых линий. Ласкает мгла лиловой одой Его потупленный венец. Горошины хранит «ларец», Искусно сделанный природой. Я соберу в букет лазурь Фиалок, васильков грустинку, А тёмно-синий образ бурь Цветком прикрою на картинке: Его на утренней росе Лелеет солнце лаской света - Изящен колокол в красе Ярчайшим отраженьем лета… Небесной синью лепестки Её таят печали. Знаком ей робкий зов реки, А миг, когда влюблялись, Блаженством в тот цветок был взят Утраченных свиданий. Достался нежный аромат К голубизне и манит Альтернативой синий взгляд… Целое небо Исчезло в снежинках цветов, Крупные чаши Обняли тростинки собою. Радостью солнце сквозит в синеве лепестков, Искренне веря, что дух Исцелим синевою… Язычки орхидей луговых, Тонкий свой аромат источая, Рассказать о «слезинках» мечтают, сЫрость трав заплетая в мой стих. Шелохнёт колосок слабым ветром: Нежность крапин в лиловом цветке Исчезает « на нет» вдалеке Кротость бездны длиной в сантиметр. Бескомпромиссно тянут к солнцу лик, Активно завоёвывая место, Растения, что ласково и лестно Вьюнком зовём и «радостью земли», И лазурита синяя печаль Навеет грусть. Цветок Руссо так нежен Очарованьем неба, безмятежен, Кристально чист, как утренняя даль. Где пронзительною синью Опоит тебя природа? Редкий блеск ультрамарина Есть в цветах на пике моды - Что синей всего на свете? Альпинисты неба раны Видят в ярко-синем цвете Колокольчиков Нирваны: Автор верит – генциана! ---------------------------- Семицветковый «букет» представила Екатерина: аквилегия, фацелия, незабудка, цикорий, ятрышник, барвинок, горечавка. Действительно лазуритовый букет по сочетанию оттенков голубого, синего, фиолетового. Хорошо исполнен смысловой переход от описания самого цветка, ассоциаций, связанных с ним, к другому. Однако не всегда переход от одного цветка к другому выполнен плавно с точки зрения ритмики. Иначе говоря, если заранее не разделить стихотворение на соответствующие фрагменты, то сильно спотыкаешься на стыках. Вот проходит плавно переход от аквилегии к фацелии: « Я соберу в букет лазурь Фиалок, васильков грустинку, А тёмно-синий образ бурь Цветком прикрою на картинке:» - очень хорошо. А вот от фацелии к незабудке: «Изящен колокол в красе Ярчайшим отраженьем лета… Небесной синью лепестки Её таят печали. Знаком ей робкий зов реки, А миг, когда влюблялись,…» - уже читателю нужно на ходу приноравливаться. Ещё вот – стык незабудки с цикорием: « К голубизне и манит Альтернативой синий взгляд… Целое небо Исчезло в снежинках цветов,» На мой взгляд, всё же акростих должен быть однородным по ритму. Или, возможно, следовало поставить служебные строчки-разделители. Само стихотворение, безусловно, поэтично, насыщено оригинальными образами, наполнено светом, цветом, а также мыслью. Последнее мне кажется весьма важным! Сама с удовольствием читала и другим советую! ==================== Небольшой итог по обзору. Непростая это задача – написание акростихов, пусть даже и на основе скромных полевых цветочков. Безусловно, что те авторы, которые всегда вдумчиво, внимательно относятся к созданию любого произведения, сделали это «на хорошо и отлично»:). Хотела бы ошибиться, но некоторые авторы сработали по принципу: «сойдёт и так, лишь бы все начальные буквы строк образовали нужное слово, а тонкий оригинальный замысел ни к чему». Многим авторам следует перестать пренебрегать пунктуацией, считая это делом второстепенным, а может быть, даже не достойным творческого человека. Увы, страдают ведь сами произведения. Уважаемые авторы. Рекламации принимаются! Всем спасибо. |